Таинственная книга «Некрономикон» веками вызывала многочисленные споры, подвергалась преследованию и уничтожению, была окутана зловещей тайной и людскими страхами, порождаемыми иносказательностью книги, которая воспринималась неискушенными читателями в буквальном смысле. Вот уже двенадцать веков об этой книге ходят жуткие легенды. Мы решили исправить эту сложившуюся традицию, и предоставили возможность читателю открыть для себя светлую сторону «Некрономикона».
Любой желающий может обратиться к Старшим Богам и их служителям – джиннам за помощью и реализовать свои потаенные желания.
Джинны, согласно легенде, спустились с небес в добиблейские времена. Они существовали до появления человечества. Арабские колдуны поклоняются этим существам, потому что они невероятно сильны. Согласно легенде, джинны могут «возродить молодость человечества». Несмотря на то, что многие считают «Некрономикон» выдумкой Лавкрафта, эта книга обладает огромной магической силой. Она создает свою квазиреальность, выходя за пределы окружающей действительности.
Вторая часть книги посвящена практическим исследованиям «Некрономикона» и близких по смыслу текстов. Авторский метод позволил считать из информационных структур «Акаши», текст близкий к первоисточнику. Образ «Некрономикона» предстает перед читателем как «Мертвый Закон» - свод правил, позволяющий подняться духу до предела совершенства. В свое время он был отринут народами, предпочитающими утопать в искусственно созданных догмах и предан забвению. На границе тысячелетий «Некрономикон» предстает перед нами – как великий источник Мудрости Духа и предлагает поэтапное восхождение к вершинам познания бытия.
«Алхимия Духа» – авторская версия манускрипта Войнича, полученная тем же методом проникновения сознания в информационную структуру зашифрованного текста. В то время, как ученые пытаются логически вскрыть таинственный шифр манускрипта, автор открывает его совершенно иными ключами, собственно о которых и говорится в самом оригинале. Также даются рекомендации по работе и чтению манускрипта, так что каждый читающий получит возможность увидеть свой путь к познанию тайн книги. Манускрипт Войнича многослоен, и дает персональные откровения каждому читающему его человеку.
«Некрономикон» прежде всего, известен широкой публике по рассказам Говарда Лавкрафта. Вследствие чего, до сих пор, ведутся ожесточенные споры по поводу реальности этой книги. Одни утверждают, что все это вымысел писателя, другие уверены, что она существует. Я не буду придерживаться какой-то одной версии, предоставляя возможность читателю сделать свой выбор.
Большинство легенд и исторических свидетельств приписывают авторство «Некрономикона» Абд ал-Хазреду, арабскому поэту и магу, создавшему свой труд в 730 году в Дамаске на закате жизни, которую он целиком посвятил овладению тайными знаниями, запретными для большинства смертных. Многие скептики сомневаются в его реальности, однако найдены исторические свидетельства существования Абд ал-Хазреда в «Книге об идолах» Хитам ибн ал-Калби: «Я поклялся правдивой и верной клятвой Манат у места, где приносят жертвы потомки Ал-Хазраджа!»
Упоминается Ал-Хазрадж или Абд ал-Хазред (полное имя - Абд-Алла ибн Абу-Бин ибн Сауб ал-Хазрадж) также в письме Мухаммада ал-Калби своему сыну Хишаму, где он говорит о некоем затворнике, очень богатом и мудром человеке, у которого он гостил 40 дней и «кто научил меня понимать знаки священного места Ал-Хазраджа». Эти знаки, по всей видимости, были аккадской или шумерской клинописью.
Хишама ал-Калби: Абу-л-Мунзир Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби был крупнейшим знатоком истории, генеалогии и преданий арабских племен. Он родился и вырос в Куфе, затем перебрался в Багдад, где и умер в 819-20 или в 821-22 г. Его отец Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби (ум. в 763 г.) был известным знатоком генеалогии, хадисов и одним из первых авторов толкований Корана. Ибн ал-Калби в значительной степени обязан ему своими знаниями и часто ссылается на него.
Интерес Хишама ибн ал-Калби к доисламской истории арабов вызывал осуждение ученых-традиционалистов, знатоков хадисов, стремившихся искоренить все следы язычества и ревниво относившихся к занятиям «неспециалиста» Ибн ал-Калби хадисами. Надежность и достоверность сведений Ибн ал-Калби подтверждается данными других арабских авторов, а также исследованиями современных ученых.
Арабское название «Некрономикона» звучит как «Кетаб Аль Азиф» (Kitab al Azif), которое может быть примерно переведено как «Книга Джиннов». Согласно повествованию долгие десятилетия Абд ал-Хазред странствовал по пустыням в поисках сокровенных знаний и, по его собственным словам, нашел священный город Ирем в пустыне Руб Аль Хали. Предания о таинственном Иреме являются неотъемлемой частью арабского эпоса и имеют много общего с индийскими сказаниями о Шамбале или древнерусскими былинами о Беловодье. Древние арабы полагали, что Ирем, или Город Колонн, был возведен по приказанию шаха Шаддата могущественными джиннами, причем сам город находился не в нашем мире, а в одном из параллельных измерений реальности, поэтому попасть туда мог только маг, в совершенстве овладевший своим искусством, или святой. Легенды гласят, что Аллах уничтожил всех подданных Шаддата - гигантов-нефилимов - за их гордыню. Но сокровенные знания, которыми они обладали, сохранились в рукописях и книгах в библиотеках призрачного Ирема. Кроме того, арабские маги - магрибы - полагали, что Город Колонн является дверью в Великую Пустоту - обиталище джиннов и ифритов.
Ирем - легендарный город, упоминающийся еще в Коране, его отличительной особенностью, если верить Корану и другим подобным источникам были огромные колонны, построенные по всему городу. Упоминается Ирем и в «Некрономиконе» Лангфорда-Уилсона-Тернера. Открытие Ирена (Убара) приходится главным образом на 1992 год. Находка может быть приписана настойчиваости Николаса Клаппа и Ранальфа Финнеса, археологов-любителей, которые разыскали этот легендарный город. Они были приведены в Ирем книгой «Арабский Феликс», написанной пустынным искателем приключений Бертрамом Томасом, первым европейцем, который пересек Руб Аль Хали – неприступную пустыню, которая охватывает большинство южной части Аравийского полуострова. Когда он делал известное пересечение песков он натолкнулся на древние караванные пути, которые его арабскими проводниками обьяснялись как «дорога в Убар».
После провалившейся попытки найти что-нибудь в песках, в команде Клаппа в 1990-м решили, что не впечатляющий разрушенный форт возле Шисура может быть старше, чем сначала было предположено и что он расположен в точке схождения многих старых караванных путей. Раскопки в Шисуре, открыли большую, окруженную стеной крепость, которая частично провалилась в карстовую воронку. Перед разрушением, карстовая воронка, должно быть, была большой пещерой, частично заполненная водой - это был основной источник воды.
Первоначально крепость имела восемь или больше башен, что были соединены 2.5-3-х метровой стеной в высоту и почти метр в толщину; башни были построены из местного известняка. Главное внутреннее здание было в северо-западном углу крепости. Башни охраняли самый важный источник воды перед Руб Аль Хали, что сейчас скрыт разваленной карстовой воронкой. Ирем существовал приблизительно с 2800 до н.э. до 300 н.э. как отдаленное поселение в пустыне, где была сделана стоянка караванов, перевозивших очень ценное благовоние через пустыню.
