О соблюдении обетов

"Нартанг Бюллетень": В последние годы различные Учителя проводили передачу Учения и посвящений в нашей стране. В этой связи у нас зачастую возникают неясности относительно обетов и заповедей, которые мы должны соблюдать после получения посвящения.
О соблюдении обетов
В частности, какие обеты и обязательства будут взяты на себя теми, кто получит от Вас дженанг Манджушри?

Тубтен Наванг: Существует множество различных посвящений и передач, в частности подразделяемых по четырем основным классам тантр. Во время многих посвящений принимаются тантрийские обеты и обязательства и, конечно, во всех случаях принимается обет Бодхичитты – Устремленности к Пробуждению. Однако Устремленность бывает двух родов – Вдохновенная (когда мы только порождаем в себе желание: "Пусть стану я Буддой на благо всех существ!") и Практическая, связанная с принятием обетов Бодхисаттвы. Во время данного дженанга необходимо будет принять Прибежище в Трех Драгоценностях и осуществить порождение Бодхичитты лишь как "пожелания", не принимая при этом всех обетов Бодхисаттвы. В качестве обязательства для тех, кто получит этот дженанг, я прошу каждого прочитывать ежедневно "Хвалу Манджушри", а также не менее 100 раз мантру Манджушри "Ом Арапачана ди...". Эта знаменитая "Хвала Манджушри" была написана в Индии, в монастыре Наланда, когда перед освящением статуи Манджушри сотню наилучших ученых Наланды попросили за ночь написать хвалу Манджушри и утром оказалось, что все они, независимо друг от друга, составили один и тот же текст "Хвалы Манджушри".

НБ: Отличаются ли требования разных тибетских школ относительно обетов и обязательств при посвящении? Возможно ли получить посвящение, не приняв соответствующие обеты?

ТН: Что касается способа, каким дается посвящение, то он в основном зависит от самого Учителя, так как линии передачи посвящений не связаны прямо с теми или иными школами. Например, у нас в школе Гелуг передаются посвящения, пришедшие и из Кагью, и из Ньингма, и из Сакья. Какие именно обеты и обязательства должен взять на себя ученик, получающий передачу – посвящение (ванг) или "малое посвящение" (дженанг), определяется также и типом тантры, в которую производится посвящение. Например, на уровне Ануттара-йога-тантры невозможно посвящение без принятия обетов Бодхисаттвы и тантрийских обетов. Но в некоторых низших классах тантр тантрийские обеты не принимаются, а порождение Устремленности к Пробуждению (Бодхичитты) требуется лишь на уровне "Вдохновенной" Устремленности без принятия всех обетов Бодхисаттвы. И действительно, очень важно, чтобы, предполагая получить посвящение – ванг или дженанг, – ученик ясно понимал – должен ли он будет принять обеты Бодхисаттвы, должен ли он будет принять на себя тантрийские обеты, каковы будут его обязательства после получения посвящения.

НБ: Первой из "вторичных заповедей" (yan-lag-gi dam-tsig), которую мы повторяем в "Шестиразовой йоге" после получения посвящения, в Ануттара-йога тантре является запрет употребления вина. Насколько строго следует соблюдать эту заповедь?

ТН: Данная заповедь имеет отношение прежде всего к тем, кто принял в полном объеме все пять обетом мирянина, включая обет не пить, или же принял монашеское посвящение, ну и, конечно, те, кто получает посвящение в Калачакру, принимают при этом особое обязательство не употреблять алкоголя. Вообще же, в Ануттара-йога тантрах иногда употребление алкоголя даже необходимо – например, в Ритуале Подношения Учителю (Ганачакра-пуджа), но и здесь используется лишь капля алкоголя, а вовсе не стакан. Те же, кто не принимал соответствующих обетов и обязательств, могут пить вино, но, конечно, не напиваться. При этом, разумеется, надо помнить, что алкоголь очень вреден и его употребление порицалось самим Буддой, ибо оно препятствует достижению Пробуждения.

НБ: То есть эта заповедь относится исключительно к тем, кто принял пятый обет мирянина или обеты монаха?

ТН: Нет, она относится, конечно, ко всем. Но некоторые людские слабости победить трудно. Например, в Тибете есть монахи и монахини, которые с детства привыкли нюхать табак. Монастырские правила не дозволяют этого, но эти люди теряют ясность ума, если некоторое время сидят без табака. Поэтому, несмотря на запрет, они возьмут понюшку табака – и снова с ясной головой возвращаются к своим текстам (смеется). Короче говоря, можно осуществлять практику Дхармы совершенно чисто – и тогда полностью выполнять заповедь о неупотреблении алкоголя, но можно и проявить некоторую снисходительность к своим слабостям и выполнять это обязательство в меру сил. Но, конечно же, напиваться нельзя ни в коем случае.

НБ: Ген Ринпоче, Вы уже второй раз в С.-Петербурге. Каковы Ваши впечатления, и не дадите ли Вы нам духовный совет?

ТН: Мне очень приятно, что в вашей стране многие интересуются Дхармой. Конечно, из-за политики подавления религии в недавнем прошлом у ваших буддийских священнослужителей не хватает знаний. Поэтому зачастую религиозная практика сводится к выполнению ритуалов, смысл которых самим выполняющим неизвестен. Сейчас очень важно, чтобы молодое поколение получило хорошее образование. Спасибо.
×

По теме О соблюдении обетов

Соблюдение Духовных Законов и здоровье

Наше здоровье — наше великое достояние которого мы не замечаем. Мы его не видим...
Религия

Клятва которая повлияла на мою жизнь

Задавались ли вы вопросом как клятвы, данные вами, влияют на вашу жизнь? Какой...
Магия

Практики бодхисаттвы

В наставлениях о прегрешениях в обетах бодхисаттвы даются обстоятельные советы...
Религия

Как влияют на жизнь обещания из прошлой жизни?

Вероятно, хотя бы один раз в своей жизни вы что-то обещали. Или возможно, что...
Религия

Привычка - это хорошо или плохо?

Как правильно вырабатывать маленькие привычки, чтобы они привели к большим...
Психология

Философия внутреннего изменения личности

На Земле живут примерно 7 миллиардов человек, но при этом невозможно назвать...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека