Египетское Таро – Мистерии древнеегипетских Жрецов
Astro7, 25 июня 2010
Карты Таро – это иероглифическая «Книга Тота ». Гадать на картах Таро первыми начали цыгане, а во времена фараонов Таро было собранием золотых чеканных листов, фресок на стенах тайного храма, на которых в символической форме изображались оккультные истины – Арканы.
Astro7, 25 июня 2010
Карты Таро – это иероглифическая «Книга Тота ». Гадать на картах Таро первыми начали цыгане, а во времена фараонов Таро было собранием золотых чеканных листов, фресок на стенах тайного храма, на которых в символической форме изображались оккультные истины – Арканы.
Само слово Таро означает в переводе – Царский Путь . Это путь Посвящения, понимаемого, как последовательное овладение каждым из Арканов Таро. Есть ли в памятниках искусства Древнего Египта, дошедших до нас, что-нибудь похожее на картины Египетского Таро?
При желании, в египетской живописи, графике и скульптуре можно найти Императора и Императрицу – возьмите любого фараона или его супругу на троне – Мага, Папу (Иерофанта) и Папессу (Жрицу), Дьявола, Смерть – подойдут многие фигуры божеств. Фараон на колеснице – вот вам и седьмой Аркан. Фараон между Исидой и Нефтидой, а сверху крылатый скорбей, чем не шестой Аркан «Влюблённые» из Марсельского таро? История свидетельствует – первым человеком, который связал карты Таро с древнеегипетской культурой, был француз Антуан Кур Жебелен (1728-1784), протестантский пастор, франкмасон, ученый (был в одной ложе с Вольтером и Бенджамином Франклином). Свои изыскания и философские рассуждения он обобщил в капитальном труде «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». С 1773 по 1782 вышло девять томов; работа была далека от завершения, но её прервала смерть автора. Под «первобытным миром» подразумевался не мир волосатых дикарей, а нечто совершенно противоположное – золотой век, идеальная цивилизация, от распада которой произошли все последующие деградировавшие цивилизации. Кур де Жебелен стремился восстановить облик этой исчезнувшей пракультуры, главным образом, посредством изучения мифов и сравнительной этимологии. В старомодном написании «Tarraux» , в пятом томе (1778 г.), в «Этимологическом словаре французского языка» Жебелен сообщает о египетском происхождении карт Таро: «Таро. Древняя книга мудрости. Была намеренно замаскирована древнеегипетскими жрецами под колоду игральных карт. Карточная колода распространена в Германии, Италии и Швейцарии. Это система египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов – Tar и Rha (Rho), и означает «Царский путь». Собственно говоря, она и пережила века именно потому, что оставалась нераспознанной в качестве книги мудрости».
Мы читаем это рассуждение у многих авторов, и полезно знать, что впервые его высказал Антуан Кур де Жебелен в 1781 году, он был первый, кто высказал идею древнеегипетского происхождения карт Таро и их эзотерической и оккультной значимости.
Второй важнейшей фигурой в египетской и вообще эзотерической традиции Таро, несомненно, является Жан – Батист Альет (1738 -1791), более известный под каббалистическим псевдонимом Этейла. Именно Этейла способствовал рождению массового интереса к Таро и распространению идей о Египетском Таро, впервые написанных Жебеленом. В 1782 году Этейла написал и представил цензору книгу «Египетская картомантия или истолкование 78 иероглифов на картах, называемых Таро». Цензура не дала добро на публикацию. Этейла полностью согласен с Жебеленом относительно египетского происхождения Таро.
