Казалось бы, нет ничего проще, чем представить себе Солнце. То, что видишь и то, что чувствуешь непосредственно, быстрее всего облекается значением и качествами, становится метафоричным или символическим, представляя вполне определённое положение вещественного или материального.
То, что реально присутствует в нашей жизни, легко характеризовать и удобно, не опасаясь непонимания или недоумения, описывать. И всё же, именно в этом, скорее всего, и кроется вероятность односторонней или неудовлетворительной интерпретации. Объективность восприятия чего-либо, принимаемая нами за истину, не существует сама по себе, а является лишь частью более объёмного и более глубокого содержания предметного мира и Сущего /1/.
Не останавливаясь на физических параметрах светила, которые в избытке представлены в научной литературе и всесторонне рассматриваются с материалистической или утилитарной точки зрения, позволим себе коснуться сферы метафизической, алхимической и даже духовной. Посмотрим на Солнце, как нечто божественное, что даёт нам не только жизнь, но и приводит к смерти, без чего невозможно развитие и совершенствование, но и падение и разложение. Нас, в большей степени, будет интересовать данная планета, не как источник света и тепла, хотя и это очень важно, а как элемент /2/ организации мироздания, один из ключевых символических моментов созидания или представления самого человека и Бога /3/.
Конечно, касаясь мистического видения и представлений о Мире и Солнце, которые оформились более 6000 лет назад, нельзя избежать неточностей и охватить знания целиком, однако быть с этими познаниями в контексте, уже Благо. И всё же, как бы мы не старались приблизиться к видению мудрецов прошлого, всегда есть большая вероятность пойти по ложному пути и неверно истолковать те или иные слова, значения и знаки, предупреждения и заповеди. В этом положении успокаивает и даёт надежду на положительные результаты исследований и рассуждений то, что каждое новое поколение людей, как бы не складывалась история человечества, привносит не только зачатки нового и прогрессивного, но и уже содержит в себе ценнейшую информацию прошлого. Поэтому, хотя старое, возможно, и забыто, но и оно не может быть воскрешено как нечто новое. Старое, это нетленное, которое есть основа настоящего и будущего, что представляет непрерывную и неделимую символическую цепь совершенствования и эволюции Всего. А раз эти знания основа или некое промежуточное постоянно совершенствующееся познание, то оно в любом случае присутствует и в нашем современном и настоящем/4/, даёт нам ориентиры и направления для созидания и понимания/5/ себя и окружающего нас Мира.
Как говорил египетский бог Джехути (греч. Тот; лат. Гермес), обращаясь к своему сыну: “Знание не есть начало самого Блага… Видимое нас очаровывает, а невидимое вызывает сомнения, но ведь плохое есть видимое, а Благо не видимо для глаз, ибо у него нет ни формы, ни очертаний; оно похоже на себя самое и отличается от всего остального…” [1].
Раз уж заговорили о Египте, то и начнём рассмотрение бытующих версий и предположений о символизме и аналогиях связанных с Солнцем именно с него.
Египет, как одна из колыбелей современной цивилизации, обладал философски обоснованной и практически используемой космологией, пронизывающей не только жизненный путь человека и его деятельность на земле, но и этапы его заупокойного путешествия. Вполне возможно, что аналогом циклического восхождения и нисхождения жизни человека явились звёзды, в том числе и само Солнце. Восход Солнца символизировал начало и развитие жизни, зенит светила – наивысшую кульминацию и зрелость, а склонение к горизонту – старение и увядание. Соответственно, ночное или невидимое его продвижение по космическим путям и предполагаемым вселенским мистическим орбитам давало повод проводить аналогии с символическим существованием человека после его ухода в иной запредельный мир /6/. Не даром и праздник в честь бога Солнца некоторые именовали не иначе как “Странник”.
Ярким, в прямом и переносном смысле этого слова, представителем Солнца в египетской иерархии сакральных сил являлся бог Ра. По представлениям древних, Он ни есть само Солнца, как объективное существо, а есть его владеющая и движущая высоко духовная субстанция /7/. Солнечный диск есть атрибут и символ его высокой значимости, целостности, движения “по кругу в небе” и множественных воплощений на уровне тонкоматериального или энергоинформационного выражения. /8/ Он есть Жизнь, Здоровье и Сила, которого называют владыкой Истины и Правды, живущего Законом и Порядком.
Не смотря на то, что ряд источников считает Ра породившем самого себя (как и его тождества Атум-Ра/9/, Амон-Ра/9/, Себек-Ра/9/…, и т.п.), священная традиция предполагает ему иерархического предшественника/10/. Прародителем или стихией из которого появился Ра был Нун, а матерью, соответственно, но не обязательно, могла быть Наунет, супруга Нуна/11/. Пара богов Нун и Наунет представляли собой изначальную “бездну”, которую организовал “… Творец, за пределами своего творения…, царь небесный, повелитель богов…, Господь”/12/, создатель Света и Правды, Идеи и принципа организации Жизни - Птах/13/.
Хотя Ра и обладал вышеперечисленными предками, точные сведения о родословной его теряются в глубине веков/14/. Нас же могут заинтересовать некоторые символические нюансы персон этого генеалогического древа, которые дадут почву для интересных и, надеюсь, плодотворных размышлений.
Так, с одной стороны, существует мнение, что Атум (Jtm), как нечто неопределённое и неописуемое, который подобен Нун, есть бог первотворения, символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего (сказания гелиополиса, греч. Heliopolis, егип. Iunu). Он произошёл ранее Ра и даже, как говорят некоторые, породил его в какой-то момент. Он появляется из Хаоса [Нуна/15/ или Птаха/16/] и предшествует разделению неба и земли. Его образы (символы) змея и скарабей (“Тексты пирамид”). С другой стороны, Атум характеризуется как начало произведения вещественного или материального. Появляется как “первоначальная гора” (“Тексты пирамид”) или возникает вместе с “первозданным холмом” с которым он отождествляется. Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона и всего Сущего. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум) [13].
Возможно, принимая к сведению процессы “основания причины”[14], организацию матрицы/17/ и следующую за всем этим каузальность, действительным и необходимым Условием этого был Птах. Условие не порождало и, по определению, не порождает ничего, оно имеет в себе Всё и способствует организации и выражению Всевозможного через свою среду, которая подчинена определённому Закону. Уточняя особенность Птаха, некорректно говорить о его первоначальности, как одном из неких начал, поскольку Он есть субстанция/18/. Он, лежащий в основе, но не подверженный внешним изменениям, существует, как уже говорилось, вне процессов творения. Точнее будет указать на его пред-начальность, как Условие и соответствующее Ему состояние обладания потенцией созидания, Его имение всего элементарного (четыре пары “первых богов” - качеств Его среды), определяющего весь комплекс начального или стихийного, изначального (казуального) или возможного в реализации (каузального). Ему более всего подходит дефиниция действенного или активного в своей потенции Нуля[15].
Повторяя тезис, что всё исходит из ничто и в ничто уходит, то есть возвращается в небытие, ноль в ипостаси небытия представляет собой совокупность потенциально возможного, скрытого и тайного или неведомого. Символ нуля изображает некую границу, которая разделяет мир внешний экзотерический и внутренний эзотерический, и в тоже время, той же границей, объединяет их. Ноль/18/ говорит о зыбкости грани между элементами явленного и сокрытого миров, и о присутствии самого этого барьера, который не дан нам в ощущение, но существует. Неведомое рядом, за тонкой пеленой нашего неведения и готово идти нам навстречу пропорционально нашим познавательным устремлениям, расширению наших духовных, а не физических возможностей/19/.
