"Нартанг Бюллетень": В последние годы различные Учителя проводили передачу Учения и посвящений в нашей стране. В этой связи у нас зачастую возникают неясности относительно обетов и заповедей, которые мы должны соблюдать после получения посвящения.
В частности, какие обеты и обязательства будут взяты на себя теми, кто получит от Вас дженанг Манджушри?
Тубтен Наванг: Существует множество различных посвящений и передач, в частности подразделяемых по четырем основным классам тантр. Во время многих посвящений принимаются тантрийские обеты и обязательства и, конечно, во всех случаях принимается обет Бодхичитты – Устремленности к Пробуждению. Однако Устремленность бывает двух родов – Вдохновенная (когда мы только порождаем в себе желание: "Пусть стану я Буддой на благо всех существ!") и Практическая, связанная с принятием обетов Бодхисаттвы. Во время данного дженанга необходимо будет принять Прибежище в Трех Драгоценностях и осуществить порождение Бодхичитты лишь как "пожелания", не принимая при этом всех обетов Бодхисаттвы. В качестве обязательства для тех, кто получит этот дженанг, я прошу каждого прочитывать ежедневно "Хвалу Манджушри", а также не менее 100 раз мантру Манджушри "Ом Арапачана ди...". Эта знаменитая "Хвала Манджушри" была написана в Индии, в монастыре Наланда, когда перед освящением статуи Манджушри сотню наилучших ученых Наланды попросили за ночь написать хвалу Манджушри и утром оказалось, что все они, независимо друг от друга, составили один и тот же текст "Хвалы Манджушри".
НБ: Отличаются ли требования разных тибетских школ относительно обетов и обязательств при посвящении? Возможно ли получить посвящение, не приняв соответствующие обеты?
ТН: Что касается способа, каким дается посвящение, то он в основном зависит от самого Учителя, так как линии передачи посвящений не связаны прямо с теми или иными школами. Например, у нас в школе Гелуг передаются посвящения, пришедшие и из Кагью, и из Ньингма, и из Сакья. Какие именно обеты и обязательства должен взять на себя ученик, получающий передачу – посвящение (ванг) или "малое посвящение" (дженанг), определяется также и типом тантры, в которую производится посвящение. Например, на уровне Ануттара-йога-тантры невозможно посвящение без принятия обетов Бодхисаттвы и тантрийских обетов. Но в некоторых низших классах тантр тантрийские обеты не принимаются, а порождение Устремленности к Пробуждению (Бодхичитты) требуется лишь на уровне "Вдохновенной" Устремленности без принятия всех обетов Бодхисаттвы. И действительно, очень важно, чтобы, предполагая получить посвящение – ванг или дженанг, – ученик ясно понимал – должен ли он будет принять обеты Бодхисаттвы, должен ли он будет принять на себя тантрийские обеты, каковы будут его обязательства после получения посвящения.
НБ: Первой из "вторичных заповедей" (yan-lag-gi dam-tsig), которую мы повторяем в "Шестиразовой йоге" после получения посвящения, в Ануттара-йога тантре является запрет употребления вина. Насколько строго следует соблюдать эту заповедь?
ТН: Данная заповедь имеет отношение прежде всего к тем, кто принял в полном объеме все пять обетом мирянина, включая обет не пить, или же принял монашеское посвящение, ну и, конечно, те, кто получает посвящение в Калачакру, принимают при этом особое обязательство не употреблять алкоголя. Вообще же, в Ануттара-йога тантрах иногда употребление алкоголя даже необходимо – например, в Ритуале Подношения Учителю (Ганачакра-пуджа), но и здесь используется лишь капля алкоголя, а вовсе не стакан. Те же, кто не принимал соответствующих обетов и обязательств, могут пить вино, но, конечно, не напиваться. При этом, разумеется, надо помнить, что алкоголь очень вреден и его употребление порицалось самим Буддой, ибо оно препятствует достижению Пробуждения.
НБ: То есть эта заповедь относится исключительно к тем, кто принял пятый обет мирянина или обеты монаха?
ТН: Нет, она относится, конечно, ко всем. Но некоторые людские слабости победить трудно. Например, в Тибете есть монахи и монахини, которые с детства привыкли нюхать табак. Монастырские правила не дозволяют этого, но эти люди теряют ясность ума, если некоторое время сидят без табака. Поэтому, несмотря на запрет, они возьмут понюшку табака – и снова с ясной головой возвращаются к своим текстам (смеется). Короче говоря, можно осуществлять практику Дхармы совершенно чисто – и тогда полностью выполнять заповедь о неупотреблении алкоголя, но можно и проявить некоторую снисходительность к своим слабостям и выполнять это обязательство в меру сил. Но, конечно же, напиваться нельзя ни в коем случае.
НБ: Ген Ринпоче, Вы уже второй раз в С.-Петербурге. Каковы Ваши впечатления, и не дадите ли Вы нам духовный совет?
ТН: Мне очень приятно, что в вашей стране многие интересуются Дхармой. Конечно, из-за политики подавления религии в недавнем прошлом у ваших буддийских священнослужителей не хватает знаний. Поэтому зачастую религиозная практика сводится к выполнению ритуалов, смысл которых самим выполняющим неизвестен. Сейчас очень важно, чтобы молодое поколение получило хорошее образование. Спасибо.