Этейла добавляет некоторые подробности: «Книгу Тота» создала коллегия из семнадцати магов во главе с Гермесом Трисмегистом; было это в 171-м году после великого Потопа, или за 3953 года до написания книги в 1783 году. Изначальные картины были начертаны на золотых листах и находились в Храме Огня в Мемфисе» – это идея, которую впоследствии будет развивать Поль Кристиан. Великий гадатель и предсказатель был убеждён, что колоды, бытовавшие в современной ему Европе, были искажениями изначальных символов, и (впервые в истории!) – взял на себя труд «восстановить» Египетское Таро и создал для этого специальное исследовательское общество. Плод его усилий каждый может видеть в колоде « Большой Эттейлла, или Египетское Таро», которая издавалась в конце XX века французской фирмой «Гримо».
Подведём итог, Этейла (Жан – Батист Альетт) был первым, кто восстановил полную колоду изначального Египетского Таро, как «Книги Тота». Традиция Эттейлы очень быстро преобразовалась в один из методов картомантии или просто – гадании на картах .
Таро не заняло бы столь почётного места в системе оккультных и эзотерических наук, какое оно имеет сегодня, если бы не Альфонс-Луи Констан (1810-1875), более известный как Элифас Леви. Именно он завершил начатое ещё в эпоху Возрождения дело соединения различных ветвей Западной эзотерической традиции в единое целое, и картам Таро в этом целом была отведена важная роль. Элифас Леви был согласен с Кур де Жебеленом в том, что Таро содержит мудрость Древнего Египта и заслуживает названия «Книга Тота», но гораздо больше его увлекала идея (впервые высказанная Кур де Жебеленом) о соответствии двадцати двух козырей ( термин «Арканы» был введен позже Полем Кристианом) – двадцати двум буквам еврейского алфавита! Леви не оставил нам собственной колоды, и реализовать указания мэтра суждено было его последователям – французу Жерару Анкосу (1865 -1916), более известному как доктор Папюс, и швейцарцу Освальду Вирту (1860-1943). Папюс при помощи художника создал полную колоду из 78 карт и опубликовал её в виде альбома иллюстраций к книге «Предсказательное Таро» в 1909 году. Он назвал свою работу «Полным восстановлением египетского Таро», и, надо признать, что у этих карт гораздо больше египетского колорита, чем у рисунков Этейлы, Леви и Вирта.
Элифас Леви обеспечил непреходящий интерес к работе «Книга Тота». Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таро. Только в 1938 году -1942 гг. возникает «Таро Тота» мага Алистера Кроули и художницы Леди Фриды Харрис.
Мы же обратимся к другой ветви традиции, подарившей нам несколько вариантов классического «Египетского Таро». Основателем её был ученик Леви, Жан–Батист Питуа (1811-1877), известный также под псевдонимом Поль Кристиан.
Жизнь писателя и журналиста Питуа – Кристиана приняла новое направление в начале 1850-х, когда судьба столкнула его с Элифасом Леви. Некоторое время он брал у мэтра уроки астрологии и Таро. В 1863 году Поль Кристиан опубликовал свою первую оккультную работу – « Красный человек из Тюильри», в которой пожилой монах беседует с Наполеоном I. У монаха хранится манускрипт, в котором излагаются законы оккультизма, и около половины «Красного человека» посвящено пересказу этого документа. В нём описывается особая сложная система астрологии. В эту систему органически вплетается нумерология, Таро и особый «алфавит Магов», или «Египетский иератический алфавит». В отличии от других оккультистов, Кристиан никогда не упоминал о еврейских буквах, хотя знаков в его «Алфавите Магов» – тоже 22, и названия некоторых из них похожи на еврейские! Карты Таро в манускрипте «Красного человека» описываются, как «78 ключей к символическим домам внешнего десятого кольца Розового Креста».
В 1870 году увидела свет вторая знаменитая работа Кристиана, посвященная оккультизму – «История Магии». Из семи книг «Истории» четыре посвящены магии разных культур, в двух объясняется астро-нумерологическая система Кристиана, а одна посвящена – «Мистериям Пирамид». В ней подробно рассказывается о процессе посвящения неофита в тайное звание древне-египетских жрецов. В отличии от версии Этейлы, дело происходит не в Мемфисе, а под Великими Пирамидами.