Птах организовал Себя и своё пространство, и это пространство было действенно силами его среды, охваченных потенциальными возможностями и окружённых Законом. Символ этого в египетском эпосе есть “Безбрежный Океан”, а в греческом “Хаос”. В священной геометрии, данное положение представлено кругом или окружностью.
Рассматривая и анализируя[17] среду Птаха, организованную Им четырьмя парами богов/13/: Нун и Нунет (“Бездна”), Хух и Хухет (“Бесконечность”), Кук и Кукет (“Тьма или Творение”), Амон и Амонет (“Безвидность или Безобразность”), можно выделить некоторые её особенности.
Во-первых, всё то, что имелось до какого-либо процесса творения, характеризуется не беспорядком, а гармонией стихийных сил/21/.
Во-вторых, среда Птаха всеобъемлющая и подчинена Закону. Все элементы среды взаимоувязаны или связаны, ориентированы на определённые функции и обладают для этого необходимыми энергоинформационными качествами.
В-третьих, Птах, как Условие, не участвует в процессах зарождения чего-либо, а способствует им не только в начале и в процессе соответствующего роста, но и на стадии созревания, самоидентификации и последующего функционирования этого Нового[14].
В общих чертах, пространство или среда Птаха, организованная “Духом Всемогущих Вод”, через брожение потенциальных возможностей проявления как Небытия, “Оккультного Света” и т.д., так и Бытия, “Сил Времени” и т.д., раскрывает нам “Голос Силы”, который есть необходимость для зарождения Всего возможного или Сущего/23/. Таким образом, Птах и его Среда или Сфера Его и Закон, то есть Он, как субстанция, в изображении может представляться Кругом или Окружностью, как символом безвременности или вечности, неизменности или постоянства, единства или совершенства.
Вернёмся к рассмотрению Ра и Атума, в части их происхождения. Как Ра, так и Атум, что следует из придания, породили самих себя. Это вполне естественный процесс, если учесть, что Птах представляет Условие необходимое для этого и Закон, который определяет Всё, в том числе мотивацию и тенденцию Его среды или пространства.
Ра и Атум в среде Птаха могли родиться как независимо, так и зависимо друг от друга. Однако, из древних текстов известно, что Атума, по некоторым качествам, сравнивают с Птахом, а рождение Ра связывают с одним из божественных Его проявлений – Нуном. Но одно не противоречит другому. Нун и Нунет, как Бездна, своими качествами способствовали организации структуры и развитию Ра/24/. Нун и Нунет, представляя часть среды или сферы Птаха, есть и его часть. Следовательно, принимая в свою организацию Его часть и подчиняясь в своём созревании Ему или Всеобщему Закону, Ра в данном может быть тоже похож на Птаха, как и Атум/25/.
Атум и Ра могут быть двумя сторонами одной медали, представляющих различные стороны или качества Проявленного или Первородного, что и позволяло в разные исторические периоды объединять их как Атум-Ра или Ра-Атум. Таким образом, полагаясь на каноны эзотерического знания, Проявленное или Происхождение, а также Единство или Первопричина всего последующего далее, предполагает изображение Точки – символа творческой силы и принципа проявления/26/.
ПРИМЕЧАНИЯ /*/
1. … “Ибо невозможно тому, кто есть тело, обозначить бесплотное, и невозможно несовершенному постигнуть совершенное, и трудно временному войти в сообщество с вечным” (Избранные фрагменты Столбея. / Гермес к Тату. Гл. 1, ст. 1.) [1].
2. … “Если истина состоит в согласованности познания с его предметом, то тем самым этот предмет должен быть отделён от других; ибо познание ложно, если не согласуется с предметом, к которому отнесено, пусть оно и содержит нечто, что в отношении других предметов могло бы пожалуй быть и верно”[3].
3. … “Разумеется, наши глаза могут видеть тела; и то, что видит око, может высказать язык; но то, что не имеет ни тела ни видимости, ни очертаний и что даже не состоит из материи, то не может восприниматься ощущениями. Я постигаю мыслью, о Тат, я вижу то, что невозможно выразить, - Бога” ((Избранные фрагменты Столбея. / Гермес к Тату. Гл. 1, ст. 2,) [1].
4. … “Пространство и время – это категори рассудка, то есть свойства приписываемыя нами вншнему мiру. Это только вхи, знаки, поставленныя нами самими, такъ какъ безъ нихъ мы не можемъ представить себ вншняго мра….”; “…эти разделения существуют только в нас, в нашем познании вещей, а не в самих вещах” (Гл 1.). “… наша мысль можетъ увидать прошедшее, настоящее и будущее…”; “…Прошедшее и будущее не могут не существовать, потому что если они не существуютъ, то не существуетъ и настоящее”; “… прошедшее и будущее …, одинаково существуютъ во всхъ возможностях и одинаково существуютъ одновременно”. (Гл. 4.) [2].
5. … “Всякое спрашивание есть искание. Всякое искание имеет заранее свою направленность от искомого. Спрашивание есть познающее искание сущего в факте и такости его бытия” [4].
6. … “Ра получает тебя душой на небе, телом на земле” (строка 582, Пирамида Унаса, V династия); в текстах времён правления Птолимеев (см. Liebein, “Que mon nom fleurisse”, стр. 2 и стр. 17): “Душа [Кху*] твоя обитает на небесах перед Ра, твой двойник [Ка**] получает от богов всё необходимое, твоё духовное тело [Саху***] пребывает в славе среди духов огня, а твоё материальное тело [Кхат*****] осталось в подземном мире” [5]
… По гимнам в честь восхода Бога Солнца (Папирус Ани. Брит. Муз. № 10470, лист 20): “… О тот, кто поднимается над горизонтом как Ра, суть твоя основана на законе, [который неизменен и не может быть подвергнут пересмотру]. … Себе самому обязан ты своим появлением на свет в пределах Ну (т.е. на небе)… Да будет на то воля твоя, чтобы я поднялся на небеса бессмертия и на гору, где живут души угодных тебе”. (Том 1, глава XV); по гимнам в честь захода Бога Солнца (Папирус Некхту-Амена. См. Навилль, Том II, стр. 23): “… Тайные места поклоняются тебе, старейшины одаривают тебя подношениями и наделяют тебя своей магической силой… О ты, повелитель страха, могущественный бог ужаса. О Ра, ты вдвойне прекрасен, поднимаясь над горизонтом Аментета, ты повелитель Маат, живущей на горизонте. Велик страх, внушаемый тобой, и обличия твои исполнены величия, и любовь к тебе велика среди обитателей загробного царства”. В ином тексте (Папирус XIX династии. Дублин. См. Навилль, “Тодтенбух”, Том I, лист 19): “О создатель богов! … ты превратил землю в огромное жилище для своих Кху, чтобы каждый человек мог найти свою пару. … Владыки всех районов Таута (загробного царства), обитающие в тайных пещерах простёрли руки свои к небу в поклонении перед твоим Ка…. Ты слышишь приветственные возгласы тех, кто в гробах (мёртвых), ты избавил их от беспомощности и изгнал из них всё зло… ” [5]
* Кху – “душа духа, часто упоминается когда речь заходит о Ба**** или о душе сердца. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; Кху обитала в Саху, или духовном теле человека”. [5] (…, стр. 43).
