Эй, кручина! Обходи мой дом ты стороной!
Пододвинься, дай дорогу радости!
Эй, мальчишка, с поникшей головой,
Что ж ты волю дал минутной слабости!
А ну, встряхнись! И где ж твоя улыбка?
Дай сердцу петь - смотри, ведь почернело!
Гляди, как бьется трепетно и зыбко,
Оно в твоей кручине заболело!
А ну, вздохни - скрипят твои суставы.
Зачем на плечи груз хмурости повесил?
Зачем в свой дом впустил тоску, усталость?
А ну, будь пьян! Будь счастлив и будь весел!
И я спляшу на пепелище горя,
И я напьюсь, ох, сладкого вина!
Гуляй, душа! Тебе сегодня воля,
За Жизнь сегодня выпью я до дна!
Пододвинься, дай дорогу радости!
Эй, мальчишка, с поникшей головой,
Что ж ты волю дал минутной слабости!
А ну, встряхнись! И где ж твоя улыбка?
Дай сердцу петь - смотри, ведь почернело!
Гляди, как бьется трепетно и зыбко,
Оно в твоей кручине заболело!
А ну, вздохни - скрипят твои суставы.
Зачем на плечи груз хмурости повесил?
Зачем в свой дом впустил тоску, усталость?
А ну, будь пьян! Будь счастлив и будь весел!
И я спляшу на пепелище горя,
И я напьюсь, ох, сладкого вина!
Гуляй, душа! Тебе сегодня воля,
За Жизнь сегодня выпью я до дна!
Онлайн рецензия Долой печали!
«Чужое мастерство меня приводит в уныние. Опускаются руки...Я стою перед вершиной, которая едва виднеется в божественной высоте. Боже, как далеко!»
Эти строки известного и очень хорошего писателя у меня в сердце как надпись на скале. Когда-то и я комплексовал, злился на свою бездарность, косноязычие и рвал черновики. Почти никогда не удавалось выразить свою мысль ясно, красиво, как задумал. А когда, наконец, удавалось,- радоваться уже не было сил.
Я не сдавался. Еще и еще раз перечитывал чужие шедевры. Думал о секретах творчества. Изучал дневники и черновики классиков. Хотелось увидеть начало работы мастера...
Однажды я залез в черновики самого Льва Толстого. Благо великий писатель не скрывал свои первые шаги. Я был поражен. Черновики Л.Толстого (!) были тем же детским лепетом, что и мои. Наброски гения русской литературы удивляли бессвязностью, дисгармонией, штампами. Лучшего примера для понимания фразы « литература — это труд» видеть не приходилось.
Толстой переписывал свои романы по 6-7 раз. Н.Гоголь утверждал о восьми переписываниях и улучшениях. Многие деятели искусства говорили не о вдохновении, а - о труде. « Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Возможно, это тоже о черновиках?
« Мне спать велят чистовики.
Вставать — черновики» (Н.Рубцов)
« Черновик, черный хлеб моего существа,
перечеркнутый накрест, забытый навеки... (П.Антокольский)
* * *
Часто начинающие писатели и поэты боготворят «вдохновение» и морщатся на «труд». Увы, природа творчества такова, что для законченного произведения необходимо 5 процентов вдохновения и 95 — упорной работы. Вдохновение зажигает терпение труда. Для костра нужна спичка. Но без дров не получишь хорошего, долгого огня. Труд не засушивает вдохновенную идею, а реализует ее. Источник поэзии — вдохновение, но стихотворение — плод творческих усилий.
Когда мы сажаем саженец в своем саду — это вдохновение. Но как получить плоды без забот о прививках, удобрениях ? Представьте скульптора без труда со своей глыбой — черновиком. Представьте дом - черновик, песню — черновик...
Стихотворение — часть искусства и подчиняется общим законам.
Работа с черновиком в общих чертах схожа у всех. Необходимо «отойти» психологически от наброска, «остыть» и уже отстраненным взглядом оценить текст( рисунок ). Только тогда видишь ошибки, неточные слова, услужливые штампы. Затем опять отойти и опять, через время, вернуться к улучшенному варианту. Итак - до совершенства.
Как определить, что стихотворение закончено? Это уже тайна, дело вкуса, образования, опыта. Но редко бывает, чтобы первый черновик «попал в цель».
Для меня, например, так:
Когда закончен черновик
и смутный образ,
так долго примеряющий одежды,
дразнящий, близкий и почти недостижимый,
родился, наконец -
желанная награда наступает.
Так женщина, измученная болью,
рождает плод, откинувшись, слабея,
и вот он, рядом — необмытый, липкий,
ее ребенок, выношенный в срок.
Минуты счастья! И хотя ты знаешь,
что дальше будет время потруднее,
черновика преодолеть несовершенство,
поставить на ноги, воспитывать, растить...
Того уже мгновенья не наступит,
когда тебя возносит в облака,
и все готов отдать
за радость встречи
с последнею строкой черновика.
* * *
Стихотворение «Долой печали!» можно привести примером незаконченного черновика. Начну с грубой ошибки. В первом четверостишии автор обращается к проходящему мальчишке с поникшей головой. ( Эй, мальчишка... и т. д.) Во втором четверостишии уже непонятно к кому идет обращение. То ли опять к мальчишке, то ли к самому себе, автору.( А ну, встряхнись!...) Нет ясного перехода, Но тогда к кому обращается автор в третьем четверостишии? Да еще как! - «А ну, будь пьян!» Наконец, в последнем четверостишии автор пишет « И я напьюсь...» Значит и я , тоже с мальчишкой? Как бы под суд не попасть с таким обращением! (шучу, конечно).
И вообще тему пьянства лучше бы не открывать. Без вина что, никак? «Гуляй душа! Тебе сегодня воля...» Что-то казацкое -бурлацкое-кабацкое...Да еще до дна надо пить! А «спляшу на пепелище горя» - вообще штамп и элемент дурного вкуса. Да и о каком горе речь? Ведь сначала говорилось о кручине, печали, плохом настроении?
И все-таки, в этом стихе есть «зерно», стержень, туманный образ. Иначе его не стоит и разбирать. Здесь автор намечает тему. Человеку было плохо на душе и в какой-то момент пришло освобождение, начало подъема духа. Что-то изменилось. И автор стиха, захваченный этим «возрождением», пытается видеть ростки свободы в окружающем и словно поддерживает, оживляет всех остальных. Сверхзадача такова. Чтобы читатель почувствовал это окрыляющее дуновение, этот луч света и у него, читателя, на душе стало бодрее,. Чтобы и к нему вернулись Жизнь, Творчество...
Во всяком случае я так увидел этот стих. И если бы я был его автором, то продолжил бы зачин первого четверостишия. После обращения к мальчишке, можно обратиться к ростку дерева, почкам, можно пожелать реке быстрее вскрыться ледоходом, Можно приказать небесной хляби открыться и впустить лучи солнца...Да мало ли!
Улучшать жизнь людей посредством искусства — великая, благородная цель. И если такое желание греет душу, но не хватает мастерства — дело поправимое. Надо лишь не отступать, верить в себя и работать над словом.
И да не покинут нас святые муки творчества!