На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал людей и полубогов вместе с жертвоприношениями в честь Вишну и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью [жертвоприношение], ибо она дарует вам всё желаемое, чтобы вы могли жить безбедно и в конце концов обрели освобождение.
Довольные вашими жертвоприношениями, полубоги будут довольны и вами, и тогда благодаря такому взаимодействию людей и полубогов в мире воцарится благоденствие. В награду за ягью полубоги, которым подвластны все блага этого мира, даруют вам всё необходимое для жизни».
«Бхагавад-гита», 3.10-12
Первое знакомство с ягьей
Ведическая культура в последнее время среди жителей запада приобретает всё большую популярность. Знакомясь с ней, мало кто обходит своим вниманием такой уникальный её элемент, как ритуал ягья. Сама по себе ягья, в общем смысле этого слова, существует с незапамятных времён, – она возникла на заре творения. Тем не менее, сталкиваясь с ягьей в контексте знакомства с ведической культурой, человек чаще всего привлекается т.н. карма-кандия-ягьей, – огненным жертвоприношением, исполняющим любые желания. Поэтому практически всегда, когда разговор заходит о ягье, подразумевается именно карма-кандия-ягья.
Видя интерес к ягье со стороны платёжеспособной западной аудитории, предприимчивые бизнесмены не заставили себя долго ждать, поэтому сейчас в Интернете можно найти много предложений услуг по проведению ягий. К сожалению, среди специалистов по проведению ягий (т.н. брахманов) нередко встречаются мошенники и шарлатаны, выдающие под видом ягьи идеи своего собственного сочинения.
Следует понимать, что опытные брахманы, способные правильно проводить подобные церемонии, в наш век (Кали-югу) встречаются крайне редко. Тогда как любое отклонение в проведении карма-кандия-ягий портит всё дело, и результат, как в сельском хозяйстве, бывает трудно предсказать. Хорошие результаты возделывания рисового поля зависят от посланных провидением дождей, и потому исход дела не ясен. Так и при совершении любых карма-кандия-ягий в этот век Кали нельзя быть уверенным в их результате.
Один из очевидных показателей того, что карма-кандия-ягья провалилась, – большие клубы дыма во время её проведения. Дым свидетельствует о наличии изъянов в проведении ягьи и о наличии сомнений у брахманов. Честные брахманы ведических времён сами признаются в этом на страницах «Шримад-Бхагаватам»: «Мы только что приступили к исполнению этой кармической процедуры, разожгли жертвенный огонь, но, так как наши действия несовершенны, у нас нет уверенности в том, каков будет результат, поэтому наши тела почернели от дыма».
С другой стороны, бессовестные жадные брахманы века Кали побуждают простодушных людей совершать подобные сомнительные показные ягьи, скрывая от них утверждения писаний, которые гласят, что в век Кали ни одна ягья, кроме санкиртана-ягьи, не приносит плодов (санкиртана-ягья – это ягья, заключающаяся в совместном воспевании святого имени Господа). Об этом недвусмысленно говорится в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), главном ведическом произведении. Веды говорят, что в век Кали ягьи, проводимые людьми, у которых столько поводов для беспокойств (их жизнь коротка, они вздорны, ленивы, введены в заблуждение и неудачливы), будут бесплодны, но, если они займутся санкиртана-ягьей, то наверняка смогут достичь определённого результата, и их энергия не будет растрачиваться впустую.
Историческая справка
Для разных эпох (Сатья-, Трета-, Двапара- и Кали-юги) Веды предписывают разные виды ягий. Карма-кандия-ягья, о которой говорилось выше – это ягья Трета-юги. Она появилась в результате романтической драмы Урваши и Пуруравы, которую можно найти на страницах «Шримад-Бхагаватам» (9.14). Там в числе прочего сказано: «Оставив Агнистхали в лесу, царь Пурурава вернулся к себе во дворец и всю ночь думал об Урваши. Пока царь предавался размышлениям, наступила Трета-юга, и в сердце ему открылись законы трёх Вед. Так он понял закон ягьи, позволяющий исполнить любые материальные желания».
