Пратьяхара – это один из разделов йоги.
Под ней понимается направление в определенное русло.
В процессе пратьяхары происходит абстрагирование (отвлечение) органов чувств от их чувственности. Благодаря контролю над чувственностью (по Патанджали) органы чувств становятся очень хорошо согласованными с деятельностью читты или ума в его основной форме.
Йог вначале осваивает Асаны (положения) и Пранаяму (дыхательные упражнения). Освоение их ведет к стадии Пратьяхары. Приведение органов чувств под контроль и является Пратьяхарой.
Пратьяхара заключается в серии подавлений.
Цитирую Свами Сатья Пракаш Сарасвати «Раджа йога Патанджали»:
"Разумный человек должен подавлять свою речь и свой ум. Последний он должен подавлять Понимающим "Я" (джнана-атман).
Это Понимающее "Я" затем он должен подавить великим "Я" (махан-атман; буддхи или интеллект).
А его он должен подавить Спокойным "Я" (шанта-атман)." (Катха III.13)
Этот отрывок имеет отношение к различным стадиям умственного сознания: 1) обычный блуждающий ум;
2) джнана-атман или Понимающее "Я"; думающий ум;
3) махан-атман или Великое "Я" (Интеллект или буддхи), как частица Космического разума, которая присутствует во всех нас и которая связывает нас с Космическим Разумом;
4) шанта-атман или Спокойное "Я", авьякта или абстрактный, либо тонкий интеллект, который является связующим звеном между "я" и умственным комплексом.
Каждое из них следует подавить стадия за стадией, пока всё не будет подавлено в "Я", душе.
Что означает слово подавление? На первой стадии подавление означает "говорить НЕТ". Это нужно практиковать на различных уровнях. Я это покажу на простых примерах. Человек очень любит пробовать манго или, скажем, виноград. Даже когда винограда нет, он хочет его иметь и до тех пор, пока не получит его, он внутренне несколько обеспокоен. Я должен сказать, что для него Пратьяхара заключается в произнесении "НЕТ" в самых сильных выражениях, когда он приходит в магазин, где отсутствует в продаже манго или виноград. Кто-то может свободно предложить манго или виноград, но ему следует настаивать и говорить: "Нет, я не должен брать манго; я не должен брать виноград". Или, предположим, у вас имеется привычка курить; дайте клятву, обет, что вы не будете курить; много раз вы должны пытаться это сделать; ваши друзья будут предлагать вам покурить, но вы должны доказывать себе: вы не брали сигареты в последние два месяца, что вредно будет, если закурите сейчас одну; разумеется, вы не собираетесь снова начать курить. Помните, что расставлены ловушки, чтобы убрать вас с решительного пути. Наберитесь храбрости и твёрдо скажите "НЕТ". Вот что означает "подавление"; ваши чувства, стремящиеся к чувственности, должны таким образом быть взяты под ваш контроль. Начните со сладких вкусов, приятных запахов, красивой внешности и, наконец, дойдите до сладостных объятий и приятных крепких объятий. Все обольщения имеют временное значение; они также предназначены служить; но вне этого их следует взять под контроль….
Второй тип подавления – это говорить нет нежелательным вещам…
Скажите своим ревностям и предубеждениям большое нет.
Еще один вид практики Пратьяхары – подавление с помощью сверхпресыщения или сверхудовлетворения…
Пратьяхара, связанная с ЙОГОЙ, всегда направлена к Богу и ориентирована на Бога. Целью йога, практикующего Пратьяхару, является отстранения органов чувств и их страстных желаний от мирских земных привязанностей (прелестей) и направление их к Богу.
Таким образом Пратьяхара – это контроль над чувствами.
Сознание человека проявляется в 3 качествах (гунах).
1. Саттва (качество просветления, чистоты, добра), ведущая к ясности и умиротворенности (короче по русски – святость);
2. Раджас (качество подвижности или деятельности), делающий человека активным и энергичным, страстным и своевольным (по русски можно перевести как радение);
3. Тамас (качество тьмы и косности), препятствующий и противодействующий стремлениям раджаса к труду и саттвы к выявлению (соответствует темноте).
