В последнее время появилась очередная волна новостей, касающихся искусственного интеллекта. Причиной тому стало интервью для Би-Би-Си Рэя Курцвейла, члена комиссии Национальной технической академии США, о влиянии искусственного интеллекта на развитие человечества.
В нем ученый сделал утверждение, что искусственный интеллект достигнет уровня развития человеческого мозга к 2029 году. Мотивацией для получения таких выводов послужил анализ того, что мы уже сейчас объединяемся с роботехнологиями в области медицины, когда нанотехнологии внедряются в человеческие органы. Помимо этого, техника как таковая уже давно находится у нас на службе, за ее счет мы расширяем свои интеллектуальные способности, кругозор, получаем небывалые возможности. Все это так. На самом деле разговоры сейчас идут и дальше. Например, в 2006 году было проведено специальное исследование в рамках Британского управления науки и Центра изучения инноваций. То ли они перед этим начитались Айзимова или посмотрели фильмы по его книгам, то ли под этим уже было нечто более основательное, но... был озвучен прогноз, что в скором будущем роботы могут потребовать права по типу гражданских и что в течение 20-50 лет они их все-таки получат.
А проблема может и состояться
В принципе, мы привыкли слышать то мнение, что человеческий интеллект намного выше искусственного технического. И в таких случаях всегда подразумеваем различные типы мышления, то есть, у нас это образно-ассоциативный, а у тех же роботов - математическо-переборный. Хотя в обоих вариантах есть общий знаменатель, который активно проявился в последнее время - объектно-ориентированные модели.
Программы в некоторых сферах деятельности уже не только полноценно заменили человека, но и превзошли его по "разуму". Это точно так же, как для того, чтобы выкопать большую яму, нам нужен экскаватор, а чтобы сделать серьезные расчеты - компьютер. То есть, в первом случае нам не хватает силы, а во втором - достаточного уровня мозговой активности.
Но все же существует ряд вопросов. Например, в британском исследовании прозвучало слово "требовать", но для этого тому же ИИ нужно иметь, как минимум, самосознание, что, кстати, стоит весьма близко к понятию "самосохранение". И представьте себе программу на вашем РС, которая не хочет, чтобы ее удаляли, и предъявляет свои права. Что это за программа? Процентов 90 пользователей сразу же ответит, что вирус! Кстати, у многих программных вирусов самосохранение решается практически теми же путями, что и в биологической природе - выживание вида за счет размножения. Впрочем, это можно отнести и вообще к ПО, в целом, - чем больше программа распространена, тем больше у нее шансов на "выживание".
Нанокожа
Уже в июне 2006 года специалистами Вивек Махешвари из университета Небраски в Линкольне и Равви Сараф из колледжа Вирджинии Остеопатической медицины в Блэксбурге была создана нанокожа, толщина которой в несколько сот тоньше человеческого волоса, при этом поддерживается полноценный функционал. То есть, гибкость, чувствительность, благодаря которой можно определять и твердость предметов.
Сам материал выполнен в виде сэндвича из металлических слоев и полупроводниковых частиц. При касании давление изменяет ток в листе, и сам материал начинает светиться. И хотя было объявлено о низкой стоимости (50 центов за кв. дюйм), этот материал пока все же остался на стадии новостей хай-тек, и, возможно, он уже нашел свое применение в медицине - это первое, где его планировалось использовать.
Почему мы заострили внимание именно на коже? Дело в том, что роботы могут видеть и слышать, при необходимости определять химический и температурный состав сред и многое-многое другое, но если говорить о повторении пяти человеческих чувств, то нет осязания, для чего необходимо создание чего-то наподобие кожи.