Таким образом, в Трета-югу можно было исполнить свои желания, совершая ягьи. Совершая вишну-ягью, можно было даже обрести прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Пока Пурурава думал об Урваши, началась Трета-юга, поэтому ему сами собой открылись правила проведения ведических жертвоприношений. Однако Пурурава был человеком мирского склада. Главным образом его интересовали ягьи, предназначенные для чувственных удовольствий, которые называются карма-кандия-ягьи.
Итак, чтобы утолить своё вожделение, Пурурава решил совершить карма-кандия-ягью. Такого рода ягьи предназначены для тех, кто стремится удовлетворить свою чувственность, но, по сути, ягьи предназначены для того, чтобы доставить удовольствие Верховной Личности Бога. В Кали-югу (наш век) для этих целей рекомендуют санкиртана-ягью. Как отмечено в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), «только самые разумные люди, для того чтобы исполнить все свои материальные и духовные желания, совершают санкиртана-ягью», в то время как люди, стремящиеся к чувственным удовольствиям, совершают карма-кандия-ягьи.
Самая первая карма-кандия-ягья
Для того чтобы зажечь жертвенный огонь, в ведические времена не пользовались спичками или зажигалками. Огонь для ведической ягьи зажигали трением двух священных дощечек арани о третью. Именно такой огонь нужен, чтобы провести жертвоприношение. Если ягья проведена успешно, совершивший её может исполнить все свои желания. В «Шримад-Бхагаватам» в связи с этим сказано:
«Когда царю Пурураве открылось знание карма-кандия-ягьи, он отправился в то место, где оставил Агнистхали и увидел там дерево ашваттха, выросшее из лона дерева шами. Из его древесины Пурурава выстругал две арани. Желая вознестись на ту же планету, где жила Урваши, он начал произносить мантры, представив себе, что нижняя арани – это Урваши, верхняя – он сам, а та, что посередине, – их сын. Так он, трением дощечек арани, возжёг жертвенный огонь. Этот огонь и произнесение трёх звуков а-у-м позволяют достичь успеха в материальных удовольствиях, а также освятить зачатие, ученичество и жертвоприношение. Так огонь стал сыном Пуруравы. Воспользовавшись этим огнём, Пурурава, желавший вознестись на одну планету с Урваши, совершил ягью».
Популярным языком – о ягье
Приведённая выше история Пуруравы даёт несколько упрощённое понимание о том, что такое карма-кандия-ягья. Вместе с тем, в Ведах можно найти и более подробное описание ритуала ягьи. Итак, что же такое ягья?
Садятся четыре брахмана. Зажигается огонь – при помощи трения дощечек арани. Один из брахманов начинает звать полубогов. Он начинает читать гимны «Яджур-веды» – это такой телефонный номер: «Аллё, Индра, ты меня слышишь? Приезжайте, мы будем вас кормить». Индра проявляется. Индра – это царь рая, который управляет дождями. И он приходит не один, а со своими людьми тоже – проявляется там.
В этот момент другой брахман начинает прославлять его гимнами из «Сама-веды»: «О лучший Индра, о милостивый…» и т.д. Там большой список на санскрите – всё очень красиво написано. Индре очень нравится.
Затем третий брахман, читая мантры, заряжает этими мантрами топлёное масло, и затем вливает его в огонь. В результате Индра чувствует: «Классно!» Он чувствует, как энергия увеличивается в нём, ему хорошо становится.
В это время четвёртый брахман следит за тем, чтобы никакие хулиганы не появились – ракшасы, демоны, которые тоже хотят захватить эту энергию. Он сидит и на всякий случай читает защитные мантры.
В конце концов, Индра счастливый говорит:
– Что надо-то? Что, мужики, надо?
– Дожд-я-я-я!
– Без проблем!
