Стиль Чэнь целых полтора века не выходил за пределы семьи Чэнь. Знания, систематизированные Чэнь Вантином, передавались из поколения в поколение, а искусством тай-цзи члены семьи занимались вдали от любопытных взоров.
Первым посторонним человеком, приобщившимся к семейному стилю Чэнь, был Ян Лучань (1800-1873 годы), который происходил из обедневшей семьи и жил в уезде Юннянь провинции Хэбэй.
Стиль Ян имеет три категории: высшую, среднюю и низшую. Поклонники тай-цзи могут выбрать любую из них в соответствии со своим возрастом и состоянием здоровья.
Несмотря на то что Ян с детства испытывал тягу к боевым искусствам, в особенности к ушу, заботы о пропитании не позволяли ему систематично заниматься самосовершенствованием. Однако, узнав о необычной гимнастике тай-цзи, Ян Лучань отправился к главе семьи Чэнь Чансину, внуку Чэнь Вантина, и попросился к нему в ученики. Но Чэнь Чансин не посмел нарушить семейную традицию и отказал Ян Лучаню. Правда, последний проявил завидную настойчивость и буквально умолял Чэнь Чансина позволить ему хотя бы один раз взглянуть на занятия семьи тай-цзи. После долгих уговоров Лучаня взяли в дом Чэнь Чансина, но не учеником, а слугой, при этом запретив ему наблюдать за тренировками хозяина и членов его семьи.
Но Ян нарушил запрет и украдкой наблюдал за занятиями хозяина и по прошествии трех лет рискнул показать Чэнь Чансину то, чему научился таким способом.
Мастер Чансин и вся его многочисленная семья были искренне поражены небывалыми успехами никогда не принимавшего участия в общей тренировке слуги, и вместо того, чтобы строго наказать его за нарушение запрета, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними. Ян Лучань провел в семье Чэнь несколько десятилетий.
Как свидетельствуют документы, Ян Лучань покинул Чэньцзягоу, когда ему было 40 лет. Он уехал в родной уезд Юннянь, где открыл школу боевых искусств. Поскольку у мастера не было собственного жилища, он поселился в доме своих друзей У и тренировался вместе с тремя братьями — У Жуйцином, У Хэцином и У Чэнцином.
Именно семье У суждено было сыграть огромную роль в жизни Ян Лучаня: вскоре братья порекомендовали никому не известного человека аристократическим кругам в качестве преподавателя боевых искусств. В свою очередь Ян Лучань открыл братьям У секреты новой школы тай-цзи, на основе которых со временем возник отдельный стиль этой гимнастики — школа семьи У.
Как известно, у Чэнь Ян Лучань освоил только «старую ветвь» семейной школы. Всех тайн тай-цзи ему не раскрыли, и потому многое ему пришлось постигать самому. При создании собственного стиля Ян Лучань несколько изменил характер движений, сделав их более плавными, и ввел новый, более растянутый выброс силы. Мастер неоднократно доказывал эффективность нового стиля на практике, за что его прозвали Ян Непобедимый.
Через некоторое время слава о новоявленном мастере вышла далеко за пределы его родного уезда, и Ян Лучаня пригласили в Пекин для преподавания тай-цзи. Своей школе Ян придавал светский характер. Сохранение здоровья посредством тай-цзи, обретение чистоты духа имели для него не менее важное значение, чем боевой аспект школы. Владея в совершенстве этим стилем, Ян не преподавал ученикам боевое применение тай-цзи. Искусство поединка он передал только своим сыновьям.
Формирование стиля Ян завершил третий сын Ян Лучаня, Ян Цзяньхоу, который хотя и не мог сравниться мастерством со своим старшим братом Ян Баньхоу, однако был талантливым преподавателем и умел доступно объяснять ученикам как смысл движений, так и философские основы тай-цзи. Ян Цзяньхоу в совершенстве владел не только кулачным боем, но и искусством копья тай-цзи, которое в то время почти никто не знал. Секреты этого искусства передал ему отец.
