История игральных карт начинается с 1120 года: именно в это время в Китае, по свидетельству словаря Чинг-Цзе-Тунга, появилась игра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с символическими рисунками. Китай, как известно, уже со II в до н.э. оживленно торговал со странами Передней Азии, а позднее и с Европой.
По другой версии, карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. Назывались они «Таро» и содержали 78 листов-арканов. 22 из них были старшими и 56 - младшими.
Мистическое, оккультное значение карт подтверждается, прежде всего тем, что изображения на старших арканах соответствуют 22 золотым таблицам, хранившимся в подземелье храма бога Тота.
Названия старших арканов следующие:
Шут
Маг
Жрица
Хозяйка
Хозяин
Первосвященник
Возлюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо фортуны
Правосудие
Повешенный
Смерть
Воздержанность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Суд
Мир
Младшие арканы делятся на четыре масти разного цвета: жезлы (зеленый), монеты (желтый), мечи (голубой), кубки (красный). Кроме того, среди них имеются четыре фигурные карты: фараон, сивилла, всадник и вестник, а также цифровые карты - от туза до десятки. С помощью карт Таро гадали но четырем стихиям мироздания: Огню, Воде, Воздуху и Земле.
Игроки против предсказателей
Первое документальное упоминание о картах в Европе относится к 1367 году, причем речь уже вовсе не о гадании, а об азартной и не приличествующей христианину забаве. Итак: в Берне был издан указ о запрещении карточных игр. Что, разумеется, не помогло: азартные игры набирая обороты, с невиданной скоростью расходились по Европе. Так, уже в 1379 году итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит в хронику своего родного города следующую запись: «Введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб».
Средневековые карты были весьма похожи на современные, отличаясь лишь изображением мастей. А вот название сохранилось египетское: так, древнейшая карточная игра в Италии называлась «Тарок».
Однако память о священном Таро сохранилась не только в наименовании игры. Мало-помалу европейцы начали возвращать древние карты – правда, слегка «перерисованные». Первые игральные карты, реально напоминающие Таро, - колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428 годом. Ее создал известный художник ХV века Бонифацио Бембо специально к свадьбе Бьянки Марии Висконти (Висконти были правителями Милана с конца XIII столетия) с Франческо Сфорца. На этих картах не было ни номеров, ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов. Зато изображения старших и младших арканов явственно перекликались персонажами египетской мистерии.
Таро вошло в моду и постепенно рисунки на картах стали усложняться: на них появлялись каббалистические символы, астрологические знаки, числа…
Чем сложнее и многоплановей становилась символика карт, тем больше расширялись их функции. Например, нередко карты превращали в инструмент политической борьбы: что самое забавное, жертвой такой «игры» стал как раз Франческо Сфорца, к свадьбе которого была создана пресловутая первая колода. История свидетельствует, что Сфорца переметнулся от Папы Иоанна к королю Неаполя. Оскорбленный изменой понтифик заказал художнику колоду Таро, в которой аркан «Повешенный» был бы карикатурой на предателя Сфоpца. Что и было исполнено – к ужасу самого Франческо и радости его «оппонентов».
Карты стремительно входили в моду: их использовали не только для игры, гаданий или в политической борьбе. В виде карт стали делать даже учебные пособия: появлялись колоды с географическими, историческими, хронологическими сведениями. Но и это еще не все: картами все больше интересовались философы. Многообразие карточной символики, как и сфер применения этих пластинок с картинками, просто напрашивалось на создание отдельной области философии. Так карты становились моделью мироздания, моделью общества, отражали взаимоотношения между людьми, между человеком и Всевышним.
Символы и знаки
Конечно, это требовало новой трактовки карт, их модификации. И карты быстро трансформировались. За несколько десятилетий четыре масти Таро превратились в современные. Кроме того, цветов стало всего два: черные (пики и трефы) и красные (бубны и червы).
Зеленая масть - символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды, дающей жизнь, но и несущей катастрофы, обозначавшаяся в средневековых картах жезлом или посохом, превратилась в черные «пики».