Кстати, этим вопросом занимаются уже давно, а в 2008 году уже появились реальные для практического применения результаты. Самый очевидный - FILMskin, который разработан в группе по исследованию синтеза и свойств наноматериалов Национальной лаборатории Оук Ридж при содействии исследовательской лаборатории NASA. FILMskin - это аббревиатура от Flexible, Integrated, Lightweight, Multifunctional skin (гибкая, единая, легковесная, многофункциональная кожа). Данное решение построено на использовании технологии нанотрубок, причем оно уже позволяет регистрировать изменения температуры и давления, обладает водоотталкивающими свойствами. Также специалисты заявляют, что данный материал не будет отторгаться человеческим организмом, и посему планируется в будущем связать его и с нервной системой человека. Пока же это изобретение рассматривается как великолепный материал для роботов-андроидов.
Робо-общество
Конечно, обсуждая такой глобальный вопрос, нельзя пройти мимо понятия "общество". Например, люди между собой могут передавать информацию различными путями, также у нас имеет место функциональная иерархия. Техника это все по-своему заимствует у людей, при этом предусмотрены различные протоколы связи, на данный момент активно развиваются ее беспроводные варианты. Военными разработан, а ныне претворяется в жизнь единый стандарт управления робототехникой JAUS (в Европе, CIP). А эта система позволяет командовать множеством различных видов беспилотной техники, устройств связи и так далее.
В быту мы имеем несколько другие варианты. То есть, на данный момент активно начали свое развитие системы охраны для дома, офиса, указанного периметра в рамках природного ландшафта. Кстати, последняя новинка в этой области - WowWee Rovio. По существу, это видеокамера, передвигающаяся на трех колесах, а изображение может передаваться на удаленный компьютер, мобильный телефон и так далее. Причем, что интересно, WowWee занималась раньше практически робо-игрушками типа Robosapien. Но в данном случае мы говорим о недорогом домашнем устройстве, то есть оно только получает и передает данные. Но есть и более дорогие разработки, в которых включен и модуль анализа. То есть, они определяют движущиеся объекты, следят за ними, а при соответствующем программировании способны на агрессию. Как тут не вспомнить разработку Samsung Techwin, SGR-A1, которая устанавливается на вышках, следит за окружением в большом радиусе, причем в самом устройстве предусмотрен слот для пулемета.
Европейский вариант развития предусматривает дистанционное управление всем и вся. Это дешевле. Но посмотрите, как сейчас развивается искусственный интеллект хотя бы в тех же компьютерных играх, особенно в РПГ нового поколения. Там виртуальные миры населены персонажами, каждый из которых уже обладает определенной долей своего собственного интеллекта, имеет свою модель поведения и так далее. То есть, это уже не уровень примитивных программ.
А компьютерные игры всегда имели прямое отношение к современному видению военных технологий. Скажете, нет? А чем тогда существенно отличается план роботизации армии США Future Combat Systems от игры Starcraft? Есть наземные и воздушные войска, которыми управляет один оператор. Но не стоит забывать и тот момент, что теми же войсками может управлять и ИИ. Например, в ряде игр, в которых предусмотрен вариант человек vs компьютер, ИИ ослабляют для сохранения играбельности.
Сейчас перед учеными стоит задача создания технического разума, способного к самообучению. И нужно отметить, что в этой области уже достигли определенных успехов. Приведем простой пример. Несколько компьютеров в течение продолжительного времени высчитывают оптимальный ход в шахматной партии в рамках определенной позиции. Он найден. При повторном возникновении такой же позиции ИИ не будет пересчитывать все заново, а просто найдет это решение среди сохраненных. Это созвучно с нашим понятием "опыта". И, кстати, человек не такой уж и непредсказуемый. Попадая в какую-либо ситуацию, он поступает согласно тому ассоциативному ряду и опыту, которые у него имеются в наличии. То есть, точно так же идет по шаблонам.
Самообучаемость программ уже давно используется в сложном программировании, только называют это по-разному.
В общем, с реализацией планов FCS мы можем говорить о появлении первого серьезного робо-общества. Причем, чем количественно больше и сложнее будет техника, тем большую часть управления мы начнем передавать ИИ. Так и родится первое весомое робо-общество.