Цитирую
Тамас - это качество заблуждения, невнятности, инертности и невежества. Человек, в котором преобладает тамас, инертен и апатичен. Качество саттвы влечет к Божественному. Качество же тамаса - к демоническому; раджас находится между ними.
Смотря по тому, какая гуна превалирует в человеке, различаются и его верования, и пища, и жертвы, которые он приносит, и аскетические испытания, которым себя подвергает, и дары, которые делает.
Рожденный со склонностью к божественному бесстрашен и чист, великодушен и властвует над собой. Он стремится к самопознанию. Он не совершает насилия, правдив и безгневен. Он отрешается от плодов своего труда и работает только ради самой работы. Он спокоен, ни к кому не питает злобы, но ко всем - милосердие, поскольку свободен от алчности. Он кроток, скромен и постоянен. Он разумен, милостив и решителен, так как в нем нет вероломства склонностью бесстрашен и чист, и гордыни.
Человека, в котором преобладает раджас, отличает внутренняя неутолимость и привязчивость. Будучи страстным и жадным, он причиняет другим страдания. Его желания ненасытны, так как он полон похоти и ненависти, зависти и обмана. Он непостоянен, изменчив, легко отвлекается и, в то же время, честолюбив и корыстолюбив. Он ищет покровительства друзей и хранит фамильную честь. Он уклоняется от неприятного и льнет к приятному. Его речь нелюбезна, а чрево прожорливо.
Рожденные со склонностью к демоническому лживы, наглы и самодовольны. Они исполнены злобы, жестокости и невежества. У таких людей нет ни чистоты, ни благопристойности, ни правдивости. Они потакают своим страстям. Ошалевшие от множества желаний, запутавшиеся в паутине заблуждений, эти приверженцы чувственных удовольствий попадают в ад.
Как работает ум людей, у которых преобладают разные гуны, можно показать на примере их разного подхода к такой всеобщей заповеди, как "не желай чужого". Человек, в котором преобладает тамас, может истолковать эту заповедь так: "Другие не должны желать моего, как бы я ни приобрел его. А если пожелают, я их уничтожу". Человек с преобладанием раджаса, расчетливый и эгоистичный, истолкует эту заповедь так: "Не надо мне желать чужого добра, чтобы чужие не пожелали моего". Он будет следовать букве закона, выбрав такую политику, но не истинному духу закона, который следовало бы возвести в принцип поведения. Человек же, чей темперамент определяется саттвой, будет соблюдать и букву и дух предписания из принципа, а не из соображений политики, понимая вечную ценность заповеди. Он будет поступать праведно ради самой праведности, а не потому, что существует человеческий закон, заставляющий соблюдать честность под страхом наказания.
Йог - тоже человек и зависит от всех трех гун. Упорное и усердное изучение (абхьяса) себя и объектов, к которым стремятся его чувства, позволяет ему понять, какие мысли, слова и поступки внушены тамасом и какие - раджасом. Непрерывными усилиями он выпалывает и искореняет мысли, продиктованные тамасом, и трудится, чтобы приобрести саттвический склад ума. Когда в человеке осталась только саттва-гуна, это значит, что душа его продвинулась далеко на пути к конечной цели.
Надо сказать, что в последнее время появилось много чудиков, которые призывают отказаться от эмоций. Т.е дошли до понимания сути Пратьяхары, см.
Бодхи Путь к ясному сознанию
Причем самой первой необходимостью объявляется свобода от эмоций. Правда основной упор делается на подавление негативных эмоций. Я тут же вспомнил книгу одного из известных немецких писателей, которую недавно просмотрел. В ней как раз описывается как в результате заражения новым изобретенным вирусом у больных людей пропали негативные эмоции – уверяю, что ни к чему хорошему это не привело. Они оказались не подходящими нынешнему обществу, они перестали бороться за свои интересы. Конечно, если преобладает саттва-гуна, т.е. человек святой, ему и так хорошо. Как говорится «с милым рай и в шалаше» - ну, пожалуйста, не понимайте это буквально. Нет долой Пратьяхару – лучше пусть превалирует раджас!
Вообще то Пратьяхара призывает, как я понял, подавлять и позитивные эмоции.
А это уже ни в какие ворота не лезет! Долой Пратьяхару!