В Арабской легенде Ирем расположен в Руб Аль Хали, как об этом говорил Лавкрафт. Руб Аль Хали - секретная дверь в Ничто в арабских магических традициях. Это точный арабский эквивалент Сферы Даат на каббалистическом Древе Жизни - секретные врата в Ничто (Айн Соф), которым и является Ирем. Под чудовищами тьмы и злыми духами, населяющими это место подразумеваюся джинны. Маг может взаимодействовать с этими сущностями, когда он пересекает Сферу Даат (Руб Аль Хали) на пути в Айн Соф (Ирем). В процессе этого пути маг утрачивает какую-либо связь с окружающей действительностью и полностью погружается в Ничто. Таким образом, индивидуальная «душа» мага разрушаются и трансформируется в сущность джинна.
Арабские сказания утверждают, что джинны существовали задолго до появления человека и обладали непомерным могуществом и силой, но впоследствии были вытеснены за пределы нашего мира, где пребывают в состоянии сна и оцепенения и по сей день, дожидаясь случая вернуть себе былую власть.
Магрибы (арабские колдуны), входя при помощи специальных психотехник или наркотических препаратов в измененное состояние сознания, открывали некоторым джиннам дорогу в наш мир, связывая их нерушимыми клятвами повиновения, получая взамен магические способности и потаенные знания. В древности таких магов, вступивших в союз с джиннами, называли «маджнун» - «одержимые силой». Впоследствии так стали называть всех без исключения умалишенных и одержимых, и, вероятно, именно этому слову Абд ал-Хазред обязан своим прозвищем - Безумный Араб.
В письме Кларку Аштону Смиту (27 ноября 1927 года) Лавкрафт утверждает, что арабский оригинал «Китаб Аль Азифа» был утерян до 1228 года. Но новые доказательства свидетельствуют о том, что оригинал Китаб Аль Азиф существовал до XVII века, и возможно существует до сих пор и находится в Саламанке. Перевод на испанский язык с арабского оригинала в 1951 году находился в каталоге Библиотеки Буэнос-Айреса.
Иоганн Хиспаленсис, также известный как Авэндатх, еврейский врач и член школы переводчиков Толедо, приобрел в 1164 году медицинскую библиотеку андалуши Ибн Йилйила, который во второй части десятого века состоял на службе у Хисшама Второго. Среди медицинских текстов и гербариев, Иоганн нашел копию «Китаб Аль Азифа» на арабском языке. Но как человек не склонный к религии, Иоганн передал книгу ученику Абд ал-Кадиру Гуилани. Глубоко набожный мусульманин, Гуилани понял богохульную природу книги и разрываемый между религиозными предрассудками и научным стремлением, Ал-Кадир передал книгу на хранение Абдэлю Хакку, секретарю города Калиф Кордоб. Вскоре после того, Гуилани впал в кому и умер в 1166 году.
Аль Азиф, оставался в Кордобе, до тех пор, пока город не был вновь завоеван христианами в 1236, и библиотека Мезкуита была передана Алонсо де Охедой в Саламанку. В XVI веке, Леон де Сагредо, уроженец Таррега, перевел Аль Азиф, на испанский как «El Libro De Los Antiguos Demonios Escrito por el Arabe Abdul Hazred». В каталог было занесено «Impreso a la gloria de Sancta Catherina, gloriosa Virgen Patrona de la Universidad de Salamanca, por Cornelio Bonardo. Ano del Senor de 1512». Нет никакой информации о том, сколько копий было напечатано.
В 1951, в Библиотеке Националь в Буэнос-Айрес, в отделе Анексо, находилась копия испанского перевода, под названием «Sagredo, Leon. El Libro De Los Antiguos Demonios Escrito por el Arabe Abdul Hazred, Salamanca, 1512». Отдел Анексо был закрыт в 1978 году, когда здание было признано опасным и вскоре было разрушено. Собрания были перемещены в библиотеку «Сервикайо Джолоджико Национал». Однако в ее каталоге уже нет этой книги.
Современное наименование книги - «Necronomicon» (от «necro» - мертвый и «nomos» - закон) фактически является названием греческого перевода оригинальной арабской рукописи, сделанного приблизительно в 950 году нашей эры Теодорасом Филитасом. Массовая печать копий фолианта в Италии летом 1501 привела к волне религиозного террора, инициируемой «Святой Инквизицией».
«Некрономикон» был включен в список запрещенных книг Папой Римским Григорием IX. По неподтвержденным данным, последняя известная копия греческого перевода «Некрономикона», была сожжена в Салеме в 1692 году.
В 1487 году доминиканский монах Олаус Вормиус, личный секретарь знаменитого испанского инквизитора Томаса Торквемады, перевел «Некрономикон» на латынь. Книга сначала распространялась в форме рукописи, затем была напечатана в Майнце (Германия) в конце 15-ого столетия в виде фолианта с готическим шрифтом. Еще раз книга издавалась в 1630 в Испании в виде перепечатки низкого качества латинской версии 1487 года.
Предположительно книга попала в руки инквизиторов от мавров, с которыми в то время велась война. По-видимому, эта книга оказала столь сильное влияние на сознание и идейные убеждения Олауса Вормиуса, что через несколько лет он был обвинен в ереси и сожжен на костре. Хронисты утверждают, что рукописи с латинским переводом «Некрономикона» были сожжены вместе с переводчиком, но множество фактов заставляет в этом усомниться. Слишком много людей имело возможность снять с рукописи копию, кроме того, несколько экземпляров перевода находятся, как полагают некоторые исследователи, в секретных архивах Ватикана.
Сто лет спустя, в 1586 году, латинский перевод «Некрономикона» был куплен в Праге Эдвардом Келли, ассистентом знаменитого медиума, мага, астролога Джона Ди. С именем английского ученого и мага Джона Ди связана интереснейшая страница в истории оккультных наук. Один из наиболее талантливых и образованных людей своего времени, Джон Ди снискал себе славу алхимика, мага и видного государственного деятеля, и многие монархи Европы почитали за честь принимать его у себя при дворе. Джон Ди перевел «Некрономикон» на английский язык; до недавнего времени эта рукопись хранилась в библиотеке Оксфордского университета и была доступна для ознакомления всем желающим. Другой перевод Джона Ди находится в коллекции Вайденера (Widener) в библиотеке Гарвардского университета. Книга была частью личной библиотеки семьи Гарри Вайденера, американского миллионера и основателя Библиотеки Вайденера. Сам он получил этот текст в 1912, незадолго до того, как сел на злополучный «Титаник».
Еще один заслуживающий нашего внимания вариант «Некрономикона» именуют «Рукопись Войнича». Этот манускрипт – один из самых загадочных в мире. Он хранится в Йельской библиотеке среди других редких книг и насчитывает 235 страниц со множеством иллюстраций (растения, обнаженные женщины, астрологические таблицы и тому подобное). С момента открытия рукопись была в центре научного внимания, лучшие умы криптографии тратили десятилетия, пытаясь расшифровать ее.
Со временем таинственный манускрипт стали связывать с мифом о «Некрономиконе», наверное, оттого, что люди не могли отыскать источник их обоих.