** Ка – “двойник”…. “Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке”. [5] (…, стр. 42)
*** Саху - “Духовное тело, которое было обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов…, было вечным и не подвергалось разложению” или “…это тело, достигшее такой степени знания, могущества и славы, благодаря которой оно становится вечным и неподверженным разложению. В этом состоянии оно могло общаться с богами, вознестись на небеса и жить там с душами блаженных”. [5] (…, стр. 44)
**** Ба – “… душа сердца [“Аб” – сердце, тесно связанное с душой Ба, источник животной жизни, добра и зла в человеке], некоторым образом связанная с Ка, …. Ба, …, приписывалась способность свободно переходить из материальной формы в духовную [изображение сокола с головой человека (папирус Nebget, Париж)] и обратно”. [5] (…, стр. 42)
***** Кхат – “Физическое тело, …, т.е. то тело, которое подвержено разложению и может быть сохранено только при помощи мумификации”. [5] (…, стр. 42)
7. … “О ты, прекрасное Сушество, в определённое время ты неизменно принимаешь облик Диска …” (Из папируса Некхта / Брит. Муз., № 10471, лист 21). [5] (… Том 1, стр. 118); “Славлю тебя, О ты, кто поднимается над горизонтом, … ты освещаешь путь Диску…” или там же “… ты увидишь Ра в святилище его, день за днём ты будешь пребывать с Диском его” (Из папируса Ани / Брит муз. № 10470, лист 20). [5] (… Том 1, стр. 151 - 152); “Великий бог, живущий в своём Диске, поднимается в обличии двух своих Глаз…” (Из папируса Некхту-Амена / Навилль. “Тодтенбух”, Т. 2, стр 23) [5] (… Том 2, стр. 155); “О ты, кто пребывает в своём яйце, кто сияет ослепительным светом своего Диска…” (Из папируса Небсени / Брит. Муз. № 9900, лист 14) [5] (… Том 2, стр. 166)
8. … “Появляется великий бог, обитающий в его Диске, это Гор…” (Из папируса Мут-хетеп / Брит. Муз. № 10010, лист. 5)[5] (… Том 2. стр. 154)
9. … “Я есть восходящий бог Тем [Atum (Tem, Temu, Tum, Atem) [7].[…]]; я есть Единственный Бог. Я обрёл жизнь в просторах Ну. Я – Ра, взошедший в начале начал, правитель [“правитель всего сотворённого им” (Папирус Небсени)] этого…. Я, великий бог, породивший сам себя, равный Ну… Кто же это? Это Тем, обитающий в диске, или [как утверждают другие], это Ра поднимающийся в восточной части неба” (Глава XVII, стр 160, 161). [5]
… “…илиопольский Атум, еще в доисторическое время отождествленный с богом Ра; на почве этого сочетания (Атум-Ра) в Илиополе постепенно произошло то углубление религии и расширение лежащего в ее основе понятия божества…”[8]
… “Провозглашенное тождество Амона и Ра [уже в Среднем царстве, как собственно и с Хнумом (Хнум-Ра), и с Собеком (Собек-Ра)] отнюдь не было только номинальным, а сопровождалось перенесением на Амона всех представлений и мифов, связанных с солнечным богом, и повлекло за собой реформу фиванского богослужения. … “Амон сияет в своей ладье, подобно Ра на горизонте неба. Вся земля ликует, завидя лучи его в барке речной, подобно Ра в его вечерней ладье” (G. Daressy. La procession d'Ammon. Mémoires de la Mission archéologique française au Caire. Т. 8. Стр. 384)…. “Как прекрасны оба ока Амона-Ра. Впереди тебя вечность, И позади тебя вечность, — Он есть бесконечность” (Берлинский музей. Папирус № 3049)”.[8]
… “«он, как Атум дополняет себя, будучи одним телом с ним», т.е. с Ра (цит. по переводу Б. А. Тураева в Истории древнего Востока, 2-е изд. 1913 г., ч. I, стр. 358. …) Из приведенной цитаты ясно, что, по крайней мере, в сознании богословов позднейшего периода отождествление Амона с Ра было чем-то аналогичным тождеству Атума и Ра”.[8]
… “An ancient Egyptian crocodile god, sometimes identified with Re or with Seth, and regarded as the son of Neith…. Sebek is depicted as a crocodile or in human form with the head of a crocodile. He was crowned either by a pair of plumes or by a combination of the solar disk and the uraeus. ("Sebek." Encyclopedia Mythica from Encyclopedia Mythica Online.[Accessed February 25, 2011]).
10. … “По Тайлу, религия Египта с самого начала была политеистической, но развивалась в двух противоположных направлениях: в одном количество богов увеличивалось за счёт добавления местных богов, а в другом египтяне больше и больше приближались к монотеизму”.[6],[7]
11. … “Нун (др.-егип. "nwn" [Naun] - "вода", "водный") — в древнеегипетской мифологии - существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Собственных мест культа и храмов не имел. Изображается в виде человекоподобного мужского божества”.[9]
… “Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети I в Абидосе”.[10]
… “Вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) первые из богов Гермопольской Огдоады. От них произошёл Атум”[11]…. “Нуна считали отцом Хапи, Хнума и Хепри”[11]. В Мемфисе его отождествляли с Птахом, а в городе Фивы - с Амоном.[/naun]
[naun]
12. … ”Я Тот, Кто к югу от Моей стены [юг в египетской символике — образ вечности – прим.], повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель [Неба и Земли — прим.], творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я — Господь” (речение № 647 Текстов Саркофагов).
13. … “Птах — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом).”[13]
14. … “…О, начальники часов предка Ра, приготовляющие путь [делающие дорогу - прим]…” (Гл. 251, реч. 269 а.)[12].
15. … “Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида”[13].
16. … “В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»)” (“Атум”)[13].[/naun][naun]
17. … Матрица от лат. matrix — первопричина.
18. … Символизм круга, который лежит в основе символа нуля, вместе с выражением духовных сил и духовного мира, представлялся миром высшим и находящимся за пределами нашего обыденного представления. В традициях Древнего Египта "круг обычно обозначает единство или принцип постоянного, вечного движения" и цикличности. В восточных традициях, это символ просветления и проникновения за пределы бытийности. Свет бесформенный и есть ноль, то, что не имеет формы и является проявлением, которое охватывает потенцирующее движение ("принцип генезиса") и вещество ("принцип субстанции").
19. По словам Анни Безан, круг - начало всех вещей, а, следовательно, и ноль - начало проявленного, будучи его вместилищем, а в нумерологии - числового ряда.
20. … Как отмечал Платон, "...у нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой"[16].
