Самым важным и наиболее трудным для ученика моментом на этом этапе развития является сохранение равнове-сия в подходе к проблеме ответственности. Ибо, стоит ему только уклониться от ответственности, как все дос-тигнутое пойдет прахом и личность вновь будет ликовать, торжествуя свою победу.
Поэтому чем чаще он будет подходить к проблеме ответственности решительно и смело, с открытым забралом, тем больше будет оттачиваться его внимательность и умение распознавать свою ответственность на всех уровнях жизни. Однако чисто теоретического умения разбираться в данной проблематике здесь недостаточно; чувство ответственности должно непременно присутствовать внутри, а достичь этого невозможно без такого качества, как любовь.
Когда любви слишком мало, всем начинает заправлять эгоизм, и в этом случае личность будет одерживать одну победу за другой, вновь и вновь вытаскивая на свет божий те же самые методы и принципы, с которыми, казалось бы, ученик давным-давно покончил. Личность хитра и коварна и позаботилась о том, чтобы они не оказались запря-танными чересчур глубоко. Поэтому если вам все это порядком надоело, если вы не хотите быть постоянным источником подобных несуразностей, которые помимо вас самих затрагивают и ваших ближних, то вы немедленно и тотчас же измените курс.
Любовь – сестра сострадания, а сострадание есть способность чувствовать себя на месте другого. Если ученик наделен этой способностью, он будет мгновенно чувствовать, каково приходится его ближнему в той или иной ситуации, и будет знать, как наилучшим образом помочь ему в его несчастье. Ну а что делать, если у ученика пока нет этой способности? Прежде всего ему необходимо уяснить, что прямых, коротких путей к состраданию нет. Эти пути всегда извилисты и долги. Некоторые наделены этой способностью с рождения, поскольку в прошлых жизнях они неустанно пестовали и развивали ее в себе. А у некоторых ее вообще нет, поскольку они, видимо, никогда прежде не задумывались над тем, насколько она для них важна и жизненно необходима.
Подобный подход вызван тем, что ученик еще слишком себялюбив, эгоистичен и поэтому заботится исключи-тельно о самом себе и своем благополучии. Поэтому, в сущности, ему все равно, что другие из-за него страдают. Но как только в нем проявится хотя бы ничтожная доля ответственности, в нем тут же пробудится и первое робкое сочувствие. Очень часто в роли обличителей выступают другие люди, которые указывают ему на то, что чувством сострадания он явно обделен. Он, конечно, воспримет это как глупую шутку, поскольку чего-чего, а этого добра у него хоть отбавляй, было бы, как говорится, куда его пристроить. Жизнь за жизнью проходит в подобном неведении, а ответственности за то, что он не выработал в себе дар милосердия, у него как не было, так и нет. Ему совершенно неведомо, что это значит – сопереживать чужому горю. Но так уж заведено: если человеку что-то положено иметь, то он это рано или поздно получит.
Наступит момент, когда он почувствует, что без умения подходить ответственно ко всем аспектам жизни он не сможет сделать и шагу вперед, и тогда на повестку дня выйдут такие понятия, как «сострадание» и «сочувствие». Что значат для него эти слова? Как он понимает милосердие? Какой смысл оно для него несет? Чем он ответствен-ней, тем больше его внимание фокусируется на аспекте сострадания, которого у него еще нет. И когда наконец он до конца осознает, что за последствия своей негативной ответственности ему придется расплачиваться дорогой ценой – кармическими векселями невзгод и горькой судьбы, многие из которых будут предъявлены ему незамед-лительно, в течение той же жизни, – вот тогда ему придется согласиться, что без этой способности, видимо, действительно никуда не деться.
Интуитивно он прекрасно понимает, что никто не войдет во Врата, прежде чем не обретет способности состра-дать и проявлять милосердие. Каким образом можно чувствовать себя ответственным, не неся в себе и капли со-чувствия? Душа все больше направляет мысли ученика в эту сторону, а отсутствие необходимого знания рождает у него чувство ущербности и желание устранить ее посредством нового знания, без которого ему никогда не понять, в чем именно заключается суть этой женской добродетели. Ответ очень прост: суть ее в любви. Где нет любви – там нет и сострадания. Истинная любовь не померкнет оттого, что человек возьмет на себя ответственность за все то злое и недоброе, что он совершил. Истинная любовь в том и состоит, чтобы честно и без долгих колебаний признать себя ответственным за ту или иную злую мысль и, не откладывая дела в долгий ящик, попытаться смягчить или нейтрализовать последствия содеянного. Как наилучшим образом помочь пострадавшему? Ученик, обладающий даром истинной любви, мгновенно оценит ситуацию и поймет, что нужно сделать, чтобы утешить пострадавшего, как позаботиться, ободрить и поддержать его, какие сказать слова, чтобы унять или смягчить его боль, и так далее, и тому подобное. Воистину, любви все по плечу!
