В одном из трактатов, посвящённом актуальному современному вопросу - "как понять, продвигаемся ли мы в личном развитии?", Плутарх предлагает своего рода тест - два десятка признаков, помогающих с этим разобраться.
Разумеется, в эпоху Плутарха не было такого выражения, как "личное развитие". Наше чтение древних греков очень затруднено искажениями, накладывающимися на исходный текст в силу затёртости некоторых слов или их неверных, но устоявшихся интерпретаций, сложившихся за века. Поэтому сначала проясним ключевые понятия, которыми пользовались античные учёные-философы, обучая своих современников понятиям и принципам личного развития.
В древности оно определялось как "арете" - добродетель. Однако, добродетель у греков - это не "благость, этичность, моральное превосходство или положительное нравственное качество", как переводят современные нам словари. В изначальном смысле, добродетель - это мастерство, добротно и слаженно выполняемые действия, применительно ко всей жизни или какой-то её области.
Понятие порока, как противоположность добродетели, это не столько "моральная испорченность" или "падшая человеческая природа, соскальзывающая в грех при первой возможности" (как говорили в средневековье, «мужчина и женщина наедине не станут читать «Отче наш»»), сколько отсутствие или недостаток тренировки. В качестве примера порока греки часто приводят трусость, подразумевая под ней опять-таки не столько моральную слабость, сколько нетренированность перед лицом опасности.
И третье понятие — это философия. Во времена древних греков это было намного больше, чем наука. Буквальный перевод - "любовь к мудрости" точнее, потому что имеет не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую. Однако и сама "мудрость" тоже требует расшифровки — в древности это не столько знания и наука сами по себе, сколько искусство жизни.
Итак, арете — это результат практики философии как искусства жизни.
Или так: философия — это постоянная практика арете.
А теперь, вооруженные понятийным аппаратом, давайте посмотрим на признаки прогресса в личном развитии, предлагаемые Плутархом.
ПРОГРЕСС ЕСТЬ:
1. Когда ты видишь, что твоя практика непрерывна и имеет постоянное направление — так моряки измеряют свой маршрут, зная пройденное время и силу ветра.
2. Когда ты постоянно ведешь борьбу против пороков, не уступая ни удовольствиям, ни безделью, ни занятости. (И помним, что порок - это "нетренированность".)
3. Когда, даже если в практике есть перерывы, ее последующие периоды оказываются увереннее и продолжительнее предыдущих.
4. Когда ты чувствуешь тягу к практике личного развития даже в то время, когда другие занятия, такие как деньги или служба, отвлекают от нее, как влюбленный не только радуется присутствию любимого человека, но и грустит, когда его нет рядом.
5. Когда твой путь уже не ощущается как крутой и трудный, а кажется легким и ровным, поскольку его неровность смягчена тренировкой.
6. Когда твое недовольство выбранным образом жизни если и появляется, то лишь ненадолго, и ты легко способен его преодолеть.
7. Когда твоя любовь к искусству жизни превышает тягу к вещам, которыми восхищается большинство людей, такими как статус или богатство.
8. Когда в практике философии проявляется характер и страсть.
Плутарх замечает, что новички в философии стремятся к самопрославлению, рассказывая на рынке о своих открытиях. Таких он предлагает считать философами не более, чем аптекарей врачами.
9. Когда в дискуссии ты способен не быть высокомерным, если оказываешься сильнее оппонента, или подавленным, если оказываешься слабее.
10. Когда ты не пугаешься выступить перед неожиданно собравшейся большой аудиторией и не расстраиваешься, если тебя пришло послушать мало людей.
Плутарх при этом замечает, что тот, кто стремится к добродетели, не должен упускать возможность выступить публично.
11. Когда ты не нуждаешься в том, чтобы люди тебя слушали и хвалили.
12. Когда ты способен голосовать честно среди множества нечестных голосов, не принимать позорных предложений влиятельных людей и быть выше взяток.
13. Когда ты способен признавать ошибки и слушать критику, не пряча от других свою несовершенную, темную сторону.
Кстати у Плутарха уже было понимание "тени", концепцию которой принято считать заслугой психологии 20-го века: он говорит, что чем больше порочный человек отрицает свой порок, тем глубже этот порок проникает в него и овладевает им — так же как люди, которые на самом деле бедны или глупы, но делают вид, что богаты и умны, выглядят из-за этого ещё беднее и глупее.
14. Когда даже в снах ты не делаешь ничего порочного.
15. Когда страх, гнев и вожделение оказываются в тебе не так сильны, как прежде, и в целом сильные страсти сменяются более умеренными.
16. Когда тяга к порядку мотивирует тебя сильнее, чем страх наказания, достижения других вызывают не зависть, а желание сделать что-то подобное, а жажда обладать чем-то сменяется стремлением к достойным делам.
17. Когда ты восхищаешься людьми своей мечты не только в их успехах, но и в испытаниях, которые выпали на их долю.
18. Когда при внезапном появлении выдающегося человека ты не впадаешь в беспокойство, не прячешься, не стремишься изменить свой внешний вид, но встречаешь его с уверенностью.
19. Когда тебе хочется, чтобы близкие, которые уже ушли из жизни, были рядом с тобой и с гордились тем, как ты живешь.
20. Когда ты внимателен к себе даже в мелких ситуациях, ничего не делаешь небрежно, но во всем руководствуешься разумом.
Источник: фейсбук
Обсуждения Развитие или деградация? - 20 признаков по Плутарху
а вот это совсем не всегда бывает. особенно в христианской практике
"Когда ты не нуждаешься в том, чтобы люди тебя слушали и хвалили."
И
"Когда тебе хочется, чтобы близкие, которые уже ушли из жизни, были рядом с тобой и с гордились тем, как ты живешь."
Но в основном
Работай и совершенствуй мастерство по своим способностям и этому радуйся. Но без гордыни.