Умозрительную, философскую часть Каббалы представляют понятия "счислений" - сефиротов, развертывающие перед нами картину возникновения и законов существования мира. Но обычное представление о Каббале как учении о магии чисел и звуков тоже не лишено оснований. Сефиротам приписаны числа - от 1-го до 10-ти, каждое из которых в системе Каббалы описывается через понятие и атрибуты соответствующего сефирота. (Например, стабильность Хеседа соответствует четырехугольнику и числу 4, а активность Гебуры - пятиконечной звезде и числу 5). Психика человека содержит определенные архетипические представления о цифрах (что иногда используется в психологических тестах), и, хотя образы цифр-сефиротов Каббалы не всегда совпадают с современными ассоциативными образами чисел, и в психологии могут быть использованы только с большой натяжкой, внутри самой системы цифра является значимым и рабочим ее компонентом. Несоответствие возникает из-за того, что образы сефиротов (как и планет в астрологии) и образы цифр - изначально разные вещи, и поэтому попытка напрямую описать одну систему через другую не может привести нас к полному успеху.
Соединительные линии в Древе сефиротов, описывающие их отношения между собой, тоже соответствуют числам - и, что еще более интересно, буквам. Написания букв в любой культуре возникают раньше, чем знаки чисел, и числа обозначаются буквами: причем за единицами следуют десятки, а дальше сотни: то есть 11-я по счету буква будет обозначать не 11, а 20, 12-я - 30, а 19-я - 100. Поэтому 22 соединительные линии Древа обозначены числами от 1 до 400 в соответствии с 22-мя буквами еврейского алфавита.
Но за каждой буквой, работающей в общей системе понятий, тоже начинает читаться ее символический смысл. Он связывается с ее происхождением - объектом египетского иероглифа, который послужил прототипом этой буквы - и подкрепляется тем мистическим представлением, которое существует в Каббале о звуке вообще. Абсолютный звук - голос Бога - существует изначально, наряду с его Духом и Словом. Основу материального мира составляет мир сил (мир Гебуры, поэтому иногда возникновение букв связывается с Гебурой). Колебание звука в мире является проявленной силой, отражающей непроявленную идею Бога. Слово же есть сочетание и взаимодействие этих сил - способное породить объекты материального мира.
На этом во многом строится практическая часть Каббалы: через звучащее слово и значащее число мы можем проникнуть в мир сокрытого. Оперирование с силами сделало Каббалу тайным учением - само слово "каббала" переводится как "передача, предание" и считается, что первоначально ее традиция передавалась изустно, из рук в руки, почему и возможно возводить авторство первоисточника Каббалы "Сефер Йецира", датируемого началом нашей эры, к самому Аврааму.
Также есть гипотеза, что к древним израильтянам Каббала перешла от египтян через Моисея (вспомним, что буквы в Каббале связываются с их изначально египетскими прототипами), а в период Вавилонского пленения была утрачена евреями, но сохранилась в халдейской Академии, где была изучена пророком Данилом и передана им Ездре. Поскольку древо сефиротов описывает строение Солнечной системы, вполне вероятно, что создали его сами астрологи-халдеи, но остается несомненной связь Каббалы с египетским Таро, описывающим связь сефиротов между собой и кратко изложенном в Сефер Йецира. 22 аркана Таро соответствуют 22-м буквам еврейского алфавита и астрологическим понятиям 12-ти знаков Зодиака и 10-ти планетам (системе 7-ми планет, созданной халдеями, и 3-м высшим понятиям воздуха, воды и огня, которые соответствуют трем "высшим" планетам современной астрологии: Урану, Нептуну и Плутону).
Где и когда возник этот египетски-халдейско-иудейский синтез, и в каком виде он мог существовать во времена пророка Даниила, остается тайной, скрытой покровами времени. Принципы и основы ритуалов практической магии изложены в книге "Ключики", авторство которой приписывается Соломону. Считается, что первоначально "Ключики" состояли из 36-ти талисманов, с 72 отпечатками, аналогичными с иероглифическими фигурами Таро, изображенными на древних памятниках Египта и подводящими нас к образу Гермеса Трисмегиста, изложившему в своей "Изумрудной скрижали" основной принцип астрологии и Каббалы - принцип аналогии.
Этот принцип говорит прежде всего о подобии самого верха (Кетера, сферы непроявленных космических ритмов) и самого низа (Малькута-Земли) и не столь явно относится к сферам промежуточных сефиротов. Средневековье, работая в чисто ментальной области Хода, несколько злоупотребляло этим принципом, порождая из истинных и прекрасных форм Нецаха ложные структуры. Мы же должны не повторять ошибок прошлого, и, рассматривая образы Таро как логическую связь сефиротов между собой, добраться до истоков тех философских и астрологических понятий, которые с ним связаны.
А чтобы не заблудиться в дебрях мистики, следует не забывать о том, что еврейский алфавит, при всей его красоте - только один из алфавитов Земли. Его звуки обусловлены той местностью, где он возник, и числовые соответствия буквам в других языках были другие, как и сами звуки. Арифметические операции с буквами и сефиротами, работающие в системе Каббалы, и помогающие раскрывать смысл ее понятий, в другой системе не дадут универсального результата - верного представления о мире и себе. Это поможет нам сделать только понимание логики системы и проникновение в смысл ее символов и образов.
