Говоря о способности, а еще чаще о неспособности ориентироваться в дорожных условиях, как правило, имеют в виду дефекты зрения. А они есть у каждого третьего.
Способны ли вы, например, наблюдать обстановку впереди себя и при этом следить за тем, что происходит сбоку?
Способны ли вы, например, наблюдать обстановку впереди себя и при этом следить за тем, что происходит сбоку?
В данном случае речь идет о боковом зрении. Оно особенно необходимо в условиях города, где опасность часто появляется со стороны. Проверить его несложно.
Встаньте и, держа голову прямо, смотрите на любой объект, находящийся в десяти метрах перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением. замрите и определите угол между таким положением рук и исходным. Если он менее 20 градусов, у вас все в порядке.
Весьма полезно иметь информацию о специфике своего зрения ночью и скорости реагирования на ослепление. Эти характеристики квалифицированно может определить лишь окулист.
Коснемся и неспособности различать цвета или, другими словами, дальтонизма. К этому качеству водителя обычно предъявляются достаточно строгие требования. Однако при изучении дорожно-транспортных происшествий с водителями-дальтониками не было обнаружено никакой связи между причинами ДТП и неспособностью различать цвета. Это, конечно, не означает, что дальтоник не может попасть в беду, спутав сигналы светофора, но, по-видимому, вероятность этого невелика. Странно? Не совсем. Ведь, приближаясь к перекрестку, можно следить за движением других транспортных средств и таким образом определить режим работы светофора. Люди, постоянно пользующиеся этим способом, добиваются очень высокой точности оценки ситуации.
Есть еще одна особенности зрения, о которой мало кто знает. Это - преимущественное использование правого или левого глаза. Напрашивается предположение, что доминирующим становится тот глаз, который лучше видит. Однако это не так. В ряде случаев и слабый глаз тоже может быть доминирующим. Человек лучше видит ситуацию со стороны доминирующего глаза и значительно хуже то, что происходит с другой стороны. Поэтому, например, пешеход, у которого доминирует левый глаз, может не заметить машину, подъезжающую справа.
Определить доминирующий глаз просто. Вытяните обе руки вперед, большим и указательным пальцами зажмите кольцо и, глядя сквозь него, зафиксируйте какой-нибудь объект (например, спичечный коробок), находящийся на некотором расстоянии от вас так, чтобы он попал строго в центр кольца. После этого закрывайте сначала один глаз, а затем другой, и отмечайте, в каком случае (запомните - какой глаз закрыт!) объект больше смещается к центру кольца. Противоположный ему глаз и является доминирующим.
Для компенсации такой особенности зрения нужно внимательно осматривать обстановку со стороны, противоположной доминирующему глазу, при этом лучше не ограничиваться простым смещением глаз, а повернуть голову - особенно это важно на перекрестках.
Теперь коротко о слухе. Он помогает на дороге услышать приближение опасности, которую трудно увидеть. Например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал обгоняющего автомобиля, сирену "скорой помощи", скрип тормозов... Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии до 6 метров. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать этот недостаток за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон, находясь за рулем.
Скорость двигательной реакции - также важное, но далеко не самое главное качество водителя и пешехода. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Почему? Из-за того, что сначала делают, а потом думают. Поэтому, если у вас не очень высокая скорость реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать ее за счет умения заранее прогнозировать опасность и четко отработанных навыков поведения в критических ситуациях.
Для определения скорости своей реакции возьмите полоску картона длиной 12 см и шириной 3 см. Попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. (Но не касайтесь ее!) Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы - поймать двумя пальцами. Если не успели - значит, не стоит обольщаться в отношении своей реакции.
Удачи на дорогах!
Встаньте и, держа голову прямо, смотрите на любой объект, находящийся в десяти метрах перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением. замрите и определите угол между таким положением рук и исходным. Если он менее 20 градусов, у вас все в порядке.
Весьма полезно иметь информацию о специфике своего зрения ночью и скорости реагирования на ослепление. Эти характеристики квалифицированно может определить лишь окулист.
Коснемся и неспособности различать цвета или, другими словами, дальтонизма. К этому качеству водителя обычно предъявляются достаточно строгие требования. Однако при изучении дорожно-транспортных происшествий с водителями-дальтониками не было обнаружено никакой связи между причинами ДТП и неспособностью различать цвета. Это, конечно, не означает, что дальтоник не может попасть в беду, спутав сигналы светофора, но, по-видимому, вероятность этого невелика. Странно? Не совсем. Ведь, приближаясь к перекрестку, можно следить за движением других транспортных средств и таким образом определить режим работы светофора. Люди, постоянно пользующиеся этим способом, добиваются очень высокой точности оценки ситуации.
Есть еще одна особенности зрения, о которой мало кто знает. Это - преимущественное использование правого или левого глаза. Напрашивается предположение, что доминирующим становится тот глаз, который лучше видит. Однако это не так. В ряде случаев и слабый глаз тоже может быть доминирующим. Человек лучше видит ситуацию со стороны доминирующего глаза и значительно хуже то, что происходит с другой стороны. Поэтому, например, пешеход, у которого доминирует левый глаз, может не заметить машину, подъезжающую справа.
Определить доминирующий глаз просто. Вытяните обе руки вперед, большим и указательным пальцами зажмите кольцо и, глядя сквозь него, зафиксируйте какой-нибудь объект (например, спичечный коробок), находящийся на некотором расстоянии от вас так, чтобы он попал строго в центр кольца. После этого закрывайте сначала один глаз, а затем другой, и отмечайте, в каком случае (запомните - какой глаз закрыт!) объект больше смещается к центру кольца. Противоположный ему глаз и является доминирующим.
Для компенсации такой особенности зрения нужно внимательно осматривать обстановку со стороны, противоположной доминирующему глазу, при этом лучше не ограничиваться простым смещением глаз, а повернуть голову - особенно это важно на перекрестках.
Теперь коротко о слухе. Он помогает на дороге услышать приближение опасности, которую трудно увидеть. Например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал обгоняющего автомобиля, сирену "скорой помощи", скрип тормозов... Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии до 6 метров. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать этот недостаток за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон, находясь за рулем.
Скорость двигательной реакции - также важное, но далеко не самое главное качество водителя и пешехода. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Почему? Из-за того, что сначала делают, а потом думают. Поэтому, если у вас не очень высокая скорость реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать ее за счет умения заранее прогнозировать опасность и четко отработанных навыков поведения в критических ситуациях.
Для определения скорости своей реакции возьмите полоску картона длиной 12 см и шириной 3 см. Попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. (Но не касайтесь ее!) Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы - поймать двумя пальцами. Если не успели - значит, не стоит обольщаться в отношении своей реакции.
Удачи на дорогах!
Обсуждения Прирожденный водитель