Среди популярных театральных представлений в Японии особенно распространен театр ёсэ, отличающийся редким своеобразием. Это зрелище типа варьете, участники которого выступают с разнообразными номерами. Однако, несмотря на большую свободу в составлении программы ёсэ, один принцип выдерживают довольно строго: на сцену этого театра допускают только традиционные виды национального искусства.
Ни джазовую музыку, ни европейские или какие-либо другие неяпонские песни и танцы в программу представления обычно не включают.
Этот вид театрального искусства возник в XVII веке. Слово «ёсэ» означает «место, где собираются люди». Сначала представления ёсэ устраивали на площадях под открытым небом, и были они известны как дайдо-гэй или цудзи-гэн (уличное представление). К концу XVIII века для ёсэ стали строить специальные театральные помещения.
Примерно в том виде, в котором он существует в настоящее время, театр ёсэ появился в 1798 году, когда Окамото Мансаку построил в Эдо первое помещение ёсэба (место для представлений). Число театров ёсэ стало быстро расти, и в период их самой большой популярности, примерно в 1815 году, только в Эдо было сто двадцать пять таких театров. К середине XIX века в связи с правительственными ограничениями, касающимися зрелищных предприятий, число их сократилось до пятнадцати. После революции Мэйдзи правительственные ограничения были сняты и театры ёсэ вновь обрели широкую популярность. В Токио функционировало более сорока хорошо оборудованных театров ёсэ. В дальнейшем в связи с распространением кино число театров ёсэ сильно сократилось. Но тем не менее этот вид театрального искусства продолжал пользоваться любовью зрителей. А в послевоенной Японии благодаря телевидению он обрел новую, еще более широкую популярность, особенно среди молодежи. Театральные обозреватели отмечают, что в настоящее время наблюдается своеобразный бум ёсэ.
Театры ёсэ значительно меньше обычных театров и вмещают всего триста-четыреста зрителей, что помогает установлению атмосферы непринужденности в зале. Здания театров — обычно помещения японского типа. Стульев в зале пет. Зрители располагаются прямо на полу на циновках. Небольшая сцена, называемая кодза, лишена сложных приспособлений и механизмов. Ни декорации, ни световые, ни другие сценические эффекты не применяются. Все в этом театре держится на актерах, выступающих без грима, в обычном японском платье.
Основную часть программы театра ёсэ составляют устные рассказы кодан и ракуго, которые перемежаются номерами разнообразных жанров народного искусства.
Слово «кодан», или «косяку», как прежде называли этот вид устных рассказов, означает «чтение лекции» или «толкование написанного». Этот вид сказа зародился в XVI веке, когда странствующие священники, стремясь привлечь внимание аудитории, стали рассказывать историческую хронику «Тайхэйки». В XVII—XVIII веках сказаниями о битвах стали добывать себе пропитание бродячие ронины и горожане, лишенные определенных занятий. Они выступали в храмах, под временными навесами, сооружаемыми в руслах пересохших рек, или просто на оживленном перекрестке у дороги. Повествование рассказчики вели сидя, их единственным атрибутом был веер, которым они для усиления выразительности время от времени ударяли о доски помоста или возвышения, на котором находились.
В 1700 году в Эдо построили первый специальный театр, который назвали «Тайхэйки косякуба». Он стал родоначальником театров ёсэ. Его основатель Нава Сэйваэмон стал последним рассказчиком «Тайхэйки» и первым профессиональным коданси. Постепенно тематика рассказов коданси расширялась. Кроме разнообразных повествований о битвах они стали рассказывать о семейных конфликтах в знатных домах, о судебной практике полулегендарного судьи Оока Сэйдаи, о необычных происшествиях из жизни горожан, о политических событиях своего времени.
Конечно, не все темы рассказов кодан нравились властям. Выступления некоторых рассказчиков запрещались. А один из лучших кодапси второй половины XVIII века, Умаба Бунко, был приговорен к смертной казни за то, что осмелился публично исполнить созданный им кодап «Кана-мори содо», повествующий о недовольстве правительством бакуфу, которое в то время имело место.