На каждом из двадцати двух, а не семидесяти восьми – !, этапов посвящения неофита знакомят с символической картиной на стене очередного зала. Хотя в каждой картине мы узнаем один из 22-х «арканов» Таро, само название «Таро» в этом разделе книги не упоминается ни разу! Кристиан первым назвал картины Таро – «Арканами», т.е. «Таинствами» и ввел новые элементы в иконографию Таро. Когда вы читаете, например, что одно из названий Большого Аркана «Мир» – «Корона Магов», когда вы видите меч в руке у Колесничего или крокодила поджидающего «Дурака», когда вы замечаете на картах Таро странные буквы «Алфавита Магов», знайте – это всё идёт от Поля Кристиана.
«Мистерии Пирамид» были переведены на английский язык Женевьевой Стеббинз в 1901 году, и вскоре с ними смог ознакомится К.К. Заин (1881-1951гг.), которому предстояло изложить в 21 книге полный курс герметического учения Братства Света и стать выдающимся американским астрологом XX века.
Заин включил Кристиановские описания Арканов в свою книгу «Священное Таро» и пересказал, с некоторыми эзотерически важными добавлениями и уточнениями, Кристиановский ритуал посвящения в другой своей книге « Астрологические сигнатуры» .
Заин К.К. интегрировал Таро и посвятительный ритуал во всеобъемлющую систему эзотерического образования, в которой традиционная астрология, алхимия и магия были тремя равно важными направлениями.
В 1896 году во Франции вышла книга «Двадцать два герметических листа прорицательного Таро», автора Р.Фальконнье. Она была снабжена иллюстрациями Мориса Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, «точно воссозданными по священным текстам, в соответствии с традициями Магов Древнего Египта». Автор говорит, что его задачей было воспроизвести «Герметическое Таро» в подлинно египетском стиле. Эта нумерация и этот дизайн Египетского Таро легли в основу ряда последующих книг и колод Таро.
В 1901 году американец со звучным французским именем Эдгар де Валькур Вермон и ещё более звучным псевдонимом Граф де Сен–Жермен издал в Чикаго книгу «Практическая астрология». Сен- Жермен превращает ISIS (Исиду) в IRIS(Ириду). В отличие от Кристиана и Эли Стара все Аркана у Сен-Жермена иллюстрированы, имя художника не упомянуто. В Аркане IV «Кубический камень»- утеряна буква алфавита Магов, а Аркан II «Врата Святилища» – почему-то радикально изменен. Добавлены иллюстрации Малых Арканов. Таким образом, в книге «Практическая астрология» – Египетское Таро впервые было опубликовано, как полный набор из 78 картин.
78 Арканов Сен-Жермена были изданы как колода монохромных карт Egyptian Tarot Deck в 1980 году фирмами U.S. Games Systems (США) и AGMuller (Швейцария). В 1991 году австрийский художник Йозеф Махинка создал Ibis Tarot, полноцветную версию этого же Таро.
В последующие годы было выпущено несколько русифицированных изданий последней колоды под названием «Египетское Таро». Одно из них, большого формата, воспроизводит изначальные 1863 года Кристиановские названия карт.
Откуда Кристиан узнал о ритуалах египетского посвящения, которые он и его последователи К.К.Заин и Вольдемар фон Укскулль столь красочно описали в своих книгах? Сам Кристиан недвусмысленно ссылается на Ямвлиха, сирийского философа – неоплатоника, и как бы пересказывает его трактат «О мистериях». На самом деле, в тексте Ямвлиха говорится о природе богов и об отношениях между богами и людьми, о прорицании, о личных даймонах, о ритулах и о многом другом. Но в нем абсолютно нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало посвятительный сюжет Кристиана или описания Арканов Таро. Не сам ли Ямвлих был источником мифа о посвящении под Пирамидами с использованием Таро? У Поля Кристиана, конечно, могли быть и другие источники, которые нам неизвестны и уже никогда не будут известны. Рукописи, к сожалению, горят. Сейчас, мы можем только представлять и фантазировать о том, какие сокровища из монастырских библиотек ему довелось перелистывать 170 лет назад…
Есть истины исторические и есть истины эзотерические. Исторические истины о Мистериях Пирамид и Арканах Таро, основанные на сохранившихся свидетельствах, текстах и изображениях, мы можем изучать и обобщать, а истины эзотерические ждут того, кто готов продолжить путь дальше.