В завершение
Сами прогнозы весьма спорны, хотя и не лишены здравого смысла. Дело в том, что если человек или научный коллектив живет в мире роботов и искусственных интеллектов, то все окружающее он (или они) уже видит через призму футуристического восприятия. Это также стоит учитывать. Но если анализировать то количество ученых и инженеров, которые заняты внедрением новых технологий и развитием ИИ, то тут нельзя не принимать во внимание неизбежность. Ведь раньше было трудно представить, что в каждом доме будет радиоприемник, телевизор и так далее. Роботизация неизбежна. И тут уже многое зависит от того, что все-таки захочет вложить в ИИ сам человек, какие стороны своего характера.
А проблема может и состояться
В принципе, мы привыкли слышать то мнение, что человеческий интеллект намного выше искусственного технического. И в таких случаях всегда подразумеваем различные типы мышления, то есть, у нас это образно-ассоциативный, а у тех же роботов - математическо-переборный. Хотя в обоих вариантах есть общий знаменатель, который активно проявился в последнее время - объектно-ориентированные модели.
Программы в некоторых сферах деятельности уже не только полноценно заменили человека, но и превзошли его по "разуму". Это точно так же, как для того, чтобы выкопать большую яму, нам нужен экскаватор, а чтобы сделать серьезные расчеты - компьютер. То есть, в первом случае нам не хватает силы, а во втором - достаточного уровня мозговой активности.
Но все же существует ряд вопросов. Например, в британском исследовании прозвучало слово "требовать", но для этого тому же ИИ нужно иметь, как минимум, самосознание, что, кстати, стоит весьма близко к понятию "самосохранение". И представьте себе программу на вашем РС, которая не хочет, чтобы ее удаляли, и предъявляет свои права. Что это за программа? Процентов 90 пользователей сразу же ответит, что вирус! Кстати, у многих программных вирусов самосохранение решается практически теми же путями, что и в биологической природе - выживание вида за счет размножения. Впрочем, это можно отнести и вообще к ПО, в целом, - чем больше программа распространена, тем больше у нее шансов на "выживание".
Нанокожа
Уже в июне 2006 года специалистами Вивек Махешвари из университета Небраски в Линкольне и Равви Сараф из колледжа Вирджинии Остеопатической медицины в Блэксбурге была создана нанокожа, толщина которой в несколько сот тоньше человеческого волоса, при этом поддерживается полноценный функционал. То есть, гибкость, чувствительность, благодаря которой можно определять и твердость предметов.
Сам материал выполнен в виде сэндвича из металлических слоев и полупроводниковых частиц. При касании давление изменяет ток в листе, и сам материал начинает светиться. И хотя было объявлено о низкой стоимости (50 центов за кв. дюйм), этот материал пока все же остался на стадии новостей хай-тек, и, возможно, он уже нашел свое применение в медицине - это первое, где его планировалось использовать.
Почему мы заострили внимание именно на коже? Дело в том, что роботы могут видеть и слышать, при необходимости определять химический и температурный состав сред и многое-многое другое, но если говорить о повторении пяти человеческих чувств, то нет осязания, для чего необходимо создание чего-то наподобие кожи.
Кстати, этим вопросом занимаются уже давно, а в 2008 году уже появились реальные для практического применения результаты. Самый очевидный - FILMskin, который разработан в группе по исследованию синтеза и свойств наноматериалов Национальной лаборатории Оук Ридж при содействии исследовательской лаборатории NASA. FILMskin - это аббревиатура от Flexible, Integrated, Lightweight, Multifunctional skin (гибкая, единая, легковесная, многофункциональная кожа). Данное решение построено на использовании технологии нанотрубок, причем оно уже позволяет регистрировать изменения температуры и давления, обладает водоотталкивающими свойствами. Также специалисты заявляют, что данный материал не будет отторгаться человеческим организмом, и посему планируется в будущем связать его и с нервной системой человека. Пока же это изобретение рассматривается как великолепный материал для роботов-андроидов.