Однако подлинно устными рассказами кодан стали к середине XIX века. До тех пор кодапси во время выступлений пользовались текстом, который назывался дайхон.
Революция Мэйдзи вдохнула новую жизнь в кодан. Появились новые типы рассказов, которые назывались кайка-кодан (кодан цивилизации), или синкодан (новый кодан). Они включали пересказ жизнеописания Колумба, рассказы о мятеже Это Симпэя и Юго-Западной войне и т. д. Иногда коданси стали появляться на эстраде в европейском платье и вести повествование, сидя за столом. Широкое распространение получили симбун кодан (газетный кодан), представлявшие собой обработку газетных статей в форме кодан. Это был период невероятно широкого распространения кодан. Только в Токио насчитывалось более восьмидесяти сякуба (место выступления) и более восьмисот коданси.
В 80-х годах появился и быстро распространился по всей Японии так называемый сэйдзи кодан (политический ко-Дан). Коданси этого направления вели широкую пропаганду идей демократического движения «Дзиго минкэн ундо». Наиболее выдающимся из них был Ито Тию. Однако вскоре исполнение этого вида кодап было строго запрещено правительством.
С начала XX века популярность кодан заметно сокращается. Причиной этого было распространение кино и национальных песен-баллад нанива-буси, а также разногласия в среде коданси и появление различных трудностей, связанных с неблагожелательным отношением к жанру кодан властей.
К началу второй мировой войны в Токио осталось всего две площадки для регулярных выступлений коданси, да и те сгорели в 1945 году во время воздушных налетов американской авиации.
После войны американские оккупационные власти запретили все виды японского искусства, которые напоминали о воинских доблестях побежденных. Под этот запрет попала значительная часть кодан, так называемые гундан (военные рассказы). К тому же многие выдающиеся коданси погибли или умерли в годы войны. Жанру грозила катастрофа.
Лишь с 1950 года благодаря усилиям энтузиастов начинается его возрождение. Было построено новое помещение театра «Хоммокутэй». Постепенно наладились регулярные выступления старых мастеров этого жанра, таких, как Му-раи Тэйкити и Канда Сёри, и более молодых коданси — Итирюсай Тэйдзан, Итирюсай Тэйдзё, Такараи Бакин и других. Началось серьезное изучение этого жанра, стал выходить ежемесячник «Кодан кэнкю» («Изучение кодан»).
Стало очевидно, что без серьезных перемен в тематике и форме изложения жапр кодан существовать не может. Однако поиски повых путей в этой области реальных результатов пока не принесли.
Теперь рассказы кодан непременно включают в каждую программу театра ёсэ, но по популярности и удельному весу они значительно уступают ракуго.
Ракуго — комические, а иногда и сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. Они развились из анекдотов, которые создавали и рассказывали профессиональные рассказчики отогисю, состоявшие при крупных феодалах даймё. Сначала их назы^ вали ханаси (рассказы), или карукутибанаси (веселые устные рассказы). Слово «ракуго» (рассказы с комической концовкой) появилось в 1787 году, когда опубликовали книгу комических рассказов «Токудзидэн», где они были впервые так названы. Искусством для широкой публики ракуго стали после того, как в 1680 году отогисю по имени Цую-но Горобэй ушел из дворца даймё, стал демонстрировать свое мастерство на улицах Киото и быстро завоевал широкую популярность. Но отцом ракуго считается Сикано Будзаэмон, основавший в 1687 году первый небольшой театр специально для ракуго в одном из самых оживленных кварталов Эдо.
Героями рассказов ракуго являются представители разнообразных слоев общества. Тематика повествования очень широка, она не ограничивается ни временем, ни социальной принадлежностью действующих лиц. Это смешные истории, ситуации бытовые и политические, исторические и злободневные.
