На протяжении веков истории о гигантских одиноких волнах, неожиданно вырастающих среди океана, воспринимались обществом и учеными, скорее, как морские легенды. Еще недавно специалисты утверждали, что подобные волны появляются не чаще одного раза в 10 тыс. лет.
Однако в начале этого месяца шведским ученым удалось наконец завершить работы по компьютерной симуляции 30-метровых (и более) волн и, как они считают, найти ключ к ответу на загадку возникновения редкого природного феномена. Теперь очередь за географами, которым предстоит создать карту Мирового океана с указанием наиболее опасных районов, где в то или иное время возможны смертельные атаки волн-убийц.
Несколько дней назад капитан британского круизника «Королева Елизавета II» Рональд Уорвик выступил с публичным объяснением причины аварии, постигшей его судно в феврале 1995 года. «Сначала мне показалось, что произошла чудовищная навигационная ошибка, и мой лайнер вот-вот врежется в меловые скалы Дувра. Но через мгновение выяснилось, что тридцатиметровая известняковая стена, появившаяся впереди по курсу – гигантская волна, которая рухнула всей своей массой на судно». «Королеве» повезло. Судно спаслось от гибели и вышло из передряги с незначительными повреждениями и с потерей хода лишь на два часа. Но самое главное – капитану поверили и в пароходстве, и в страховой компании, которой пришлось возмещать ущерб от аварии.
Выступи капитан с подобным объяснением всего парой месяцев раньше, и его затаскали бы по следственным комиссиям, и не факт, что он сумел бы доказать, что экипаж правильно действовал в условиях незначительного шторма.
Хотя по статистике за последние 20 лет в пучину океана ушло 200 настоящих гигантов – супертанкеров и больших контейнеровозов длиной более двух сотен метров, специалисты по-прежнему советовали не паниковать и продолжать строить суда и морские платформы, способные выдержать удар лишь 15-метровой волны. Встреча с 30-метровым монстром, по их мнению, была так же ничтожна, как прямое попадание метеорита в голову.
Перелом произошел 1 января 1995 года, когда норвежская нефтяная платформа «Драпнер», работавшая в Северном море, оказалась на пути чудовищной волны. На платформе был установлен лазерный радар, который точно замерил высоту водной «горы», составившей 26 метров. Прочие волны при этом не превышали 12 метров. Покореженная платформа уцелела, а ученые получили первые надежные данные для новых расчетов.
Евросоюз и Норвегия, подталкиваемые страховыми компаниями, взялись в 2000 году финансировать трехлетний проект MaxWave.
Оказалось, что «суперволны», или «кэйпроллеры», как их называют на морском жаргоне, возникают в Мировом океане довольно часто. В течение трех недель в августе–сентябре 2001 года два европейских спутника делали радарные снимки поверхности на пространстве между Латинской Америкой и Южной Африкой. Было получено 30 тыс. фотографий, каждая из которых охватывала поверхность океана в 10 на 5 км.
Еще два года ушло на расшифровку и анализ полученных изображений. «На изучавшемся нами пространстве океана в течение трех недель было зафиксировано десять «суперволн» высотой более 25 метров, – рассказал в интервью норвежской газете «Дагбладет» руководитель проекта Вольфганг Розенталь. –Теперь же есть все основания внести изменения в конструкцию судов и нефтегазовых платформ, работающих на шельфе».
Правда, участники проекта так и не смогли установить точную причину появления гигантских волн. Предполагалось, что они возникают, когда шторм происходит в районах с сильными течениями. Волны как бы вбирают в себя их подводную энергию и рождают единственного великана, крушащего все на своем пути. Но монстры могут возникнуть и при соединении сил моря и различных погодных фронтов, сталкивающихся в одном районе.
Вслед за MaxWave стартовал другой европейский проект – WaveAtlas, завершившийся в 2005 году. Океанологи, подвергнув дополнительному анализу спутниковые снимки, смогли составить приблизительную карту, которая поможет судоводителем избегать опасных районов. Речь идет прежде всего о восточном побережье Южной Африки, Бискайском заливе и Северном море. Со временем, как считает Вольфганг Розенталь, можно будет установить систему раннего предупреждения. Спутники, зафиксировав появление волн-убийц, будут передавать информацию на суда с тем, чтобы те уклонялись от опасного района.
«Систему раннего предупреждения установить невозможно в принципе!» – полемизирует со своим коллегой Маттиас Марклунд, профессор физики университета шведского города Умео. Профессор возглавляет группу ученых, работающих над загадкой волн-гулливеров. «30-метровые монстры рождаются на участках столкновения нескольких волновых систем. Проще говоря, должны соединиться энергии двух штормов. Гигантская волна возникает в течение одной–десяти минут. Даже при самой совершенной технике нет смысла посылать предупреждение о рождении «убийцы» – такая волна все равно догонит и ударит», – заявил г-н Марклунд «Новым Известиям». Частичным спасением от кораблекрушений в будущем, по мнению шведских ученых, может быть только создание подробной карты Мирового океана с обозначением на ней скользящих «треугольников смерти» – участков, где в определенное время года и при определенных условиях наиболее вероятно появление волн-убийц. Эти карты будут постоянно корректироваться с помощью специальной компьютерной программы. Шведы уже начали рисовать «треугольники смерти», воспользовавшись данными, полученными в ходе проектов MaxWave и WaveAtlas.