Робо-общество
Конечно, обсуждая такой глобальный вопрос, нельзя пройти мимо понятия "общество". Например, люди между собой могут передавать информацию различными путями, также у нас имеет место функциональная иерархия. Техника это все по-своему заимствует у людей, при этом предусмотрены различные протоколы связи, на данный момент активно развиваются ее беспроводные варианты. Военными разработан, а ныне претворяется в жизнь единый стандарт управления робототехникой JAUS (в Европе, CIP). А эта система позволяет командовать множеством различных видов беспилотной техники, устройств связи и так далее.
В быту мы имеем несколько другие варианты. То есть, на данный момент активно начали свое развитие системы охраны для дома, офиса, указанного периметра в рамках природного ландшафта. Кстати, последняя новинка в этой области - WowWee Rovio. По существу, это видеокамера, передвигающаяся на трех колесах, а изображение может передаваться на удаленный компьютер, мобильный телефон и так далее. Причем, что интересно, WowWee занималась раньше практически робо-игрушками типа Robosapien. Но в данном случае мы говорим о недорогом домашнем устройстве, то есть оно только получает и передает данные. Но есть и более дорогие разработки, в которых включен и модуль анализа. То есть, они определяют движущиеся объекты, следят за ними, а при соответствующем программировании способны на агрессию. Как тут не вспомнить разработку Samsung Techwin, SGR-A1, которая устанавливается на вышках, следит за окружением в большом радиусе, причем в самом устройстве предусмотрен слот для пулемета.
Европейский вариант развития предусматривает дистанционное управление всем и вся. Это дешевле. Но посмотрите, как сейчас развивается искусственный интеллект хотя бы в тех же компьютерных играх, особенно в РПГ нового поколения. Там виртуальные миры населены персонажами, каждый из которых уже обладает определенной долей своего собственного интеллекта, имеет свою модель поведения и так далее. То есть, это уже не уровень примитивных программ.
А компьютерные игры всегда имели прямое отношение к современному видению военных технологий. Скажете, нет? А чем тогда существенно отличается план роботизации армии США Future Combat Systems от игры Starcraft? Есть наземные и воздушные войска, которыми управляет один оператор. Но не стоит забывать и тот момент, что теми же войсками может управлять и ИИ. Например, в ряде игр, в которых предусмотрен вариант человек vs компьютер, ИИ ослабляют для сохранения играбельности.
Сейчас перед учеными стоит задача создания технического разума, способного к самообучению. И нужно отметить, что в этой области уже достигли определенных успехов. Приведем простой пример. Несколько компьютеров в течение продолжительного времени высчитывают оптимальный ход в шахматной партии в рамках определенной позиции. Он найден. При повторном возникновении такой же позиции ИИ не будет пересчитывать все заново, а просто найдет это решение среди сохраненных. Это созвучно с нашим понятием "опыта". И, кстати, человек не такой уж и непредсказуемый. Попадая в какую-либо ситуацию, он поступает согласно тому ассоциативному ряду и опыту, которые у него имеются в наличии. То есть, точно так же идет по шаблонам.
Самообучаемость программ уже давно используется в сложном программировании, только называют это по-разному.
В общем, с реализацией планов FCS мы можем говорить о появлении первого серьезного робо-общества. Причем, чем количественно больше и сложнее будет техника, тем большую часть управления мы начнем передавать ИИ. Так и родится первое весомое робо-общество.
В завершение
Сами прогнозы весьма спорны, хотя и не лишены здравого смысла. Дело в том, что если человек или научный коллектив живет в мире роботов и искусственных интеллектов, то все окружающее он (или они) уже видит через призму футуристического восприятия. Это также стоит учитывать. Но если анализировать то количество ученых и инженеров, которые заняты внедрением новых технологий и развитием ИИ, то тут нельзя не принимать во внимание неизбежность. Ведь раньше было трудно представить, что в каждом доме будет радиоприемник, телевизор и так далее. Роботизация неизбежна. И тут уже многое зависит от того, что все-таки захочет вложить в ИИ сам человек, какие стороны своего характера.
Обсуждения Интеллект Искусственный