Во время исполнения ракуго рассказчик — ракугока сидит на возвышении — кодза, па подушечке для сидения — дзабутоне. И хотя он широко прибегает к выразительной мимике и жестикуляции, с места ракугока не встает. Выступает он в обычном японском платье. Скупыми дополнительными средствами выразительности, которыми он пользуется, являются веер и сложенное японское полотенце (тэнугуи) в его руках. Сложенный веер в вытянутой вперед руке означает удочку рыболова, веер, двумя руками развернутый на коленях, — письмо. Сложенный веер, поставленный на ладони, — кисть для письма. В зависимости от положения в руках рассказчика сложенный веер может изображать меч, палочки для еды, японские счеты, трубку курильщика и т. д. Полотенце — представлять собой кошелек, кисет, лист бумаги и многое другое.
За четыре века существования искусства ракуго сменилось несколько поколений талантливых творцов и исполнителей этого жанра. Одним из наиболее известных среди них был Санъготэй Энтё (1839—1900). Сапътотэй Энтё сам создавал свой репертуар, придумывая увлекательные истории с запутанной авантюрной фабулой и множеством действующих лиц. Его рассказам была присуща подлинная театральность. Большой мастер диалога, Санъютэй Энтё Умело развертывал действие, чередуя трагические сцены с комедийными. Он то потрясал зрителей ужасами, то заставлял их безудержно смеяться.
Санъютэй Энтё был не только искусным творцом, но и превосходным исполнителем своих рассказов. В предисловии к переводу повести Сапъютэя Энтё «Пионовый фонарь» "■ Н. Маркова приводит интересное высказывание одного из величайших актеров театра кабуки, Опоэ Кикугоро, об исполнительском мастерстве этого непревзойденного мастера ракуго. «У Энтё-сана только веер в руках и голос, а он один показывает всех своих действующих лиц и даже пейзаж так отчетливо, словно видишь все своими глазами. Это работа, которую в театре совершает целая труппа актеров» ''''.
Рассказы Санъютэя Энтё записывали стенографически, печатали в газетах, их выпускали отдельными книгами, инсценировали для театров, и всегда они имели успех. Его рассказы пользуются неизменным успехом у публики и в наши дни. В 1926—1928 годы вышло Полное собрание сочинений Санъютзя Энтё («Энтё дзэнсю») в тринадцати томах.
Ракуго как один из видов традиционного национального искусства привлекает серьезное внимание литературной и театральной общественности Японии. Стремясь изучить и сохранить богатое наследие творцов ракуго и поощрить дальнейшее развитие этого жанра, создавали специальные общества изучения ракуго (Ракуго кэнктокай). Первое такое общество возникло в 1900 году — в год смерти Санъютэя Энтё — и просуществовало двадцать три года. Это общество объединяло профессиональных рассказчиков и исследователей этого жанра. Неоднократно распадаясь и будучи создано вновь, общество с небольшими перерывами продолжало работу до 1958 года, а затем функции его перешли к более мелким объединениям любителей жанра ракуго и обществам изучения ракуго, существующим при многих университетах в Японии.
Кроме того, в настоящее время имеется три профессиональных объединения исполнителей ракуго. В ассоциацию «Ракуго кёкай» входят в основном приверженцы старых ракуго. Это классическая школа (котэнха). Наиболее видные ее представители: Кацура Бунраку, Коконтэй Сино, Санъютэй Энсё и другие. В ассоциацию «Гэйдзюцу кёкай» входят сторонники новых ракуго. Это школа творцов нового (синсакуха). Среди них можно отметить такие имена, как Сюнбутэй Рюкё, Кацура Кобундзи, Кокоптэй Имаскэ, и другие. И третью группу составляет молодежь, объединившаяся в общество «Вакатэ ракугокай» («Общество молодых исполнителей ракуго»). Среди них Кингэнтэй Уманоскэ, Сансё Тэймурано и другие.
Кроме кодан и ракуго в программу представления театра ёсэ включают другие виды японского эстрадного искусства. Наиболее распространенными из них являются мандан, мандзай, коваиро, мономанэ, фукувадзюцу.
Мандан — короткие анекдоты, своеобразные устные карикатуры, в которых в комической форме передаются текущие события и злободневные новости. Эта форма появилась сравнительно недавно, примерно в 1924 году. Ее ввели рассказчики — бэнси старого немого кино, которые с появлением звукового кино должны были менять свою профессию.
