Человеческий мозг — удивительное устройство. Особенно детский мозг. Лучше всего об этом знают ученые-психолингвисты. Татьяна Черниговская, профессор филфака СПбГУ, один из крупнейших специалистов в этой области, уверена, что дети от рождения гениальнее всех лингвистов мира!
Каждый ребенок – гений
— Татьяна Владимировна, чем же дети гениальнее?
— Их мозг — замечательный лингвист. Как ребенку удается освоить родной язык — все еще тайна для науки. Если бы он просто запоминал фразы и правила, как диктофон, ему понадобилось бы как минимум 100 лет, чтобы научиться говорить так же свободно, как мы с вами! Но ребенок не магнитофон; в его мозгу есть некое врожденное устройство, которое умеет выводить языковые алгоритмы.
— Неужели это так сложно?
— Это работа, сложнее которой я не могу ничего себе представить! Сколько всего слышит ребенок: отдельные слова, фразы, хлопанье дверями, шелест деревьев, лай собаки. Он должен во всей этой какофонии отличить язык от других звуков, а потом из потока слов (к тому же в разговорной речи мы делаем ошибки) сам вывести правила, по которым будет этим языком пользоваться.
— Хорошо, если наш мозг такой гениальный лингвист, почему мы все не полиглоты?
— Потому что наш «лингвист» постепенно отключается.
Эйнштейна считали дебилом
— А бывают люди, которые вообще не могут научиться нормально говорить на родном языке?
— Да, есть дети, у которых отсутствует то самое устройство для овладения родным языком. У них ничего не нарушено: ни зрение, ни слух, ни интеллект. Они не аутичные и не дауны. Но элементарную грамматику родного языка не могут освоить: например, они не в состоянии сообразить, что множественное число от слова «стол» — столы!
— И что — они так нормально и не разговаривают всю жизнь?
— Ну, с большим трудом их все же можно научить. Но даже во взрослом состоянии такие люди говорят на родном языке, как на чужом. Они как бы вспоминают правила. К сожалению, в Петербурге таких детей становится все больше.
— То есть, если ребенок не болтает, родителям впору устраивать панику?
— Это, конечно, настораживает, но паниковать рано. Ведь Эйнштейна не брали в школу, считая его чуть ли не дебилом, потому что поздно начал говорить. Но вырос-то Эйнштейн!
Вообще, существует огромное количество людей, страдающих языковыми нарушениями. Это патологии, связанные с состоянием мозга. При травмах и заболеваниях часто происходит распад определенных языковых алгоритмов, которые в мозгу существуют. Например, человек может забыть все глаголы и помнить только существительные и прилагательные — такое явление называется телеграфным стилем. Или может произносить слова в неправильных формах: например, «слоны живет в жаркие странах». Послушав речь человека и попросив его выполнить диагностические языковые тесты, я могу сказать, какая именно часть мозга у него не в порядке и что именно с ней случилось.
— Диагностика по речи?
— Да, именно так. — Ну, вот например, как человек разговаривает при шизофрении? — Шизофреник говорит очень много, очень сложно и гиперправильно. В его фразах может быть много оборотов, масса редких слов, странных ассоциаций. При этом в речи чаще всего нет смысла. Иными словами, мозг шизофреника — это вхолостую работающий компьютер, безошибочно воспроизводящий алгоритмы построения фраз. Он сам себя съедает. А вот при маниакальном состоянии у человека очень быстрая речь; он захлебывается, не делает пауз, слишком спешит, чтобы следить за правильностью построений. Часто его речь — обрывки фраз, этакий пулемет.
Латынь омолаживает мозг
— Если до определенного возраста ребенок говорить не научился, то уже и не научится?
— Да, это так. Почему? — вопрос к Господу, а не ко мне. Раньше считалось, что критический возраст — 5 лет. Но совсем недавно я читала научную статью о девочке-маугли, которая попала в человеческое общество только в 12 лет — и она освоила речь!
— Ну, маугли встречаются редко.
— Они есть и в городе. Коллеги мне рассказали историю: у ребенка не было слуха от рождения, а родители ухитрились не замечать этого пять лет! Вот куда эти родители смотрели?! Обратились к врачу, только когда насторожились, что ребенок не разговаривает. Конечно, не разговаривает — потому что ничего не слышит! Это реальный факт. И врачи говорят, далеко не единственный в нашем городе.
— И все-таки: в чем проблема человека, который не в состоянии выучить даже второй язык, не говоря уже о третьем?
— Есть такое свойство мозга — пластичность, это способность образовывать новые внутренние связи. Это и есть обучение. С возрастом пластичность уменьшается. Но вот скорость этого процесса зависит от того, чем мозг занят. Если он читает дамские романы, тогда пластичность закончится очень быстро; а если латинские глаголы спрягает, есть шанс сохранить способность к обучению в очень глубокой старости!
— А обязательно латинские глаголы спрягать?
— Мозговые упражнения так же нужны, как и упражнения для мышц. Латинские глаголы я привела только потому, что изучение латинского и древнегреческого всегда рекомендую студентам. Это улучшает мозг в прямом смысле слова — он становится сложней. Но благотворно действуют также чтение сложных книг, решение уравнений, изучение языков. Словом, любая зарядка для ума полезна.