Каналы, которыми соединены между собой сефироты, называются цинарот ("от" - окончание множественного числа, так что лингвистически правильней было бы говорить "цинары", так же, как и "сефиры", а не "сефироты", но в литературе укоренилось это последнее название (возможно, как более удобное для произношения). Цинароты являются логическим развитием системы сефиротов, и мы будем рассматривать их значения в опоре на эту систему, основываясь на идеях, связываемых с буквами и привлекая образно-живописные представления карт Таро. Цинароты - динамические понятия, проявляющие взаимоотношения между собой десяти статических субстанций сефиротов. Трактовка значения букв традиционно связывается со следующими параметрами:
1) Прототип буквы (предмет, изображаемый египетским иероглифом: здесь возможны варианты в том случае, когда происхождение иероглифа однозначно не определено).
2) Звучание буквы: слова на эту букву и прямые ассоциации со звучанием - этот параметр используется в меньшей степени.
3) Форма самой еврейской буквы и ассоциации с ней - еще реже.
4) Разделение букв согласно системе языка на "двойные" (7 букв, произносящихся двояким образом, что характерно для иврита), "простые" (их 12) и 3 буквы-"матери" (алеф, мем и шин, соотносимые с основополагающими для астрологии понятиями стихий или 3-мя высшими планетами). Эти три буквы считаются основными, так как первая ("а") представляет собой звук как такойой, точнее, напряжение или смычку голосовых связок, результатом которой он является. Вторая ("м") - наиболее ненапряженно произносимая буква: струя воздуха при образовании этого звука уходит обратно в носовую полость, не встречая преграды: естественность произнесения этого звука делает его наиболее божественным (здесь можно вспомнить индийский "ом"). Зато преграду на пути воздуха, образуемую языком и позволяющую создать все многообразие звуков в зависимости от места и формы преграды у евреев символизирует шин ("ш").
7 двойных и 12 простых букв соотнесены с планетами и знаками Зодиака просто по порядку. В этом смысле звучание буквы только символизирует знак Зодиака, но психологически не отражает его. (Здесь снова можно подчеркнуть, что поэтому в русском языке или в универсальной системе фонетики соответствия звуков, знаков и планет были бы другими).
5) Последовательность букв алфавита, взятая как логическая последовательность творения мира и манифестации атрибутов Бога, иногда продолжающая тот ряд, который начали сефироты.
Попытка синтезировать все эти разные представления о буквах изложена в книге "Сефер Отийот", менее подробно буквы рассматриваются в "Сефер Йецира" и "Зогаре", где они соотнесены со знаками Зодиака и планетами. Система, объединяющая цинароты с сефиротами, описывает 32 "двери света", охватывающие 10 сефиротов и 22 буквы как определенные типы разума, каждый из которых соответствует своему понятию или каналу, и таким образом тоже помогает понять логику системы.
Соединительные линии в Древе сефиротов, описывающие их отношения между собой, тоже соответствуют числам - и, что еще более интересно, буквам. Написания букв в любой культуре возникают раньше, чем знаки чисел, и числа обозначаются буквами: причем за единицами следуют десятки, а дальше сотни: то есть 11-я по счету буква будет обозначать не 11, а 20, 12-я - 30, а 19-я - 100. Поэтому 22 соединительные линии Древа обозначены числами от 1 до 400 в соответствии с 22-мя буквами еврейского алфавита.
Но за каждой буквой, работающей в общей системе понятий, тоже начинает читаться ее символический смысл. Он связывается с ее происхождением - объектом египетского иероглифа, который послужил прототипом этой буквы - и подкрепляется тем мистическим представлением, которое существует в Каббале о звуке вообще. Абсолютный звук - голос Бога - существует изначально, наряду с его Духом и Словом. Основу материального мира составляет мир сил (мир Гебуры, поэтому иногда возникновение букв связывается с Гебурой). Колебание звука в мире является проявленной силой, отражающей непроявленную идею Бога. Слово же есть сочетание и взаимодействие этих сил - способное породить объекты материального мира.
На этом во многом строится практическая часть Каббалы: через звучащее слово и значащее число мы можем проникнуть в мир сокрытого. Оперирование с силами сделало Каббалу тайным учением - само слово "каббала" переводится как "передача, предание" и считается, что первоначально ее традиция передавалась изустно, из рук в руки, почему и возможно возводить авторство первоисточника Каббалы "Сефер Йецира", датируемого началом нашей эры, к самому Аврааму.