Универсальность принципа ягьи
Ещё несколько слов о ягье – в более широком её понимании. Что же такое жертвоприношение? Ну т.е. берётся жертва – не в смысле кто-то, а в смысле подарок какой-то: коробка такая с бантиками, торт например. И вот эта жертва называется – подарок. И жертвоприношение это значит подаркоприношение. Т.е. дарят подарки кому-то. Куда-то наверх дарят подарки, друг другу дарят подарки.
Закон ягьи – гениальное изобретение творца этого мира. Он заключается в том, что всё хорошее в этом мире можно обрести только если сделаешь какую-то жертву полубогам. Бог сделал симбиотическую связь полубогов и людей – они друг без друга жить не могут. Если на Земле не совершаются жертвоприношения, – а Земля является желудком всех полубогов, – там наверху начинают голодать.
С голодухи у полубогов всё журчит там в желудке, – поэтому они начинают посылать сюда какие-нибудь стихийные бедствия. Говорят: «Вы что там! Забыли? О Боге. Вы что?» Стихийные бедствия здесь начинают происходить, русский мужик начинает чесаться, креститься, и полубоги думают: «Ну хоть… Нормально». Вот так всё создано. Когда здесь дождя нет – боги дают дождь. А им за это – еду. Вот так устроил Бог.
Более того, вот этот принцип ягьи, он не только «мы и полубоги». Этот принцип ягьи «мы и другие люди» – также. Представляете, дома живут муж с женой. Если ягьи нет, – друг друга не существует, друг для друга не существуют – как они будут жить, если каждый думает только о себе? Поэтому этот принцип ягьи положен в основу всего хорошего в этом мире. Если мы хотим что-то хорошее, то тогда надо совершать ягью.
Пример полноценной ягьи
В «Бхавишья-пуране» приводится пример ягьи. То была великая ягья, которую проводил царь Прадйота. Он по совету брахманов совершил эту ягью для того, чтобы освободить своего отца из Ада. Причём то описание ягьи, которое приводится в «Бхавишья-пуране» – оно полностью сбивает с толку. Наверняка все видели, как проводятся ягьи. Самая сложная ягья нашего времени подразумевает наличие четырёх больших ягья-кунд (жертвенных огней) с размером одной стороны не более двух метров; и во время ягьи в огонь ягья-кунды бросаются дрова и гхи (топлёное масло).
Но когда Махарадж Прадйота проводил своё жертвоприношение, одна сторона такой ягья-кунды была 25 километров. Чтобы сделать костёр в этой кунде, вырубались целые леса. Теперь представьте себе, сколько гхи им нужно было использовать для этого! Может быть столько же гхи, как в Чёрном море воды. Помимо гхи, брахманы предлагали огню также разного рода очень дорогостоящие вещи: чистое золото, рубины, алмазы и т.д.
Как например, в наше время только несколько стран позволяют себе расширять программы космических исследований. И вся национальная экономика просто взрывается и затем – взлетает, как эта ракета. Вот все плоды этой экономики, – они просто улетают на какой-то ракете в космос. Это удовольствие стоит сотни миллионов долларов. США может это себе позволить, Россия, Китай – несколько крупных стран. Но такие места как Мадагаскар, они никогда не позволят себе иметь подобные программы. Точно также, в древние ведические времена только самые большие огромные царства могли позволить себе проведение ягий.
Виды ягий
Исходя из вышесказанного, можно понять, что карма-кандия-ягья – не такая уж и доступная вещь. Особенно в наше время. Тем не менее, есть несколько видов ягий, которые доступны даже в наши дни. Ниже приведены только некоторые из них (более подробную информацию о них можно почерпнуть из «Бхагавад-гиты»).
Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие, как
- дхарма-шала (гостиница для паломников),
- анна-кшетра (место бесплатной раздачи пищи),
- атитхи- шала (ночлежный дом),
- анатхалая (сиротский приют),
- и видья-питха (школа).
В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т.п. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравьямайя-ягьей.
Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определённые виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью.
Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой – погрузиться в бытие Абсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями. А ещё кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемых ради обретения различных совершенств в материальном мире.
Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и «Веданта-сутру», или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называют свадхьяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний.
Бхагавата-прашна и свадхьяя-ягья
Кришна в «Бхагавад-гите» называет свадхьяя-ягью – высшей ягьей. Один из переводов слова свадхьяя – «самоанализ» (сва – «само», дхьяя – «размышлять, медитировать»). Иначе говоря, свадхьяя-ягья – это ягья, в процессе которой человек пытается понять свою собственную природу. Это безусловно, самая высшая ягья. Кришна говорит, что хорошо, когда вы что-то жертвуете, когда вы что-то отдаёте, когда вы помогаете – все должны это делать. Однако, гораздо лучше, когда человек занимается самоанализом. Это гораздо важнее.
Человек должен проанализировать себя сам. Прежде всего, потому что человек с самого начала должен понять свою природу. Сначала он должен понять свою материальную природу. Поняв свою природу, он поймёт, что ему делать. Потому что до тех пор, пока я не знаю, кто я, – я не знаю, что мне делать. Я сначала должен очень хорошо понять, кто я, и тогда я смогу понять, что мне делать.
В этом смысле, свадхьяя-ягья и бхагавата-прашна – синонимы. Cвадхьяя-ягья и бхагавата-прашна тесно переплетаются между собой, потому как стандартные три вопроса бхагавата-прашны («кто я?», «почему страдаю?», «что делать?») совпадают с практикой свадхьяя-ягьи. Совершая свадхьяя-ягью, я приношу своё время и умственную энергию в жертву Ведам, и они отвечают тем, что дают ответы на три этих фундаментальных вопроса.
Если я делаю ошибку в этом, если я неправильно понимаю, кто я, если я нахожусь в некой иллюзии относительно своей природы, то я неизбежно совершу другую ошибку: в своих действиях и поступках. В результате этого, если я неправильно живу, неправильно действую в этом мире, – я буду страдать, я не буду чувствовать удовлетворения. Поэтому так важно уделять время на то, чтобы понять, «кто я?» Бхагавата-прашна, свадхьяя-ягья и санкиртана-ягья – помогут в этом.
«Бхагавад-гита», 3.10-12
Первое знакомство с ягьей
Ведическая культура в последнее время среди жителей запада приобретает всё большую популярность. Знакомясь с ней, мало кто обходит своим вниманием такой уникальный её элемент, как ритуал ягья. Сама по себе ягья, в общем смысле этого слова, существует с незапамятных времён, – она возникла на заре творения. Тем не менее, сталкиваясь с ягьей в контексте знакомства с ведической культурой, человек чаще всего привлекается т.н. карма-кандия-ягьей, – огненным жертвоприношением, исполняющим любые желания. Поэтому практически всегда, когда разговор заходит о ягье, подразумевается именно карма-кандия-ягья.
Видя интерес к ягье со стороны платёжеспособной западной аудитории, предприимчивые бизнесмены не заставили себя долго ждать, поэтому сейчас в Интернете можно найти много предложений услуг по проведению ягий. К сожалению, среди специалистов по проведению ягий (т.н. брахманов) нередко встречаются мошенники и шарлатаны, выдающие под видом ягьи идеи своего собственного сочинения.
Следует понимать, что опытные брахманы, способные правильно проводить подобные церемонии, в наш век (Кали-югу) встречаются крайне редко. Тогда как любое отклонение в проведении карма-кандия-ягий портит всё дело, и результат, как в сельском хозяйстве, бывает трудно предсказать. Хорошие результаты возделывания рисового поля зависят от посланных провидением дождей, и потому исход дела не ясен. Так и при совершении любых карма-кандия-ягий в этот век Кали нельзя быть уверенным в их результате.