Мапдзай — форма юмористического диалога, когда два актера, стоя на сцене, обмениваются остротами. Это модернизированный вариант уличного искусства кадодзукэ-гэй старого Эдо. Представления мандзай в то время устраивались главным образом в новогодний праздник. Актеры ходили из дома в дом, демонстрировали свое искусство и принимали вознаграждение подарками или деньгами. Часто исполнители мандзай не были профессионалами. Сейчас это искусство профессионализировалось. Партнерами в мапдзай могут быть мужчина и женщина, двое мужчин или две женщины. Иногда их веселый диалог ведется под аккомпанемент сямисэна. Мандзай занимает значительную часть программы ёсэ.
Популярную в народе форму мандзай нередко используют политические деятели, особенно во время агитационно-пропагандистских выступлений на массовых митингах, обращаясь к избирателям в период предвыборных кампаний, и т. д.
Коваиро — подражание. Актер искусно подражает речи какого-нибудь знаменитого актера кабуки или симпа. Несовпадение внешнего облика актера с голосом и манерой говорить изображаемой знаменитости вызывает комический эффект. Зарождение искусства коваиро также относится к периоду Эдо.
Мономанэ — звукоподражание. Актер воспроизводит крики птиц и животных, звуки поезда и автомобиля, шипение дерущихся кошек и т. д
Фукувадзюцу — чревовещание также часто включают в программу ёсэ. Нередко в программу представления ёсэ входит музыкально-песенный сказ дзёрури, не сопровождаемый игрой кукол или актеров.
Наиболее популярным видом вокального искусства, составляющим значительную часть программы представления ёсэ, являются исполняемые под аккомпанемент сями-сэна песни-баллады — нанива-буси или рокёку. Эта песенная форма возникла в прошлом веке в районе Кансай. Старинное название центра этого района Нанива (теперь Осака) и дало название этому виду музыкального искусства.
Окончательное формирование нанива-буси связывают с именем Торюкэн Кумоэмона (1874—1917). В качестве сюжетов для своих песен он использовал хорошо известные исторические сказания. Простые мелодии этих песен быстро приобрели широкую популярность. Тотюкэн Кумоэмон первый исполнил нанива-буси на большой театральной сцене в Токио, его искусство встретило восторженный прием.
В начале XX века нанива-буси получили чрезвычайно широкое распространение. Появились различные стили исполнения нанива-буси, выдвинулось много талантливых исполнителей этих песен — рокёкуси.
В предвоенные и военные годы этот жанр довольно активно использовался для пропаганды национализма и милитаризма. Появились певцы, исполнявшие только военные нанива-буси (гундзи рокёку).
После войны популярность нанива-буси резко упала. Однако в последние годы этот жанр снова завоевывает утраченные позиции. Нанива-буси занимают значительное место в программах театра ёсэ, очень часто их передают по радио и телевидению, записывают на пластинки. Особенно популярны стали рокёкуси-женщины.
Почти все исполнители нанива-буси объединены в ассоциацию «Рокёку кёкай» («Общество рокёку»). Время от времени они устраивают специальные вечера нанива-буси в таких больших театральных помещениях, как «Мэйдзидза» или «Кокусай гэкидзё», вмещающих более двух тысяч зрителей, и эти вечера собирают полные залы публики. Созданы даже фильмы, основанные на нанива-буси, так называемые рокёку эйга.
Ведущим рокёкуси наших дней является председатель ассоциации «Рокёку кёкай» Кимура Томоэ. Он — автор таких известных нанива-буси, как «Комацу араси» и «Сио-бара Таскэ».
Сейчас появилось немало профессиональных литераторов, пишущих тексты нанива-буси. Иногда тексты нанива-буси пишут такие крупные писатели, как Хасэгава Син.
В программу представления театра ёсэ кроме упомянутых видов театрального искусства часто включают японские традиционные танцы, выступления кукольников с марионетками, жонглирование, акробатику, фокусы, художественное вырезание из бумаги и т. д.