При желании, в египетской живописи, графике и скульптуре можно найти Императора и Императрицу – возьмите любого фараона или его супругу на троне – Мага, Папу (Иерофанта) и Папессу (Жрицу), Дьявола, Смерть – подойдут многие фигуры божеств. Фараон на колеснице – вот вам и седьмой Аркан. Фараон между Исидой и Нефтидой, а сверху крылатый скорбей, чем не шестой Аркан «Влюблённые» из Марсельского таро? История свидетельствует – первым человеком, который связал карты Таро с древнеегипетской культурой, был француз Антуан Кур Жебелен (1728-1784), протестантский пастор, франкмасон, ученый (был в одной ложе с Вольтером и Бенджамином Франклином). Свои изыскания и философские рассуждения он обобщил в капитальном труде «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». С 1773 по 1782 вышло девять томов; работа была далека от завершения, но её прервала смерть автора. Под «первобытным миром» подразумевался не мир волосатых дикарей, а нечто совершенно противоположное – золотой век, идеальная цивилизация, от распада которой произошли все последующие деградировавшие цивилизации. Кур де Жебелен стремился восстановить облик этой исчезнувшей пракультуры, главным образом, посредством изучения мифов и сравнительной этимологии. В старомодном написании «Tarraux» , в пятом томе (1778 г.), в «Этимологическом словаре французского языка» Жебелен сообщает о египетском происхождении карт Таро: «Таро. Древняя книга мудрости. Была намеренно замаскирована древнеегипетскими жрецами под колоду игральных карт. Карточная колода распространена в Германии, Италии и Швейцарии. Это система египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов – Tar и Rha (Rho), и означает «Царский путь». Собственно говоря, она и пережила века именно потому, что оставалась нераспознанной в качестве книги мудрости».
Мы читаем это рассуждение у многих авторов, и полезно знать, что впервые его высказал Антуан Кур де Жебелен в 1781 году, он был первый, кто высказал идею древнеегипетского происхождения карт Таро и их эзотерической и оккультной значимости.
Второй важнейшей фигурой в египетской и вообще эзотерической традиции Таро, несомненно, является Жан – Батист Альет (1738 -1791), более известный под каббалистическим псевдонимом Этейла. Именно Этейла способствовал рождению массового интереса к Таро и распространению идей о Египетском Таро, впервые написанных Жебеленом. В 1782 году Этейла написал и представил цензору книгу «Египетская картомантия или истолкование 78 иероглифов на картах, называемых Таро». Цензура не дала добро на публикацию. Этейла полностью согласен с Жебеленом относительно египетского происхождения Таро.
Этейла добавляет некоторые подробности: «Книгу Тота» создала коллегия из семнадцати магов во главе с Гермесом Трисмегистом; было это в 171-м году после великого Потопа, или за 3953 года до написания книги в 1783 году. Изначальные картины были начертаны на золотых листах и находились в Храме Огня в Мемфисе» – это идея, которую впоследствии будет развивать Поль Кристиан. Великий гадатель и предсказатель был убеждён, что колоды, бытовавшие в современной ему Европе, были искажениями изначальных символов, и (впервые в истории!) – взял на себя труд «восстановить» Египетское Таро и создал для этого специальное исследовательское общество. Плод его усилий каждый может видеть в колоде « Большой Эттейлла, или Египетское Таро», которая издавалась в конце XX века французской фирмой «Гримо».