21. … Пространство или среда, которую организовал Птах, в одном из выявленных положений, согласно энергоинформационным качествам, можно описать через зодиакальную символику, как синтез знаков: Водолея, Тельца, Скорпиона и Льва, плюс знак Рака. Важная роль отводится тут знаку Водолея (Нун – Нунет - Хух – Хухет – “Бесконечная Бездна”), который содержит бесконечное многообразие Идей, то есть потенциальных качеств, свойств, видов и возможностей Всего Сущего (бытийного и небытийного). Пара богов Амон и Амонет связывают все знаки фиксированного креста, обеспечивая “Невыразительность”, “Безвидность” или “Скрытность” элементов среды. Вместе с этим они способны выступать медиаторами при возможном зарождении чего-либо, поставляя для процесса развития необходимые и запрашиваемые элементы среды[14]. Пограничным для всей организации пространства среды может являться знак Рака. Знак кардинального креста – Рак, который характеризует пару богов Кук и Кукет, в том числе и по классическим канонам, описывает процессы предвосхищающие “Творение” и самостоятельно, без помощи Амона и Амонет, заботится о своей тайной сути - “Тьма”. Если фиксированный крест описывает внутреннюю динамику, сбалансированное основание или гармоничную структуру среды Птаха, то элемент кардинального креста может характеризовать мотивацию или устремление системы, вектор её потенциальных возможностей. [/naun]
[naun]
22. … Одно из суммарных нумерологических значений[17] Имён восьми богов организованных Птахом, характеризующих его среду или пространство Его влияния, сферу Его Закона – 522 (5 + 2 + 2 ). В нумерологическом символизме Таро, это числовое значение ориентирует на Аркан “Отшельник” или “9”, который, в частности, описывает “Внутренний Мир” или погружение в “Него”. Если предположить, что весь комплекс связей, сил, и стихий среды или пространства, есть сам Птах, то есть Он есть Всё и Он есть Закон, то по характеристикам данного Аркана, символически, можно представить его некоторые соответствия: “Пророк Вечности, Маг Голоса Силы,… Lux Occultata, Protectores, Prudentia ”[18]; “… сливаются идеи “Ветхого днями” (т.е. Бога Отца; см. Дан. 7.) и “света миру” (т.е. Христа; см. Иоанн. 8:12, 9:5.)”[19]; “… в духовном мире выражает абсолютную мудрость. В мире разума – благоразумие, направляющее волю. В физическом мире – осмотрительность, руководящую действиями”[20]; “Йод – первая буква Тетраграмматона, символизирующая Отца, который есть Мудрость; он – высшая форма Меркурия, Логос, создатель всех миров…, является флюидической сущностью Света, то есть жизни Вселенной”[21]; “Дух-покровитель”[22].
… Нумерологически, число 522, как 5 + 2 + 2 можно охарактеризовать по его составным частям. Пятёрка или “5 = 4 +1”: “Один Принцип, Один Закон, Один Агент, Одна Истина”[20], объединённые Волей. Двойка символизирует полярность. “Фактически двойственность является самой очевидной вещью. Даже сама истина двойственна: эзотерическая и экзотерическая, истина реального и истина видимого”[20]. В нашем случае, две полярности это символ фиксированного креста зодиакального круга и символ потенциальных возможностей среды Птаха, сферы Его влияния. Девятка или “9”, которая получается в сложении (5+2+2), как “божественное число”, это не только “совершенство сознания”, но и потенциальное “совершенство формы”, то есть это символ “проявленного Божества, все разнообразные манифестации которого можно свести к одному первичному источнику”[20].[/naun][naun]
23. … Значение 522 характеризует внешние качества среды Птаха, а внутренние качества описывает значение 156. В нумерологии Таро, скрытая характеристика среды описывается Арканом “12” (1+5+6) - “Духом Всемогущих Вод”[18], переходный процесс или Аркан “15” (522 – 156 = 366 = 3+6+6) - “Оккультный Свет” и “Силы Времени”[18], описывает движение от внутреннего (“потенциального”) к внешнему (“кинетическому”) выражению Божественной Сферы - Аркан “9” (5+2+2) - “Голосу Силы”[18].
24. … Суммарный нумерологический показатель пары Нун и Нунет можно представить числом “2” (по первому уровню)[17], как и значение слова (имени) Ра (по второму уровню)[17]. Данное соотношение указывает на то, что выраженные качества или характерные особенности Бездны (Нун + Нунет) были востребованы Ра в процессе созревания[14], то есть в процессе самоорганизации своих основополагающих или сокрытых структур, начальных или первостепенных качеств. Это же кодовое число или “2” в имени Птаха исходящее от характеристик Его внутренних качеств, сопоставимо числу “2” имени Ра, описывающему аналогичные или сокрытые его особенности.
25. … Одно из нумерологических кодовых значений имени Птаха представлено числом “20” (по второму уровню)[17], которое в практике “мистического сложения” может быть приведено к значению числа “2”. Аналогично, одно из значений характеризующих имя Атум “56” (по первому уровню) [17] может быть приведено к значению числа “2”. Данное подобие может говорить о сходстве некоторых характеристик этих двух имён, что и отмечается в древних египетских текстах.
26. … “ Есть два вида точек: не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие, как определяет Раймунд Луллий в своей книге “Новая геометрия”, характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. Моисей из Леона следующим образом определил природу изначальной Точки: “Этот уровень представляет собой общую сумму всех последующих отображений, то есть всех внешних аспектов, относящихся к этому уровню. Таковыми они становятся в связи с таинством точки, которая сама по себе представляет оккультное явление, происходящее от тайны чистого эфира, навевающего благоговейный трепет. Первый уровень является абсолютно оккультным, то есть не выявляющим себя и недостижимым”…”[23][/naun]
[naun]
ИСТОЧНИКИ [*]
1. Гермес Трисмегист и герметическая традиция востока и запада /Сост., коммент., пер. с др. –греч., лат., фр., нем., англ., польск. К. Богуцкого. - К., - М., 2001.
2. Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. - СПб., (репринт 1911.), 1992.
3. Кант И. Критика чистого разума / Сочинения в 6 т., - М.: Мысль, 1963. - Т. 3.
4. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. – Харьков, 2003.
5. Бадж Уоллис Э. А.. Египетская Книга Мёртвых. Путешествие Души в Царство Мёртвых. – М., 2002.
6. Tiele Cornelis Petrus. Geschiedenis van den Godsdienst. – Amsterdam. 1893.
7. Бадж Уоллис Э. А. Египетская религия. Египетская магия. – СПб., 2003.
8. Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период // Культурно-исторические памятники древнего востока / Под общ. ред. Проф. Б. А. Тураева. – Москва, 1917. – Выпуск 5
9. Рак. И.В. Мифы Древнего Египта. - М. 1993.
10. Энциклопедия Древний Египет / Под ред. В.В. Солкина. – М., 2004.
11. Древнеегипетская книга мёртвых. Слово устремленного к Свету. - М.: "Эксмо", 2004. - 432 с.
12. Тексты Пирамид / Под общ. ред. А. С. Четверухина. – СПб., 2000
13. Википедия. Свободная энциклопедия / [1.03.2011].
14. Гусев А. Б. Основание причины и условность того, что навсегда / Журнал “Самиздат” // Библиотека М. Мошкова (СМИ 77-20625), [04.04.2011].
15. Гусев А. Б. Оккультная философия Нуля / Журнал “Самиздат” // Библиотека М. Мошкова (СМИ 77-20625), [16.04.2011].
16. Платон. Избранные диалоги. – М., 2002.
17. Гусев А. Б. Русская эзотерическая герменевтика. Методология философской интерпретации лингвистических конструкций / Оккультная философия. – М., 2008.
18. Бейнс Дж., Вронский С. Судьба на ступенях Золотого Таро. – М. 1995.
19. Таро Уэйта как система. История, теория и практика / Сост. А. Костенко. – М., 2010.[/naun][naun]
20. Заин К. К. Священное Таро. Искусство чтения карт на основе духовной науки. / Пер. с англ., прил. и прим. А Костенко. - СПб., 2003.
