Покойнику никто не пишет

Покойнику никто не пишет
Несчастлив всякий живущий.
Блажен лишь тот кто не жил.
Луис да Силвейра, португальский поэт 1481-1534

Аристотель говорил, что философия начинается с удивления. Большинство взрослых людей перестают удивляться, воспринимая происходящее как данность. Нам некогда удивляться, мы выставляем себя напоказ, предъявляя окружающим всю гнусность своего существования. Мы заняты актуальными устремлениями, соответствующими двум основным инстинктам: у мужчин это агрессия, а у женщин — размножение. Борхес однажды сказал, что вся мировая литература это вариации на тему четырех немудреных сюжетов: осада крепости (Троя), возвращение домой (Одиссея) и т.д. Чепуха! Не только литература, но и вся культура в целом обслуживает жизнь, разворачивающуюся в форме двух указанных инстинктов. Основная цель культуры состоит в том, чтобы ни в коем случае не называть вещи своими именами.

Герой романа Сартра "Тошнота" Антуан Рокантен не утратил способности удивляться, а потому сделался философом. Он удивлен жизнью, которая насильно дана ему ради... ничего. Рокантен не ищет общества, наоборот, он намеренно избегает его, замкнувшись в своём одиночестве, упиваясь им. Однако, поскольку он еще жив, к нему постоянно кто-нибудь пристаёт. Но участвовать в мышиной возне, когда каждый стремится околеть, непременно находясь на вершине мусорной кучи — ему неинтересно, потому что проигрыш в любом случае неизбежен. Только подонки заблуждаются и думают, что выиграли, но и они обречены.

Что делать? Лучше всего не делать ничего, чтобы не увеличивать существование, которого так непристойно много, что от него люто тошнит. Ибо существование не является необходимостью: суть его — случайность, которая есть нечто абсолютное. Беспричинно всё сущее: оно рождается беспричинно, продолжается по недостатку сил и умирает случайно. Но и смерть тоже может быть лишней, поскольку человек остается лишним в любой ситуации, даже в уничтожении предыдущих ситуаций: "И тот, кто заснул в своей мягкой постели, в своей теплой, уютной комнате, проснется голым на синеватой земле в шумящих зарослях детородных членов — красные и белые, они будут устремлены в небо, и огромные их мошонки вылезут из земли на поверхность, мохнатые, похожие на луковицы. А над фаллосами будут кружиться птицы и клевать их своими клювами, и из них будет сочиться кровь. И еще из ран потечет сперма, медленно, вяло потечет смешанная с кровью сперма, студенистая, теплая, в мелких пузырьках".("Тошнота")

Самые интересные страницы книги составляют разговоры Рокантена с Самоучкой, который был убеждённым гуманистом. Он считал, что каждый обязан приносить пользу людям. Но в конце романа Самоучку уличили в библиотеке в сексуальных домогательствах к детям, стукнули ему по носу и с позором выгнали. Удивляться не приходится, ибо люди от природы очень злобные, поэтому гуманизм до добра не доводит.

Подруга Рокантена Анна придумала свой способ бороться с существованием — она постоянно воображает себя живым мертвецом. А почему бы и нет — ведь все мы действительно покойники в отпуске, так что и переживать не о чем. В этой связи вспоминается ещё более интересный философский роман классика бразильской литературы 19 века Машадо де Ассиза "Записки с того света". Это замечательное произведение, в котором рассказ ведётся от лица покойника, поэтому пессимизм и нигилизм, густо приправленные сарказмом, просто зашкаливают! Герой книги, Браз Кубас, в первой главе радостно помирает, а потом вспоминает свою жизнь. Надо сказать, что этот человек явно философ, потому что он всю жизнь принципиально ничего не делал — разве что безуспешно пытался разобраться со своими женщинами и так же безуспешно играл в политику. К тому же автор-покойник предельно честен. Он уже хлопнул тапками и ему глубоко наплевать на замечания критиков. Будучи на том свете, он окончательно замкнулся в своем одиночестве. Покойнику туда никто не пишет.

