Системы мира – это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Эти системы формировались в глубокой древности в неразрывной связи с верованиями и в большей степени имели целью не столько объективное геометрическое, сколько символическое описание космоса.
Сегодня кажутся наивными описания плоской Земли, под которой находится подземный мир, а над ней возвышается небесный свод. Однако не стоит забывать, что, возможно, речь здесь идет в большей степени об отраженных в небе представлениях о добре и зле, чем о реальной геометрии. Так что будем проявлять уважение к древним.
Астрология в отличие от науки не пытается объективизировать знание. Основная ее задача – символически описать и спроецировать на земные события то, что является этой объективной реальностью ближайшего космоса, изучаемой в нашем случае астрономией.
Как знать, может быть, наши нынешние представления о «разбегающихся галактиках», «большом взрыве» и т.д. для ученых будущего будут выглядеть такими же наивными, как Земля на трех китах для наших современников.
По мере накопления данных наблюдений о видимых движениях небесных светил, развития науки, в частности геометрии и механики, эти взгляды изменялись. Огромным шагом вперед в развитии астрономических знаний явилось представление о звездном небе как о полной сфере и предположение о шарообразности Земли.
Древнегреческие ученые и философы делали серьезные попытки разработать стройные, в основном геоцентрические системы мира с шарообразной Землей в центре конечной Вселенной, которую как бы замыкала сфера неподвижных звезд.
Итак, геоцентрическая система мира – возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной.
Эта система основывалась на предположении, что вся Вселенная создана для Земли, Земле должен служить весь мир и все небесные светила, что естественно для нас, на Земле воплощенных, и соответствует повседневным наблюдениям.
В наиболее четкой форме геоцентрическая система мира была разработана Аристотелем (IV в. до н.э.). Его представления развил и завершил александрийский астроном и астролог Клавдий Птолемей .
Со времен Пифагора в философии и науке утвердилось представление о гармони мира, включавшее требование строгого кругового и равномерного движения небесных тел; однако с началом систематических астрономических наблюдений выяснилось, что видимые пути некоторых тел (планет) явно не удовлетворяли этому требованию.
Платон сформулировал в качестве центральной задачи астрономии объяснение видимых несовершенных движений. Собственно эту задачу и решали Аристотель и Птолемей.
Согласно системе мира Птолемея (см. рис. 1), в центре Вселенной расположена Земля, окруженная более чем пятьюдесятью прозрачными хрустальными сферами.
Они имеют общий центр и управляют движением Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и звезд. Для управления движением Солнца и Луны выделялось две (по одной на каждое светило) сферы с расположенными на них окружностями – деферентами, по которым и двигались Солнце и Луна.
Но для планет с их сложным петлеобразным движением относительно звезд этого было недостаточно. Поэтому Птолемей считал, что по деференту движется не сама планета, а центр другой окружности несколько меньших размеров – так называемый эпицикл (см. риснок).
По этому эпициклу движется центр следующего по порядку эпицикла и т. д. Планета же обращается лишь по самому последнему эпициклу. Сочетание этих совершенных движений в итоге дает видимое запутанное движение, а соответствие наблюдениям достигается хитроумным подбором элементов орбит.
Геоцентрическая система мира. Деферент и эпицикл
Несмотря на принципиально неверный подход с помощью эпициклов и деферентов удавалось довольно точно описать наблюдаемые движения планет и вычислять положения небесных тел на будущее.
В то время вполне достаточно было уметь рассчитывать положения планет с ошибкой в 5–6° по долготе. Этого уже хватало для того, чтобы правильно указать положение планет относительно зодиакальных созвездий.
Внешняя сфера неподвижных звезд в геоцентрике совершает полный оборот вокруг оси в течение суток и приводит в движение остальные сферы, обеспечивая тем самым видимую картину движения небесных светил.
В связи тем, что с точки зрения геоцентрической системы нет принципиальной разницы между движением Солнца, Луны и собственно планет, в средневековье дневное и ночное светило также причисляли к планетам. Вот почему традиционно и в наши дни астрологи Солнце и Луну продолжают называть планетами.
Геоцентрическая система мира Аристотеля–Птолемея стала основным принципом космологии христианства и была связана с представлением об особой роли и центральном положении человека в мироздании (антропоцентризм). Она находилась в согласии с вероучением о центральном месте Земли во Вселенной, поэтому церковь активно препятствовала развитию гелиоцентрических представлений, ко-торые, надо сказать, появлялись задолго до эпохи Возрождения (Аристарх Самос-ский, III в. до н.э.). Благодаря авторитету Аристотеля и церкви геоцентризм господствовал около двух тысячелетий, пока не сменился как в науке, так и в обыденном сознании гелиоцентризмом.