В настоящее время существует примерно двести трупп ёсэ. Со второй половины 1965 года наблюдается своеобразный бум театра ёсэ. Спектакли передаются по радио и телевидению. Особой популярностью пользуются ракуго, манд-зай, кодан и мономанэ.
Этот вид театрального искусства возник в XVII веке. Слово «ёсэ» означает «место, где собираются люди». Сначала представления ёсэ устраивали на площадях под открытым небом, и были они известны как дайдо-гэй или цудзи-гэн (уличное представление). К концу XVIII века для ёсэ стали строить специальные театральные помещения.
Примерно в том виде, в котором он существует в настоящее время, театр ёсэ появился в 1798 году, когда Окамото Мансаку построил в Эдо первое помещение ёсэба (место для представлений). Число театров ёсэ стало быстро расти, и в период их самой большой популярности, примерно в 1815 году, только в Эдо было сто двадцать пять таких театров. К середине XIX века в связи с правительственными ограничениями, касающимися зрелищных предприятий, число их сократилось до пятнадцати. После революции Мэйдзи правительственные ограничения были сняты и театры ёсэ вновь обрели широкую популярность. В Токио функционировало более сорока хорошо оборудованных театров ёсэ. В дальнейшем в связи с распространением кино число театров ёсэ сильно сократилось. Но тем не менее этот вид театрального искусства продолжал пользоваться любовью зрителей. А в послевоенной Японии благодаря телевидению он обрел новую, еще более широкую популярность, особенно среди молодежи. Театральные обозреватели отмечают, что в настоящее время наблюдается своеобразный бум ёсэ.
Театры ёсэ значительно меньше обычных театров и вмещают всего триста-четыреста зрителей, что помогает установлению атмосферы непринужденности в зале. Здания театров — обычно помещения японского типа. Стульев в зале пет. Зрители располагаются прямо на полу на циновках. Небольшая сцена, называемая кодза, лишена сложных приспособлений и механизмов. Ни декорации, ни световые, ни другие сценические эффекты не применяются. Все в этом театре держится на актерах, выступающих без грима, в обычном японском платье.
Основную часть программы театра ёсэ составляют устные рассказы кодан и ракуго, которые перемежаются номерами разнообразных жанров народного искусства.
Слово «кодан», или «косяку», как прежде называли этот вид устных рассказов, означает «чтение лекции» или «толкование написанного». Этот вид сказа зародился в XVI веке, когда странствующие священники, стремясь привлечь внимание аудитории, стали рассказывать историческую хронику «Тайхэйки». В XVII—XVIII веках сказаниями о битвах стали добывать себе пропитание бродячие ронины и горожане, лишенные определенных занятий. Они выступали в храмах, под временными навесами, сооружаемыми в руслах пересохших рек, или просто на оживленном перекрестке у дороги. Повествование рассказчики вели сидя, их единственным атрибутом был веер, которым они для усиления выразительности время от времени ударяли о доски помоста или возвышения, на котором находились.
В 1700 году в Эдо построили первый специальный театр, который назвали «Тайхэйки косякуба». Он стал родоначальником театров ёсэ. Его основатель Нава Сэйваэмон стал последним рассказчиком «Тайхэйки» и первым профессиональным коданси. Постепенно тематика рассказов коданси расширялась. Кроме разнообразных повествований о битвах они стали рассказывать о семейных конфликтах в знатных домах, о судебной практике полулегендарного судьи Оока Сэйдаи, о необычных происшествиях из жизни горожан, о политических событиях своего времени.
Конечно, не все темы рассказов кодан нравились властям. Выступления некоторых рассказчиков запрещались. А один из лучших кодапси второй половины XVIII века, Умаба Бунко, был приговорен к смертной казни за то, что осмелился публично исполнить созданный им кодап «Кана-мори содо», повествующий о недовольстве правительством бакуфу, которое в то время имело место.
Однако подлинно устными рассказами кодан стали к середине XIX века. До тех пор кодапси во время выступлений пользовались текстом, который назывался дайхон.