21. Кроули А. Книга Тота / Пер. А. Костенко. – СПб., 2001.
22. Энкосс Ж. (Папюс). Предсказательное Таро / Пер. с фр. Трояновского. – М. 2004.
23. Керлот Х. Э. Словарь символов. – М., 1994.[/naun]
Не останавливаясь на физических параметрах светила, которые в избытке представлены в научной литературе и всесторонне рассматриваются с материалистической или утилитарной точки зрения, позволим себе коснуться сферы метафизической, алхимической и даже духовной. Посмотрим на Солнце, как нечто божественное, что даёт нам не только жизнь, но и приводит к смерти, без чего невозможно развитие и совершенствование, но и падение и разложение. Нас, в большей степени, будет интересовать данная планета, не как источник света и тепла, хотя и это очень важно, а как элемент /2/ организации мироздания, один из ключевых символических моментов созидания или представления самого человека и Бога /3/.
Конечно, касаясь мистического видения и представлений о Мире и Солнце, которые оформились более 6000 лет назад, нельзя избежать неточностей и охватить знания целиком, однако быть с этими познаниями в контексте, уже Благо. И всё же, как бы мы не старались приблизиться к видению мудрецов прошлого, всегда есть большая вероятность пойти по ложному пути и неверно истолковать те или иные слова, значения и знаки, предупреждения и заповеди. В этом положении успокаивает и даёт надежду на положительные результаты исследований и рассуждений то, что каждое новое поколение людей, как бы не складывалась история человечества, привносит не только зачатки нового и прогрессивного, но и уже содержит в себе ценнейшую информацию прошлого. Поэтому, хотя старое, возможно, и забыто, но и оно не может быть воскрешено как нечто новое. Старое, это нетленное, которое есть основа настоящего и будущего, что представляет непрерывную и неделимую символическую цепь совершенствования и эволюции Всего. А раз эти знания основа или некое промежуточное постоянно совершенствующееся познание, то оно в любом случае присутствует и в нашем современном и настоящем/4/, даёт нам ориентиры и направления для созидания и понимания/5/ себя и окружающего нас Мира.
Как говорил египетский бог Джехути (греч. Тот; лат. Гермес), обращаясь к своему сыну: “Знание не есть начало самого Блага… Видимое нас очаровывает, а невидимое вызывает сомнения, но ведь плохое есть видимое, а Благо не видимо для глаз, ибо у него нет ни формы, ни очертаний; оно похоже на себя самое и отличается от всего остального…” [1].
Раз уж заговорили о Египте, то и начнём рассмотрение бытующих версий и предположений о символизме и аналогиях связанных с Солнцем именно с него.
Египет, как одна из колыбелей современной цивилизации, обладал философски обоснованной и практически используемой космологией, пронизывающей не только жизненный путь человека и его деятельность на земле, но и этапы его заупокойного путешествия. Вполне возможно, что аналогом циклического восхождения и нисхождения жизни человека явились звёзды, в том числе и само Солнце. Восход Солнца символизировал начало и развитие жизни, зенит светила – наивысшую кульминацию и зрелость, а склонение к горизонту – старение и увядание. Соответственно, ночное или невидимое его продвижение по космическим путям и предполагаемым вселенским мистическим орбитам давало повод проводить аналогии с символическим существованием человека после его ухода в иной запредельный мир /6/. Не даром и праздник в честь бога Солнца некоторые именовали не иначе как “Странник”.
Ярким, в прямом и переносном смысле этого слова, представителем Солнца в египетской иерархии сакральных сил являлся бог Ра. По представлениям древних, Он ни есть само Солнца, как объективное существо, а есть его владеющая и движущая высоко духовная субстанция /7/. Солнечный диск есть атрибут и символ его высокой значимости, целостности, движения “по кругу в небе” и множественных воплощений на уровне тонкоматериального или энергоинформационного выражения. /8/ Он есть Жизнь, Здоровье и Сила, которого называют владыкой Истины и Правды, живущего Законом и Порядком.
Не смотря на то, что ряд источников считает Ра породившем самого себя (как и его тождества Атум-Ра/9/, Амон-Ра/9/, Себек-Ра/9/…, и т.п.), священная традиция предполагает ему иерархического предшественника/10/. Прародителем или стихией из которого появился Ра был Нун, а матерью, соответственно, но не обязательно, могла быть Наунет, супруга Нуна/11/. Пара богов Нун и Наунет представляли собой изначальную “бездну”, которую организовал “… Творец, за пределами своего творения…, царь небесный, повелитель богов…, Господь”/12/, создатель Света и Правды, Идеи и принципа организации Жизни - Птах/13/.
Хотя Ра и обладал вышеперечисленными предками, точные сведения о родословной его теряются в глубине веков/14/. Нас же могут заинтересовать некоторые символические нюансы персон этого генеалогического древа, которые дадут почву для интересных и, надеюсь, плодотворных размышлений.
Так, с одной стороны, существует мнение, что Атум (Jtm), как нечто неопределённое и неописуемое, который подобен Нун, есть бог первотворения, символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего (сказания гелиополиса, греч. Heliopolis, егип. Iunu). Он произошёл ранее Ра и даже, как говорят некоторые, породил его в какой-то момент. Он появляется из Хаоса [Нуна/15/ или Птаха/16/] и предшествует разделению неба и земли. Его образы (символы) змея и скарабей (“Тексты пирамид”). С другой стороны, Атум характеризуется как начало произведения вещественного или материального. Появляется как “первоначальная гора” (“Тексты пирамид”) или возникает вместе с “первозданным холмом” с которым он отождествляется. Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона и всего Сущего. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум) [13].
Возможно, принимая к сведению процессы “основания причины”[14], организацию матрицы/17/ и следующую за всем этим каузальность, действительным и необходимым Условием этого был Птах. Условие не порождало и, по определению, не порождает ничего, оно имеет в себе Всё и способствует организации и выражению Всевозможного через свою среду, которая подчинена определённому Закону. Уточняя особенность Птаха, некорректно говорить о его первоначальности, как одном из неких начал, поскольку Он есть субстанция/18/. Он, лежащий в основе, но не подверженный внешним изменениям, существует, как уже говорилось, вне процессов творения. Точнее будет указать на его пред-начальность, как Условие и соответствующее Ему состояние обладания потенцией созидания, Его имение всего элементарного (четыре пары “первых богов” - качеств Его среды), определяющего весь комплекс начального или стихийного, изначального (казуального) или возможного в реализации (каузального). Ему более всего подходит дефиниция действенного или активного в своей потенции Нуля[15].
Повторяя тезис, что всё исходит из ничто и в ничто уходит, то есть возвращается в небытие, ноль в ипостаси небытия представляет собой совокупность потенциально возможного, скрытого и тайного или неведомого. Символ нуля изображает некую границу, которая разделяет мир внешний экзотерический и внутренний эзотерический, и в тоже время, той же границей, объединяет их. Ноль/18/ говорит о зыбкости грани между элементами явленного и сокрытого миров, и о присутствии самого этого барьера, который не дан нам в ощущение, но существует. Неведомое рядом, за тонкой пеленой нашего неведения и готово идти нам навстречу пропорционально нашим познавательным устремлениям, расширению наших духовных, а не физических возможностей/19/.
Птах организовал Себя и своё пространство, и это пространство было действенно силами его среды, охваченных потенциальными возможностями и окружённых Законом. Символ этого в египетском эпосе есть “Безбрежный Океан”, а в греческом “Хаос”. В священной геометрии, данное положение представлено кругом или окружностью.
Рассматривая и анализируя[17] среду Птаха, организованную Им четырьмя парами богов/13/: Нун и Нунет (“Бездна”), Хух и Хухет (“Бесконечность”), Кук и Кукет (“Тьма или Творение”), Амон и Амонет (“Безвидность или Безобразность”), можно выделить некоторые её особенности.
Во-первых, всё то, что имелось до какого-либо процесса творения, характеризуется не беспорядком, а гармонией стихийных сил/21/.
Во-вторых, среда Птаха всеобъемлющая и подчинена Закону. Все элементы среды взаимоувязаны или связаны, ориентированы на определённые функции и обладают для этого необходимыми энергоинформационными качествами.
В-третьих, Птах, как Условие, не участвует в процессах зарождения чего-либо, а способствует им не только в начале и в процессе соответствующего роста, но и на стадии созревания, самоидентификации и последующего функционирования этого Нового[14].
В общих чертах, пространство или среда Птаха, организованная “Духом Всемогущих Вод”, через брожение потенциальных возможностей проявления как Небытия, “Оккультного Света” и т.д., так и Бытия, “Сил Времени” и т.д., раскрывает нам “Голос Силы”, который есть необходимость для зарождения Всего возможного или Сущего/23/. Таким образом, Птах и его Среда или Сфера Его и Закон, то есть Он, как субстанция, в изображении может представляться Кругом или Окружностью, как символом безвременности или вечности, неизменности или постоянства, единства или совершенства.
Вернёмся к рассмотрению Ра и Атума, в части их происхождения. Как Ра, так и Атум, что следует из придания, породили самих себя. Это вполне естественный процесс, если учесть, что Птах представляет Условие необходимое для этого и Закон, который определяет Всё, в том числе мотивацию и тенденцию Его среды или пространства.
Ра и Атум в среде Птаха могли родиться как независимо, так и зависимо друг от друга. Однако, из древних текстов известно, что Атума, по некоторым качествам, сравнивают с Птахом, а рождение Ра связывают с одним из божественных Его проявлений – Нуном. Но одно не противоречит другому. Нун и Нунет, как Бездна, своими качествами способствовали организации структуры и развитию Ра/24/. Нун и Нунет, представляя часть среды или сферы Птаха, есть и его часть. Следовательно, принимая в свою организацию Его часть и подчиняясь в своём созревании Ему или Всеобщему Закону, Ра в данном может быть тоже похож на Птаха, как и Атум/25/.
Атум и Ра могут быть двумя сторонами одной медали, представляющих различные стороны или качества Проявленного или Первородного, что и позволяло в разные исторические периоды объединять их как Атум-Ра или Ра-Атум. Таким образом, полагаясь на каноны эзотерического знания, Проявленное или Происхождение, а также Единство или Первопричина всего последующего далее, предполагает изображение Точки – символа творческой силы и принципа проявления/26/.
ПРИМЕЧАНИЯ /*/
1. … “Ибо невозможно тому, кто есть тело, обозначить бесплотное, и невозможно несовершенному постигнуть совершенное, и трудно временному войти в сообщество с вечным” (Избранные фрагменты Столбея. / Гермес к Тату. Гл. 1, ст. 1.) [1].
2. … “Если истина состоит в согласованности познания с его предметом, то тем самым этот предмет должен быть отделён от других; ибо познание ложно, если не согласуется с предметом, к которому отнесено, пусть оно и содержит нечто, что в отношении других предметов могло бы пожалуй быть и верно”[3].
3. … “Разумеется, наши глаза могут видеть тела; и то, что видит око, может высказать язык; но то, что не имеет ни тела ни видимости, ни очертаний и что даже не состоит из материи, то не может восприниматься ощущениями. Я постигаю мыслью, о Тат, я вижу то, что невозможно выразить, - Бога” ((Избранные фрагменты Столбея. / Гермес к Тату. Гл. 1, ст. 2,) [1].
4. … “Пространство и время – это категори рассудка, то есть свойства приписываемыя нами вншнему мiру. Это только вхи, знаки, поставленныя нами самими, такъ какъ безъ нихъ мы не можемъ представить себ вншняго мра….”; “…эти разделения существуют только в нас, в нашем познании вещей, а не в самих вещах” (Гл 1.). “… наша мысль можетъ увидать прошедшее, настоящее и будущее…”; “…Прошедшее и будущее не могут не существовать, потому что если они не существуютъ, то не существуетъ и настоящее”; “… прошедшее и будущее …, одинаково существуютъ во всхъ возможностях и одинаково существуютъ одновременно”. (Гл. 4.) [2].
5. … “Всякое спрашивание есть искание. Всякое искание имеет заранее свою направленность от искомого. Спрашивание есть познающее искание сущего в факте и такости его бытия” [4].
6. … “Ра получает тебя душой на небе, телом на земле” (строка 582, Пирамида Унаса, V династия); в текстах времён правления Птолимеев (см. Liebein, “Que mon nom fleurisse”, стр. 2 и стр. 17): “Душа [Кху*] твоя обитает на небесах перед Ра, твой двойник [Ка**] получает от богов всё необходимое, твоё духовное тело [Саху***] пребывает в славе среди духов огня, а твоё материальное тело [Кхат*****] осталось в подземном мире” [5]
… По гимнам в честь восхода Бога Солнца (Папирус Ани. Брит. Муз. № 10470, лист 20): “… О тот, кто поднимается над горизонтом как Ра, суть твоя основана на законе, [который неизменен и не может быть подвергнут пересмотру]. … Себе самому обязан ты своим появлением на свет в пределах Ну (т.е. на небе)… Да будет на то воля твоя, чтобы я поднялся на небеса бессмертия и на гору, где живут души угодных тебе”. (Том 1, глава XV); по гимнам в честь захода Бога Солнца (Папирус Некхту-Амена. См. Навилль, Том II, стр. 23): “… Тайные места поклоняются тебе, старейшины одаривают тебя подношениями и наделяют тебя своей магической силой… О ты, повелитель страха, могущественный бог ужаса. О Ра, ты вдвойне прекрасен, поднимаясь над горизонтом Аментета, ты повелитель Маат, живущей на горизонте. Велик страх, внушаемый тобой, и обличия твои исполнены величия, и любовь к тебе велика среди обитателей загробного царства”. В ином тексте (Папирус XIX династии. Дублин. См. Навилль, “Тодтенбух”, Том I, лист 19): “О создатель богов! … ты превратил землю в огромное жилище для своих Кху, чтобы каждый человек мог найти свою пару. … Владыки всех районов Таута (загробного царства), обитающие в тайных пещерах простёрли руки свои к небу в поклонении перед твоим Ка…. Ты слышишь приветственные возгласы тех, кто в гробах (мёртвых), ты избавил их от беспомощности и изгнал из них всё зло… ” [5]
* Кху – “душа духа, часто упоминается когда речь заходит о Ба**** или о душе сердца. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; Кху обитала в Саху, или духовном теле человека”. [5] (…, стр. 43).