Гелиоцентрическая система мира – возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы, где Солнце – центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.
Идея гелиоцентризма существовала в представлениях различных народов на самых разных стадиях развития.
Например, в африканском племени догонов (Мали) считается, что Солнце неподвижно, а земной диск вращается в течение дня вокруг своей железной оси. В Европе гелиоцентризм возник еще в античности (Аристарх Самосский), но как система мира, способная противостоять геоцентризму, был развит лишь в XVI в. в книге польского астронома и астролога Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543 г.).
Эта работа находилась под церковным запретом до начала XIX в
В первоначальном виде система Коперника сохраняла некоторые пережитки геоцентризма, например представления о равномерном круговом движении планет и о наличии у Вселенной единого центра (Солнца).
В дальнейшем система Копер-ника была развита в работах Дж. Бруно, Г. Галилея. Обоснование гелиоцентриче-ской гипотезы нашло отражение в трех знаменитых законах Кеплера. Законы дви-жения небесных тел были сформулированы астрономом и астрологом И. Кеплером в начале XVII в. Гелиоцентрическая система мира окончательно восторжествовала в результате трудов математика, астролога и философа И. Ньютона.
Его Закон всемирного тяготения и законы механики подвели теоретическую базу под найденные эмпирически законы Кеплера.
Были обнаружены убедительные наблюдательные доказательства вращения Земли (маятник Фуко) и ее движения по орбите (параллаксы звезд).
По Копернику, Земля вращается вокруг своей оси за 24 ч. Этим вращением объясняется суточное движение звезд и всех других небесных светил. Земля обращается вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение года.
Этим движением Земли объясняется годовое движение Солнца среди созвездий. Все планеты также обращаются вокруг Солнца, причем периоды обращения у различных планет разные.
Таким образом, все видимые петлеобразные движения планет получили естественное объяснение.
За Землей признавалась лишь роль рядовой планеты, а не центра мироздания.
В XX в. благодаря достижениям астрономии произошел революционный скачок в области представлений человечества о том месте, какое во Вселенной зани-мают наша Земля и Солнечная система.
В XXI в. ученые продолжают делать открытия.
Астрология в отличие от науки не пытается объективизировать знание. Основная ее задача – символически описать и спроецировать на земные события то, что является этой объективной реальностью ближайшего космоса, изучаемой в нашем случае астрономией.
Как знать, может быть, наши нынешние представления о «разбегающихся галактиках», «большом взрыве» и т.д. для ученых будущего будут выглядеть такими же наивными, как Земля на трех китах для наших современников.
По мере накопления данных наблюдений о видимых движениях небесных светил, развития науки, в частности геометрии и механики, эти взгляды изменялись. Огромным шагом вперед в развитии астрономических знаний явилось представление о звездном небе как о полной сфере и предположение о шарообразности Земли.
Древнегреческие ученые и философы делали серьезные попытки разработать стройные, в основном геоцентрические системы мира с шарообразной Землей в центре конечной Вселенной, которую как бы замыкала сфера неподвижных звезд.
Итак, геоцентрическая система мира – возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной.
Эта система основывалась на предположении, что вся Вселенная создана для Земли, Земле должен служить весь мир и все небесные светила, что естественно для нас, на Земле воплощенных, и соответствует повседневным наблюдениям.
В наиболее четкой форме геоцентрическая система мира была разработана Аристотелем (IV в. до н.э.). Его представления развил и завершил александрийский астроном и астролог Клавдий Птолемей .
Со времен Пифагора в философии и науке утвердилось представление о гармони мира, включавшее требование строгого кругового и равномерного движения небесных тел; однако с началом систематических астрономических наблюдений выяснилось, что видимые пути некоторых тел (планет) явно не удовлетворяли этому требованию.
Платон сформулировал в качестве центральной задачи астрономии объяснение видимых несовершенных движений. Собственно эту задачу и решали Аристотель и Птолемей.
Согласно системе мира Птолемея (см. рис. 1), в центре Вселенной расположена Земля, окруженная более чем пятьюдесятью прозрачными хрустальными сферами.