Первые упоминания о «Рукописи Войнича» появляются во времена Рудольфа II (1552-1612). Рудольф был слабым правителем, наука, особенно алхимия, привлекали его больше, чем политика, а его двор в Праге стал пристанищем для ученых (в том числе астронома Кеплера) – и всевозможных шарлатанов. Именно тогда император купил рукопись у неизвестного человека за 600 дукатов – невероятная сумма за книгу, которую никто не мог прочесть.
Возможно, император считал ее работой Роджера Бэкона, великого мыслителя, основоположника экспериментальной науки. Он никогда не ладил с властями и почти всю жизнь провел в заточении по неизвестным причинам. Он вполне мог бы быть автором таинственного манускрипта, тем более, что современные исследователи относят его к концу 13 века. Однако подобная работа нигде не упоминается. Бэкон, вероятно, знал что-то о криптографии, но если манускрипт зашифрован, то это шифр куда более сложный, чем мог быть использован в 13 веке. На книге имеется надпись более простым кодом, которая указывает на Бэкона – но она может быть умной подделкой. Также, среди иллюстраций есть растения Нового Мира, о них Бэкон не мог знать.
Другой возможный автор этой рукописи - Джон Ди. Между 1584 и 1588 годами Ди посещал Прагу несколько раз как гость императора Рудольфа. Ди интересовался криптографией и имел в своей библиотеке работы Бэкона. Также он упоминал некое вознаграждение в 630 дукатов, полученное им во время путешествия в Прагу. Кстати, именно почерком Ди надписаны номера страниц, так что возможно, если он не был автором, именно из его рук книга попала к императору. Вспомним теперь, что Ди упоминается и как один из владельцев и переводчик уцелевшей копии Некрономикона.
После появления в Праге история манускрипта Войнича становится яснее. Он переходил от человека к человеку, начиная с главного ботаника Рудольфа II и заканчивая Иоанном Марци, который отослал его в 1666 году Атанасиусу Кирчеру, что упомянуто во вложенном в книгу письме. «Эту книгу, полученную мной от своего близкого друга, я доверяю тебе, мой дорогой Атанасиус, ибо никто кроме тебя, не способен прочесть ее.» Тот безуспешно пытался расшифровать текст, а после его смерти манускрипт был утерян…и снова найден, но уже в 1912 году, в библиотеке одного знатного дома Италии. Именно тогда он и получил свое название, по имени нового владельца – Вилфреда Войнича.
Когда Войнич обнаружил рукопись, то подумал, что она уже была расшифрована, и разослал копии всем знакомым специалистам. Большинство из них были уверены, что очень быстро раскроют загадку древнего текста, но их ждало разочарование.
Первое из «решений» появилось в 1921 году, когда профессор Вильям Ньюболд (Университет Пенсильвании) объявил, что разгадка найдена. Согласно Ньюболду, каждый символ был преобразован из букв греческой скорописи. Эти микроскопические буковки были расшифрованы, после чего из них составлялись новые – путем повтора или слияния двух букв – затем они собирались в слова. Не слишком прозрачный процесс дешифровки окупался невероятными результатами – он доказывал, что Бэкон (Ньюболд считал автором именно его) обладал знаниями о фактах, лишь недавно открытых современной наукой.
Со временем появились и другие теории. Джозеф Фили разгадывал подписи к рисункам (212 страниц содержат их) и предположил, что изначально текст был написан на вульгате. Лайонелл Стронг считал, что основным языком послужил средневековый английский. Лео Левитов заявил, что текст не зашифрован, а является единственным примером некого поли-языка вроде эсперанто, а книга содержит ритуальное руководство секты еретиков. Но так или иначе ни одна версия не была признана окончательной.
Войнич скончался в 1930 году, и еще 30 лет манускриптом владела его вдова. Затем через совладельца А.М. Нилла он был продан Ганцу Краусу. Не сумев найти покупателя, тот передал его Йельской библиотеке.
Современное компьютерное исследование нисколько не приблизило нас к разгадке.
Связь между «Некрономиконом» и «Рукописью Войнича» сначала предположил Колин Уилсон, английский писатель и критик, классик жанра ужасов. Вероятно, идея объединить эти две рукописи возникла у Уилсона в связи с Джоном Ди. Он мог быть и таинственным хранителем манускрипта Войнича, и переводчиком латинской копии Некрономикона, и компилятором этих работ.
Благодаря распространению рассказов Уилсона и его умению соединить предположение и реальный факт, легенда о том, что манускрипт Войнича и есть Некрономикон приобрела популярность в определенных кругах.
Кроме сказанного выше, напомню, что именно Уилсон является соавтором «Liber Logaeth» (а также «R'lyeh text»), английской редакции Некрономикона. Ее составил Джорж Хэй, основываясь на переводе и дешифровке документов из библиотеки все того же Джона Ди. Предположительно, среди средневековых рукописей были найдены некие письма и таблицы, скрывавшие отрывки из настоящего Некрономикона. Сложно судить, был ли Дж. Хэй и его группа вдохновлены находкой Войнича, но какая-то связь все же существует. Даже если не удалось раскрыть шифр текста, рисунки и диаграммы вполне можно понять, а значит, и использовать для сочинения нового «таинственного манускрипта», часть которого получится правдой.
Кроме «Рукописи Войнича» известны, по крайней мере еще две версии «Некрономикона» на английском языке. Это вышедший в 1590 году неполный и запутанный перевод латинской версии под именем «Al Azif – Ye Booke Of Ye Arabe» неизвестного автора, распространенный в форме рукописи, не более десяти экземпляров, и «Cultus Maleficarum» - переведенный бароном Фредериком, в 1597 году. «Cultus Maleficarum» - также частичный перевод латинского варианта «Некрономикона», изданный в Сассексе (Англия).
Новый всплеск интереса к «Некрономикону» пришелся на начало XX века и был связан с именем одной из самых загадочных и скандальных личностей ушедшего столетия - английского мага и писателя Алистера Кроули. Несомненно, он читал английский перевод «Некрономикона» в Оксфордской библиотеке, а в учении Кроули прослеживается явственное влияние этой древнейшей колдовской книги.
Возможно, именно с деятельностью Кроули связаны необъяснимые и таинственные похищения многих редчайших книг и рукописей мистического содержания из библиотек Европы. В их числе были и английские переводы «Некрономикона», вышедшие из-под пера Джона Ди. Невольно возникает впечатление, что Кроули и его ближайшее окружение стремились оградить непосвященных от знакомства с сокровенными знаниями, сделав последние уделом узкого круга избранных.
На сегодняшний день распространены две основных версии «Некрономикона»: Уилсона-Лангфорда-Тернера и Саймона.
Версия Уилсона-Лангфорда-Тернера считается наименее правдоподобной. В ее тексте есть множество несоответствий.
Во-первых: утверждается, что Уилсон, Лангфорд, и Тернер осуществили перевод зашифрованой рукописи Джона Ди под названием «Liber Loagaeth», но нет тому никаких доказательств, тем более, что эта книга имеет отношение скорее к энохианской магии, чем к древне-арабской.