Желтая масть - символ интеллекта, созидания, огня, юга, делового успеха, обозначавшаяся монетой, солнцем или зажженным факелом, превратилась в красные «бубны».
Голубая масть - символ простоты и порядочности, бескорыстного служения, осени, востока, воздуха, обозначавшаяся в виде желудя или скрещенных мечей, стала черными «трефами».
Красная масть, связанная с красотой, радостью, удовольствиями, а также символизирующая пассивное начало, землю, север и зиму, обозначалась кубками или сердцами. Отсюда – красные «червы».
Вместо 78 листов классической колоды Таро осталось 52. это число, разумеется, было выбрано неслучайно. 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, и как каждое время года состоит из 13 недель, так в каждой масти - 13 карт.
Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364: на единицу меньше, чем число дней в невисокосном году. Именно потому в колоду добавлялись две самые загадочные карты – джокеры (они соответствуют аркану «Шут»).
Точно так же, как некогда изображения на старших арканах египетского Таро отсылали к священным фигурам на золотых табличках бога Тота, в новой модификации карточные фигуры напоминали о величайших героях истории. Так, например, в XIV веке король червей предстал в виде Карла Великого, короля франков. Древнееврейский царь Давид стал королем пик, Юлий Цезарь - королем бубен, а Александр Македонский - королем треф.
Идея оказалась настолько продуктивной, что с тех пор многие правительства, желая завоевать популярность у народа или прославить своих героев, да и просто так или иначе повлиять на общественное мнение, нередко выпускали «тематические» игральные карты. Так, после Великой французской революции республиканцы поручили знаменитому художнику Давиду нарисовать карты, на которых короли предстали в виде божеств-покровителей войны, торговли, мира и искусств. Само собой, божества на картах восседали во фригийских колпаках, демонстрируя свое доброе расположение к новому режиму. Дамы на картах Давида предстали в образах женских фигур, символизирующих свободу вероисповедания, печати, брака и промыслов. Вместо четырех валетов изображались аллегорические фигуры равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Впоследствии карточные фабриканты заменили королей философами и писателями, королев - добродетелями, а валетов - известными республиканцами.
«Двухголовые» или «зеркальные» карты, в которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии в XVII веке, однако вошли в повседневный обиход только к середине XIX века.
Колесо таро
Тем не менее, карты не стали всего лишь атрибутом игры. На них продолжали гадать, изобретая все новые расклады, создавая даже новые вариации колод. Разумеется, самыми распространенными и самыми «надежными», с точки зрения предсказателей, были модификации Таро.
Бурный всплеск интереса к Таро пришелся на ХVIII век. Французский оккультист Сен-Мартен выпускает книгу «Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и Вселенной», где имеется двадцать две главы (точно по числу старших арканов), комментирующие, разумеется, Старшие Арканы Таро.
По белу свету колесит Джузеппе Бальзамо, известный как граф Калиостро, показывая фокусы и попутно рассказывая о Таро всякую всячину. В 1781 году выходит труд члена масонской ложи графа де Гибелина. В своей книге граф утверждал, что Старшие Арканы Таро - не что иное, как изображения из тайной книги Древнего Египта, Книги Тота. Исследования Гибелина подвигли оккультиста П. Христиана на дальнейшее изучение истории Таро. И в 1854 году он создал объемный труд «История магии». В этой книге Христиан описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро.
Немудрено, что древними магическими картами заинтересовались все – от графинь до прачек. И промышленность не замедлила откликнуться: так, в Марселе начался массовый выпуск этих карт.
В этот же период усовершенствовались сами карты - в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой.
К началу ХХ века мистический туман вокруг Таро сгустился. Этому немало поспособствовал некий Жерар Энкосс, он же Доктор Папюс, выпустивший трактат «Предсказательное Таро». Самым увлекательным в трактате оказался пересказ книги Гермеса (Тота) с толкованием Старших Арканов.