Они имеют общий центр и управляют движением Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и звезд. Для управления движением Солнца и Луны выделялось две (по одной на каждое светило) сферы с расположенными на них окружностями – деферентами, по которым и двигались Солнце и Луна.
Но для планет с их сложным петлеобразным движением относительно звезд этого было недостаточно. Поэтому Птолемей считал, что по деференту движется не сама планета, а центр другой окружности несколько меньших размеров – так называемый эпицикл (см. риснок).
По этому эпициклу движется центр следующего по порядку эпицикла и т. д. Планета же обращается лишь по самому последнему эпициклу. Сочетание этих совершенных движений в итоге дает видимое запутанное движение, а соответствие наблюдениям достигается хитроумным подбором элементов орбит.
Геоцентрическая система мира. Деферент и эпицикл
Несмотря на принципиально неверный подход с помощью эпициклов и деферентов удавалось довольно точно описать наблюдаемые движения планет и вычислять положения небесных тел на будущее.
В то время вполне достаточно было уметь рассчитывать положения планет с ошибкой в 5–6° по долготе. Этого уже хватало для того, чтобы правильно указать положение планет относительно зодиакальных созвездий.
Внешняя сфера неподвижных звезд в геоцентрике совершает полный оборот вокруг оси в течение суток и приводит в движение остальные сферы, обеспечивая тем самым видимую картину движения небесных светил.
В связи тем, что с точки зрения геоцентрической системы нет принципиальной разницы между движением Солнца, Луны и собственно планет, в средневековье дневное и ночное светило также причисляли к планетам. Вот почему традиционно и в наши дни астрологи Солнце и Луну продолжают называть планетами.
Геоцентрическая система мира Аристотеля–Птолемея стала основным принципом космологии христианства и была связана с представлением об особой роли и центральном положении человека в мироздании (антропоцентризм). Она находилась в согласии с вероучением о центральном месте Земли во Вселенной, поэтому церковь активно препятствовала развитию гелиоцентрических представлений, ко-торые, надо сказать, появлялись задолго до эпохи Возрождения (Аристарх Самос-ский, III в. до н.э.). Благодаря авторитету Аристотеля и церкви геоцентризм господствовал около двух тысячелетий, пока не сменился как в науке, так и в обыденном сознании гелиоцентризмом.
Гелиоцентрическая система мира – возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы, где Солнце – центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.
Идея гелиоцентризма существовала в представлениях различных народов на самых разных стадиях развития.
Например, в африканском племени догонов (Мали) считается, что Солнце неподвижно, а земной диск вращается в течение дня вокруг своей железной оси. В Европе гелиоцентризм возник еще в античности (Аристарх Самосский), но как система мира, способная противостоять геоцентризму, был развит лишь в XVI в. в книге польского астронома и астролога Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543 г.).
Эта работа находилась под церковным запретом до начала XIX в
В первоначальном виде система Коперника сохраняла некоторые пережитки геоцентризма, например представления о равномерном круговом движении планет и о наличии у Вселенной единого центра (Солнца).
В дальнейшем система Копер-ника была развита в работах Дж. Бруно, Г. Галилея. Обоснование гелиоцентриче-ской гипотезы нашло отражение в трех знаменитых законах Кеплера. Законы дви-жения небесных тел были сформулированы астрономом и астрологом И. Кеплером в начале XVII в. Гелиоцентрическая система мира окончательно восторжествовала в результате трудов математика, астролога и философа И. Ньютона.
Его Закон всемирного тяготения и законы механики подвели теоретическую базу под найденные эмпирически законы Кеплера.
Были обнаружены убедительные наблюдательные доказательства вращения Земли (маятник Фуко) и ее движения по орбите (параллаксы звезд).
По Копернику, Земля вращается вокруг своей оси за 24 ч. Этим вращением объясняется суточное движение звезд и всех других небесных светил. Земля обращается вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение года.
Этим движением Земли объясняется годовое движение Солнца среди созвездий. Все планеты также обращаются вокруг Солнца, причем периоды обращения у различных планет разные.
Таким образом, все видимые петлеобразные движения планет получили естественное объяснение.
За Землей признавалась лишь роль рядовой планеты, а не центра мироздания.
В XX в. благодаря достижениям астрономии произошел революционный скачок в области представлений человечества о том месте, какое во Вселенной зани-мают наша Земля и Солнечная система.
В XXI в. ученые продолжают делать открытия.