А ведь все ещё может статься: осень уступит свои позиции и, быть может, даст еще прийти «бабьему» лету. Но как бы то ни было, знает ли кто: почему несколько по-летнему тёплых и солнечных дней в осеннюю пору получили название в народе «бабье лето»? И почему лето «бабье», а не, уж простите, - «мужицкое»?
Ответ же этому довольно прост. Дело в том, что ещё совсем недавно женская доля на Руси была весьма незавидной. Бабы - вечно на сносях, хотя в каждой избе детей полно от мала до велика. Хочешь- не хочешь, а приходилось весь день суетится в заботе о многоротом семействе.
А весна приходила – тут все бросали: на барские поля да в сады шли батрачить. А что от светлого дня оставалось – так то на свой хилый огородик до последнего солнечного лучика растрачивали, чтобы и свои грядки поспеть взборонить да рассаду посадить. И так каждый день, не разгибая спины, не покладая рук….
А там, глядишь, и лето в работах и заботах незаметно приходило, дивным цветом расцветало. Правда, не успевали русские женщины этим цветом вдоволь насладиться: горькая трава незаметно быстро в пояс вырастала, отяжелевшая, наземь начинала ложиться. А это означало, что покос уж вызрел, и надо уже стога собирать, чтобы корову-кормилицу было чем студёной зимой кормить и детишек молочком да творожком длинными вечерами подкармливать.
Мужики траву косят, а бабы со старшенькими мальцами за ними торопятся, покос сгребают да сушат - спешат в копешки сложить: вдруг дождь пойдет, зальёт ведь всё! Снова придется всю траву ворошить да сушить. А её ни много ни мало - целое поле.
Труд, что ни говори, тяжкий. Так наработаются, намаются, что домой еле живыми приходили. А по печкам да по лавкам детвора чумазая своих мамок дожидается: рты голодные да глаза зарёванные...
И вот уже осень отмечала себя холодными ночами. Бросались бабы гурьбой погреба хозяйские да свои снадобью заполнять. Печи чадят, чаны кипят, - это солёности да копчёности готовятся. И пока последняя кадка не будет закатана и на свое место не определена – не видать всему женскому роду ни минуты отдыха.
И вот он, долгожданный, наступал. Вздыхали бабы и девки во всю грудь: кто в лес по грибы, кто - в поле за гармонистом хороводы водить да песни петь. И если уж выпадал осенью остаточек солнечных дней – вот было бабам счастье. Вот оно - бабье лето!
Ну, а что же мужички? Те же - больше промысловики да охотники. Летом нередко по полям и лесам с ружьецом хаживали да и зорьку утреннюю на речке у сетей не раз встречали. И всё затем, чтобы на барском столе и мясо и рыба не переводились да и своей семье что-то оставалось. И тем, кто помельче из рода мужского, в отличие от девок, лета тоже перепадало: парни стада овец да коров пасли, от лютых волков их берегли. Вот как было...
Не будем же забывать, что в отличие от просвещённой Европы, крепостное право на Руси, а другими словами – рабство, было отменено ровно сто пятьдесят лет тому назад - в 1861 году. И уж коль взялись изживать в себе рабский дух, то в память о той печальной истории, из которой, собственно, и выросло это исконно русское название тех нескольких осенних теплых дней – «бабье лето».
Ответ же этому довольно прост. Дело в том, что ещё совсем недавно женская доля на Руси была весьма незавидной. Бабы - вечно на сносях, хотя в каждой избе детей полно от мала до велика. Хочешь- не хочешь, а приходилось весь день суетится в заботе о многоротом семействе.
А весна приходила – тут все бросали: на барские поля да в сады шли батрачить. А что от светлого дня оставалось – так то на свой хилый огородик до последнего солнечного лучика растрачивали, чтобы и свои грядки поспеть взборонить да рассаду посадить. И так каждый день, не разгибая спины, не покладая рук….
А там, глядишь, и лето в работах и заботах незаметно приходило, дивным цветом расцветало. Правда, не успевали русские женщины этим цветом вдоволь насладиться: горькая трава незаметно быстро в пояс вырастала, отяжелевшая, наземь начинала ложиться. А это означало, что покос уж вызрел, и надо уже стога собирать, чтобы корову-кормилицу было чем студёной зимой кормить и детишек молочком да творожком длинными вечерами подкармливать.
Мужики траву косят, а бабы со старшенькими мальцами за ними торопятся, покос сгребают да сушат - спешат в копешки сложить: вдруг дождь пойдет, зальёт ведь всё! Снова придется всю траву ворошить да сушить. А её ни много ни мало - целое поле.
Труд, что ни говори, тяжкий. Так наработаются, намаются, что домой еле живыми приходили. А по печкам да по лавкам детвора чумазая своих мамок дожидается: рты голодные да глаза зарёванные...
И вот уже осень отмечала себя холодными ночами. Бросались бабы гурьбой погреба хозяйские да свои снадобью заполнять. Печи чадят, чаны кипят, - это солёности да копчёности готовятся. И пока последняя кадка не будет закатана и на свое место не определена – не видать всему женскому роду ни минуты отдыха.
И вот он, долгожданный, наступал. Вздыхали бабы и девки во всю грудь: кто в лес по грибы, кто - в поле за гармонистом хороводы водить да песни петь. И если уж выпадал осенью остаточек солнечных дней – вот было бабам счастье. Вот оно - бабье лето!
Ну, а что же мужички? Те же - больше промысловики да охотники. Летом нередко по полям и лесам с ружьецом хаживали да и зорьку утреннюю на речке у сетей не раз встречали. И всё затем, чтобы на барском столе и мясо и рыба не переводились да и своей семье что-то оставалось. И тем, кто помельче из рода мужского, в отличие от девок, лета тоже перепадало: парни стада овец да коров пасли, от лютых волков их берегли. Вот как было...
Не будем же забывать, что в отличие от просвещённой Европы, крепостное право на Руси, а другими словами – рабство, было отменено ровно сто пятьдесят лет тому назад - в 1861 году. И уж коль взялись изживать в себе рабский дух, то в память о той печальной истории, из которой, собственно, и выросло это исконно русское название тех нескольких осенних теплых дней – «бабье лето».
Обсуждения Бабье лето ещё вернется