Одновременно с Папюсом книгу Приблизительно в это же время сборник «Великие Арканы Таро» издал наш соотечественник В. Шмаков. Отныне предсказателем мог стать каждый…
Свой вклад в Таро внес и знаменитый Алистер Кроули: во время второй мировой войны он написал свою «Книгу Тота» и изготовил собственную колоду Таро.
Мистическое, оккультное значение карт подтверждается, прежде всего тем, что изображения на старших арканах соответствуют 22 золотым таблицам, хранившимся в подземелье храма бога Тота.
Названия старших арканов следующие:
Шут
Маг
Жрица
Хозяйка
Хозяин
Первосвященник
Возлюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо фортуны
Правосудие
Повешенный
Смерть
Воздержанность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Суд
Мир
Младшие арканы делятся на четыре масти разного цвета: жезлы (зеленый), монеты (желтый), мечи (голубой), кубки (красный). Кроме того, среди них имеются четыре фигурные карты: фараон, сивилла, всадник и вестник, а также цифровые карты - от туза до десятки. С помощью карт Таро гадали но четырем стихиям мироздания: Огню, Воде, Воздуху и Земле.
Игроки против предсказателей
Первое документальное упоминание о картах в Европе относится к 1367 году, причем речь уже вовсе не о гадании, а об азартной и не приличествующей христианину забаве. Итак: в Берне был издан указ о запрещении карточных игр. Что, разумеется, не помогло: азартные игры набирая обороты, с невиданной скоростью расходились по Европе. Так, уже в 1379 году итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит в хронику своего родного города следующую запись: «Введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб».
Средневековые карты были весьма похожи на современные, отличаясь лишь изображением мастей. А вот название сохранилось египетское: так, древнейшая карточная игра в Италии называлась «Тарок».
Однако память о священном Таро сохранилась не только в наименовании игры. Мало-помалу европейцы начали возвращать древние карты – правда, слегка «перерисованные». Первые игральные карты, реально напоминающие Таро, - колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428 годом. Ее создал известный художник ХV века Бонифацио Бембо специально к свадьбе Бьянки Марии Висконти (Висконти были правителями Милана с конца XIII столетия) с Франческо Сфорца. На этих картах не было ни номеров, ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов. Зато изображения старших и младших арканов явственно перекликались персонажами египетской мистерии.
Таро вошло в моду и постепенно рисунки на картах стали усложняться: на них появлялись каббалистические символы, астрологические знаки, числа…
Чем сложнее и многоплановей становилась символика карт, тем больше расширялись их функции. Например, нередко карты превращали в инструмент политической борьбы: что самое забавное, жертвой такой «игры» стал как раз Франческо Сфорца, к свадьбе которого была создана пресловутая первая колода. История свидетельствует, что Сфорца переметнулся от Папы Иоанна к королю Неаполя. Оскорбленный изменой понтифик заказал художнику колоду Таро, в которой аркан «Повешенный» был бы карикатурой на предателя Сфоpца. Что и было исполнено – к ужасу самого Франческо и радости его «оппонентов».
Карты стремительно входили в моду: их использовали не только для игры, гаданий или в политической борьбе. В виде карт стали делать даже учебные пособия: появлялись колоды с географическими, историческими, хронологическими сведениями. Но и это еще не все: картами все больше интересовались философы. Многообразие карточной символики, как и сфер применения этих пластинок с картинками, просто напрашивалось на создание отдельной области философии. Так карты становились моделью мироздания, моделью общества, отражали взаимоотношения между людьми, между человеком и Всевышним.
Символы и знаки
Конечно, это требовало новой трактовки карт, их модификации. И карты быстро трансформировались. За несколько десятилетий четыре масти Таро превратились в современные. Кроме того, цветов стало всего два: черные (пики и трефы) и красные (бубны и червы).
Зеленая масть - символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды, дающей жизнь, но и несущей катастрофы, обозначавшаяся в средневековых картах жезлом или посохом, превратилась в черные «пики».
Желтая масть - символ интеллекта, созидания, огня, юга, делового успеха, обозначавшаяся монетой, солнцем или зажженным факелом, превратилась в красные «бубны».
