РАСКОЛЬНИКИ
Вобрав в себя разные достоинства мировой культуры, Россия оказалась уникальным хранилищем всех мировых ценностей, сохраняемых в обрядах, сказках, легендах, песнях, плясках и религиозных верованиях. Некоторые из этих сложившихся ритуалов и обрядов, обсуждаются разными исследователями до сих пор. Как уже было сказано пользоваться исследовательскими трудами титулованных историков мы будем, однако выводы будем делать сами.
Когда как выясняется подлогами и фальсификациями разных исторических событий могут заниматься ученые на всех уровнях научного сообщества. Поэтому историю религиозного раскола православной церкви России нужно одновременно упростить, для понимания людьми несведущими, и одновременно усложнить, закрыв доступ в эту сферу профанам и историкам.
Как это было принято в Элевсинских мистериях, куда профаны не допускались, а в мистериях участвовали только посвященные люди.
Сразу определимся с терминами "старообрядцы" и "староверы", которые пересекаясь создают разные толкования объединяющие эти термины в одно понятие, либо создающие какие-то специфические формы.
Словом староверы обозначали людей, которые не приняли реформ патриарха Никона и оставались верны канонам христианской веры Древней Руси. Говорят, что синоним слову староверы - старообрядцы ввела в употребление Екатерина II, которая выпустила указ о привлечении староверов в экономическую жизнь государства.
Наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам».
Для раскрытия темы о раскольниках будем использовать материалы историков Дмитрия Урушева и Александра Пыжикова не принимая во внимание выводов, которые они делают. Оба эти историка выходцы из старообрядчества и имеют субъективное суждение, тем не менее какие то материалы они собирали и этими материалами мы будем пользоваться, делая свои выводы.
История раскола – в качестве формы народной самоорганизации, как назвал это событие А.Пыжиков, начинается с объединения Украины и России в 1654 года по итогам Переяславской Рады. Для того, чтобы выработать устав единый церкви необходима была церковная реформа, которая обсуждалась с участием царя Алексея Михайловича.
Украинская церковь была представлена Киево-Могилянской академией (основана Петром Могилой), которая была ориентирована на греческую культуру, которая воспринималась как носитель византийской культурной традиции. В то время, как к IX веку, ко времени Крещения Руси (988), в Константинополе было принято двоеперстие.
И на Стоглавом соборе 1551 года это было подтверждено: «Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша». Для обсуждения реформы создался кружок "ревнителей благочестия" вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича, в который входили настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин и другие "начитанные люди".
Разработка принципов единоверия шла достаточно трудно. В 1652 году умер предстоятель Русской православной церкви патриарх Иосиф и на его место был интронизирован патриарх Никон. Церковные реформы патриарха Никона, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой.
Они вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества. Надо сказать, что раскол церкви ударил по обеим спорящим сторонам в 1666 году патриарх Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, а его соперники протопопы Аввакум, Логгин со своими сторонниками были сожжены или замучены.
Были замучены лидеры старообрядцев, в том числе боярыня Морозова и княгиня Урусова, которых уморили голодом в земляной яме. Разосланный по всем епархиям циркуляр Никона предписывающий совершать крестное знамение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие, воспринимался не однозначно.
Решение поместного Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме, на что многие священники отвечали сопротивлением. Наиболее известны в истории это Соловецкое восстание и "Хованщина", повлекшие за собой настоящие войны, и если "казацкого царя" Ивана Заруцкого посадили на кол, то "царь стрелецкий", имел все основания появиться в России.
Один из многих монастырей оказавших сопротивление реформам это Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, где до 500 насельников монастыря выдерживали осаду стрелецкого войска с 1668 по 1676 год. Боевые действия продолжавшиеся несколько лет завершились падением Соловецкого монастыря, когда один из перебежчиков, - чернец Феоктист показал стрельцам тайный ход, через который нападавшие проникли в монастырь.
После короткого боя в живых из мятежников осталось 60 человек 28 из которых сразу казнили, а остальных разослали по разным острогам. В РПСЦ проведена канонизация убиенных участников восстания и совершается память святых мучеников и исповедников: "архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших".
Стрелецкий бунт 1682 года получивший название "Хованщина", - восстание московских стрельцов после создания полков нового строя, когда стрельцы перестали быть элитными военными частями и жалование стрельцам выплачивалось нерегулярно. 27 апреля 1682 года царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника и два боярских рода Милославских и Нарышкиных боролись за то, кто сядет на престол Петр или Иван.