Подведём итог, Этейла (Жан – Батист Альетт) был первым, кто восстановил полную колоду изначального Египетского Таро, как «Книги Тота». Традиция Эттейлы очень быстро преобразовалась в один из методов картомантии или просто – гадании на картах .
Таро не заняло бы столь почётного места в системе оккультных и эзотерических наук, какое оно имеет сегодня, если бы не Альфонс-Луи Констан (1810-1875), более известный как Элифас Леви. Именно он завершил начатое ещё в эпоху Возрождения дело соединения различных ветвей Западной эзотерической традиции в единое целое, и картам Таро в этом целом была отведена важная роль. Элифас Леви был согласен с Кур де Жебеленом в том, что Таро содержит мудрость Древнего Египта и заслуживает названия «Книга Тота», но гораздо больше его увлекала идея (впервые высказанная Кур де Жебеленом) о соответствии двадцати двух козырей ( термин «Арканы» был введен позже Полем Кристианом) – двадцати двум буквам еврейского алфавита! Леви не оставил нам собственной колоды, и реализовать указания мэтра суждено было его последователям – французу Жерару Анкосу (1865 -1916), более известному как доктор Папюс, и швейцарцу Освальду Вирту (1860-1943). Папюс при помощи художника создал полную колоду из 78 карт и опубликовал её в виде альбома иллюстраций к книге «Предсказательное Таро» в 1909 году. Он назвал свою работу «Полным восстановлением египетского Таро», и, надо признать, что у этих карт гораздо больше египетского колорита, чем у рисунков Этейлы, Леви и Вирта.
Элифас Леви обеспечил непреходящий интерес к работе «Книга Тота». Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таро. Только в 1938 году -1942 гг. возникает «Таро Тота» мага Алистера Кроули и художницы Леди Фриды Харрис.
Мы же обратимся к другой ветви традиции, подарившей нам несколько вариантов классического «Египетского Таро». Основателем её был ученик Леви, Жан–Батист Питуа (1811-1877), известный также под псевдонимом Поль Кристиан.
Жизнь писателя и журналиста Питуа – Кристиана приняла новое направление в начале 1850-х, когда судьба столкнула его с Элифасом Леви. Некоторое время он брал у мэтра уроки астрологии и Таро. В 1863 году Поль Кристиан опубликовал свою первую оккультную работу – « Красный человек из Тюильри», в которой пожилой монах беседует с Наполеоном I. У монаха хранится манускрипт, в котором излагаются законы оккультизма, и около половины «Красного человека» посвящено пересказу этого документа. В нём описывается особая сложная система астрологии. В эту систему органически вплетается нумерология, Таро и особый «алфавит Магов», или «Египетский иератический алфавит». В отличии от других оккультистов, Кристиан никогда не упоминал о еврейских буквах, хотя знаков в его «Алфавите Магов» – тоже 22, и названия некоторых из них похожи на еврейские! Карты Таро в манускрипте «Красного человека» описываются, как «78 ключей к символическим домам внешнего десятого кольца Розового Креста».
В 1870 году увидела свет вторая знаменитая работа Кристиана, посвященная оккультизму – «История Магии». Из семи книг «Истории» четыре посвящены магии разных культур, в двух объясняется астро-нумерологическая система Кристиана, а одна посвящена – «Мистериям Пирамид». В ней подробно рассказывается о процессе посвящения неофита в тайное звание древне-египетских жрецов. В отличии от версии Этейлы, дело происходит не в Мемфисе, а под Великими Пирамидами.
На каждом из двадцати двух, а не семидесяти восьми – !, этапов посвящения неофита знакомят с символической картиной на стене очередного зала. Хотя в каждой картине мы узнаем один из 22-х «арканов» Таро, само название «Таро» в этом разделе книги не упоминается ни разу! Кристиан первым назвал картины Таро – «Арканами», т.е. «Таинствами» и ввел новые элементы в иконографию Таро. Когда вы читаете, например, что одно из названий Большого Аркана «Мир» – «Корона Магов», когда вы видите меч в руке у Колесничего или крокодила поджидающего «Дурака», когда вы замечаете на картах Таро странные буквы «Алфавита Магов», знайте – это всё идёт от Поля Кристиана.