Революция Мэйдзи вдохнула новую жизнь в кодан. Появились новые типы рассказов, которые назывались кайка-кодан (кодан цивилизации), или синкодан (новый кодан). Они включали пересказ жизнеописания Колумба, рассказы о мятеже Это Симпэя и Юго-Западной войне и т. д. Иногда коданси стали появляться на эстраде в европейском платье и вести повествование, сидя за столом. Широкое распространение получили симбун кодан (газетный кодан), представлявшие собой обработку газетных статей в форме кодан. Это был период невероятно широкого распространения кодан. Только в Токио насчитывалось более восьмидесяти сякуба (место выступления) и более восьмисот коданси.
В 80-х годах появился и быстро распространился по всей Японии так называемый сэйдзи кодан (политический ко-Дан). Коданси этого направления вели широкую пропаганду идей демократического движения «Дзиго минкэн ундо». Наиболее выдающимся из них был Ито Тию. Однако вскоре исполнение этого вида кодап было строго запрещено правительством.
С начала XX века популярность кодан заметно сокращается. Причиной этого было распространение кино и национальных песен-баллад нанива-буси, а также разногласия в среде коданси и появление различных трудностей, связанных с неблагожелательным отношением к жанру кодан властей.
К началу второй мировой войны в Токио осталось всего две площадки для регулярных выступлений коданси, да и те сгорели в 1945 году во время воздушных налетов американской авиации.
После войны американские оккупационные власти запретили все виды японского искусства, которые напоминали о воинских доблестях побежденных. Под этот запрет попала значительная часть кодан, так называемые гундан (военные рассказы). К тому же многие выдающиеся коданси погибли или умерли в годы войны. Жанру грозила катастрофа.
Лишь с 1950 года благодаря усилиям энтузиастов начинается его возрождение. Было построено новое помещение театра «Хоммокутэй». Постепенно наладились регулярные выступления старых мастеров этого жанра, таких, как Му-раи Тэйкити и Канда Сёри, и более молодых коданси — Итирюсай Тэйдзан, Итирюсай Тэйдзё, Такараи Бакин и других. Началось серьезное изучение этого жанра, стал выходить ежемесячник «Кодан кэнкю» («Изучение кодан»).
Стало очевидно, что без серьезных перемен в тематике и форме изложения жапр кодан существовать не может. Однако поиски повых путей в этой области реальных результатов пока не принесли.
Теперь рассказы кодан непременно включают в каждую программу театра ёсэ, но по популярности и удельному весу они значительно уступают ракуго.
Ракуго — комические, а иногда и сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. Они развились из анекдотов, которые создавали и рассказывали профессиональные рассказчики отогисю, состоявшие при крупных феодалах даймё. Сначала их назы^ вали ханаси (рассказы), или карукутибанаси (веселые устные рассказы). Слово «ракуго» (рассказы с комической концовкой) появилось в 1787 году, когда опубликовали книгу комических рассказов «Токудзидэн», где они были впервые так названы. Искусством для широкой публики ракуго стали после того, как в 1680 году отогисю по имени Цую-но Горобэй ушел из дворца даймё, стал демонстрировать свое мастерство на улицах Киото и быстро завоевал широкую популярность. Но отцом ракуго считается Сикано Будзаэмон, основавший в 1687 году первый небольшой театр специально для ракуго в одном из самых оживленных кварталов Эдо.
Героями рассказов ракуго являются представители разнообразных слоев общества. Тематика повествования очень широка, она не ограничивается ни временем, ни социальной принадлежностью действующих лиц. Это смешные истории, ситуации бытовые и политические, исторические и злободневные.
Во время исполнения ракуго рассказчик — ракугока сидит на возвышении — кодза, па подушечке для сидения — дзабутоне. И хотя он широко прибегает к выразительной мимике и жестикуляции, с места ракугока не встает. Выступает он в обычном японском платье. Скупыми дополнительными средствами выразительности, которыми он пользуется, являются веер и сложенное японское полотенце (тэнугуи) в его руках. Сложенный веер в вытянутой вперед руке означает удочку рыболова, веер, двумя руками развернутый на коленях, — письмо. Сложенный веер, поставленный на ладони, — кисть для письма. В зависимости от положения в руках рассказчика сложенный веер может изображать меч, палочки для еды, японские счеты, трубку курильщика и т. д. Полотенце — представлять собой кошелек, кисет, лист бумаги и многое другое.