Во-вторых: сразу бросаются в глаза анахронизмы, которые не имеют никакого отношения к шумерской и аккадской мифологии, например «...и в праздника Хеллоуин, Кануна дня Всех Святых...», «...Я повеливаю тебе, о Азиабелис...Антиквелис....Барбуелис». Хеллоуин - колдовской празник викканской традиции, а имена демонов взяты из каббалистической магии, так же как и Ситри, Гамор, Вуал, Заган, Элигор, упомянутые в «Ключах Соломона». Ни одно из божеств упоминаемых в этом «Некрономиконе», не отображается больше нигде, есть подозрение что это полностью вымышленый пантеон. Исходя из многочисленных исследований, можно смело сказать, что эта весрия «Некрономикона» не имеет к «Кетаб Аль Азиф» ни какого отношения.
Более достоверно выглядит «Некрономикон» под редакцией Саймона. Как сказано в предисловии к этому изданию, оригинал этого текста попал редактору в руки от некоего прелата: Fr. Montague Summers. Этот человек действительно существовал, он жил в Америке в 30х-40х годах ХХ века, и мало того, написал несколько книг по оккультизму и колдовству. Географические названия, упомянутые в этой версии, полностью соответствуют реальным историческим фактам, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области. Например: горы Масшу, города Ирем, Ур, Ниннипур, Урук, Вавилон, Кута, пустыня Руб Аль Хали и т.д.
Все боги, упоминаемые в «Некрономиконе» Саймона идентичны богам шумеро-аккадского пантеона. «Книга о сожжении злых духов» полностью соответствует шумерской «Маклу», все заклинания приведеные там аутентичны. «Книга 50 Имен Мардука» также соответствует именам пречисленым в конце шумерской поемы «Энума Энлиш». «Писание Маган» аналогично шумерской поэме «О сне Иштар», только перевод чуть изменен. Все это наводит на мысль, что автор «Некрономикона» пользовался более древними источниками. Все заклинания приведены на шумерском языке, языке оригинала.
Фраза «...когда Медведица висит на своем хвосте...», вначале кажется абсурдной, но это явление можно наблюдать находясь ближе к экватору, примерно в Аравии, Сирии и Ираке. Следовательно, автор, писавший это жил там. Фраза «И время Ламас есть месяц Айру, сезон Наттиг есть Арахшамма, сезон Устур есть месяц Шабату» - указывает на вавилонское летоисчисление, названия месяцев приведены в соответствии с шумерским календарем. Упоминается далее по тексту «Ершалаимский жрец Абд-бен-Марту», то же имя мы находим в Библии, в Ветхом Завете. На основе вышеприведеных доводов можно констатировать, что «Некрономикон» Саймона заслуживает наибольшего доверия, он вполне может являться подлинным трактатом по шумерской церемониальной магии, написанным магрибом, жившим примерно в 6-8 веке н.е.
Что же представляет собой этот мифический «Некрономикон», вокруг которого вот уже более тысячи лет не утихают страсти, споры и темные авантюрные истории? Вопреки широко распространенному мнению, подлинный «Некрономикон» - это не только сборник заклинаний и колдовских рецептов, но и объемный историко-философский труд, повествующий о могущественной цивилизации, владевшей Землей за много тысяч лет до человека и пребывающей теперь вне пределов нашей реальности.
Наибольшее внимание в «Некрономиконе» уделяется религиозно-мистическим и космогоническим представлениям Древних - иерархии божеств и демонических существ, некогда повелевавших нашей планетой и изгнанных впоследствии за пределы реальности. При этом несколько раз в тексте «Некрономикона» проскальзывает упоминание о том, что это изгнание лишь временное и близится тот час, когда «день человека пройдет, и Древние снова воцарятся в своих былых владениях».
Отдельные образы и темы «Некрономикона», а также пророческий, апокалиптический характер некоторых его глав позволяют провести отчетливые параллели между сочинением Безумного Араба, Откровением Святого Иоанна, апокрифической Книгой Еноха и книгами ветхозаветных пророков, предрекавших «пришествие орд гогов и магогов» перед концов времен. Сами же Древние очень похожи на «святых Сатаны», упоминание о которых можно встретить в исламских теологических трудах, или на прислужников Антихриста в христианской традиции. Правда, в отличие от христианских и исламских авторов, Абд ал-Хазред полагает, что битва между силами света и тьмы закончится окончательной победой последних и их воцарением во Вселенной.
Пантеон демонических богов, которым поклонялись Древние, возглавляют Йог-Сотот - персонификация безграничного хаоса и расширения, и его брат Азатот, символизирующий бесконечное сжатие и концентрацию. Среди прочих богов можно назвать Ньярлатотепа, посредника между Древними и миром людей, Шуб-Ниггурата, повелителя подземелий, имеющего облик огромного черного козла, духа огня и космоса Гастура и Ктулху, которому отводится особое место в иерархии богов хаоса. Ужасный дракон Ктулху, жрец Йог-Сотота и Азатота, покоится мертвым сном на дне Тихого океана, в подводном городе Ръльех. Он - владыка человеческих снов и потаенных желаний, а сама человеческая жизнь - это сон Ктулху. Взывать к нему было дозволено лишь один раз в году. «Некрономикон» содержит предостережение, что Ктулху, пробужденный раньше положенного часа от своего мертвого сна, поразит человечество безумием и кошмарными фантазиями, полностью лишив людей разума и способности логического мышления.
Изучение и интерпретация «Некрономикона» долгие годы считалась исключительной прерогативой магов, историков и филологов. Лишь последние достижения в сфере квантовой физики, а также психоанализа заставили специалистов в этих областях изменить свое пренебрежительное доселе отношение к мистической литературе и всерьез заняться сопоставительным анализом древних преданий и новейших достижений и открытий.
Наибольший интерес ученых вызвала пара верховных божеств пантеона Древних - Йог-Сотот и Азатот. Первый из них является воплощением бесконечного хаоса и расширения, иррациональной протяженности пространства и времени. Он - единая и нераздельная связь между прошлым, настоящим и будущим. Второй - это, наоборот, персонификация абсолютного сжатия, концентрации времени, пространства и материи в одной точке. Поразительно, но эти образы «Некрономикона» оказались созвучны новейшим открытиям в области квантовой физики и теории поля, попыткам ученым смоделировать процессы, управляющие состоянием вещества, а также изменениям пространства и времени. В свете современных концепций физики становится понятна еще одна функция Азатота, которая зашифрована в тексте «Некрономикона» в виде аллегорий и символов. Азатот, являясь центром мироздания, излучает в пространство волны вероятностей, создающих бесконечное количество вариантов будущего как для целых миров и галактик, так и для отдельного индивида. Он является, таким образом, своеобразным символом теории вероятности и возможности манипулирования будущим.
Трудно не испытать шок от результатов этих исследований: получается, что древние арабские маги неплохо разбирались в том, что только начинают постигать современные ученые. Причем не только разбирались, а умели применять эти знания на практике. Теперь становится понятно, почему в течение стольких веков «Некрономиконом» стремились обладать политики с диктаторскими замашками: содержащиеся в этой книге колдовские практики и рекомендации наделяли ее обладателя оружием более мощным, чем все имеющееся в современном мире атомное оружие. Воззвав к Йог-Сототу и Азатоту, маг получал контроль над состоянием вещества и материи, причем на атомно-молекулярном уровне. Помимо этого, он мог управлять течением времени и по своему желанию изменять прошлое и будущее.