Истинная любовь в человеке произрастает из зерен его глубокой, искренней любви к своей собственной божественной сущности. Когда он узрит эту сущность и по-настоящему оценит и поймет ее, тогда он сможет и полюбить. Ученики, как правило, больше знакомы с теоретической стороной понятия «любовь» и часто путают любовь с физическим влечением, а нередко и со своими чувственными или ментальными увлечениями. Но это не есть истинная любовь. Истинная любовь по природе – это любовь буддхическая, связанная с чакрой сердца. Именно оттуда лучится это бескорыстное всечеловеческое чувство, вмещающее в себя и милосердие, и сочувствие, и сострадание.
Единственный путь развития и формирования в себе истинной любви – это возлюбить свою собственную богоподобность. Звучит вроде бы просто, однако на деле это далеко не так. Многие ученики до сих пор страдают малопривлекательным и в высшей степени нелепым комплексом, под действием которого они неустанно внушают себе, что грош им цена, что они, мол, ни на что не годны, и так далее. Этот комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах делают их мнительными людьми, болезненно сосредоточенными на самих себе, поэтому доведись им причинить кому-то зло или несправедливость, как они тут же преисполняются жалости – не к этому человеку, а к самим себе. Нельзя сказать, что они никогда не пробовали научиться быть ответственными за зло, которое они причиняют другим, однако дальше этого у них дело не пошло, и, как только они оказались перед необходимостью подтвердить свое знание на практике, они тут же отошли на прежние позиции и теперь если и соглашаются с тем, что необходимо быть полностью ответственными за свои поступки, то лишь чисто теоретически. Но поскольку с развитием самих учеников их старые механизмы отречения от последствий содеянного утрачивают свою эффективность, то они, при отсутствии любви, не способны испытывать чего-то иного, кроме жалости к самим себе.
Когда ученик наконец выберется из этого капкана, он, безусловно, поймет, что одной теоретической ответственности мало и что помимо нее нужна еще и чисто человеческая ответственность, то есть ответственность за ближнего своего, которая суть ответственность по долгу любви и милосердия. Он должен научиться ответственности на всех планах и во всех сферах жизни, если действительно хочет миновать Врата посвящения на физическом, астральном, ментальном и каузальном уровнях. Но для этого ему необходимо понять, что любить самого себя, а стало быть, и каждого человека в окружающем мире, он сможет только тогда, когда сам в себе откроет источники неиссякаемой любви, которая начнет изливаться на окружающих благоухающими фонтанами милосердия и человеколюбия.
Только тогда он может считать себя воплощением истинной любви, только тогда он сможет любить других сильной, самозабвенной любовью, только тогда он сможет поставить себя на их место и будет способен сопережи-вать их горю и несчастьям, только тогда он узнает подлинный смысл сострадания. Запомните это, дорогие братья и сестры на Пути! Это имеет невероятно большое значение для каждого из вас.
Когда любви слишком мало, всем начинает заправлять эгоизм, и в этом случае личность будет одерживать одну победу за другой, вновь и вновь вытаскивая на свет божий те же самые методы и принципы, с которыми, казалось бы, ученик давным-давно покончил. Личность хитра и коварна и позаботилась о том, чтобы они не оказались запря-танными чересчур глубоко. Поэтому если вам все это порядком надоело, если вы не хотите быть постоянным источником подобных несуразностей, которые помимо вас самих затрагивают и ваших ближних, то вы немедленно и тотчас же измените курс.
Любовь – сестра сострадания, а сострадание есть способность чувствовать себя на месте другого. Если ученик наделен этой способностью, он будет мгновенно чувствовать, каково приходится его ближнему в той или иной ситуации, и будет знать, как наилучшим образом помочь ему в его несчастье. Ну а что делать, если у ученика пока нет этой способности? Прежде всего ему необходимо уяснить, что прямых, коротких путей к состраданию нет. Эти пути всегда извилисты и долги. Некоторые наделены этой способностью с рождения, поскольку в прошлых жизнях они неустанно пестовали и развивали ее в себе. А у некоторых ее вообще нет, поскольку они, видимо, никогда прежде не задумывались над тем, насколько она для них важна и жизненно необходима.
Подобный подход вызван тем, что ученик еще слишком себялюбив, эгоистичен и поэтому заботится исключи-тельно о самом себе и своем благополучии. Поэтому, в сущности, ему все равно, что другие из-за него страдают. Но как только в нем проявится хотя бы ничтожная доля ответственности, в нем тут же пробудится и первое робкое сочувствие. Очень часто в роли обличителей выступают другие люди, которые указывают ему на то, что чувством сострадания он явно обделен. Он, конечно, воспримет это как глупую шутку, поскольку чего-чего, а этого добра у него хоть отбавляй, было бы, как говорится, куда его пристроить. Жизнь за жизнью проходит в подобном неведении, а ответственности за то, что он не выработал в себе дар милосердия, у него как не было, так и нет. Ему совершенно неведомо, что это значит – сопереживать чужому горю. Но так уж заведено: если человеку что-то положено иметь, то он это рано или поздно получит.