** Ка – “двойник”…. “Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке”. [5] (…, стр. 42)
*** Саху - “Духовное тело, которое было обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов…, было вечным и не подвергалось разложению” или “…это тело, достигшее такой степени знания, могущества и славы, благодаря которой оно становится вечным и неподверженным разложению. В этом состоянии оно могло общаться с богами, вознестись на небеса и жить там с душами блаженных”. [5] (…, стр. 44)
**** Ба – “… душа сердца [“Аб” – сердце, тесно связанное с душой Ба, источник животной жизни, добра и зла в человеке], некоторым образом связанная с Ка, …. Ба, …, приписывалась способность свободно переходить из материальной формы в духовную [изображение сокола с головой человека (папирус Nebget, Париж)] и обратно”. [5] (…, стр. 42)
***** Кхат – “Физическое тело, …, т.е. то тело, которое подвержено разложению и может быть сохранено только при помощи мумификации”. [5] (…, стр. 42)
7. … “О ты, прекрасное Сушество, в определённое время ты неизменно принимаешь облик Диска …” (Из папируса Некхта / Брит. Муз., № 10471, лист 21). [5] (… Том 1, стр. 118); “Славлю тебя, О ты, кто поднимается над горизонтом, … ты освещаешь путь Диску…” или там же “… ты увидишь Ра в святилище его, день за днём ты будешь пребывать с Диском его” (Из папируса Ани / Брит муз. № 10470, лист 20). [5] (… Том 1, стр. 151 - 152); “Великий бог, живущий в своём Диске, поднимается в обличии двух своих Глаз…” (Из папируса Некхту-Амена / Навилль. “Тодтенбух”, Т. 2, стр 23) [5] (… Том 2, стр. 155); “О ты, кто пребывает в своём яйце, кто сияет ослепительным светом своего Диска…” (Из папируса Небсени / Брит. Муз. № 9900, лист 14) [5] (… Том 2, стр. 166)
8. … “Появляется великий бог, обитающий в его Диске, это Гор…” (Из папируса Мут-хетеп / Брит. Муз. № 10010, лист. 5)[5] (… Том 2. стр. 154)
9. … “Я есть восходящий бог Тем [Atum (Tem, Temu, Tum, Atem) [7].[…]]; я есть Единственный Бог. Я обрёл жизнь в просторах Ну. Я – Ра, взошедший в начале начал, правитель [“правитель всего сотворённого им” (Папирус Небсени)] этого…. Я, великий бог, породивший сам себя, равный Ну… Кто же это? Это Тем, обитающий в диске, или [как утверждают другие], это Ра поднимающийся в восточной части неба” (Глава XVII, стр 160, 161). [5]
… “…илиопольский Атум, еще в доисторическое время отождествленный с богом Ра; на почве этого сочетания (Атум-Ра) в Илиополе постепенно произошло то углубление религии и расширение лежащего в ее основе понятия божества…”[8]
… “Провозглашенное тождество Амона и Ра [уже в Среднем царстве, как собственно и с Хнумом (Хнум-Ра), и с Собеком (Собек-Ра)] отнюдь не было только номинальным, а сопровождалось перенесением на Амона всех представлений и мифов, связанных с солнечным богом, и повлекло за собой реформу фиванского богослужения. … “Амон сияет в своей ладье, подобно Ра на горизонте неба. Вся земля ликует, завидя лучи его в барке речной, подобно Ра в его вечерней ладье” (G. Daressy. La procession d'Ammon. Mémoires de la Mission archéologique française au Caire. Т. 8. Стр. 384)…. “Как прекрасны оба ока Амона-Ра. Впереди тебя вечность, И позади тебя вечность, — Он есть бесконечность” (Берлинский музей. Папирус № 3049)”.[8]
… “«он, как Атум дополняет себя, будучи одним телом с ним», т.е. с Ра (цит. по переводу Б. А. Тураева в Истории древнего Востока, 2-е изд. 1913 г., ч. I, стр. 358. …) Из приведенной цитаты ясно, что, по крайней мере, в сознании богословов позднейшего периода отождествление Амона с Ра было чем-то аналогичным тождеству Атума и Ра”.[8]
… “An ancient Egyptian crocodile god, sometimes identified with Re or with Seth, and regarded as the son of Neith…. Sebek is depicted as a crocodile or in human form with the head of a crocodile. He was crowned either by a pair of plumes or by a combination of the solar disk and the uraeus. ("Sebek." Encyclopedia Mythica from Encyclopedia Mythica Online.[Accessed February 25, 2011]).
10. … “По Тайлу, религия Египта с самого начала была политеистической, но развивалась в двух противоположных направлениях: в одном количество богов увеличивалось за счёт добавления местных богов, а в другом египтяне больше и больше приближались к монотеизму”.[6],[7]
11. … “Нун (др.-егип. "nwn" [Naun] - "вода", "водный") — в древнеегипетской мифологии - существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Собственных мест культа и храмов не имел. Изображается в виде человекоподобного мужского божества”.[9]
… “Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети I в Абидосе”.[10]
… “Вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) первые из богов Гермопольской Огдоады. От них произошёл Атум”[11]…. “Нуна считали отцом Хапи, Хнума и Хепри”[11]. В Мемфисе его отождествляли с Птахом, а в городе Фивы - с Амоном.[/naun]
[naun]
12. … ”Я Тот, Кто к югу от Моей стены [юг в египетской символике — образ вечности – прим.], повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель [Неба и Земли — прим.], творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я — Господь” (речение № 647 Текстов Саркофагов).
13. … “Птах — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом).”[13]
14. … “…О, начальники часов предка Ра, приготовляющие путь [делающие дорогу - прим]…” (Гл. 251, реч. 269 а.)[12].
15. … “Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида”[13].
16. … “В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»)” (“Атум”)[13].[/naun][naun]
17. … Матрица от лат. matrix — первопричина.
18. … Символизм круга, который лежит в основе символа нуля, вместе с выражением духовных сил и духовного мира, представлялся миром высшим и находящимся за пределами нашего обыденного представления. В традициях Древнего Египта "круг обычно обозначает единство или принцип постоянного, вечного движения" и цикличности. В восточных традициях, это символ просветления и проникновения за пределы бытийности. Свет бесформенный и есть ноль, то, что не имеет формы и является проявлением, которое охватывает потенцирующее движение ("принцип генезиса") и вещество ("принцип субстанции").
19. По словам Анни Безан, круг - начало всех вещей, а, следовательно, и ноль - начало проявленного, будучи его вместилищем, а в нумерологии - числового ряда.
20. … Как отмечал Платон, "...у нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой"[16].