Один из очевидных показателей того, что карма-кандия-ягья провалилась, – большие клубы дыма во время её проведения. Дым свидетельствует о наличии изъянов в проведении ягьи и о наличии сомнений у брахманов. Честные брахманы ведических времён сами признаются в этом на страницах «Шримад-Бхагаватам»: «Мы только что приступили к исполнению этой кармической процедуры, разожгли жертвенный огонь, но, так как наши действия несовершенны, у нас нет уверенности в том, каков будет результат, поэтому наши тела почернели от дыма».
С другой стороны, бессовестные жадные брахманы века Кали побуждают простодушных людей совершать подобные сомнительные показные ягьи, скрывая от них утверждения писаний, которые гласят, что в век Кали ни одна ягья, кроме санкиртана-ягьи, не приносит плодов (санкиртана-ягья – это ягья, заключающаяся в совместном воспевании святого имени Господа). Об этом недвусмысленно говорится в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), главном ведическом произведении. Веды говорят, что в век Кали ягьи, проводимые людьми, у которых столько поводов для беспокойств (их жизнь коротка, они вздорны, ленивы, введены в заблуждение и неудачливы), будут бесплодны, но, если они займутся санкиртана-ягьей, то наверняка смогут достичь определённого результата, и их энергия не будет растрачиваться впустую.
Историческая справка
Для разных эпох (Сатья-, Трета-, Двапара- и Кали-юги) Веды предписывают разные виды ягий. Карма-кандия-ягья, о которой говорилось выше – это ягья Трета-юги. Она появилась в результате романтической драмы Урваши и Пуруравы, которую можно найти на страницах «Шримад-Бхагаватам» (9.14). Там в числе прочего сказано: «Оставив Агнистхали в лесу, царь Пурурава вернулся к себе во дворец и всю ночь думал об Урваши. Пока царь предавался размышлениям, наступила Трета-юга, и в сердце ему открылись законы трёх Вед. Так он понял закон ягьи, позволяющий исполнить любые материальные желания».
Таким образом, в Трета-югу можно было исполнить свои желания, совершая ягьи. Совершая вишну-ягью, можно было даже обрести прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Пока Пурурава думал об Урваши, началась Трета-юга, поэтому ему сами собой открылись правила проведения ведических жертвоприношений. Однако Пурурава был человеком мирского склада. Главным образом его интересовали ягьи, предназначенные для чувственных удовольствий, которые называются карма-кандия-ягьи.
Итак, чтобы утолить своё вожделение, Пурурава решил совершить карма-кандия-ягью. Такого рода ягьи предназначены для тех, кто стремится удовлетворить свою чувственность, но, по сути, ягьи предназначены для того, чтобы доставить удовольствие Верховной Личности Бога. В Кали-югу (наш век) для этих целей рекомендуют санкиртана-ягью. Как отмечено в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), «только самые разумные люди, для того чтобы исполнить все свои материальные и духовные желания, совершают санкиртана-ягью», в то время как люди, стремящиеся к чувственным удовольствиям, совершают карма-кандия-ягьи.
Самая первая карма-кандия-ягья
Для того чтобы зажечь жертвенный огонь, в ведические времена не пользовались спичками или зажигалками. Огонь для ведической ягьи зажигали трением двух священных дощечек арани о третью. Именно такой огонь нужен, чтобы провести жертвоприношение. Если ягья проведена успешно, совершивший её может исполнить все свои желания. В «Шримад-Бхагаватам» в связи с этим сказано:
«Когда царю Пурураве открылось знание карма-кандия-ягьи, он отправился в то место, где оставил Агнистхали и увидел там дерево ашваттха, выросшее из лона дерева шами. Из его древесины Пурурава выстругал две арани. Желая вознестись на ту же планету, где жила Урваши, он начал произносить мантры, представив себе, что нижняя арани – это Урваши, верхняя – он сам, а та, что посередине, – их сын. Так он, трением дощечек арани, возжёг жертвенный огонь. Этот огонь и произнесение трёх звуков а-у-м позволяют достичь успеха в материальных удовольствиях, а также освятить зачатие, ученичество и жертвоприношение. Так огонь стал сыном Пуруравы. Воспользовавшись этим огнём, Пурурава, желавший вознестись на одну планету с Урваши, совершил ягью».