Наступит момент, когда он почувствует, что без умения подходить ответственно ко всем аспектам жизни он не сможет сделать и шагу вперед, и тогда на повестку дня выйдут такие понятия, как «сострадание» и «сочувствие». Что значат для него эти слова? Как он понимает милосердие? Какой смысл оно для него несет? Чем он ответствен-ней, тем больше его внимание фокусируется на аспекте сострадания, которого у него еще нет. И когда наконец он до конца осознает, что за последствия своей негативной ответственности ему придется расплачиваться дорогой ценой – кармическими векселями невзгод и горькой судьбы, многие из которых будут предъявлены ему незамед-лительно, в течение той же жизни, – вот тогда ему придется согласиться, что без этой способности, видимо, действительно никуда не деться.
Интуитивно он прекрасно понимает, что никто не войдет во Врата, прежде чем не обретет способности состра-дать и проявлять милосердие. Каким образом можно чувствовать себя ответственным, не неся в себе и капли со-чувствия? Душа все больше направляет мысли ученика в эту сторону, а отсутствие необходимого знания рождает у него чувство ущербности и желание устранить ее посредством нового знания, без которого ему никогда не понять, в чем именно заключается суть этой женской добродетели. Ответ очень прост: суть ее в любви. Где нет любви – там нет и сострадания. Истинная любовь не померкнет оттого, что человек возьмет на себя ответственность за все то злое и недоброе, что он совершил. Истинная любовь в том и состоит, чтобы честно и без долгих колебаний признать себя ответственным за ту или иную злую мысль и, не откладывая дела в долгий ящик, попытаться смягчить или нейтрализовать последствия содеянного. Как наилучшим образом помочь пострадавшему? Ученик, обладающий даром истинной любви, мгновенно оценит ситуацию и поймет, что нужно сделать, чтобы утешить пострадавшего, как позаботиться, ободрить и поддержать его, какие сказать слова, чтобы унять или смягчить его боль, и так далее, и тому подобное. Воистину, любви все по плечу!
Истинная любовь в человеке произрастает из зерен его глубокой, искренней любви к своей собственной божественной сущности. Когда он узрит эту сущность и по-настоящему оценит и поймет ее, тогда он сможет и полюбить. Ученики, как правило, больше знакомы с теоретической стороной понятия «любовь» и часто путают любовь с физическим влечением, а нередко и со своими чувственными или ментальными увлечениями. Но это не есть истинная любовь. Истинная любовь по природе – это любовь буддхическая, связанная с чакрой сердца. Именно оттуда лучится это бескорыстное всечеловеческое чувство, вмещающее в себя и милосердие, и сочувствие, и сострадание.
Единственный путь развития и формирования в себе истинной любви – это возлюбить свою собственную богоподобность. Звучит вроде бы просто, однако на деле это далеко не так. Многие ученики до сих пор страдают малопривлекательным и в высшей степени нелепым комплексом, под действием которого они неустанно внушают себе, что грош им цена, что они, мол, ни на что не годны, и так далее. Этот комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах делают их мнительными людьми, болезненно сосредоточенными на самих себе, поэтому доведись им причинить кому-то зло или несправедливость, как они тут же преисполняются жалости – не к этому человеку, а к самим себе. Нельзя сказать, что они никогда не пробовали научиться быть ответственными за зло, которое они причиняют другим, однако дальше этого у них дело не пошло, и, как только они оказались перед необходимостью подтвердить свое знание на практике, они тут же отошли на прежние позиции и теперь если и соглашаются с тем, что необходимо быть полностью ответственными за свои поступки, то лишь чисто теоретически. Но поскольку с развитием самих учеников их старые механизмы отречения от последствий содеянного утрачивают свою эффективность, то они, при отсутствии любви, не способны испытывать чего-то иного, кроме жалости к самим себе.
Когда ученик наконец выберется из этого капкана, он, безусловно, поймет, что одной теоретической ответственности мало и что помимо нее нужна еще и чисто человеческая ответственность, то есть ответственность за ближнего своего, которая суть ответственность по долгу любви и милосердия. Он должен научиться ответственности на всех планах и во всех сферах жизни, если действительно хочет миновать Врата посвящения на физическом, астральном, ментальном и каузальном уровнях. Но для этого ему необходимо понять, что любить самого себя, а стало быть, и каждого человека в окружающем мире, он сможет только тогда, когда сам в себе откроет источники неиссякаемой любви, которая начнет изливаться на окружающих благоухающими фонтанами милосердия и человеколюбия.
Только тогда он может считать себя воплощением истинной любви, только тогда он сможет любить других сильной, самозабвенной любовью, только тогда он сможет поставить себя на их место и будет способен сопережи-вать их горю и несчастьям, только тогда он узнает подлинный смысл сострадания. Запомните это, дорогие братья и сестры на Пути! Это имеет невероятно большое значение для каждого из вас.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № M108-2223.
Обсуждения Ответственность по долгу любви и милосердия