Также есть гипотеза, что к древним израильтянам Каббала перешла от египтян через Моисея (вспомним, что буквы в Каббале связываются с их изначально египетскими прототипами), а в период Вавилонского пленения была утрачена евреями, но сохранилась в халдейской Академии, где была изучена пророком Данилом и передана им Ездре. Поскольку древо сефиротов описывает строение Солнечной системы, вполне вероятно, что создали его сами астрологи-халдеи, но остается несомненной связь Каббалы с египетским Таро, описывающим связь сефиротов между собой и кратко изложенном в Сефер Йецира. 22 аркана Таро соответствуют 22-м буквам еврейского алфавита и астрологическим понятиям 12-ти знаков Зодиака и 10-ти планетам (системе 7-ми планет, созданной халдеями, и 3-м высшим понятиям воздуха, воды и огня, которые соответствуют трем "высшим" планетам современной астрологии: Урану, Нептуну и Плутону).
Где и когда возник этот египетски-халдейско-иудейский синтез, и в каком виде он мог существовать во времена пророка Даниила, остается тайной, скрытой покровами времени. Принципы и основы ритуалов практической магии изложены в книге "Ключики", авторство которой приписывается Соломону. Считается, что первоначально "Ключики" состояли из 36-ти талисманов, с 72 отпечатками, аналогичными с иероглифическими фигурами Таро, изображенными на древних памятниках Египта и подводящими нас к образу Гермеса Трисмегиста, изложившему в своей "Изумрудной скрижали" основной принцип астрологии и Каббалы - принцип аналогии.
Этот принцип говорит прежде всего о подобии самого верха (Кетера, сферы непроявленных космических ритмов) и самого низа (Малькута-Земли) и не столь явно относится к сферам промежуточных сефиротов. Средневековье, работая в чисто ментальной области Хода, несколько злоупотребляло этим принципом, порождая из истинных и прекрасных форм Нецаха ложные структуры. Мы же должны не повторять ошибок прошлого, и, рассматривая образы Таро как логическую связь сефиротов между собой, добраться до истоков тех философских и астрологических понятий, которые с ним связаны.
А чтобы не заблудиться в дебрях мистики, следует не забывать о том, что еврейский алфавит, при всей его красоте - только один из алфавитов Земли. Его звуки обусловлены той местностью, где он возник, и числовые соответствия буквам в других языках были другие, как и сами звуки. Арифметические операции с буквами и сефиротами, работающие в системе Каббалы, и помогающие раскрывать смысл ее понятий, в другой системе не дадут универсального результата - верного представления о мире и себе. Это поможет нам сделать только понимание логики системы и проникновение в смысл ее символов и образов.
Каналы, которыми соединены между собой сефироты, называются цинарот ("от" - окончание множественного числа, так что лингвистически правильней было бы говорить "цинары", так же, как и "сефиры", а не "сефироты", но в литературе укоренилось это последнее название (возможно, как более удобное для произношения). Цинароты являются логическим развитием системы сефиротов, и мы будем рассматривать их значения в опоре на эту систему, основываясь на идеях, связываемых с буквами и привлекая образно-живописные представления карт Таро. Цинароты - динамические понятия, проявляющие взаимоотношения между собой десяти статических субстанций сефиротов. Трактовка значения букв традиционно связывается со следующими параметрами:
1) Прототип буквы (предмет, изображаемый египетским иероглифом: здесь возможны варианты в том случае, когда происхождение иероглифа однозначно не определено).
2) Звучание буквы: слова на эту букву и прямые ассоциации со звучанием - этот параметр используется в меньшей степени.
3) Форма самой еврейской буквы и ассоциации с ней - еще реже.
4) Разделение букв согласно системе языка на "двойные" (7 букв, произносящихся двояким образом, что характерно для иврита), "простые" (их 12) и 3 буквы-"матери" (алеф, мем и шин, соотносимые с основополагающими для астрологии понятиями стихий или 3-мя высшими планетами). Эти три буквы считаются основными, так как первая ("а") представляет собой звук как такойой, точнее, напряжение или смычку голосовых связок, результатом которой он является. Вторая ("м") - наиболее ненапряженно произносимая буква: струя воздуха при образовании этого звука уходит обратно в носовую полость, не встречая преграды: естественность произнесения этого звука делает его наиболее божественным (здесь можно вспомнить индийский "ом"). Зато преграду на пути воздуха, образуемую языком и позволяющую создать все многообразие звуков в зависимости от места и формы преграды у евреев символизирует шин ("ш").
7 двойных и 12 простых букв соотнесены с планетами и знаками Зодиака просто по порядку. В этом смысле звучание буквы только символизирует знак Зодиака, но психологически не отражает его. (Здесь снова можно подчеркнуть, что поэтому в русском языке или в универсальной системе фонетики соответствия звуков, знаков и планет были бы другими).
5) Последовательность букв алфавита, взятая как логическая последовательность творения мира и манифестации атрибутов Бога, иногда продолжающая тот ряд, который начали сефироты.
Попытка синтезировать все эти разные представления о буквах изложена в книге "Сефер Отийот", менее подробно буквы рассматриваются в "Сефер Йецира" и "Зогаре", где они соотнесены со знаками Зодиака и планетами. Система, объединяющая цинароты с сефиротами, описывает 32 "двери света", охватывающие 10 сефиротов и 22 буквы как определенные типы разума, каждый из которых соответствует своему понятию или каналу, и таким образом тоже помогает понять логику системы.
Обсуждения Буквы и цифры Каббалы