Классификация бонсай традиционно осуществляется по следующим признакам:
по породам растений
по размерам,
по стилям.
По породам растений:
по породам растений
по размерам,
по стилям.
По породам растений:
БОНСАЙ ДЕРЕВЬЕВ:
1. Вечнозеленые деревья.
2. Лиственные деревья:
А. Декоративно-цветущие деревья.
Б. Плодоносящие деревья.
В. Лиственный бонсай.
БОНСАЙ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ:
1. Бамбуковый бонсай.
2. Бонсай полевых трав.
3. Бонсай моховых
Классификация по размерам:
1. Бонсай большого размера, со стволом, превышающим 66 см (но не более 1метра).
2. Бонсай средних размеров вполне раскрывает свое изящество и способен доставить совершенное наслаждение. Его критерий - 54 см ствола плюс/минус 12 см.
3. Маленький бонсай. Сегодня это самый популярный вид среди широких масс. Его высота - от 15 до 39 см.
4. Миниатюрный бонсай - дерево от 5 до 12 см.
Стили
Бонсай имеет много стилей, но среди них можно выделить два основополагающих; это классический, или "драматический" (котэн) и неканонический, или же "каллиграфический" ("бундзин", т.е. "каллиграф"). В классическом стиле ствол дерева более широк у основания и сужается кверху. В стиле бундзиндзи все как раз наоборот, этот стиль труднее для овладения.
Классические стили бонсай:
Метлообразный стиль. Стиль легко формирующийся, основной принцип которого - абсолютно правильный ствол с ветвями, расположенными в виде веера, зонтика, метлы. Классический вариант бонсай формируется в результате прищипки верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки, образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем ветви прищипываются, что и создает искомую форму кроны. Для данного стиля наиболее пригодны лиственные виды деревьев, имеющие в природе раскидистую, широкую крону.
Вертикальный стиль. Классический стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой ствол, конусообразно сужающийся по направлению к вершине, четко различаются передняя и задняя стороны. При рассмотрении миниатюрного деревца указанной формы спереди можно увидеть ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо. Как правило, ветви растут горизонтально, несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой сильной, а ветви, следующие по направлению к верхушке, должны постепенно становиться все более тонкими. Исходя из направления ствола миниатюрного деревца, различают "строго прямую форму" (тёккан), когда бонсай имеет идеально прямой ствол, и "свободную вертикальную форму" (моёги, татики), при которой ствол изменяет несколько раз направление роста, т.е. совершает своего рода "движения". Данный стиль характерен, в основном, для различных видов хвойных растений.
Наклонный стиль. Ствол наклонен в определенную сторону. В остальном формирование бонсай проходит аналогично формированию вертикальной формы, с горизонтальными или слегка провисающими ветвями, которые расходятся от ствола влево и вправо попеременно. Деревья, выполненные в этом стиле, символизируют сопротивление ветру.
Стиль сдвоенного ствола. Два дерева растут из одного корня, образуя сдвоенный ствол. Одно из них должно быть сильным и большим, второе - маленьким и тонким. Ветви расходятся горизонтально, образуя общую крону. Этот стиль нередко называют "отец и сын" или "близнецы".
Многоствольный стиль. Несколько деревьев, в основном нечетное число, растут от одного корня. Стволы различаются по размерам и толщине: у самых маленьких - тонкие стволы, у более крупных - потолще и покрепче. Ветви всех деревьев образуют единую крону.
Плотообразный стиль. Этот стиль напоминает положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви ломаются или погружаются в болотистую почву, а торчащие ветви начинают расти, превращаясь в разновеликие деревца. Со временем старое дерево сгнивает, а молодые деревца образуют собственные кроны.
Лесной стиль. Многоствольный стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, у передних оставляют открытые стволы с разреженной кроной. Главное дерево сажают впереди, по обе стороны и немного позади от него располагают два других высоких дерева. Неровный рельеф поверхности почвы, камни, дополнительные низкорослые растения делают композицию более естественной.
Каскадный стиль. Стиль имитирует горные растения, ниспадающие с отвесных круч. Его характерная особенность - ствол, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, мощные, ярко выраженные корни. Верхушка ствола спускается ниже основания контейнера. При полукаскадном стиле (хан-кенгай) верхушка ствола доходит до середины контейнера. Высокие контейнеры визуально создают эффект устойчивости композиции.
Литературный стиль. Литературный стиль характеризуется своеобразным стройным и длинным, нередко изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Весьма немногочисленные ветви размещаются в верхней трети ствола. Дерево помещают в очень маленький и яркий контейнер. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту.