Теоретическая возможность подобных изменений, равно как и возможность путешествий во времени, доказана современной физикой, хотя уровень технического развития не позволяет пока реализовать эти теории на практике. «Некрономикон» же содержит конкретные рекомендации по контролю и управлению двумя силами, определяющими изменение всех процессов во Вселенной: бесконечным расширением и бесконечным сжатием, отталкиванием и притяжением.
Любой желающий может обратиться к Старшим Богам и их служителям – джиннам за помощью и реализовать свои потаенные желания.
Джинны, согласно легенде, спустились с небес в добиблейские времена. Они существовали до появления человечества. Арабские колдуны поклоняются этим существам, потому что они невероятно сильны. Согласно легенде, джинны могут «возродить молодость человечества». Несмотря на то, что многие считают «Некрономикон» выдумкой Лавкрафта, эта книга обладает огромной магической силой. Она создает свою квазиреальность, выходя за пределы окружающей действительности.
Вторая часть книги посвящена практическим исследованиям «Некрономикона» и близких по смыслу текстов. Авторский метод позволил считать из информационных структур «Акаши», текст близкий к первоисточнику. Образ «Некрономикона» предстает перед читателем как «Мертвый Закон» - свод правил, позволяющий подняться духу до предела совершенства. В свое время он был отринут народами, предпочитающими утопать в искусственно созданных догмах и предан забвению. На границе тысячелетий «Некрономикон» предстает перед нами – как великий источник Мудрости Духа и предлагает поэтапное восхождение к вершинам познания бытия.
«Алхимия Духа» – авторская версия манускрипта Войнича, полученная тем же методом проникновения сознания в информационную структуру зашифрованного текста. В то время, как ученые пытаются логически вскрыть таинственный шифр манускрипта, автор открывает его совершенно иными ключами, собственно о которых и говорится в самом оригинале. Также даются рекомендации по работе и чтению манускрипта, так что каждый читающий получит возможность увидеть свой путь к познанию тайн книги. Манускрипт Войнича многослоен, и дает персональные откровения каждому читающему его человеку.
«Некрономикон» прежде всего, известен широкой публике по рассказам Говарда Лавкрафта. Вследствие чего, до сих пор, ведутся ожесточенные споры по поводу реальности этой книги. Одни утверждают, что все это вымысел писателя, другие уверены, что она существует. Я не буду придерживаться какой-то одной версии, предоставляя возможность читателю сделать свой выбор.
Большинство легенд и исторических свидетельств приписывают авторство «Некрономикона» Абд ал-Хазреду, арабскому поэту и магу, создавшему свой труд в 730 году в Дамаске на закате жизни, которую он целиком посвятил овладению тайными знаниями, запретными для большинства смертных. Многие скептики сомневаются в его реальности, однако найдены исторические свидетельства существования Абд ал-Хазреда в «Книге об идолах» Хитам ибн ал-Калби: «Я поклялся правдивой и верной клятвой Манат у места, где приносят жертвы потомки Ал-Хазраджа!»
Упоминается Ал-Хазрадж или Абд ал-Хазред (полное имя - Абд-Алла ибн Абу-Бин ибн Сауб ал-Хазрадж) также в письме Мухаммада ал-Калби своему сыну Хишаму, где он говорит о некоем затворнике, очень богатом и мудром человеке, у которого он гостил 40 дней и «кто научил меня понимать знаки священного места Ал-Хазраджа». Эти знаки, по всей видимости, были аккадской или шумерской клинописью.
Хишама ал-Калби: Абу-л-Мунзир Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби был крупнейшим знатоком истории, генеалогии и преданий арабских племен. Он родился и вырос в Куфе, затем перебрался в Багдад, где и умер в 819-20 или в 821-22 г. Его отец Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби (ум. в 763 г.) был известным знатоком генеалогии, хадисов и одним из первых авторов толкований Корана. Ибн ал-Калби в значительной степени обязан ему своими знаниями и часто ссылается на него.
Интерес Хишама ибн ал-Калби к доисламской истории арабов вызывал осуждение ученых-традиционалистов, знатоков хадисов, стремившихся искоренить все следы язычества и ревниво относившихся к занятиям «неспециалиста» Ибн ал-Калби хадисами. Надежность и достоверность сведений Ибн ал-Калби подтверждается данными других арабских авторов, а также исследованиями современных ученых.
Арабское название «Некрономикона» звучит как «Кетаб Аль Азиф» (Kitab al Azif), которое может быть примерно переведено как «Книга Джиннов». Согласно повествованию долгие десятилетия Абд ал-Хазред странствовал по пустыням в поисках сокровенных знаний и, по его собственным словам, нашел священный город Ирем в пустыне Руб Аль Хали. Предания о таинственном Иреме являются неотъемлемой частью арабского эпоса и имеют много общего с индийскими сказаниями о Шамбале или древнерусскими былинами о Беловодье. Древние арабы полагали, что Ирем, или Город Колонн, был возведен по приказанию шаха Шаддата могущественными джиннами, причем сам город находился не в нашем мире, а в одном из параллельных измерений реальности, поэтому попасть туда мог только маг, в совершенстве овладевший своим искусством, или святой. Легенды гласят, что Аллах уничтожил всех подданных Шаддата - гигантов-нефилимов - за их гордыню. Но сокровенные знания, которыми они обладали, сохранились в рукописях и книгах в библиотеках призрачного Ирема. Кроме того, арабские маги - магрибы - полагали, что Город Колонн является дверью в Великую Пустоту - обиталище джиннов и ифритов.
Ирем - легендарный город, упоминающийся еще в Коране, его отличительной особенностью, если верить Корану и другим подобным источникам были огромные колонны, построенные по всему городу. Упоминается Ирем и в «Некрономиконе» Лангфорда-Уилсона-Тернера. Открытие Ирена (Убара) приходится главным образом на 1992 год. Находка может быть приписана настойчиваости Николаса Клаппа и Ранальфа Финнеса, археологов-любителей, которые разыскали этот легендарный город. Они были приведены в Ирем книгой «Арабский Феликс», написанной пустынным искателем приключений Бертрамом Томасом, первым европейцем, который пересек Руб Аль Хали – неприступную пустыню, которая охватывает большинство южной части Аравийского полуострова. Когда он делал известное пересечение песков он натолкнулся на древние караванные пути, которые его арабскими проводниками обьяснялись как «дорога в Убар».
После провалившейся попытки найти что-нибудь в песках, в команде Клаппа в 1990-м решили, что не впечатляющий разрушенный форт возле Шисура может быть старше, чем сначала было предположено и что он расположен в точке схождения многих старых караванных путей. Раскопки в Шисуре, открыли большую, окруженную стеной крепость, которая частично провалилась в карстовую воронку. Перед разрушением, карстовая воронка, должно быть, была большой пещерой, частично заполненная водой - это был основной источник воды.
Первоначально крепость имела восемь или больше башен, что были соединены 2.5-3-х метровой стеной в высоту и почти метр в толщину; башни были построены из местного известняка. Главное внутреннее здание было в северо-западном углу крепости. Башни охраняли самый важный источник воды перед Руб Аль Хали, что сейчас скрыт разваленной карстовой воронкой. Ирем существовал приблизительно с 2800 до н.э. до 300 н.э. как отдаленное поселение в пустыне, где была сделана стоянка караванов, перевозивших очень ценное благовоние через пустыню.