Голубая масть - символ простоты и порядочности, бескорыстного служения, осени, востока, воздуха, обозначавшаяся в виде желудя или скрещенных мечей, стала черными «трефами».
Красная масть, связанная с красотой, радостью, удовольствиями, а также символизирующая пассивное начало, землю, север и зиму, обозначалась кубками или сердцами. Отсюда – красные «червы».
Вместо 78 листов классической колоды Таро осталось 52. это число, разумеется, было выбрано неслучайно. 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, и как каждое время года состоит из 13 недель, так в каждой масти - 13 карт.
Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364: на единицу меньше, чем число дней в невисокосном году. Именно потому в колоду добавлялись две самые загадочные карты – джокеры (они соответствуют аркану «Шут»).
Точно так же, как некогда изображения на старших арканах египетского Таро отсылали к священным фигурам на золотых табличках бога Тота, в новой модификации карточные фигуры напоминали о величайших героях истории. Так, например, в XIV веке король червей предстал в виде Карла Великого, короля франков. Древнееврейский царь Давид стал королем пик, Юлий Цезарь - королем бубен, а Александр Македонский - королем треф.
Идея оказалась настолько продуктивной, что с тех пор многие правительства, желая завоевать популярность у народа или прославить своих героев, да и просто так или иначе повлиять на общественное мнение, нередко выпускали «тематические» игральные карты. Так, после Великой французской революции республиканцы поручили знаменитому художнику Давиду нарисовать карты, на которых короли предстали в виде божеств-покровителей войны, торговли, мира и искусств. Само собой, божества на картах восседали во фригийских колпаках, демонстрируя свое доброе расположение к новому режиму. Дамы на картах Давида предстали в образах женских фигур, символизирующих свободу вероисповедания, печати, брака и промыслов. Вместо четырех валетов изображались аллегорические фигуры равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Впоследствии карточные фабриканты заменили королей философами и писателями, королев - добродетелями, а валетов - известными республиканцами.
«Двухголовые» или «зеркальные» карты, в которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии в XVII веке, однако вошли в повседневный обиход только к середине XIX века.
Колесо таро
Тем не менее, карты не стали всего лишь атрибутом игры. На них продолжали гадать, изобретая все новые расклады, создавая даже новые вариации колод. Разумеется, самыми распространенными и самыми «надежными», с точки зрения предсказателей, были модификации Таро.
Бурный всплеск интереса к Таро пришелся на ХVIII век. Французский оккультист Сен-Мартен выпускает книгу «Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и Вселенной», где имеется двадцать две главы (точно по числу старших арканов), комментирующие, разумеется, Старшие Арканы Таро.
По белу свету колесит Джузеппе Бальзамо, известный как граф Калиостро, показывая фокусы и попутно рассказывая о Таро всякую всячину. В 1781 году выходит труд члена масонской ложи графа де Гибелина. В своей книге граф утверждал, что Старшие Арканы Таро - не что иное, как изображения из тайной книги Древнего Египта, Книги Тота. Исследования Гибелина подвигли оккультиста П. Христиана на дальнейшее изучение истории Таро. И в 1854 году он создал объемный труд «История магии». В этой книге Христиан описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро.
Немудрено, что древними магическими картами заинтересовались все – от графинь до прачек. И промышленность не замедлила откликнуться: так, в Марселе начался массовый выпуск этих карт.
В этот же период усовершенствовались сами карты - в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой.
К началу ХХ века мистический туман вокруг Таро сгустился. Этому немало поспособствовал некий Жерар Энкосс, он же Доктор Папюс, выпустивший трактат «Предсказательное Таро». Самым увлекательным в трактате оказался пересказ книги Гермеса (Тота) с толкованием Старших Арканов.
Одновременно с Папюсом книгу Приблизительно в это же время сборник «Великие Арканы Таро» издал наш соотечественник В. Шмаков. Отныне предсказателем мог стать каждый…
Свой вклад в Таро внес и знаменитый Алистер Кроули: во время второй мировой войны он написал свою «Книгу Тота» и изготовил собственную колоду Таро.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Сто раскладов мироздания