— Татьяна Владимировна, чем же дети гениальнее?
— Их мозг — замечательный лингвист. Как ребенку удается освоить родной язык — все еще тайна для науки. Если бы он просто запоминал фразы и правила, как диктофон, ему понадобилось бы как минимум 100 лет, чтобы научиться говорить так же свободно, как мы с вами! Но ребенок не магнитофон; в его мозгу есть некое врожденное устройство, которое умеет выводить языковые алгоритмы.
— Неужели это так сложно?
— Это работа, сложнее которой я не могу ничего себе представить! Сколько всего слышит ребенок: отдельные слова, фразы, хлопанье дверями, шелест деревьев, лай собаки. Он должен во всей этой какофонии отличить язык от других звуков, а потом из потока слов (к тому же в разговорной речи мы делаем ошибки) сам вывести правила, по которым будет этим языком пользоваться.
— Хорошо, если наш мозг такой гениальный лингвист, почему мы все не полиглоты?
— Потому что наш «лингвист» постепенно отключается.
Эйнштейна считали дебилом
— А бывают люди, которые вообще не могут научиться нормально говорить на родном языке?
— Да, есть дети, у которых отсутствует то самое устройство для овладения родным языком. У них ничего не нарушено: ни зрение, ни слух, ни интеллект. Они не аутичные и не дауны. Но элементарную грамматику родного языка не могут освоить: например, они не в состоянии сообразить, что множественное число от слова «стол» — столы!
— И что — они так нормально и не разговаривают всю жизнь?
— Ну, с большим трудом их все же можно научить. Но даже во взрослом состоянии такие люди говорят на родном языке, как на чужом. Они как бы вспоминают правила. К сожалению, в Петербурге таких детей становится все больше.
— То есть, если ребенок не болтает, родителям впору устраивать панику?
— Это, конечно, настораживает, но паниковать рано. Ведь Эйнштейна не брали в школу, считая его чуть ли не дебилом, потому что поздно начал говорить. Но вырос-то Эйнштейн!
Вообще, существует огромное количество людей, страдающих языковыми нарушениями. Это патологии, связанные с состоянием мозга. При травмах и заболеваниях часто происходит распад определенных языковых алгоритмов, которые в мозгу существуют. Например, человек может забыть все глаголы и помнить только существительные и прилагательные — такое явление называется телеграфным стилем. Или может произносить слова в неправильных формах: например, «слоны живет в жаркие странах». Послушав речь человека и попросив его выполнить диагностические языковые тесты, я могу сказать, какая именно часть мозга у него не в порядке и что именно с ней случилось.
— Диагностика по речи?
— Да, именно так. — Ну, вот например, как человек разговаривает при шизофрении? — Шизофреник говорит очень много, очень сложно и гиперправильно. В его фразах может быть много оборотов, масса редких слов, странных ассоциаций. При этом в речи чаще всего нет смысла. Иными словами, мозг шизофреника — это вхолостую работающий компьютер, безошибочно воспроизводящий алгоритмы построения фраз. Он сам себя съедает. А вот при маниакальном состоянии у человека очень быстрая речь; он захлебывается, не делает пауз, слишком спешит, чтобы следить за правильностью построений. Часто его речь — обрывки фраз, этакий пулемет.
Латынь омолаживает мозг
— Если до определенного возраста ребенок говорить не научился, то уже и не научится?
— Да, это так. Почему? — вопрос к Господу, а не ко мне. Раньше считалось, что критический возраст — 5 лет. Но совсем недавно я читала научную статью о девочке-маугли, которая попала в человеческое общество только в 12 лет — и она освоила речь!
— Ну, маугли встречаются редко.
— Они есть и в городе. Коллеги мне рассказали историю: у ребенка не было слуха от рождения, а родители ухитрились не замечать этого пять лет! Вот куда эти родители смотрели?! Обратились к врачу, только когда насторожились, что ребенок не разговаривает. Конечно, не разговаривает — потому что ничего не слышит! Это реальный факт. И врачи говорят, далеко не единственный в нашем городе.
— И все-таки: в чем проблема человека, который не в состоянии выучить даже второй язык, не говоря уже о третьем?
— Есть такое свойство мозга — пластичность, это способность образовывать новые внутренние связи. Это и есть обучение. С возрастом пластичность уменьшается. Но вот скорость этого процесса зависит от того, чем мозг занят. Если он читает дамские романы, тогда пластичность закончится очень быстро; а если латинские глаголы спрягает, есть шанс сохранить способность к обучению в очень глубокой старости!
— А обязательно латинские глаголы спрягать?
— Мозговые упражнения так же нужны, как и упражнения для мышц. Латинские глаголы я привела только потому, что изучение латинского и древнегреческого всегда рекомендую студентам. Это улучшает мозг в прямом смысле слова — он становится сложней. Но благотворно действуют также чтение сложных книг, решение уравнений, изучение языков. Словом, любая зарядка для ума полезна.
Обсуждения Тайны мозга