В СССР старательно замалчивали встречу, и было отчего.
А вот американцы, захватив документы нацистов, в 1948 г. предъявили их миру.
Ныне с документами встречи можно ознакомиться в Интернете.
К концу 1940 г. фюрер был вынужден торопиться, пока англичане не собрались с силами и не обзавелись союзниками, среди которых мог оказаться СССР. Наоборот, у СССР уже существовал двусторонний договор с Германией, так что необходимости в большем сближении не было. Дай Бог, чтобы Германия выполняла то, что уже пообещала.
С другой стороны, советское руководство было вдохновлено договорняком от 1939 г. и вполне могло рассчитывать на новые территориальные приобретения или, по крайней мере, на установление в ряде европейских стран прокоммунистических режимов. Солидная советская делегация и пышный прием явно говорят, что обе стороны ожидали немалого.
Увы, на этот раз обстановка оказалась принципиально иной, и шаги обеих сторон можно было бы назвать анекдотичными, если бы они не привели к миллионам жертв.
Начать с того, что встреча была полной неожиданностью для советского руководства. Вся подготовка к ней свелась к записке В.М.Молотова с указаниями И.В.Сталина, составленной, видимо, наспех прямо под диктовку вождя, который не имел возможности и особого желания с кем-либо советоваться.
Неподготовлена оказалась и германская сторона. Фюрер изобретал всё прямо на ходу в процессе разговора. Он щедро предлагал шкуру неубитого медведя - британские колонии, считая, что это вполне достаточным для соблазнения любого хищника. Но СССР эта морковка, т.е. шкура, не интересовала.
Зато покушение СССР на британскую собственность резко качнуло бы общественное мнение на Западе в сторону братания с Германией. Наверняка, ярый антикоммунист У.Черчилль предпочел бы власть фашистов, а не коммунистов.
Напомню, что менее чем через год после окончания войны, когда формально продолжала существовать антигитлеровская коалиция, уже 5 марта 1946 г. У.Черчилль выступил со знаменитой фултонской речью, в которой провозгласил крестовый поход против СССР.
Стоило СССР в 1940 г. проявить агрессивность в отношении Британии, и У.Черчилль с неменьшей энергией мобилизовал бы весь мир против СССР. Так что германская морковка была сильно отравлена. Несмотря на очевидную отраву, Германия все-таки предложила ее, так как очень велика ожидалась выгода: англичане пойдут на мирное соглашение, а Германия - уверенно на восток.
А что предлагал И.В.Сталин? На первый взгляд, смехотворно мало. Никакой экспансией и не пахло. Было лишь предложено немцам убраться из Финляндии и Румынии. По мнению некоторых историков, ничего невыполнимого в требованиях СССР не было. Но так ли это?
Германия пребывала на пике военных побед, Европа лежала у ног фюрера, и просто так возвращать добычу было просто несерьезно. А.Гитлер давно распланировал Европу под себя, и всякое вмешательство в его хозяйство считал совершенно неуместным.
Более того, для Германии были жизненно важны природные ресурсы Финляндии и Румынии, без которых просто не могла существовать раскрутившаяся военная машина.
Таким образом, даже самые минимальные требования СССР были неприемлемы для Германии.
Но В.М.Молотов не имел возможности ослушаться указаний свыше и, как попугай, повторял одно и то же, а фюрер отмахивался от его претензий, как от назойливой мухи. Разговаривать по сути было не о чем.
Однако, и после встречи советская сторона не сделала никаких выводов и не отклонилась от своих претензий, хотя в принципе выражала интерес к соглашению. А может быть, вывод в том и состоял, что ни шагу назад.
Как бы то ни было, СССР формально согласился присоединиться к Тройственному пакту и делить мир в компании других хищников. Осталось лишь обговорить детали.
Увы, на его согласие никакой реакции от Германии не последовало. Но враг решительно взял курс на подготовку к войне с СССР. Уже 18 декабря 1940 г. А.Гитлер подписал план Барбаросса, который повлек невиданные жертвы и страдания для обеих сторон и для всего мира.
Сейчас можно по-разному оценивать провал визита В.М.Молотова и сталинского плана. Наши требования в итоге оказались нереалистичными. С другой стороны, потакание отъявленному агрессору вряд ли могло привести к добру.
В любом случае основательно подзабытый провал советской дипломатии стал поворотным пунктом в истории человечества. Жизнь запросто могла покатиться совсем по другому руслу. Наверняка, не было бы 1941 года, каким мы его знаем. Нам могли быть обеспечены еще многие годы мирной жизни.
Для расширения жизненного пространства Германии подошла бы Америка, на которую уже были большие планы, но которой вполне можно было и подавиться.
Правда, есть еще важный аспект. Наверняка, тогда Германия первой завладела бы атомным оружием и не постеснялась бы применить его против всех народов, которые она считала неполноценными.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50912.
Обсуждения Не договорились