В Арабской легенде Ирем расположен в Руб Аль Хали, как об этом говорил Лавкрафт. Руб Аль Хали - секретная дверь в Ничто в арабских магических традициях. Это точный арабский эквивалент Сферы Даат на каббалистическом Древе Жизни - секретные врата в Ничто (Айн Соф), которым и является Ирем. Под чудовищами тьмы и злыми духами, населяющими это место подразумеваюся джинны. Маг может взаимодействовать с этими сущностями, когда он пересекает Сферу Даат (Руб Аль Хали) на пути в Айн Соф (Ирем). В процессе этого пути маг утрачивает какую-либо связь с окружающей действительностью и полностью погружается в Ничто. Таким образом, индивидуальная «душа» мага разрушаются и трансформируется в сущность джинна.
Арабские сказания утверждают, что джинны существовали задолго до появления человека и обладали непомерным могуществом и силой, но впоследствии были вытеснены за пределы нашего мира, где пребывают в состоянии сна и оцепенения и по сей день, дожидаясь случая вернуть себе былую власть.
Магрибы (арабские колдуны), входя при помощи специальных психотехник или наркотических препаратов в измененное состояние сознания, открывали некоторым джиннам дорогу в наш мир, связывая их нерушимыми клятвами повиновения, получая взамен магические способности и потаенные знания. В древности таких магов, вступивших в союз с джиннами, называли «маджнун» - «одержимые силой». Впоследствии так стали называть всех без исключения умалишенных и одержимых, и, вероятно, именно этому слову Абд ал-Хазред обязан своим прозвищем - Безумный Араб.
В письме Кларку Аштону Смиту (27 ноября 1927 года) Лавкрафт утверждает, что арабский оригинал «Китаб Аль Азифа» был утерян до 1228 года. Но новые доказательства свидетельствуют о том, что оригинал Китаб Аль Азиф существовал до XVII века, и возможно существует до сих пор и находится в Саламанке. Перевод на испанский язык с арабского оригинала в 1951 году находился в каталоге Библиотеки Буэнос-Айреса.
Иоганн Хиспаленсис, также известный как Авэндатх, еврейский врач и член школы переводчиков Толедо, приобрел в 1164 году медицинскую библиотеку андалуши Ибн Йилйила, который во второй части десятого века состоял на службе у Хисшама Второго. Среди медицинских текстов и гербариев, Иоганн нашел копию «Китаб Аль Азифа» на арабском языке. Но как человек не склонный к религии, Иоганн передал книгу ученику Абд ал-Кадиру Гуилани. Глубоко набожный мусульманин, Гуилани понял богохульную природу книги и разрываемый между религиозными предрассудками и научным стремлением, Ал-Кадир передал книгу на хранение Абдэлю Хакку, секретарю города Калиф Кордоб. Вскоре после того, Гуилани впал в кому и умер в 1166 году.
Аль Азиф, оставался в Кордобе, до тех пор, пока город не был вновь завоеван христианами в 1236, и библиотека Мезкуита была передана Алонсо де Охедой в Саламанку. В XVI веке, Леон де Сагредо, уроженец Таррега, перевел Аль Азиф, на испанский как «El Libro De Los Antiguos Demonios Escrito por el Arabe Abdul Hazred». В каталог было занесено «Impreso a la gloria de Sancta Catherina, gloriosa Virgen Patrona de la Universidad de Salamanca, por Cornelio Bonardo. Ano del Senor de 1512». Нет никакой информации о том, сколько копий было напечатано.
В 1951, в Библиотеке Националь в Буэнос-Айрес, в отделе Анексо, находилась копия испанского перевода, под названием «Sagredo, Leon. El Libro De Los Antiguos Demonios Escrito por el Arabe Abdul Hazred, Salamanca, 1512». Отдел Анексо был закрыт в 1978 году, когда здание было признано опасным и вскоре было разрушено. Собрания были перемещены в библиотеку «Сервикайо Джолоджико Национал». Однако в ее каталоге уже нет этой книги.
Современное наименование книги - «Necronomicon» (от «necro» - мертвый и «nomos» - закон) фактически является названием греческого перевода оригинальной арабской рукописи, сделанного приблизительно в 950 году нашей эры Теодорасом Филитасом. Массовая печать копий фолианта в Италии летом 1501 привела к волне религиозного террора, инициируемой «Святой Инквизицией».
«Некрономикон» был включен в список запрещенных книг Папой Римским Григорием IX. По неподтвержденным данным, последняя известная копия греческого перевода «Некрономикона», была сожжена в Салеме в 1692 году.
В 1487 году доминиканский монах Олаус Вормиус, личный секретарь знаменитого испанского инквизитора Томаса Торквемады, перевел «Некрономикон» на латынь. Книга сначала распространялась в форме рукописи, затем была напечатана в Майнце (Германия) в конце 15-ого столетия в виде фолианта с готическим шрифтом. Еще раз книга издавалась в 1630 в Испании в виде перепечатки низкого качества латинской версии 1487 года.
Предположительно книга попала в руки инквизиторов от мавров, с которыми в то время велась война. По-видимому, эта книга оказала столь сильное влияние на сознание и идейные убеждения Олауса Вормиуса, что через несколько лет он был обвинен в ереси и сожжен на костре. Хронисты утверждают, что рукописи с латинским переводом «Некрономикона» были сожжены вместе с переводчиком, но множество фактов заставляет в этом усомниться. Слишком много людей имело возможность снять с рукописи копию, кроме того, несколько экземпляров перевода находятся, как полагают некоторые исследователи, в секретных архивах Ватикана.
Сто лет спустя, в 1586 году, латинский перевод «Некрономикона» был куплен в Праге Эдвардом Келли, ассистентом знаменитого медиума, мага, астролога Джона Ди. С именем английского ученого и мага Джона Ди связана интереснейшая страница в истории оккультных наук. Один из наиболее талантливых и образованных людей своего времени, Джон Ди снискал себе славу алхимика, мага и видного государственного деятеля, и многие монархи Европы почитали за честь принимать его у себя при дворе. Джон Ди перевел «Некрономикон» на английский язык; до недавнего времени эта рукопись хранилась в библиотеке Оксфордского университета и была доступна для ознакомления всем желающим. Другой перевод Джона Ди находится в коллекции Вайденера (Widener) в библиотеке Гарвардского университета. Книга была частью личной библиотеки семьи Гарри Вайденера, американского миллионера и основателя Библиотеки Вайденера. Сам он получил этот текст в 1912, незадолго до того, как сел на злополучный «Титаник».
Еще один заслуживающий нашего внимания вариант «Некрономикона» именуют «Рукопись Войнича». Этот манускрипт – один из самых загадочных в мире. Он хранится в Йельской библиотеке среди других редких книг и насчитывает 235 страниц со множеством иллюстраций (растения, обнаженные женщины, астрологические таблицы и тому подобное). С момента открытия рукопись была в центре научного внимания, лучшие умы криптографии тратили десятилетия, пытаясь расшифровать ее.
Со временем таинственный манускрипт стали связывать с мифом о «Некрономиконе», наверное, оттого, что люди не могли отыскать источник их обоих.
Первые упоминания о «Рукописи Войнича» появляются во времена Рудольфа II (1552-1612). Рудольф был слабым правителем, наука, особенно алхимия, привлекали его больше, чем политика, а его двор в Праге стал пристанищем для ученых (в том числе астронома Кеплера) – и всевозможных шарлатанов. Именно тогда император купил рукопись у неизвестного человека за 600 дукатов – невероятная сумма за книгу, которую никто не мог прочесть.
Возможно, император считал ее работой Роджера Бэкона, великого мыслителя, основоположника экспериментальной науки. Он никогда не ладил с властями и почти всю жизнь провел в заточении по неизвестным причинам. Он вполне мог бы быть автором таинственного манускрипта, тем более, что современные исследователи относят его к концу 13 века. Однако подобная работа нигде не упоминается. Бэкон, вероятно, знал что-то о криптографии, но если манускрипт зашифрован, то это шифр куда более сложный, чем мог быть использован в 13 веке. На книге имеется надпись более простым кодом, которая указывает на Бэкона – но она может быть умной подделкой. Также, среди иллюстраций есть растения Нового Мира, о них Бэкон не мог знать.
Другой возможный автор этой рукописи - Джон Ди. Между 1584 и 1588 годами Ди посещал Прагу несколько раз как гость императора Рудольфа. Ди интересовался криптографией и имел в своей библиотеке работы Бэкона. Также он упоминал некое вознаграждение в 630 дукатов, полученное им во время путешествия в Прагу. Кстати, именно почерком Ди надписаны номера страниц, так что возможно, если он не был автором, именно из его рук книга попала к императору. Вспомним теперь, что Ди упоминается и как один из владельцев и переводчик уцелевшей копии Некрономикона.
После появления в Праге история манускрипта Войнича становится яснее. Он переходил от человека к человеку, начиная с главного ботаника Рудольфа II и заканчивая Иоанном Марци, который отослал его в 1666 году Атанасиусу Кирчеру, что упомянуто во вложенном в книгу письме. «Эту книгу, полученную мной от своего близкого друга, я доверяю тебе, мой дорогой Атанасиус, ибо никто кроме тебя, не способен прочесть ее.» Тот безуспешно пытался расшифровать текст, а после его смерти манускрипт был утерян…и снова найден, но уже в 1912 году, в библиотеке одного знатного дома Италии. Именно тогда он и получил свое название, по имени нового владельца – Вилфреда Войнича.
Когда Войнич обнаружил рукопись, то подумал, что она уже была расшифрована, и разослал копии всем знакомым специалистам. Большинство из них были уверены, что очень быстро раскроют загадку древнего текста, но их ждало разочарование.
Первое из «решений» появилось в 1921 году, когда профессор Вильям Ньюболд (Университет Пенсильвании) объявил, что разгадка найдена. Согласно Ньюболду, каждый символ был преобразован из букв греческой скорописи. Эти микроскопические буковки были расшифрованы, после чего из них составлялись новые – путем повтора или слияния двух букв – затем они собирались в слова. Не слишком прозрачный процесс дешифровки окупался невероятными результатами – он доказывал, что Бэкон (Ньюболд считал автором именно его) обладал знаниями о фактах, лишь недавно открытых современной наукой.
Со временем появились и другие теории. Джозеф Фили разгадывал подписи к рисункам (212 страниц содержат их) и предположил, что изначально текст был написан на вульгате. Лайонелл Стронг считал, что основным языком послужил средневековый английский. Лео Левитов заявил, что текст не зашифрован, а является единственным примером некого поли-языка вроде эсперанто, а книга содержит ритуальное руководство секты еретиков. Но так или иначе ни одна версия не была признана окончательной.
Войнич скончался в 1930 году, и еще 30 лет манускриптом владела его вдова. Затем через совладельца А.М. Нилла он был продан Ганцу Краусу. Не сумев найти покупателя, тот передал его Йельской библиотеке.
Современное компьютерное исследование нисколько не приблизило нас к разгадке.
Связь между «Некрономиконом» и «Рукописью Войнича» сначала предположил Колин Уилсон, английский писатель и критик, классик жанра ужасов. Вероятно, идея объединить эти две рукописи возникла у Уилсона в связи с Джоном Ди. Он мог быть и таинственным хранителем манускрипта Войнича, и переводчиком латинской копии Некрономикона, и компилятором этих работ.
Благодаря распространению рассказов Уилсона и его умению соединить предположение и реальный факт, легенда о том, что манускрипт Войнича и есть Некрономикон приобрела популярность в определенных кругах.
Кроме сказанного выше, напомню, что именно Уилсон является соавтором «Liber Logaeth» (а также «R'lyeh text»), английской редакции Некрономикона. Ее составил Джорж Хэй, основываясь на переводе и дешифровке документов из библиотеки все того же Джона Ди. Предположительно, среди средневековых рукописей были найдены некие письма и таблицы, скрывавшие отрывки из настоящего Некрономикона. Сложно судить, был ли Дж. Хэй и его группа вдохновлены находкой Войнича, но какая-то связь все же существует. Даже если не удалось раскрыть шифр текста, рисунки и диаграммы вполне можно понять, а значит, и использовать для сочинения нового «таинственного манускрипта», часть которого получится правдой.
Кроме «Рукописи Войнича» известны, по крайней мере еще две версии «Некрономикона» на английском языке. Это вышедший в 1590 году неполный и запутанный перевод латинской версии под именем «Al Azif – Ye Booke Of Ye Arabe» неизвестного автора, распространенный в форме рукописи, не более десяти экземпляров, и «Cultus Maleficarum» - переведенный бароном Фредериком, в 1597 году. «Cultus Maleficarum» - также частичный перевод латинского варианта «Некрономикона», изданный в Сассексе (Англия).
Новый всплеск интереса к «Некрономикону» пришелся на начало XX века и был связан с именем одной из самых загадочных и скандальных личностей ушедшего столетия - английского мага и писателя Алистера Кроули. Несомненно, он читал английский перевод «Некрономикона» в Оксфордской библиотеке, а в учении Кроули прослеживается явственное влияние этой древнейшей колдовской книги.
Возможно, именно с деятельностью Кроули связаны необъяснимые и таинственные похищения многих редчайших книг и рукописей мистического содержания из библиотек Европы. В их числе были и английские переводы «Некрономикона», вышедшие из-под пера Джона Ди. Невольно возникает впечатление, что Кроули и его ближайшее окружение стремились оградить непосвященных от знакомства с сокровенными знаниями, сделав последние уделом узкого круга избранных.
На сегодняшний день распространены две основных версии «Некрономикона»: Уилсона-Лангфорда-Тернера и Саймона.
Версия Уилсона-Лангфорда-Тернера считается наименее правдоподобной. В ее тексте есть множество несоответствий.
Во-первых: утверждается, что Уилсон, Лангфорд, и Тернер осуществили перевод зашифрованой рукописи Джона Ди под названием «Liber Loagaeth», но нет тому никаких доказательств, тем более, что эта книга имеет отношение скорее к энохианской магии, чем к древне-арабской.
Во-вторых: сразу бросаются в глаза анахронизмы, которые не имеют никакого отношения к шумерской и аккадской мифологии, например «...и в праздника Хеллоуин, Кануна дня Всех Святых...», «...Я повеливаю тебе, о Азиабелис...Антиквелис....Барбуелис». Хеллоуин - колдовской празник викканской традиции, а имена демонов взяты из каббалистической магии, так же как и Ситри, Гамор, Вуал, Заган, Элигор, упомянутые в «Ключах Соломона». Ни одно из божеств упоминаемых в этом «Некрономиконе», не отображается больше нигде, есть подозрение что это полностью вымышленый пантеон. Исходя из многочисленных исследований, можно смело сказать, что эта весрия «Некрономикона» не имеет к «Кетаб Аль Азиф» ни какого отношения.