Тубтен Наванг: Существует множество различных посвящений и передач, в частности подразделяемых по четырем основным классам тантр. Во время многих посвящений принимаются тантрийские обеты и обязательства и, конечно, во всех случаях принимается обет Бодхичитты – Устремленности к Пробуждению. Однако Устремленность бывает двух родов – Вдохновенная (когда мы только порождаем в себе желание: "Пусть стану я Буддой на благо всех существ!") и Практическая, связанная с принятием обетов Бодхисаттвы. Во время данного дженанга необходимо будет принять Прибежище в Трех Драгоценностях и осуществить порождение Бодхичитты лишь как "пожелания", не принимая при этом всех обетов Бодхисаттвы. В качестве обязательства для тех, кто получит этот дженанг, я прошу каждого прочитывать ежедневно "Хвалу Манджушри", а также не менее 100 раз мантру Манджушри "Ом Арапачана ди...". Эта знаменитая "Хвала Манджушри" была написана в Индии, в монастыре Наланда, когда перед освящением статуи Манджушри сотню наилучших ученых Наланды попросили за ночь написать хвалу Манджушри и утром оказалось, что все они, независимо друг от друга, составили один и тот же текст "Хвалы Манджушри".
НБ: Отличаются ли требования разных тибетских школ относительно обетов и обязательств при посвящении? Возможно ли получить посвящение, не приняв соответствующие обеты?
ТН: Что касается способа, каким дается посвящение, то он в основном зависит от самого Учителя, так как линии передачи посвящений не связаны прямо с теми или иными школами. Например, у нас в школе Гелуг передаются посвящения, пришедшие и из Кагью, и из Ньингма, и из Сакья. Какие именно обеты и обязательства должен взять на себя ученик, получающий передачу – посвящение (ванг) или "малое посвящение" (дженанг), определяется также и типом тантры, в которую производится посвящение. Например, на уровне Ануттара-йога-тантры невозможно посвящение без принятия обетов Бодхисаттвы и тантрийских обетов. Но в некоторых низших классах тантр тантрийские обеты не принимаются, а порождение Устремленности к Пробуждению (Бодхичитты) требуется лишь на уровне "Вдохновенной" Устремленности без принятия всех обетов Бодхисаттвы. И действительно, очень важно, чтобы, предполагая получить посвящение – ванг или дженанг, – ученик ясно понимал – должен ли он будет принять обеты Бодхисаттвы, должен ли он будет принять на себя тантрийские обеты, каковы будут его обязательства после получения посвящения.
НБ: Первой из "вторичных заповедей" (yan-lag-gi dam-tsig), которую мы повторяем в "Шестиразовой йоге" после получения посвящения, в Ануттара-йога тантре является запрет употребления вина. Насколько строго следует соблюдать эту заповедь?
ТН: Данная заповедь имеет отношение прежде всего к тем, кто принял в полном объеме все пять обетом мирянина, включая обет не пить, или же принял монашеское посвящение, ну и, конечно, те, кто получает посвящение в Калачакру, принимают при этом особое обязательство не употреблять алкоголя. Вообще же, в Ануттара-йога тантрах иногда употребление алкоголя даже необходимо – например, в Ритуале Подношения Учителю (Ганачакра-пуджа), но и здесь используется лишь капля алкоголя, а вовсе не стакан. Те же, кто не принимал соответствующих обетов и обязательств, могут пить вино, но, конечно, не напиваться. При этом, разумеется, надо помнить, что алкоголь очень вреден и его употребление порицалось самим Буддой, ибо оно препятствует достижению Пробуждения.
НБ: То есть эта заповедь относится исключительно к тем, кто принял пятый обет мирянина или обеты монаха?
ТН: Нет, она относится, конечно, ко всем. Но некоторые людские слабости победить трудно. Например, в Тибете есть монахи и монахини, которые с детства привыкли нюхать табак. Монастырские правила не дозволяют этого, но эти люди теряют ясность ума, если некоторое время сидят без табака. Поэтому, несмотря на запрет, они возьмут понюшку табака – и снова с ясной головой возвращаются к своим текстам (смеется). Короче говоря, можно осуществлять практику Дхармы совершенно чисто – и тогда полностью выполнять заповедь о неупотреблении алкоголя, но можно и проявить некоторую снисходительность к своим слабостям и выполнять это обязательство в меру сил. Но, конечно же, напиваться нельзя ни в коем случае.
НБ: Ген Ринпоче, Вы уже второй раз в С.-Петербурге. Каковы Ваши впечатления, и не дадите ли Вы нам духовный совет?
ТН: Мне очень приятно, что в вашей стране многие интересуются Дхармой. Конечно, из-за политики подавления религии в недавнем прошлом у ваших буддийских священнослужителей не хватает знаний. Поэтому зачастую религиозная практика сводится к выполнению ритуалов, смысл которых самим выполняющим неизвестен. Сейчас очень важно, чтобы молодое поколение получило хорошее образование. Спасибо.
Обсуждения О соблюдении обетов