Популярным языком – о ягье
Приведённая выше история Пуруравы даёт несколько упрощённое понимание о том, что такое карма-кандия-ягья. Вместе с тем, в Ведах можно найти и более подробное описание ритуала ягьи. Итак, что же такое ягья?
Садятся четыре брахмана. Зажигается огонь – при помощи трения дощечек арани. Один из брахманов начинает звать полубогов. Он начинает читать гимны «Яджур-веды» – это такой телефонный номер: «Аллё, Индра, ты меня слышишь? Приезжайте, мы будем вас кормить». Индра проявляется. Индра – это царь рая, который управляет дождями. И он приходит не один, а со своими людьми тоже – проявляется там.
В этот момент другой брахман начинает прославлять его гимнами из «Сама-веды»: «О лучший Индра, о милостивый…» и т.д. Там большой список на санскрите – всё очень красиво написано. Индре очень нравится.
Затем третий брахман, читая мантры, заряжает этими мантрами топлёное масло, и затем вливает его в огонь. В результате Индра чувствует: «Классно!» Он чувствует, как энергия увеличивается в нём, ему хорошо становится.
В это время четвёртый брахман следит за тем, чтобы никакие хулиганы не появились – ракшасы, демоны, которые тоже хотят захватить эту энергию. Он сидит и на всякий случай читает защитные мантры.
В конце концов, Индра счастливый говорит:
– Что надо-то? Что, мужики, надо?
– Дожд-я-я-я!
– Без проблем!
Универсальность принципа ягьи
Ещё несколько слов о ягье – в более широком её понимании. Что же такое жертвоприношение? Ну т.е. берётся жертва – не в смысле кто-то, а в смысле подарок какой-то: коробка такая с бантиками, торт например. И вот эта жертва называется – подарок. И жертвоприношение это значит подаркоприношение. Т.е. дарят подарки кому-то. Куда-то наверх дарят подарки, друг другу дарят подарки.
Закон ягьи – гениальное изобретение творца этого мира. Он заключается в том, что всё хорошее в этом мире можно обрести только если сделаешь какую-то жертву полубогам. Бог сделал симбиотическую связь полубогов и людей – они друг без друга жить не могут. Если на Земле не совершаются жертвоприношения, – а Земля является желудком всех полубогов, – там наверху начинают голодать.
С голодухи у полубогов всё журчит там в желудке, – поэтому они начинают посылать сюда какие-нибудь стихийные бедствия. Говорят: «Вы что там! Забыли? О Боге. Вы что?» Стихийные бедствия здесь начинают происходить, русский мужик начинает чесаться, креститься, и полубоги думают: «Ну хоть… Нормально». Вот так всё создано. Когда здесь дождя нет – боги дают дождь. А им за это – еду. Вот так устроил Бог.
Более того, вот этот принцип ягьи, он не только «мы и полубоги». Этот принцип ягьи «мы и другие люди» – также. Представляете, дома живут муж с женой. Если ягьи нет, – друг друга не существует, друг для друга не существуют – как они будут жить, если каждый думает только о себе? Поэтому этот принцип ягьи положен в основу всего хорошего в этом мире. Если мы хотим что-то хорошее, то тогда надо совершать ягью.
Пример полноценной ягьи
В «Бхавишья-пуране» приводится пример ягьи. То была великая ягья, которую проводил царь Прадйота. Он по совету брахманов совершил эту ягью для того, чтобы освободить своего отца из Ада. Причём то описание ягьи, которое приводится в «Бхавишья-пуране» – оно полностью сбивает с толку. Наверняка все видели, как проводятся ягьи. Самая сложная ягья нашего времени подразумевает наличие четырёх больших ягья-кунд (жертвенных огней) с размером одной стороны не более двух метров; и во время ягьи в огонь ягья-кунды бросаются дрова и гхи (топлёное масло).