Направление тай-цзи, которого придерживался Ян Цзяньхоу, со временем получило название «средняя ветвь», направление его сына Ян Чэнфу — «большая ветвь», а направление Ян Баньхоу — «малая ветвь».
Стоит отметить, что довольно долгое время Ян Лучань наотрез отказывался передавать свои знания Ян Баньхоу и обучал тай-цзи лишь Ян Цзяньхоу и Ян Фэнгэ. Дело в том, что с самого детства Ян Баньхоу был крайне невыдержан и при этом обладал недюжинной силой. По этой причине у него не было друзей: сверстники отказывались общаться с ним, так как Ян Баньхоу по любому поводу демонстрировал свою силу и, бывало, сильно избивал своих приятелей.
Поэтому Ян Лучань пришел к выводу, что если его сын всерьез займется боевыми искусствами, то это может обернуться для окружающих бедой. Не раздумывая, отец отдал подросшего Ян Баньхоу обучаться гражданским наукам.
Основным партнером Ян Лучаня в парной работе был Ян Цзяньхоу, умственный потенциал которого мастер оценивал значительно выше, чем интеллектуальные способности своих остальных сыновей. Кстати, все последователи Ян Цзяньхоу, в том числе и его сыновья — Ян Чэнфу и Ян Шаохоу, стали известными мастерами тай-цзи.
Возможно, из Ян Баньхоу вышел бы неплохой чиновник, если бы его учителем не оказался У Юй-сян — знаменитый мастер тай-цзи, ученик Ян Лучаня и основатель стиля У. Все решил случай. Как-то раз У Юйсян оставил учеников самостоятельно читать тексты и ненадолго отлучился. Ян Баньхоу не проявлял особого рвения к учебе и часто спал на занятиях. Воспользовавшись отсутствием преподавателя, Ян решил немного вздремнуть, но внезапно был разбужен шумом: в комнату, где проходили занятия, ворвались два хулигана. Ни один из учеников не осмелился выступить против них, но уверенный в своей силе Ян Баньхоу крикнул хулиганам, чтобы они убирались. Услышав возглас дерзкого юноши, двое парней бросились на него, однако встретили неожиданный отпор: Ян несколькими легкими толчками в грудь отшвырнул их так, что они отлетели к стене. Встав на ноги, хулиганы в ужасе убежали, а Ян Баньхоу вновь погрузился в дрему.
Когда У Юйсян вернулся в комнату, ученики наперебой стали рассказывать ему о поступке Ян Баньхоу. Удивленный учитель спросил юношу, почему тот специально не обучается боевым искусствам, на что Ян честно назвал причины, по которым отец запрещает ему заниматься тай-цзи. И тогда У Юйсян взял на себя смелость вместо обычных школьных занятий показывать талантливому ученику основы своего стиля тай-цзи.
Надо сказать, что Ян Баньхоу очень быстро овладел основной последовательностью движений, базовыми формами и методами управления энергией ци и как-то раз, когда во дворе своего дома Ян Лу-чань тренировал Ян Фэнгэ, начал отпускать столь точные замечания, что знаменитый мастер понял: его сын прекрасно разбирается в тай-цзи. Разумеется, Ян Лучань сразу же догадался, от кого его сын получил столь исчерпывающие знания, и в тот же день отправился к У Юйсяну.
Ян Лучань спросил у него: «Я отправил к тебе сына, чтобы ты обучил его гражданским наукам, почему ты позволил ему учить военное искусство?». У Юйсян ответил: «Каждый человек волен поступать, как он того желает.
Баньхоу, изучая тай-цзи, обретает мудрость, а изучая гражданское, глупеет. В будущем это обязательно даст толк». Подумав, Ян Лучань согласился с доводами преподавателя и сам взялся за обучение Ян Баньхоу.
Ян Баньхоу был грубым и несдержанным человеком, он безжалостно избивал своих учеников и любил повторять: «У строгого учителя — хорошие ученики». Из-за жестких тренировок у Ян Баньхоу оказалось немного последователей, однако те, кто прошли все испытания, стали великими мастерами тай-цзи.