Самые интересные страницы книги составляют разговоры Браза Кубаса с философом-самоучкой Кинкасом Борбой, который вначале украл у него часы, а потом придумал гуманитизм. Согласно этой философии, суть жизни состоит в борьбе, которая протекает в соответствии со следующей универсальной формулой: одна мировая душа должна пожрать другую мировую душу на радость всеобщей мировой душе. О, благословенная природа! При этом совершенно неважно: сражаются солдаты Наполеона или бодаются козлы — любая борьба, как движение мировой души, прекрасна. Однако у солдат есть то преимущество, что они, в отличие от козлов, определенно знают, что погибнут, и, следовательно, погибают сознательно, а значит — вдвойне славно. "В целом же любая жизнь восхитительна и появление на свет — высшее счастье. Поскольку жизнь есть величайшее благо вселенной и даже последний нищий предпочитает свое жалкое существование смерти (в чем и заключается чудодейственное влияние мировой души), то, следовательно, воспроизведение жизни не имеет ничего общего с любовными приключениями и является моментом причащения в литургии нашего духа. Любовь — священнодействие, размножение — ритуал. Ибо есть только одно подлинное несчастье — не родиться". Надо сказать, что ближе к концу философ-гуманитист предсказуемо сошел с ума. Удивляться не приходится, ибо люди от природы бесконечно злы и гуманитизм до добра не доводит.

В финале романа Брас Кубас стоит над трупом старушки доны Пласиды, которая умерла в доме для престарелых, и спрашивает себя: неужели лишь для этого родители призвали её на свет божий в минуту сладострастия? А потом он делает заключительный вывод относительно собственной жизни: "Эта последняя глава вся состоит из отрицаний. Я не достиг известности, я не стал ни министром, ни халифом, я не познал радостей супружеской жизни. Правда, мне не пришлось зато добывать себе хлеб в поте лица своего. Смерть доны Пласиды и помешательство Кинкаса Борбы не причинили мне страданий. Подытожив все это, кто-нибудь, пожалуй, вообразит, что одно уравновешивается другим и что мы с жизнью квиты. Но, решив так, он ошибется, ибо здесь, на том свете, я все же обнаружил сальдо в свою пользу: у меня не было детей, и я никому не оставил в наследство тщету нашего земного бытия". ("Записки с того света")

В раннем детстве выброшенный в жизнь человек тотально несвободен, а впереди на него давит предстоящая, отягощенная бесконечными обязательствами, кошмарная жизнь с ужасным концом. Но ближе к концу, если удаётся выкроить хотя бы пару лет относительной тишины, можно успокоиться в ней и послушать голоса, доносящиеся из небытия.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50418.
×

Обсуждения Покойнику никто не пишет

  • Я полагаю, бытие дано нам лишь по тому, чтобы мы научились ностальгировать по небытию...
     
  • "Самые интересные страницы книги составляют разговоры Рокантена с Самоучкой, который был убеждённым гуманистом"(С). Из любого Самоучки получаются только Недоучки.
     

По теме Покойнику никто не пишет

Кто пишет историю

Шлетцер был человек крайне амбициозный,ни об одном русском историке никогда и...
Журнал

Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал

Каждые сорок секунд в мире погибает один человек, ссылается на данные Всемирной...
Журнал

Никто не следит за качеством еды в России

Роспотребнадзор существует для того, чтобы проверять качество продуктов в...
Журнал

Зачем вы пришли в этот мир, где вас никто не ждет?

Всё бессмысленно..? На этом можно было и остановиться, ибо нет смысла в словах...
Журнал

И никто не узнает, где могилка твоя?

ВВЕДЕНИЕ. Чем отличается хороший человек от мирно хрюкающих четвероногих? А...
Журнал

Правила индейца Никто

СТАРОСТЬ Он так и грохнулся... Увы! Все наши планы таковы. Не знает тот, кто...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека