Задуй очаг
И рядом ляг.
Уйми душевный глас!
Живи, пока тепло
Исходит от него...
Что будет там, за той чертой?
Глаза замучено прикрой.
Не думай ни о чём
Он теплится ещё!
И пусть не веришь ничему
И знаешь наперёд,
Что он опять лишь врёт -
Поверь в последний раз!
Умри, забудь...
..........................
Коль он уже угас –
Так не спеши задуть!!
И рядом ляг.
Уйми душевный глас!
Живи, пока тепло
Исходит от него...
Что будет там, за той чертой?
Глаза замучено прикрой.
Не думай ни о чём
Он теплится ещё!
И пусть не веришь ничему
И знаешь наперёд,
Что он опять лишь врёт -
Поверь в последний раз!
Умри, забудь...
..........................
Коль он уже угас –
Так не спеши задуть!!
Онлайн рецензия Очаг
Начну с сюжета.
Сначала «задуй», затем сразу же «живи», пока он тёплый. Тут же выясняется, что очаг ещё теплится (правда, читатель теряется в догадках – горит он ещё или это тепло остывающего, «задутого» очага). Так где же истина? Автор оставляет этот вопрос открытым.
Потом – о «той черте». Какой? О черте, когда перестанет исходить тепло? Или «та черта» - это та, о которой не принято говорить из суеверия, т. е. последняя жизненная черта (видите, я тоже не сказал)? Читатель в недоумении.
А дальше – ещё сложнее. Автор говорит читателю, что кто-то врёт. Кто?! – восклицает недоумевающий читатель! – Очаг?! Вроде бы автор ни о ком больше не говорил?! Может быть, мы что-то пропустили?! Перечитываем… Да нет, автор говорит только об очаге! Есть ещё, правда, вариант, и он невероятен: «врун» - хорошо законспирированный и тщательно замаскированный невидимка, но автор о нём знает!
Жаль, что не знает читатель.
А в конце – сплошные шарады, которые читатель не в состоянии разгадать: всё-таки надо этому "кому-то" «поверить» - или «умереть» и «забыть»? Или это одно и то же: поверив, автоматически умираешь?
Радует лишь вывод: действительно, когда очаг угас, задувать его уже спешить не надо – поздно, батенька! Но это уже вызывает усмешку.
С сюжетом покончили, переходим к собственно формальной составляющей стихов.
Основные критерии стихов – размер и рифма (некоторые из них, правда, имеют право обходиться без первого или без второй, а то и без того и без другого, но это совершенно отдельная тема, далёкая от нашего случая).
Что же нам предлагает автор в плане стихотворного размера? Это, без сомнения, ямб. Но количество стоп в стихах должно быть равным – это и делает стихи стихами! А у автора размер колеблется совершенно случайным образом от двустопного до четырёхстопного с трёхстопным кое-где в промежутках, и эта вакханалия не объяснима ни сюжетом, ни его развитием, ни, увы, рифмой (а вернее, её практическим отсутствием).
Вот и логически подошли к рифме. Есть несколько вариантов рифм, но ни один из них не представлен в данном сочинении так, чтобы можно было считать его, что ли, основным. Если вначале «очаг – ляг» и «тепло – него» вполне себе рифма, то третьи строки не рифмуются ни с чем, они просто зависают. Следующее трёхстишие – просто без рифм, автор считает, что они здесь не нужны: «прикрой – о чём – ещё». В четвёртом первая строка тоже не рифмуется автором ни с чем. И лишь в последних двустишьях (последнее по непонятной причине отделено от всего произведения чертой на манер басен, как Иван Андреевич Крылов отделял мораль) мы наконец-то видим перекрёстную рифму – единственную в стихотворении.
Последнее (но отнюдь не по важности), на что хотелось бы обратить внимание автора – это слова, которыми автор выражает свои мысли.
«Душевный глас». Душевными могут быть терзания, муки, но не глас. «Глас» – это возвышенное «голос». По всей видимости, автор хотел сказать о голосе (гласе) души – тогда надо было и писать «глас души». Так правильнее и по смыслу, и по поэтической составляющей.
«Глаза замучено…» - тут больше по смыслу подходит «измучено», ведь человек в сюжете измучен терзаниями души и мыслями о «черте». Слово «замучен» больше относится к физическим мукам, чем к душевным.
Обобщая всё сказанное о стихотворении, получаем вывод, что сюжет продуман слабовато, со словом надо работать больше, о стихотворном размере автор мало что знает, рифмы автор не чувствует, и (надо отдать должное) правильную и хорошую мысль об очаге у автора с должным качеством подать читателю, увы, не получилось. А жаль – идея очень интересная, потенциально богатая.
Думаю, автор вернётся к этой теме, когда сможет устранить препятствия, стоящие между ним и его хорошими стихами.
С уважением, Лемур.