Переняв опыт своего отца, Ян Баньхоу занялся формированием собственного стиля. Надо сказать, что он почти не обращал внимания на оздоровительный и общеукрепляющий аспекты тай-цзи, считая, что основа стиля заключена в раскрытии чудесных способностей человека. Эта «чудесность», как считал Ян Баньхоу, может раскрыться в любом виде деятельности. По свидетельствам его современников, сам мастер мог пройти под дождем и при этом не замочить одежду. Кроме того, одним толчком своего плеча он запросто мог повалить на землю сразу пятерых человек.
Стиль тай-цзи, разработанный Ян Баньхоу, был боевым, но, что интересно, его эффективность заключалась не столько в силе удара, хотя сам мастер одним ударом ладони валил стены домов, сколько в особом искусстве «прилипать» к конечностям соперника и плавно следовать его движениям, дабы обратить силу нападающего против него самого.
Создание стиля Ян завершил сын Ян Цзянь-хоу — Ян Чэнфу, который проделал огромную работу по сведению воедино принципов тай-цзи и даже пытался вернуться к полузабытым воззрениям, проповедуемым в школе Чэнь.
По свидетельствам современников Ян Баньхоу, этот человек обладал удивительным искусством «приподнимания тела», то есть мог регулировать вес собственного тела — облегчать его или даже вообще приподниматься на несколько сантиметров над землей.
Итогом многолетней работы Ян Чэнфу стали несколько трудов по искусству тай-цзи, причем книга «10 важнейших требований в трактовке тай-цзи цюань» до сих пор считается каноном данной системы.
Долгое время Ян Чэнфу преподавал тай-цзи в Пекине, а в 1928 году ездил по приглашению в Нанкин, Шанхай Ханчжоу, Гуанчжоу и Ханькоу, где тоже проводил занятия по тай-цзи.
В 1934 году его ученик Чжэн Маньцин издал красочное пособие по тай-цзи, в котором были фотографии самого Ян Чэнфу. И поскольку эта книга опередила издание пособий по всем другим стилям тай-цзи, школа Ян стала самой популярной в Пекине, а позже и во всем Китае.
Стиль Ян имеет три категории: высшую, среднюю и низшую. Поклонники тай-цзи могут выбрать любую из них в соответствии со своим возрастом и состоянием здоровья.
Несмотря на то что Ян с детства испытывал тягу к боевым искусствам, в особенности к ушу, заботы о пропитании не позволяли ему систематично заниматься самосовершенствованием. Однако, узнав о необычной гимнастике тай-цзи, Ян Лучань отправился к главе семьи Чэнь Чансину, внуку Чэнь Вантина, и попросился к нему в ученики. Но Чэнь Чансин не посмел нарушить семейную традицию и отказал Ян Лучаню. Правда, последний проявил завидную настойчивость и буквально умолял Чэнь Чансина позволить ему хотя бы один раз взглянуть на занятия семьи тай-цзи. После долгих уговоров Лучаня взяли в дом Чэнь Чансина, но не учеником, а слугой, при этом запретив ему наблюдать за тренировками хозяина и членов его семьи.
Но Ян нарушил запрет и украдкой наблюдал за занятиями хозяина и по прошествии трех лет рискнул показать Чэнь Чансину то, чему научился таким способом.
Мастер Чансин и вся его многочисленная семья были искренне поражены небывалыми успехами никогда не принимавшего участия в общей тренировке слуги, и вместо того, чтобы строго наказать его за нарушение запрета, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними. Ян Лучань провел в семье Чэнь несколько десятилетий.
Как свидетельствуют документы, Ян Лучань покинул Чэньцзягоу, когда ему было 40 лет. Он уехал в родной уезд Юннянь, где открыл школу боевых искусств. Поскольку у мастера не было собственного жилища, он поселился в доме своих друзей У и тренировался вместе с тремя братьями — У Жуйцином, У Хэцином и У Чэнцином.