Несколько дней назад капитан британского круизника «Королева Елизавета II» Рональд Уорвик выступил с публичным объяснением причины аварии, постигшей его судно в феврале 1995 года. «Сначала мне показалось, что произошла чудовищная навигационная ошибка, и мой лайнер вот-вот врежется в меловые скалы Дувра. Но через мгновение выяснилось, что тридцатиметровая известняковая стена, появившаяся впереди по курсу – гигантская волна, которая рухнула всей своей массой на судно». «Королеве» повезло. Судно спаслось от гибели и вышло из передряги с незначительными повреждениями и с потерей хода лишь на два часа. Но самое главное – капитану поверили и в пароходстве, и в страховой компании, которой пришлось возмещать ущерб от аварии.
Выступи капитан с подобным объяснением всего парой месяцев раньше, и его затаскали бы по следственным комиссиям, и не факт, что он сумел бы доказать, что экипаж правильно действовал в условиях незначительного шторма.
Хотя по статистике за последние 20 лет в пучину океана ушло 200 настоящих гигантов – супертанкеров и больших контейнеровозов длиной более двух сотен метров, специалисты по-прежнему советовали не паниковать и продолжать строить суда и морские платформы, способные выдержать удар лишь 15-метровой волны. Встреча с 30-метровым монстром, по их мнению, была так же ничтожна, как прямое попадание метеорита в голову.
Перелом произошел 1 января 1995 года, когда норвежская нефтяная платформа «Драпнер», работавшая в Северном море, оказалась на пути чудовищной волны. На платформе был установлен лазерный радар, который точно замерил высоту водной «горы», составившей 26 метров. Прочие волны при этом не превышали 12 метров. Покореженная платформа уцелела, а ученые получили первые надежные данные для новых расчетов.
Евросоюз и Норвегия, подталкиваемые страховыми компаниями, взялись в 2000 году финансировать трехлетний проект MaxWave.
Оказалось, что «суперволны», или «кэйпроллеры», как их называют на морском жаргоне, возникают в Мировом океане довольно часто. В течение трех недель в августе–сентябре 2001 года два европейских спутника делали радарные снимки поверхности на пространстве между Латинской Америкой и Южной Африкой. Было получено 30 тыс. фотографий, каждая из которых охватывала поверхность океана в 10 на 5 км.
Еще два года ушло на расшифровку и анализ полученных изображений. «На изучавшемся нами пространстве океана в течение трех недель было зафиксировано десять «суперволн» высотой более 25 метров, – рассказал в интервью норвежской газете «Дагбладет» руководитель проекта Вольфганг Розенталь. –Теперь же есть все основания внести изменения в конструкцию судов и нефтегазовых платформ, работающих на шельфе».
Правда, участники проекта так и не смогли установить точную причину появления гигантских волн. Предполагалось, что они возникают, когда шторм происходит в районах с сильными течениями. Волны как бы вбирают в себя их подводную энергию и рождают единственного великана, крушащего все на своем пути. Но монстры могут возникнуть и при соединении сил моря и различных погодных фронтов, сталкивающихся в одном районе.
Вслед за MaxWave стартовал другой европейский проект – WaveAtlas, завершившийся в 2005 году. Океанологи, подвергнув дополнительному анализу спутниковые снимки, смогли составить приблизительную карту, которая поможет судоводителем избегать опасных районов. Речь идет прежде всего о восточном побережье Южной Африки, Бискайском заливе и Северном море. Со временем, как считает Вольфганг Розенталь, можно будет установить систему раннего предупреждения. Спутники, зафиксировав появление волн-убийц, будут передавать информацию на суда с тем, чтобы те уклонялись от опасного района.
«Систему раннего предупреждения установить невозможно в принципе!» – полемизирует со своим коллегой Маттиас Марклунд, профессор физики университета шведского города Умео. Профессор возглавляет группу ученых, работающих над загадкой волн-гулливеров. «30-метровые монстры рождаются на участках столкновения нескольких волновых систем. Проще говоря, должны соединиться энергии двух штормов. Гигантская волна возникает в течение одной–десяти минут. Даже при самой совершенной технике нет смысла посылать предупреждение о рождении «убийцы» – такая волна все равно догонит и ударит», – заявил г-н Марклунд «Новым Известиям». Частичным спасением от кораблекрушений в будущем, по мнению шведских ученых, может быть только создание подробной карты Мирового океана с обозначением на ней скользящих «треугольников смерти» – участков, где в определенное время года и при определенных условиях наиболее вероятно появление волн-убийц. Эти карты будут постоянно корректироваться с помощью специальной компьютерной программы. Шведы уже начали рисовать «треугольники смерти», воспользовавшись данными, полученными в ходе проектов MaxWave и WaveAtlas.
Обсуждения Гигантские волны