21. … Пространство или среда, которую организовал Птах, в одном из выявленных положений, согласно энергоинформационным качествам, можно описать через зодиакальную символику, как синтез знаков: Водолея, Тельца, Скорпиона и Льва, плюс знак Рака. Важная роль отводится тут знаку Водолея (Нун – Нунет - Хух – Хухет – “Бесконечная Бездна”), который содержит бесконечное многообразие Идей, то есть потенциальных качеств, свойств, видов и возможностей Всего Сущего (бытийного и небытийного). Пара богов Амон и Амонет связывают все знаки фиксированного креста, обеспечивая “Невыразительность”, “Безвидность” или “Скрытность” элементов среды. Вместе с этим они способны выступать медиаторами при возможном зарождении чего-либо, поставляя для процесса развития необходимые и запрашиваемые элементы среды[14]. Пограничным для всей организации пространства среды может являться знак Рака. Знак кардинального креста – Рак, который характеризует пару богов Кук и Кукет, в том числе и по классическим канонам, описывает процессы предвосхищающие “Творение” и самостоятельно, без помощи Амона и Амонет, заботится о своей тайной сути - “Тьма”. Если фиксированный крест описывает внутреннюю динамику, сбалансированное основание или гармоничную структуру среды Птаха, то элемент кардинального креста может характеризовать мотивацию или устремление системы, вектор её потенциальных возможностей. [/naun]
[naun]
22. … Одно из суммарных нумерологических значений[17] Имён восьми богов организованных Птахом, характеризующих его среду или пространство Его влияния, сферу Его Закона – 522 (5 + 2 + 2 ). В нумерологическом символизме Таро, это числовое значение ориентирует на Аркан “Отшельник” или “9”, который, в частности, описывает “Внутренний Мир” или погружение в “Него”. Если предположить, что весь комплекс связей, сил, и стихий среды или пространства, есть сам Птах, то есть Он есть Всё и Он есть Закон, то по характеристикам данного Аркана, символически, можно представить его некоторые соответствия: “Пророк Вечности, Маг Голоса Силы,… Lux Occultata, Protectores, Prudentia ”[18]; “… сливаются идеи “Ветхого днями” (т.е. Бога Отца; см. Дан. 7.) и “света миру” (т.е. Христа; см. Иоанн. 8:12, 9:5.)”[19]; “… в духовном мире выражает абсолютную мудрость. В мире разума – благоразумие, направляющее волю. В физическом мире – осмотрительность, руководящую действиями”[20]; “Йод – первая буква Тетраграмматона, символизирующая Отца, который есть Мудрость; он – высшая форма Меркурия, Логос, создатель всех миров…, является флюидической сущностью Света, то есть жизни Вселенной”[21]; “Дух-покровитель”[22].
… Нумерологически, число 522, как 5 + 2 + 2 можно охарактеризовать по его составным частям. Пятёрка или “5 = 4 +1”: “Один Принцип, Один Закон, Один Агент, Одна Истина”[20], объединённые Волей. Двойка символизирует полярность. “Фактически двойственность является самой очевидной вещью. Даже сама истина двойственна: эзотерическая и экзотерическая, истина реального и истина видимого”[20]. В нашем случае, две полярности это символ фиксированного креста зодиакального круга и символ потенциальных возможностей среды Птаха, сферы Его влияния. Девятка или “9”, которая получается в сложении (5+2+2), как “божественное число”, это не только “совершенство сознания”, но и потенциальное “совершенство формы”, то есть это символ “проявленного Божества, все разнообразные манифестации которого можно свести к одному первичному источнику”[20].[/naun][naun]
23. … Значение 522 характеризует внешние качества среды Птаха, а внутренние качества описывает значение 156. В нумерологии Таро, скрытая характеристика среды описывается Арканом “12” (1+5+6) - “Духом Всемогущих Вод”[18], переходный процесс или Аркан “15” (522 – 156 = 366 = 3+6+6) - “Оккультный Свет” и “Силы Времени”[18], описывает движение от внутреннего (“потенциального”) к внешнему (“кинетическому”) выражению Божественной Сферы - Аркан “9” (5+2+2) - “Голосу Силы”[18].
24. … Суммарный нумерологический показатель пары Нун и Нунет можно представить числом “2” (по первому уровню)[17], как и значение слова (имени) Ра (по второму уровню)[17]. Данное соотношение указывает на то, что выраженные качества или характерные особенности Бездны (Нун + Нунет) были востребованы Ра в процессе созревания[14], то есть в процессе самоорганизации своих основополагающих или сокрытых структур, начальных или первостепенных качеств. Это же кодовое число или “2” в имени Птаха исходящее от характеристик Его внутренних качеств, сопоставимо числу “2” имени Ра, описывающему аналогичные или сокрытые его особенности.
25. … Одно из нумерологических кодовых значений имени Птаха представлено числом “20” (по второму уровню)[17], которое в практике “мистического сложения” может быть приведено к значению числа “2”. Аналогично, одно из значений характеризующих имя Атум “56” (по первому уровню) [17] может быть приведено к значению числа “2”. Данное подобие может говорить о сходстве некоторых характеристик этих двух имён, что и отмечается в древних египетских текстах.
26. … “ Есть два вида точек: не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие, как определяет Раймунд Луллий в своей книге “Новая геометрия”, характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. Моисей из Леона следующим образом определил природу изначальной Точки: “Этот уровень представляет собой общую сумму всех последующих отображений, то есть всех внешних аспектов, относящихся к этому уровню. Таковыми они становятся в связи с таинством точки, которая сама по себе представляет оккультное явление, происходящее от тайны чистого эфира, навевающего благоговейный трепет. Первый уровень является абсолютно оккультным, то есть не выявляющим себя и недостижимым”…”[23][/naun]
[naun]
ИСТОЧНИКИ [*]
1. Гермес Трисмегист и герметическая традиция востока и запада /Сост., коммент., пер. с др. –греч., лат., фр., нем., англ., польск. К. Богуцкого. - К., - М., 2001.
2. Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. - СПб., (репринт 1911.), 1992.
3. Кант И. Критика чистого разума / Сочинения в 6 т., - М.: Мысль, 1963. - Т. 3.
4. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. – Харьков, 2003.
5. Бадж Уоллис Э. А.. Египетская Книга Мёртвых. Путешествие Души в Царство Мёртвых. – М., 2002.
6. Tiele Cornelis Petrus. Geschiedenis van den Godsdienst. – Amsterdam. 1893.
7. Бадж Уоллис Э. А. Египетская религия. Египетская магия. – СПб., 2003.
8. Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период // Культурно-исторические памятники древнего востока / Под общ. ред. Проф. Б. А. Тураева. – Москва, 1917. – Выпуск 5
9. Рак. И.В. Мифы Древнего Египта. - М. 1993.
10. Энциклопедия Древний Египет / Под ред. В.В. Солкина. – М., 2004.
11. Древнеегипетская книга мёртвых. Слово устремленного к Свету. - М.: "Эксмо", 2004. - 432 с.
12. Тексты Пирамид / Под общ. ред. А. С. Четверухина. – СПб., 2000
13. Википедия. Свободная энциклопедия / [1.03.2011].
14. Гусев А. Б. Основание причины и условность того, что навсегда / Журнал “Самиздат” // Библиотека М. Мошкова (СМИ 77-20625), [04.04.2011].
15. Гусев А. Б. Оккультная философия Нуля / Журнал “Самиздат” // Библиотека М. Мошкова (СМИ 77-20625), [16.04.2011].
16. Платон. Избранные диалоги. – М., 2002.
17. Гусев А. Б. Русская эзотерическая герменевтика. Методология философской интерпретации лингвистических конструкций / Оккультная философия. – М., 2008.
18. Бейнс Дж., Вронский С. Судьба на ступенях Золотого Таро. – М. 1995.
19. Таро Уэйта как система. История, теория и практика / Сост. А. Костенко. – М., 2010.[/naun][naun]
20. Заин К. К. Священное Таро. Искусство чтения карт на основе духовной науки. / Пер. с англ., прил. и прим. А Костенко. - СПб., 2003.
21. Кроули А. Книга Тота / Пер. А. Костенко. – СПб., 2001.
22. Энкосс Ж. (Папюс). Предсказательное Таро / Пер. с фр. Трояновского. – М. 2004.
23. Керлот Х. Э. Словарь символов. – М., 1994.[/naun]