Именно семье У суждено было сыграть огромную роль в жизни Ян Лучаня: вскоре братья порекомендовали никому не известного человека аристократическим кругам в качестве преподавателя боевых искусств. В свою очередь Ян Лучань открыл братьям У секреты новой школы тай-цзи, на основе которых со временем возник отдельный стиль этой гимнастики — школа семьи У.
Как известно, у Чэнь Ян Лучань освоил только «старую ветвь» семейной школы. Всех тайн тай-цзи ему не раскрыли, и потому многое ему пришлось постигать самому. При создании собственного стиля Ян Лучань несколько изменил характер движений, сделав их более плавными, и ввел новый, более растянутый выброс силы. Мастер неоднократно доказывал эффективность нового стиля на практике, за что его прозвали Ян Непобедимый.
Через некоторое время слава о новоявленном мастере вышла далеко за пределы его родного уезда, и Ян Лучаня пригласили в Пекин для преподавания тай-цзи. Своей школе Ян придавал светский характер. Сохранение здоровья посредством тай-цзи, обретение чистоты духа имели для него не менее важное значение, чем боевой аспект школы. Владея в совершенстве этим стилем, Ян не преподавал ученикам боевое применение тай-цзи. Искусство поединка он передал только своим сыновьям.
Формирование стиля Ян завершил третий сын Ян Лучаня, Ян Цзяньхоу, который хотя и не мог сравниться мастерством со своим старшим братом Ян Баньхоу, однако был талантливым преподавателем и умел доступно объяснять ученикам как смысл движений, так и философские основы тай-цзи. Ян Цзяньхоу в совершенстве владел не только кулачным боем, но и искусством копья тай-цзи, которое в то время почти никто не знал. Секреты этого искусства передал ему отец.
Направление тай-цзи, которого придерживался Ян Цзяньхоу, со временем получило название «средняя ветвь», направление его сына Ян Чэнфу — «большая ветвь», а направление Ян Баньхоу — «малая ветвь».
Стоит отметить, что довольно долгое время Ян Лучань наотрез отказывался передавать свои знания Ян Баньхоу и обучал тай-цзи лишь Ян Цзяньхоу и Ян Фэнгэ. Дело в том, что с самого детства Ян Баньхоу был крайне невыдержан и при этом обладал недюжинной силой. По этой причине у него не было друзей: сверстники отказывались общаться с ним, так как Ян Баньхоу по любому поводу демонстрировал свою силу и, бывало, сильно избивал своих приятелей.
Поэтому Ян Лучань пришел к выводу, что если его сын всерьез займется боевыми искусствами, то это может обернуться для окружающих бедой. Не раздумывая, отец отдал подросшего Ян Баньхоу обучаться гражданским наукам.
Основным партнером Ян Лучаня в парной работе был Ян Цзяньхоу, умственный потенциал которого мастер оценивал значительно выше, чем интеллектуальные способности своих остальных сыновей. Кстати, все последователи Ян Цзяньхоу, в том числе и его сыновья — Ян Чэнфу и Ян Шаохоу, стали известными мастерами тай-цзи.
Возможно, из Ян Баньхоу вышел бы неплохой чиновник, если бы его учителем не оказался У Юй-сян — знаменитый мастер тай-цзи, ученик Ян Лучаня и основатель стиля У. Все решил случай. Как-то раз У Юйсян оставил учеников самостоятельно читать тексты и ненадолго отлучился. Ян Баньхоу не проявлял особого рвения к учебе и часто спал на занятиях. Воспользовавшись отсутствием преподавателя, Ян решил немного вздремнуть, но внезапно был разбужен шумом: в комнату, где проходили занятия, ворвались два хулигана. Ни один из учеников не осмелился выступить против них, но уверенный в своей силе Ян Баньхоу крикнул хулиганам, чтобы они убирались. Услышав возглас дерзкого юноши, двое парней бросились на него, однако встретили неожиданный отпор: Ян несколькими легкими толчками в грудь отшвырнул их так, что они отлетели к стене. Встав на ноги, хулиганы в ужасе убежали, а Ян Баньхоу вновь погрузился в дрему.