1. Вечнозеленые деревья.
2. Лиственные деревья:
А. Декоративно-цветущие деревья.
Б. Плодоносящие деревья.
В. Лиственный бонсай.
БОНСАЙ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ:
1. Бамбуковый бонсай.
2. Бонсай полевых трав.
3. Бонсай моховых
Классификация по размерам:
1. Бонсай большого размера, со стволом, превышающим 66 см (но не более 1метра).
2. Бонсай средних размеров вполне раскрывает свое изящество и способен доставить совершенное наслаждение. Его критерий - 54 см ствола плюс/минус 12 см.
3. Маленький бонсай. Сегодня это самый популярный вид среди широких масс. Его высота - от 15 до 39 см.
4. Миниатюрный бонсай - дерево от 5 до 12 см.
Стили
Бонсай имеет много стилей, но среди них можно выделить два основополагающих; это классический, или "драматический" (котэн) и неканонический, или же "каллиграфический" ("бундзин", т.е. "каллиграф"). В классическом стиле ствол дерева более широк у основания и сужается кверху. В стиле бундзиндзи все как раз наоборот, этот стиль труднее для овладения.
Классические стили бонсай:
Метлообразный стиль. Стиль легко формирующийся, основной принцип которого - абсолютно правильный ствол с ветвями, расположенными в виде веера, зонтика, метлы. Классический вариант бонсай формируется в результате прищипки верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки, образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем ветви прищипываются, что и создает искомую форму кроны. Для данного стиля наиболее пригодны лиственные виды деревьев, имеющие в природе раскидистую, широкую крону.
Вертикальный стиль. Классический стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой ствол, конусообразно сужающийся по направлению к вершине, четко различаются передняя и задняя стороны. При рассмотрении миниатюрного деревца указанной формы спереди можно увидеть ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо. Как правило, ветви растут горизонтально, несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой сильной, а ветви, следующие по направлению к верхушке, должны постепенно становиться все более тонкими. Исходя из направления ствола миниатюрного деревца, различают "строго прямую форму" (тёккан), когда бонсай имеет идеально прямой ствол, и "свободную вертикальную форму" (моёги, татики), при которой ствол изменяет несколько раз направление роста, т.е. совершает своего рода "движения". Данный стиль характерен, в основном, для различных видов хвойных растений.
Наклонный стиль. Ствол наклонен в определенную сторону. В остальном формирование бонсай проходит аналогично формированию вертикальной формы, с горизонтальными или слегка провисающими ветвями, которые расходятся от ствола влево и вправо попеременно. Деревья, выполненные в этом стиле, символизируют сопротивление ветру.
Стиль сдвоенного ствола. Два дерева растут из одного корня, образуя сдвоенный ствол. Одно из них должно быть сильным и большим, второе - маленьким и тонким. Ветви расходятся горизонтально, образуя общую крону. Этот стиль нередко называют "отец и сын" или "близнецы".
Многоствольный стиль. Несколько деревьев, в основном нечетное число, растут от одного корня. Стволы различаются по размерам и толщине: у самых маленьких - тонкие стволы, у более крупных - потолще и покрепче. Ветви всех деревьев образуют единую крону.
Плотообразный стиль. Этот стиль напоминает положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви ломаются или погружаются в болотистую почву, а торчащие ветви начинают расти, превращаясь в разновеликие деревца. Со временем старое дерево сгнивает, а молодые деревца образуют собственные кроны.
Лесной стиль. Многоствольный стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, у передних оставляют открытые стволы с разреженной кроной. Главное дерево сажают впереди, по обе стороны и немного позади от него располагают два других высоких дерева. Неровный рельеф поверхности почвы, камни, дополнительные низкорослые растения делают композицию более естественной.
Каскадный стиль. Стиль имитирует горные растения, ниспадающие с отвесных круч. Его характерная особенность - ствол, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, мощные, ярко выраженные корни. Верхушка ствола спускается ниже основания контейнера. При полукаскадном стиле (хан-кенгай) верхушка ствола доходит до середины контейнера. Высокие контейнеры визуально создают эффект устойчивости композиции.
Литературный стиль. Литературный стиль характеризуется своеобразным стройным и длинным, нередко изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Весьма немногочисленные ветви размещаются в верхней трети ствола. Дерево помещают в очень маленький и яркий контейнер. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту.
Обсуждения Стили бонсай