Более достоверно выглядит «Некрономикон» под редакцией Саймона. Как сказано в предисловии к этому изданию, оригинал этого текста попал редактору в руки от некоего прелата: Fr. Montague Summers. Этот человек действительно существовал, он жил в Америке в 30х-40х годах ХХ века, и мало того, написал несколько книг по оккультизму и колдовству. Географические названия, упомянутые в этой версии, полностью соответствуют реальным историческим фактам, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области. Например: горы Масшу, города Ирем, Ур, Ниннипур, Урук, Вавилон, Кута, пустыня Руб Аль Хали и т.д.
Все боги, упоминаемые в «Некрономиконе» Саймона идентичны богам шумеро-аккадского пантеона. «Книга о сожжении злых духов» полностью соответствует шумерской «Маклу», все заклинания приведеные там аутентичны. «Книга 50 Имен Мардука» также соответствует именам пречисленым в конце шумерской поемы «Энума Энлиш». «Писание Маган» аналогично шумерской поэме «О сне Иштар», только перевод чуть изменен. Все это наводит на мысль, что автор «Некрономикона» пользовался более древними источниками. Все заклинания приведены на шумерском языке, языке оригинала.
Фраза «...когда Медведица висит на своем хвосте...», вначале кажется абсурдной, но это явление можно наблюдать находясь ближе к экватору, примерно в Аравии, Сирии и Ираке. Следовательно, автор, писавший это жил там. Фраза «И время Ламас есть месяц Айру, сезон Наттиг есть Арахшамма, сезон Устур есть месяц Шабату» - указывает на вавилонское летоисчисление, названия месяцев приведены в соответствии с шумерским календарем. Упоминается далее по тексту «Ершалаимский жрец Абд-бен-Марту», то же имя мы находим в Библии, в Ветхом Завете. На основе вышеприведеных доводов можно констатировать, что «Некрономикон» Саймона заслуживает наибольшего доверия, он вполне может являться подлинным трактатом по шумерской церемониальной магии, написанным магрибом, жившим примерно в 6-8 веке н.е.
Что же представляет собой этот мифический «Некрономикон», вокруг которого вот уже более тысячи лет не утихают страсти, споры и темные авантюрные истории? Вопреки широко распространенному мнению, подлинный «Некрономикон» - это не только сборник заклинаний и колдовских рецептов, но и объемный историко-философский труд, повествующий о могущественной цивилизации, владевшей Землей за много тысяч лет до человека и пребывающей теперь вне пределов нашей реальности.
Наибольшее внимание в «Некрономиконе» уделяется религиозно-мистическим и космогоническим представлениям Древних - иерархии божеств и демонических существ, некогда повелевавших нашей планетой и изгнанных впоследствии за пределы реальности. При этом несколько раз в тексте «Некрономикона» проскальзывает упоминание о том, что это изгнание лишь временное и близится тот час, когда «день человека пройдет, и Древние снова воцарятся в своих былых владениях».
Отдельные образы и темы «Некрономикона», а также пророческий, апокалиптический характер некоторых его глав позволяют провести отчетливые параллели между сочинением Безумного Араба, Откровением Святого Иоанна, апокрифической Книгой Еноха и книгами ветхозаветных пророков, предрекавших «пришествие орд гогов и магогов» перед концов времен. Сами же Древние очень похожи на «святых Сатаны», упоминание о которых можно встретить в исламских теологических трудах, или на прислужников Антихриста в христианской традиции. Правда, в отличие от христианских и исламских авторов, Абд ал-Хазред полагает, что битва между силами света и тьмы закончится окончательной победой последних и их воцарением во Вселенной.
Пантеон демонических богов, которым поклонялись Древние, возглавляют Йог-Сотот - персонификация безграничного хаоса и расширения, и его брат Азатот, символизирующий бесконечное сжатие и концентрацию. Среди прочих богов можно назвать Ньярлатотепа, посредника между Древними и миром людей, Шуб-Ниггурата, повелителя подземелий, имеющего облик огромного черного козла, духа огня и космоса Гастура и Ктулху, которому отводится особое место в иерархии богов хаоса. Ужасный дракон Ктулху, жрец Йог-Сотота и Азатота, покоится мертвым сном на дне Тихого океана, в подводном городе Ръльех. Он - владыка человеческих снов и потаенных желаний, а сама человеческая жизнь - это сон Ктулху. Взывать к нему было дозволено лишь один раз в году. «Некрономикон» содержит предостережение, что Ктулху, пробужденный раньше положенного часа от своего мертвого сна, поразит человечество безумием и кошмарными фантазиями, полностью лишив людей разума и способности логического мышления.
Изучение и интерпретация «Некрономикона» долгие годы считалась исключительной прерогативой магов, историков и филологов. Лишь последние достижения в сфере квантовой физики, а также психоанализа заставили специалистов в этих областях изменить свое пренебрежительное доселе отношение к мистической литературе и всерьез заняться сопоставительным анализом древних преданий и новейших достижений и открытий.
Наибольший интерес ученых вызвала пара верховных божеств пантеона Древних - Йог-Сотот и Азатот. Первый из них является воплощением бесконечного хаоса и расширения, иррациональной протяженности пространства и времени. Он - единая и нераздельная связь между прошлым, настоящим и будущим. Второй - это, наоборот, персонификация абсолютного сжатия, концентрации времени, пространства и материи в одной точке. Поразительно, но эти образы «Некрономикона» оказались созвучны новейшим открытиям в области квантовой физики и теории поля, попыткам ученым смоделировать процессы, управляющие состоянием вещества, а также изменениям пространства и времени. В свете современных концепций физики становится понятна еще одна функция Азатота, которая зашифрована в тексте «Некрономикона» в виде аллегорий и символов. Азатот, являясь центром мироздания, излучает в пространство волны вероятностей, создающих бесконечное количество вариантов будущего как для целых миров и галактик, так и для отдельного индивида. Он является, таким образом, своеобразным символом теории вероятности и возможности манипулирования будущим.
Трудно не испытать шок от результатов этих исследований: получается, что древние арабские маги неплохо разбирались в том, что только начинают постигать современные ученые. Причем не только разбирались, а умели применять эти знания на практике. Теперь становится понятно, почему в течение стольких веков «Некрономиконом» стремились обладать политики с диктаторскими замашками: содержащиеся в этой книге колдовские практики и рекомендации наделяли ее обладателя оружием более мощным, чем все имеющееся в современном мире атомное оружие. Воззвав к Йог-Сототу и Азатоту, маг получал контроль над состоянием вещества и материи, причем на атомно-молекулярном уровне. Помимо этого, он мог управлять течением времени и по своему желанию изменять прошлое и будущее.
Теоретическая возможность подобных изменений, равно как и возможность путешествий во времени, доказана современной физикой, хотя уровень технического развития не позволяет пока реализовать эти теории на практике. «Некрономикон» же содержит конкретные рекомендации по контролю и управлению двумя силами, определяющими изменение всех процессов во Вселенной: бесконечным расширением и бесконечным сжатием, отталкиванием и притяжением.
Обсуждения Магия Некрономикона