Когда У Юйсян вернулся в комнату, ученики наперебой стали рассказывать ему о поступке Ян Баньхоу. Удивленный учитель спросил юношу, почему тот специально не обучается боевым искусствам, на что Ян честно назвал причины, по которым отец запрещает ему заниматься тай-цзи. И тогда У Юйсян взял на себя смелость вместо обычных школьных занятий показывать талантливому ученику основы своего стиля тай-цзи.
Надо сказать, что Ян Баньхоу очень быстро овладел основной последовательностью движений, базовыми формами и методами управления энергией ци и как-то раз, когда во дворе своего дома Ян Лу-чань тренировал Ян Фэнгэ, начал отпускать столь точные замечания, что знаменитый мастер понял: его сын прекрасно разбирается в тай-цзи. Разумеется, Ян Лучань сразу же догадался, от кого его сын получил столь исчерпывающие знания, и в тот же день отправился к У Юйсяну.
Ян Лучань спросил у него: «Я отправил к тебе сына, чтобы ты обучил его гражданским наукам, почему ты позволил ему учить военное искусство?». У Юйсян ответил: «Каждый человек волен поступать, как он того желает.
Баньхоу, изучая тай-цзи, обретает мудрость, а изучая гражданское, глупеет. В будущем это обязательно даст толк». Подумав, Ян Лучань согласился с доводами преподавателя и сам взялся за обучение Ян Баньхоу.
Ян Баньхоу был грубым и несдержанным человеком, он безжалостно избивал своих учеников и любил повторять: «У строгого учителя — хорошие ученики». Из-за жестких тренировок у Ян Баньхоу оказалось немного последователей, однако те, кто прошли все испытания, стали великими мастерами тай-цзи.
Переняв опыт своего отца, Ян Баньхоу занялся формированием собственного стиля. Надо сказать, что он почти не обращал внимания на оздоровительный и общеукрепляющий аспекты тай-цзи, считая, что основа стиля заключена в раскрытии чудесных способностей человека. Эта «чудесность», как считал Ян Баньхоу, может раскрыться в любом виде деятельности. По свидетельствам его современников, сам мастер мог пройти под дождем и при этом не замочить одежду. Кроме того, одним толчком своего плеча он запросто мог повалить на землю сразу пятерых человек.
Стиль тай-цзи, разработанный Ян Баньхоу, был боевым, но, что интересно, его эффективность заключалась не столько в силе удара, хотя сам мастер одним ударом ладони валил стены домов, сколько в особом искусстве «прилипать» к конечностям соперника и плавно следовать его движениям, дабы обратить силу нападающего против него самого.
Создание стиля Ян завершил сын Ян Цзянь-хоу — Ян Чэнфу, который проделал огромную работу по сведению воедино принципов тай-цзи и даже пытался вернуться к полузабытым воззрениям, проповедуемым в школе Чэнь.
По свидетельствам современников Ян Баньхоу, этот человек обладал удивительным искусством «приподнимания тела», то есть мог регулировать вес собственного тела — облегчать его или даже вообще приподниматься на несколько сантиметров над землей.
Итогом многолетней работы Ян Чэнфу стали несколько трудов по искусству тай-цзи, причем книга «10 важнейших требований в трактовке тай-цзи цюань» до сих пор считается каноном данной системы.
Долгое время Ян Чэнфу преподавал тай-цзи в Пекине, а в 1928 году ездил по приглашению в Нанкин, Шанхай Ханчжоу, Гуанчжоу и Ханькоу, где тоже проводил занятия по тай-цзи.
В 1934 году его ученик Чжэн Маньцин издал красочное пособие по тай-цзи, в котором были фотографии самого Ян Чэнфу. И поскольку эта книга опередила издание пособий по всем другим стилям тай-цзи, школа Ян стала самой популярной в Пекине, а позже и во всем Китае.
Обсуждения Стиль Ян