За четыре века существования искусства ракуго сменилось несколько поколений талантливых творцов и исполнителей этого жанра. Одним из наиболее известных среди них был Санъготэй Энтё (1839—1900). Сапътотэй Энтё сам создавал свой репертуар, придумывая увлекательные истории с запутанной авантюрной фабулой и множеством действующих лиц. Его рассказам была присуща подлинная театральность. Большой мастер диалога, Санъютэй Энтё Умело развертывал действие, чередуя трагические сцены с комедийными. Он то потрясал зрителей ужасами, то заставлял их безудержно смеяться.
Санъютэй Энтё был не только искусным творцом, но и превосходным исполнителем своих рассказов. В предисловии к переводу повести Сапъютэя Энтё «Пионовый фонарь» "■ Н. Маркова приводит интересное высказывание одного из величайших актеров театра кабуки, Опоэ Кикугоро, об исполнительском мастерстве этого непревзойденного мастера ракуго. «У Энтё-сана только веер в руках и голос, а он один показывает всех своих действующих лиц и даже пейзаж так отчетливо, словно видишь все своими глазами. Это работа, которую в театре совершает целая труппа актеров» ''''.
Рассказы Санъютэя Энтё записывали стенографически, печатали в газетах, их выпускали отдельными книгами, инсценировали для театров, и всегда они имели успех. Его рассказы пользуются неизменным успехом у публики и в наши дни. В 1926—1928 годы вышло Полное собрание сочинений Санъютзя Энтё («Энтё дзэнсю») в тринадцати томах.
Ракуго как один из видов традиционного национального искусства привлекает серьезное внимание литературной и театральной общественности Японии. Стремясь изучить и сохранить богатое наследие творцов ракуго и поощрить дальнейшее развитие этого жанра, создавали специальные общества изучения ракуго (Ракуго кэнктокай). Первое такое общество возникло в 1900 году — в год смерти Санъютэя Энтё — и просуществовало двадцать три года. Это общество объединяло профессиональных рассказчиков и исследователей этого жанра. Неоднократно распадаясь и будучи создано вновь, общество с небольшими перерывами продолжало работу до 1958 года, а затем функции его перешли к более мелким объединениям любителей жанра ракуго и обществам изучения ракуго, существующим при многих университетах в Японии.
Кроме того, в настоящее время имеется три профессиональных объединения исполнителей ракуго. В ассоциацию «Ракуго кёкай» входят в основном приверженцы старых ракуго. Это классическая школа (котэнха). Наиболее видные ее представители: Кацура Бунраку, Коконтэй Сино, Санъютэй Энсё и другие. В ассоциацию «Гэйдзюцу кёкай» входят сторонники новых ракуго. Это школа творцов нового (синсакуха). Среди них можно отметить такие имена, как Сюнбутэй Рюкё, Кацура Кобундзи, Кокоптэй Имаскэ, и другие. И третью группу составляет молодежь, объединившаяся в общество «Вакатэ ракугокай» («Общество молодых исполнителей ракуго»). Среди них Кингэнтэй Уманоскэ, Сансё Тэймурано и другие.
Кроме кодан и ракуго в программу представления театра ёсэ включают другие виды японского эстрадного искусства. Наиболее распространенными из них являются мандан, мандзай, коваиро, мономанэ, фукувадзюцу.
Мандан — короткие анекдоты, своеобразные устные карикатуры, в которых в комической форме передаются текущие события и злободневные новости. Эта форма появилась сравнительно недавно, примерно в 1924 году. Ее ввели рассказчики — бэнси старого немого кино, которые с появлением звукового кино должны были менять свою профессию.
