Несколько дней назад в столице Калмыкии закончилось строительство песочной мандалы Будды медицины Манла. Ритуальная «стройка» длилась неделю. Церемония происходила в центральном калмыцком хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Алтн-сюме») и была посвящена духовному лидеру всех буддистов Далай-ламе.
По словам калмыцких монахов из монастыря «Алтн-сюме», песочная мандала Манла символизирует дворец Будд. Мандала строится для того, чтобы затем пригласить в нее (то есть во дворец Будд) самого Будду Шакьямуни, которого монахи и верующие затем попросили о даровании благословения. «В современном мире происходит увеличение тяжелых, неизлечимых заболеваний. Для того чтобы люди получили возможность излечиться, очиститься от негативной кармы, и строится мандала Будды медицины», – рассказал «НГ» один из монахов «Алтн-сюме». Еще одна причина возведения мандалы связана с тем, что 2007 год является годом Его Святейшества Далай-ламы XIV.
Религиозный обряд был завершен к 1 сентября, и верующие буддисты уверены, что в этот день царевич Шакьямуни незримо присутствовал в Элисте. По неофициальной информации, на изготовление мандалы Манла было израсходовано несколько десятков килограммов цветного песка. После завершения строительства мандалы и проведения заключительной части ритуала сложное и хрупкое песочное сооружение было разрушено. Песок, оставшийся после разрушения Манла, считается священным, приносящим здоровье и счастье.
Строительству мандалы в честь Далай-ламы в Калмыкии предшествовало другое важное религиозное событие, имеющее к сооружению Манла самое прямое отношение: в храм «Алтн-сюме» из Индии были доставлены 1000 статуэток Будды. Таким образом, «золотой храм» в центре Элисты, согласно буддистским поверьям, на самом деле превратился во «Дворец тысячи Будд». Как рассказали монахи монастыря «Алтн-сюме», другого подобного религиозного сооружения на территории Европы и России не существует.
Тысяча скульптур Будды были в течение года изготовлены индийскими монахами из монастыря «Гъюдмед» по специальному заказу Шаджин-ламы (верховного ламы) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и главы степной республики Кирсана Илюмжинова. Тысяча калмыцких Будд изготовлена из бронзы и латуни, высота каждой фигурки составляет 20 сантиметров. Общий вес скульптур превышает тонну. Скульптурные изображения Будды, по словам монахов храма «Алтн-сюме», предназначены для оформления алтаря центрального хурула Калмыкии и для закладки в буддийские ступы, расположенные вокруг храма. По словам монаха Нгаванги Лодоя, прежде чем поместить статуэтку в ступу или на алтарь, ее необходимо было заполнить благовонием и свитками со специальными буддийскими священными текстами. На эту работу ушло около 10 дней. Только после этого во «Дворце тысячи Будд» началось строительство мандалы Манла. В ходе религиозной церемонии 1000 скульптурных изображений Будды были освящены.
Для буддистов Калмыкии обретение 1000 Будд, состоявшееся в самом конце августа, имеет мистическое значение. В середине лета, 18 июля, в Элисте, в том же самом храме «Алтн-сюме», а также во всех хурулах Калмыкии, буддисты торжественно отметили один из самых главных своих праздников – праздник «первого поворота колеса» учения Будды Шакьямуни. Согласно преданиям, Будда Шакьямуни на 49-й день после Просветления дал первое Учение о четырех благородных истинах: о страдании, его причинах и прекращении, а также указал путь освобождения от страданий. Кроме того, по традиции в этот день проводится особый ритуал в честь Майтреи – Будды грядущих поколений. Культ Майтреи играет особую роль в религиозной жизни калмыков.
Наступление Майтреи – это своеобразный буддийский конец света. Ритуал в честь Будды грядущего проводится для того, чтобы линия передачи учения Будды Шакьямуни не прерывалась и не прекращалась вплоть до прихода Майтреи.
Будда Майтрея считается Буддой будущего и очень почитается в Калмыкии. Считается, что он придет после того, как Учение Будды Шакьямуни полностью исчезнет из этого мира. Будда Майтрея будет пятым по счету Буддой из тысячи Будд (!), которые, согласно пророчеству, должны прийти в наш мир.