«Мистерии Пирамид» были переведены на английский язык Женевьевой Стеббинз в 1901 году, и вскоре с ними смог ознакомится К.К. Заин (1881-1951гг.), которому предстояло изложить в 21 книге полный курс герметического учения Братства Света и стать выдающимся американским астрологом XX века.
Заин включил Кристиановские описания Арканов в свою книгу «Священное Таро» и пересказал, с некоторыми эзотерически важными добавлениями и уточнениями, Кристиановский ритуал посвящения в другой своей книге « Астрологические сигнатуры» .
Заин К.К. интегрировал Таро и посвятительный ритуал во всеобъемлющую систему эзотерического образования, в которой традиционная астрология, алхимия и магия были тремя равно важными направлениями.
В 1896 году во Франции вышла книга «Двадцать два герметических листа прорицательного Таро», автора Р.Фальконнье. Она была снабжена иллюстрациями Мориса Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, «точно воссозданными по священным текстам, в соответствии с традициями Магов Древнего Египта». Автор говорит, что его задачей было воспроизвести «Герметическое Таро» в подлинно египетском стиле. Эта нумерация и этот дизайн Египетского Таро легли в основу ряда последующих книг и колод Таро.
В 1901 году американец со звучным французским именем Эдгар де Валькур Вермон и ещё более звучным псевдонимом Граф де Сен–Жермен издал в Чикаго книгу «Практическая астрология». Сен- Жермен превращает ISIS (Исиду) в IRIS(Ириду). В отличие от Кристиана и Эли Стара все Аркана у Сен-Жермена иллюстрированы, имя художника не упомянуто. В Аркане IV «Кубический камень»- утеряна буква алфавита Магов, а Аркан II «Врата Святилища» – почему-то радикально изменен. Добавлены иллюстрации Малых Арканов. Таким образом, в книге «Практическая астрология» – Египетское Таро впервые было опубликовано, как полный набор из 78 картин.
78 Арканов Сен-Жермена были изданы как колода монохромных карт Egyptian Tarot Deck в 1980 году фирмами U.S. Games Systems (США) и AGMuller (Швейцария). В 1991 году австрийский художник Йозеф Махинка создал Ibis Tarot, полноцветную версию этого же Таро.
В последующие годы было выпущено несколько русифицированных изданий последней колоды под названием «Египетское Таро». Одно из них, большого формата, воспроизводит изначальные 1863 года Кристиановские названия карт.
Откуда Кристиан узнал о ритуалах египетского посвящения, которые он и его последователи К.К.Заин и Вольдемар фон Укскулль столь красочно описали в своих книгах? Сам Кристиан недвусмысленно ссылается на Ямвлиха, сирийского философа – неоплатоника, и как бы пересказывает его трактат «О мистериях». На самом деле, в тексте Ямвлиха говорится о природе богов и об отношениях между богами и людьми, о прорицании, о личных даймонах, о ритулах и о многом другом. Но в нем абсолютно нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало посвятительный сюжет Кристиана или описания Арканов Таро. Не сам ли Ямвлих был источником мифа о посвящении под Пирамидами с использованием Таро? У Поля Кристиана, конечно, могли быть и другие источники, которые нам неизвестны и уже никогда не будут известны. Рукописи, к сожалению, горят. Сейчас, мы можем только представлять и фантазировать о том, какие сокровища из монастырских библиотек ему довелось перелистывать 170 лет назад…
Есть истины исторические и есть истины эзотерические. Исторические истины о Мистериях Пирамид и Арканах Таро, основанные на сохранившихся свидетельствах, текстах и изображениях, мы можем изучать и обобщать, а истины эзотерические ждут того, кто готов продолжить путь дальше.