Под ней понимается направление в определенное русло.
В процессе пратьяхары происходит абстрагирование (отвлечение) органов чувств от их чувственности. Благодаря контролю над чувственностью (по Патанджали) органы чувств становятся очень хорошо согласованными с деятельностью читты или ума в его основной форме.
Йог вначале осваивает Асаны (положения) и Пранаяму (дыхательные упражнения). Освоение их ведет к стадии Пратьяхары. Приведение органов чувств под контроль и является Пратьяхарой.
Пратьяхара заключается в серии подавлений.
Цитирую Свами Сатья Пракаш Сарасвати «Раджа йога Патанджали»:
"Разумный человек должен подавлять свою речь и свой ум. Последний он должен подавлять Понимающим "Я" (джнана-атман).
Это Понимающее "Я" затем он должен подавить великим "Я" (махан-атман; буддхи или интеллект).
А его он должен подавить Спокойным "Я" (шанта-атман)." (Катха III.13)
Этот отрывок имеет отношение к различным стадиям умственного сознания: 1) обычный блуждающий ум;
2) джнана-атман или Понимающее "Я"; думающий ум;
3) махан-атман или Великое "Я" (Интеллект или буддхи), как частица Космического разума, которая присутствует во всех нас и которая связывает нас с Космическим Разумом;
4) шанта-атман или Спокойное "Я", авьякта или абстрактный, либо тонкий интеллект, который является связующим звеном между "я" и умственным комплексом.
Каждое из них следует подавить стадия за стадией, пока всё не будет подавлено в "Я", душе.
Что означает слово подавление? На первой стадии подавление означает "говорить НЕТ". Это нужно практиковать на различных уровнях. Я это покажу на простых примерах. Человек очень любит пробовать манго или, скажем, виноград. Даже когда винограда нет, он хочет его иметь и до тех пор, пока не получит его, он внутренне несколько обеспокоен. Я должен сказать, что для него Пратьяхара заключается в произнесении "НЕТ" в самых сильных выражениях, когда он приходит в магазин, где отсутствует в продаже манго или виноград. Кто-то может свободно предложить манго или виноград, но ему следует настаивать и говорить: "Нет, я не должен брать манго; я не должен брать виноград". Или, предположим, у вас имеется привычка курить; дайте клятву, обет, что вы не будете курить; много раз вы должны пытаться это сделать; ваши друзья будут предлагать вам покурить, но вы должны доказывать себе: вы не брали сигареты в последние два месяца, что вредно будет, если закурите сейчас одну; разумеется, вы не собираетесь снова начать курить. Помните, что расставлены ловушки, чтобы убрать вас с решительного пути. Наберитесь храбрости и твёрдо скажите "НЕТ". Вот что означает "подавление"; ваши чувства, стремящиеся к чувственности, должны таким образом быть взяты под ваш контроль. Начните со сладких вкусов, приятных запахов, красивой внешности и, наконец, дойдите до сладостных объятий и приятных крепких объятий. Все обольщения имеют временное значение; они также предназначены служить; но вне этого их следует взять под контроль….
Второй тип подавления – это говорить нет нежелательным вещам…
Скажите своим ревностям и предубеждениям большое нет.
Еще один вид практики Пратьяхары – подавление с помощью сверхпресыщения или сверхудовлетворения…
Пратьяхара, связанная с ЙОГОЙ, всегда направлена к Богу и ориентирована на Бога. Целью йога, практикующего Пратьяхару, является отстранения органов чувств и их страстных желаний от мирских земных привязанностей (прелестей) и направление их к Богу.
Таким образом Пратьяхара – это контроль над чувствами.
Сознание человека проявляется в 3 качествах (гунах).
1. Саттва (качество просветления, чистоты, добра), ведущая к ясности и умиротворенности (короче по русски – святость);
2. Раджас (качество подвижности или деятельности), делающий человека активным и энергичным, страстным и своевольным (по русски можно перевести как радение);
3. Тамас (качество тьмы и косности), препятствующий и противодействующий стремлениям раджаса к труду и саттвы к выявлению (соответствует темноте).
