Существует несколько школ Sadō, или традиционной японской чайной церемонии, которая также известна как Chanoyu (в переводе с японского - «горячая вода для чая»). Чай, в данном случае O-cha (зеленый чай), является такой же неотъемлемой частью культуры Японии, как кофе - культуры США (и даже более) или чай с молоком - Великобритании.
Кроме того, польза чая для здоровья не требует доказательств и известна во всем мире.
Изучение чайной церемонии до сих пор считается обязательным условием «надлежащего» воспитания любой девушки из хорошей семьи. Все это объясняет процветание этой древнейшей традиции и в современной Японии.
Первые ритуалы и церемонии с использованием чая появились в Японии как часть буддистской медитативной практики еще в VI веке. Позднее, в эпоху Kamakura (1185-1333), японский монах Eisai - один из основоположников Дзен-буддизма - привез из Китая семена чая, из которых и выросло большинство чайных плантаций современной Японии. Столетие спустя чайную церемонию усовершенствовали и популяризировали священник Eizon и монах Ikkyu. Ученик Ikkyu, монах Shuko, стал один из патриархов чайной церемонии при дворе сегуна Ashikaga Yoshimasa, во дворце которого (теперь это Ginkakuji или «Храм Серебряного павильона» в Киото) была построена первая чайная комната в Японии.
Традиции основных современных чайных школ восходят к деятельности выдающегося мастера чайной церемонии Sen No Rikyu (1522-1591). С течением времени чайная церемония была усовершенствована и приобрела скорее японскую, чем китайскую эстетику. Сыновья Sotan, внука Rikyu, основали собственные школы чайной церемонии: Ura Senke для простолюдинов, Omote Senke для аристократов и школу Mushanokoji Senke, в которой особенно высоко ценится принцип wabi (Wabi - моральный или эстетический принцип или традиция ведения спокойной гармоничной жизни, в которой нет места мирским тревогам и заботам). Школа чайной церемонии Ura Senke процветает и сегодня и даже участвует в обменных культурных программах, которые помогают популяризировать эту древнейшую традицию за рубежом.
Чайную церемонию (chaji) обычно проводят в специальной комнате, cha-shitsu. В старину чайная комната была полноценной отдельной постройкой, расположенной в живописном и спокойном уголке традиционного японского сада. Подобные чайные павильоны сегодня можно увидеть в парках или садах при храмах и дворцах. Прекрасный пример такого павильона - чайный домик Shokintei в саду дворца Katsura в Киото.
Гости входили в чайный павильон или комнату через nijiriguchi, крошечную дверцу, через которую можно было войти, только низко наклонившись, что символизировало отказ от всего мирского, в том числе положения в обществе. В классической официальной chaji учитывалось множество факторов, подчеркивающих неповторимость момента: приглашенные гости, время года, каллиграфически расписанный иероглифами свиток на стене, тщательно подобранные цветы, чайные принадлежности, блюда, которые подавали перед чаем и после него и пр. Сама церемония состояла из нескольких этапов, каждый из которых был наполнены особым глубоким значением, которое не мог понять человек, не знакомый с основами чайной церемонии, однако главный смысл церемонии заключался в выражении почтения к природе и создании совершенного мгновения в вечности.
Мастер чайной церемонии держал в руках chasen (часэн) (бамбуковый веничек) для взбивания и размешивания чая.
Также во время церемонии использовалась и другая утварь: cha-ire (ча-ирэ), керамическая чайница для порошкового чая; kama (Кама) (чайничек) для кипячения воды над горящими углями; hashi (хаши) (палочки для еды из кедрового дерева); the cha-wan (чаван) (пиала для чая) и много других принадлежностей.
В начале церемонии подают koicha (кой-тя) (густой чай), а затем заваривают usucha (усу-тя) (слабый чай). В течение всего ритуала гостей угощают легким обедом kaiseki, сакэ и higashi (сухие сладости).
Изучение чайной церемонии до сих пор считается обязательным условием «надлежащего» воспитания любой девушки из хорошей семьи. Все это объясняет процветание этой древнейшей традиции и в современной Японии.
Первые ритуалы и церемонии с использованием чая появились в Японии как часть буддистской медитативной практики еще в VI веке. Позднее, в эпоху Kamakura (1185-1333), японский монах Eisai - один из основоположников Дзен-буддизма - привез из Китая семена чая, из которых и выросло большинство чайных плантаций современной Японии. Столетие спустя чайную церемонию усовершенствовали и популяризировали священник Eizon и монах Ikkyu. Ученик Ikkyu, монах Shuko, стал один из патриархов чайной церемонии при дворе сегуна Ashikaga Yoshimasa, во дворце которого (теперь это Ginkakuji или «Храм Серебряного павильона» в Киото) была построена первая чайная комната в Японии.
Традиции основных современных чайных школ восходят к деятельности выдающегося мастера чайной церемонии Sen No Rikyu (1522-1591). С течением времени чайная церемония была усовершенствована и приобрела скорее японскую, чем китайскую эстетику. Сыновья Sotan, внука Rikyu, основали собственные школы чайной церемонии: Ura Senke для простолюдинов, Omote Senke для аристократов и школу Mushanokoji Senke, в которой особенно высоко ценится принцип wabi (Wabi - моральный или эстетический принцип или традиция ведения спокойной гармоничной жизни, в которой нет места мирским тревогам и заботам). Школа чайной церемонии Ura Senke процветает и сегодня и даже участвует в обменных культурных программах, которые помогают популяризировать эту древнейшую традицию за рубежом.
Чайную церемонию (chaji) обычно проводят в специальной комнате, cha-shitsu. В старину чайная комната была полноценной отдельной постройкой, расположенной в живописном и спокойном уголке традиционного японского сада. Подобные чайные павильоны сегодня можно увидеть в парках или садах при храмах и дворцах. Прекрасный пример такого павильона - чайный домик Shokintei в саду дворца Katsura в Киото.
Гости входили в чайный павильон или комнату через nijiriguchi, крошечную дверцу, через которую можно было войти, только низко наклонившись, что символизировало отказ от всего мирского, в том числе положения в обществе. В классической официальной chaji учитывалось множество факторов, подчеркивающих неповторимость момента: приглашенные гости, время года, каллиграфически расписанный иероглифами свиток на стене, тщательно подобранные цветы, чайные принадлежности, блюда, которые подавали перед чаем и после него и пр. Сама церемония состояла из нескольких этапов, каждый из которых был наполнены особым глубоким значением, которое не мог понять человек, не знакомый с основами чайной церемонии, однако главный смысл церемонии заключался в выражении почтения к природе и создании совершенного мгновения в вечности.
Мастер чайной церемонии держал в руках chasen (часэн) (бамбуковый веничек) для взбивания и размешивания чая.
Также во время церемонии использовалась и другая утварь: cha-ire (ча-ирэ), керамическая чайница для порошкового чая; kama (Кама) (чайничек) для кипячения воды над горящими углями; hashi (хаши) (палочки для еды из кедрового дерева); the cha-wan (чаван) (пиала для чая) и много других принадлежностей.
В начале церемонии подают koicha (кой-тя) (густой чай), а затем заваривают usucha (усу-тя) (слабый чай). В течение всего ритуала гостей угощают легким обедом kaiseki, сакэ и higashi (сухие сладости).
Обсуждения Традиционная чайная церемония