Но когда Махарадж Прадйота проводил своё жертвоприношение, одна сторона такой ягья-кунды была 25 километров. Чтобы сделать костёр в этой кунде, вырубались целые леса. Теперь представьте себе, сколько гхи им нужно было использовать для этого! Может быть столько же гхи, как в Чёрном море воды. Помимо гхи, брахманы предлагали огню также разного рода очень дорогостоящие вещи: чистое золото, рубины, алмазы и т.д.
Как например, в наше время только несколько стран позволяют себе расширять программы космических исследований. И вся национальная экономика просто взрывается и затем – взлетает, как эта ракета. Вот все плоды этой экономики, – они просто улетают на какой-то ракете в космос. Это удовольствие стоит сотни миллионов долларов. США может это себе позволить, Россия, Китай – несколько крупных стран. Но такие места как Мадагаскар, они никогда не позволят себе иметь подобные программы. Точно также, в древние ведические времена только самые большие огромные царства могли позволить себе проведение ягий.
Виды ягий
Исходя из вышесказанного, можно понять, что карма-кандия-ягья – не такая уж и доступная вещь. Особенно в наше время. Тем не менее, есть несколько видов ягий, которые доступны даже в наши дни. Ниже приведены только некоторые из них (более подробную информацию о них можно почерпнуть из «Бхагавад-гиты»).
Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие, как
- дхарма-шала (гостиница для паломников),
- анна-кшетра (место бесплатной раздачи пищи),
- атитхи- шала (ночлежный дом),
- анатхалая (сиротский приют),
- и видья-питха (школа).
В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т.п. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравьямайя-ягьей.
Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определённые виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью.
Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой – погрузиться в бытие Абсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями. А ещё кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемых ради обретения различных совершенств в материальном мире.
Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и «Веданта-сутру», или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называют свадхьяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний.
Бхагавата-прашна и свадхьяя-ягья
Кришна в «Бхагавад-гите» называет свадхьяя-ягью – высшей ягьей. Один из переводов слова свадхьяя – «самоанализ» (сва – «само», дхьяя – «размышлять, медитировать»). Иначе говоря, свадхьяя-ягья – это ягья, в процессе которой человек пытается понять свою собственную природу. Это безусловно, самая высшая ягья. Кришна говорит, что хорошо, когда вы что-то жертвуете, когда вы что-то отдаёте, когда вы помогаете – все должны это делать. Однако, гораздо лучше, когда человек занимается самоанализом. Это гораздо важнее.
Человек должен проанализировать себя сам. Прежде всего, потому что человек с самого начала должен понять свою природу. Сначала он должен понять свою материальную природу. Поняв свою природу, он поймёт, что ему делать. Потому что до тех пор, пока я не знаю, кто я, – я не знаю, что мне делать. Я сначала должен очень хорошо понять, кто я, и тогда я смогу понять, что мне делать.
В этом смысле, свадхьяя-ягья и бхагавата-прашна – синонимы. Cвадхьяя-ягья и бхагавата-прашна тесно переплетаются между собой, потому как стандартные три вопроса бхагавата-прашны («кто я?», «почему страдаю?», «что делать?») совпадают с практикой свадхьяя-ягьи. Совершая свадхьяя-ягью, я приношу своё время и умственную энергию в жертву Ведам, и они отвечают тем, что дают ответы на три этих фундаментальных вопроса.
Если я делаю ошибку в этом, если я неправильно понимаю, кто я, если я нахожусь в некой иллюзии относительно своей природы, то я неизбежно совершу другую ошибку: в своих действиях и поступках. В результате этого, если я неправильно живу, неправильно действую в этом мире, – я буду страдать, я не буду чувствовать удовлетворения. Поэтому так важно уделять время на то, чтобы понять, «кто я?» Бхагавата-прашна, свадхьяя-ягья и санкиртана-ягья – помогут в этом.
Обсуждения О ягье без преукрас