Калмыки всегда были уверены, что Будда Майтрея появится именно в Калмыкии, а не в какой-то иной части буддийского мира. Есть версия о том, что мистическое и необъяснимое переселение калмыцких племен в XVI веке из Монголии на Нижнюю Волгу как раз и связано с тайным знанием о том, что Будда Майтрея придет в этот мир именно через нижневолжскую землю. Стремясь первыми встретить Будду грядущих поколений, несколько монгольских племен отправились в путешествие на запад, пройдя около 5 тыс. километров. Эти племена потом и стали прародителями калмыцкого народа – народа, призванного первым увидеть Будду будущего. Многие калмыки уверены в своей великой исторической миссии. Не исключено, что в реальность этой миссии верит и сам Далай-лама, который позволил сделать калмыцкий храм «Алтн-сюме» своей самой западной европейской резиденцией, куда он перенес часть своей библиотеки и личные вещи.
Религиозный обряд был завершен к 1 сентября, и верующие буддисты уверены, что в этот день царевич Шакьямуни незримо присутствовал в Элисте. По неофициальной информации, на изготовление мандалы Манла было израсходовано несколько десятков килограммов цветного песка. После завершения строительства мандалы и проведения заключительной части ритуала сложное и хрупкое песочное сооружение было разрушено. Песок, оставшийся после разрушения Манла, считается священным, приносящим здоровье и счастье.
Строительству мандалы в честь Далай-ламы в Калмыкии предшествовало другое важное религиозное событие, имеющее к сооружению Манла самое прямое отношение: в храм «Алтн-сюме» из Индии были доставлены 1000 статуэток Будды. Таким образом, «золотой храм» в центре Элисты, согласно буддистским поверьям, на самом деле превратился во «Дворец тысячи Будд». Как рассказали монахи монастыря «Алтн-сюме», другого подобного религиозного сооружения на территории Европы и России не существует.
Тысяча скульптур Будды были в течение года изготовлены индийскими монахами из монастыря «Гъюдмед» по специальному заказу Шаджин-ламы (верховного ламы) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и главы степной республики Кирсана Илюмжинова. Тысяча калмыцких Будд изготовлена из бронзы и латуни, высота каждой фигурки составляет 20 сантиметров. Общий вес скульптур превышает тонну. Скульптурные изображения Будды, по словам монахов храма «Алтн-сюме», предназначены для оформления алтаря центрального хурула Калмыкии и для закладки в буддийские ступы, расположенные вокруг храма. По словам монаха Нгаванги Лодоя, прежде чем поместить статуэтку в ступу или на алтарь, ее необходимо было заполнить благовонием и свитками со специальными буддийскими священными текстами. На эту работу ушло около 10 дней. Только после этого во «Дворце тысячи Будд» началось строительство мандалы Манла. В ходе религиозной церемонии 1000 скульптурных изображений Будды были освящены.
Для буддистов Калмыкии обретение 1000 Будд, состоявшееся в самом конце августа, имеет мистическое значение. В середине лета, 18 июля, в Элисте, в том же самом храме «Алтн-сюме», а также во всех хурулах Калмыкии, буддисты торжественно отметили один из самых главных своих праздников – праздник «первого поворота колеса» учения Будды Шакьямуни. Согласно преданиям, Будда Шакьямуни на 49-й день после Просветления дал первое Учение о четырех благородных истинах: о страдании, его причинах и прекращении, а также указал путь освобождения от страданий. Кроме того, по традиции в этот день проводится особый ритуал в честь Майтреи – Будды грядущих поколений. Культ Майтреи играет особую роль в религиозной жизни калмыков.
Наступление Майтреи – это своеобразный буддийский конец света. Ритуал в честь Будды грядущего проводится для того, чтобы линия передачи учения Будды Шакьямуни не прерывалась и не прекращалась вплоть до прихода Майтреи.
Будда Майтрея считается Буддой будущего и очень почитается в Калмыкии. Считается, что он придет после того, как Учение Будды Шакьямуни полностью исчезнет из этого мира. Будда Майтрея будет пятым по счету Буддой из тысячи Будд (!), которые, согласно пророчеству, должны прийти в наш мир.
Калмыки всегда были уверены, что Будда Майтрея появится именно в Калмыкии, а не в какой-то иной части буддийского мира. Есть версия о том, что мистическое и необъяснимое переселение калмыцких племен в XVI веке из Монголии на Нижнюю Волгу как раз и связано с тайным знанием о том, что Будда Майтрея придет в этот мир именно через нижневолжскую землю. Стремясь первыми встретить Будду грядущих поколений, несколько монгольских племен отправились в путешествие на запад, пройдя около 5 тыс. километров. Эти племена потом и стали прародителями калмыцкого народа – народа, призванного первым увидеть Будду будущего. Многие калмыки уверены в своей великой исторической миссии. Не исключено, что в реальность этой миссии верит и сам Далай-лама, который позволил сделать калмыцкий храм «Алтн-сюме» своей самой западной европейской резиденцией, куда он перенес часть своей библиотеки и личные вещи.
Обсуждения Будда Майтрея