Цитирую
Тамас - это качество заблуждения, невнятности, инертности и невежества. Человек, в котором преобладает тамас, инертен и апатичен. Качество саттвы влечет к Божественному. Качество же тамаса - к демоническому; раджас находится между ними.
Смотря по тому, какая гуна превалирует в человеке, различаются и его верования, и пища, и жертвы, которые он приносит, и аскетические испытания, которым себя подвергает, и дары, которые делает.
Рожденный со склонностью к божественному бесстрашен и чист, великодушен и властвует над собой. Он стремится к самопознанию. Он не совершает насилия, правдив и безгневен. Он отрешается от плодов своего труда и работает только ради самой работы. Он спокоен, ни к кому не питает злобы, но ко всем - милосердие, поскольку свободен от алчности. Он кроток, скромен и постоянен. Он разумен, милостив и решителен, так как в нем нет вероломства склонностью бесстрашен и чист, и гордыни.
Человека, в котором преобладает раджас, отличает внутренняя неутолимость и привязчивость. Будучи страстным и жадным, он причиняет другим страдания. Его желания ненасытны, так как он полон похоти и ненависти, зависти и обмана. Он непостоянен, изменчив, легко отвлекается и, в то же время, честолюбив и корыстолюбив. Он ищет покровительства друзей и хранит фамильную честь. Он уклоняется от неприятного и льнет к приятному. Его речь нелюбезна, а чрево прожорливо.
Рожденные со склонностью к демоническому лживы, наглы и самодовольны. Они исполнены злобы, жестокости и невежества. У таких людей нет ни чистоты, ни благопристойности, ни правдивости. Они потакают своим страстям. Ошалевшие от множества желаний, запутавшиеся в паутине заблуждений, эти приверженцы чувственных удовольствий попадают в ад.
Как работает ум людей, у которых преобладают разные гуны, можно показать на примере их разного подхода к такой всеобщей заповеди, как "не желай чужого". Человек, в котором преобладает тамас, может истолковать эту заповедь так: "Другие не должны желать моего, как бы я ни приобрел его. А если пожелают, я их уничтожу". Человек с преобладанием раджаса, расчетливый и эгоистичный, истолкует эту заповедь так: "Не надо мне желать чужого добра, чтобы чужие не пожелали моего". Он будет следовать букве закона, выбрав такую политику, но не истинному духу закона, который следовало бы возвести в принцип поведения. Человек же, чей темперамент определяется саттвой, будет соблюдать и букву и дух предписания из принципа, а не из соображений политики, понимая вечную ценность заповеди. Он будет поступать праведно ради самой праведности, а не потому, что существует человеческий закон, заставляющий соблюдать честность под страхом наказания.
Йог - тоже человек и зависит от всех трех гун. Упорное и усердное изучение (абхьяса) себя и объектов, к которым стремятся его чувства, позволяет ему понять, какие мысли, слова и поступки внушены тамасом и какие - раджасом. Непрерывными усилиями он выпалывает и искореняет мысли, продиктованные тамасом, и трудится, чтобы приобрести саттвический склад ума. Когда в человеке осталась только саттва-гуна, это значит, что душа его продвинулась далеко на пути к конечной цели.
Надо сказать, что в последнее время появилось много чудиков, которые призывают отказаться от эмоций. Т.е дошли до понимания сути Пратьяхары, см.
Бодхи Путь к ясному сознанию
Причем самой первой необходимостью объявляется свобода от эмоций. Правда основной упор делается на подавление негативных эмоций. Я тут же вспомнил книгу одного из известных немецких писателей, которую недавно просмотрел. В ней как раз описывается как в результате заражения новым изобретенным вирусом у больных людей пропали негативные эмоции – уверяю, что ни к чему хорошему это не привело. Они оказались не подходящими нынешнему обществу, они перестали бороться за свои интересы. Конечно, если преобладает саттва-гуна, т.е. человек святой, ему и так хорошо. Как говорится «с милым рай и в шалаше» - ну, пожалуйста, не понимайте это буквально. Нет долой Пратьяхару – лучше пусть превалирует раджас!
Вообще то Пратьяхара призывает, как я понял, подавлять и позитивные эмоции.
А это уже ни в какие ворота не лезет! Долой Пратьяхару!
Обсуждения Пратьяхара (критический конспект)