Мапдзай — форма юмористического диалога, когда два актера, стоя на сцене, обмениваются остротами. Это модернизированный вариант уличного искусства кадодзукэ-гэй старого Эдо. Представления мандзай в то время устраивались главным образом в новогодний праздник. Актеры ходили из дома в дом, демонстрировали свое искусство и принимали вознаграждение подарками или деньгами. Часто исполнители мандзай не были профессионалами. Сейчас это искусство профессионализировалось. Партнерами в мапдзай могут быть мужчина и женщина, двое мужчин или две женщины. Иногда их веселый диалог ведется под аккомпанемент сямисэна. Мандзай занимает значительную часть программы ёсэ.
Популярную в народе форму мандзай нередко используют политические деятели, особенно во время агитационно-пропагандистских выступлений на массовых митингах, обращаясь к избирателям в период предвыборных кампаний, и т. д.
Коваиро — подражание. Актер искусно подражает речи какого-нибудь знаменитого актера кабуки или симпа. Несовпадение внешнего облика актера с голосом и манерой говорить изображаемой знаменитости вызывает комический эффект. Зарождение искусства коваиро также относится к периоду Эдо.
Мономанэ — звукоподражание. Актер воспроизводит крики птиц и животных, звуки поезда и автомобиля, шипение дерущихся кошек и т. д
Фукувадзюцу — чревовещание также часто включают в программу ёсэ. Нередко в программу представления ёсэ входит музыкально-песенный сказ дзёрури, не сопровождаемый игрой кукол или актеров.
Наиболее популярным видом вокального искусства, составляющим значительную часть программы представления ёсэ, являются исполняемые под аккомпанемент сями-сэна песни-баллады — нанива-буси или рокёку. Эта песенная форма возникла в прошлом веке в районе Кансай. Старинное название центра этого района Нанива (теперь Осака) и дало название этому виду музыкального искусства.
Окончательное формирование нанива-буси связывают с именем Торюкэн Кумоэмона (1874—1917). В качестве сюжетов для своих песен он использовал хорошо известные исторические сказания. Простые мелодии этих песен быстро приобрели широкую популярность. Тотюкэн Кумоэмон первый исполнил нанива-буси на большой театральной сцене в Токио, его искусство встретило восторженный прием.
В начале XX века нанива-буси получили чрезвычайно широкое распространение. Появились различные стили исполнения нанива-буси, выдвинулось много талантливых исполнителей этих песен — рокёкуси.
В предвоенные и военные годы этот жанр довольно активно использовался для пропаганды национализма и милитаризма. Появились певцы, исполнявшие только военные нанива-буси (гундзи рокёку).
После войны популярность нанива-буси резко упала. Однако в последние годы этот жанр снова завоевывает утраченные позиции. Нанива-буси занимают значительное место в программах театра ёсэ, очень часто их передают по радио и телевидению, записывают на пластинки. Особенно популярны стали рокёкуси-женщины.
Почти все исполнители нанива-буси объединены в ассоциацию «Рокёку кёкай» («Общество рокёку»). Время от времени они устраивают специальные вечера нанива-буси в таких больших театральных помещениях, как «Мэйдзидза» или «Кокусай гэкидзё», вмещающих более двух тысяч зрителей, и эти вечера собирают полные залы публики. Созданы даже фильмы, основанные на нанива-буси, так называемые рокёку эйга.
Ведущим рокёкуси наших дней является председатель ассоциации «Рокёку кёкай» Кимура Томоэ. Он — автор таких известных нанива-буси, как «Комацу араси» и «Сио-бара Таскэ».
Сейчас появилось немало профессиональных литераторов, пишущих тексты нанива-буси. Иногда тексты нанива-буси пишут такие крупные писатели, как Хасэгава Син.
В программу представления театра ёсэ кроме упомянутых видов театрального искусства часто включают японские традиционные танцы, выступления кукольников с марионетками, жонглирование, акробатику, фокусы, художественное вырезание из бумаги и т. д.
В настоящее время существует примерно двести трупп ёсэ. Со второй половины 1965 года наблюдается своеобразный бум театра ёсэ. Спектакли передаются по радио и телевидению. Особой популярностью пользуются ракуго, манд-зай, кодан и мономанэ.
Обсуждения Театр Ёсэ