Род Милославских подсуетился и возбудил стрельцов вестью о том, что царевича Ивана задушили Нарышкины и хотят душить царевича Петра. Взбунтовавшиеся стрельцы заняли Кремль, и не смотря на то, что царевичи оказались живы, перебили всех Нарышкиных начав с лидера клана Нарышкиных боярина Артамона Матвеева. Затем убили боярина стрелецкого приказа князя Ю. А. Долгорукова, и сбросили с колокольни стрелецких полковников, которые пытались остановить восстание.
Стрельцы расставили в Кремле свои караулы, когда все, включая царскую семью, оказались заложниками мятежников, хотя царём номинально оставался малолетний Пётр, царица Наталья Кирилловна — регентшей. Мятеж стрельцов был остановлен выплатой им долгов жалованья и назначением главой стрелецкого приказа популярного у стрельцов князя И. А. Хованского.
По наущению Милославских стрельцы подали новую челобитную, чтобы помимо Петра царём был назван ещё и царевич Иван, а царевна Софья Алексеевна, ввиду малолетства царей, была правительницей (регентшей). Что и было исполнено, а на Лобном месте был установлен памятный столб, на котором были вырезаны имена всех воров-бояр, истреблённых стрельцами, с перечислением их провинностей и злоупотреблений.
Стрельцы продолжали контролировать Кремль под предлогом его охраны, сохраняя за собой возможность выдвижения новых требований к правительству. И в это время, старообрядцы, подвергавшиеся жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили обратиться со своими проповедями в стрелецких полках о возврате к старым обрядам.
Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. Эту идею поддержал Хованский и стал добиваться ее проведения, когда обе стороны сошлись на том, чтобы диспут состоялся в Грановитой палате Кремля, в присутствии царевны Софьи.
Хованский и старообрядцы согласились и диспут о вере состоялся, официальную церковь представлял патриарх Иоаким, а старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси, к ругани и закончился чуть ли не дракой. Перешедшие на сторону царевны Софьи стрельцы расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его, а Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он гарантировал безопасность.
В ответ Софья приказала его обезглавить, назначив главой стрелецкого приказа дьяка Фёдора Шакловитого. Стрельцы лишившись своего лидера, выдали в Троицу младшего сына Хованского и прислали челобитную, в которой признавали свои действия преступными. Семь лет прошло в этом противостоянии, когда снесли памятный столб на Лобном месте, царевну Софью заключили в монастырь, а на стрелецкой казни присутствовал сам царь Петр.
Что касаемо старообрядцев, то гонения на них продолжались до того момента, когда царь Пётр вместо патриарха или митрополита для управления церковью создал Святейший правительствующий синод. А старообрядцев легализировали в административной системе законодательным актом от 8 февраля 1716 года, устанавливавшим запись и двойное налоговое обложение раскольников.
По этому указу в раскол записалось всего лишь около 191 тысячи человек, что составляло менее 2% от плативших подать. Тем самым, после десятилетий физического уничтожения и гонений государство пошло на юридическую фиксацию их статуса, вновь подтвержденную затем указом от 16 октября 1720 года. Хотя раскольники продолжали разбегаться по глухим и необжитым местам, поддерживая свой жизненный уклад, основанный на вере предков.
Тех, кто после увещевания в господствовавшей церкви снова обратился к старообрядчеству, назначался уже не двойной, а четвертной подушный оклад. Жесткая позиция властей по отношению к старообрядчеству оставалась неотъемлемой чертой внутренней политики и при императрице Анне Иоанновне, когда сенатский указ от 21 марта 1736 года подтверждал суровые наказания за распространение раскола.
Численность раскольников с 191 тысячи человек сократилась к 1753 году 37 тыс. Власти проверяя ситуацию обнаруживали, что люди безнаказанно не регистрировались раскольниками, по причине попустительства местного руководства. Когда обнаруживались случаи массового хождения при бородах и в русском платье, а по проверке оказалось, что они являются самыми настоящими староверами, но двойного оклада никто из них никогда не платил.
Российский религиозный конфликт инициировал и серьезную миграцию, когда раскольники устремились не только на окраины страны, но и в соседние государства, Польшу, Литву и Турцию. Елизавета I, лично справлялась сколько в точности денег получает казна от сбора двойного оклада с раскольников и проявляла инициативу о возвращении их на родину.
Политику возвращения раскольников на родину продолжила и Екатерина II издавшая ряд указов: «О вызове из Польши и Литвы беглых российских помещичьих и всякого звания людей, о дозволении им селиться в казенных волостях, где кто пожелает, и о даче им льготы от податей и работ на 6 лет». 13 мая 1763 года.
Со времен Ивана Грозного, мы знаем о купцах Строгановых имевших обширные владения за Уралом. А со времен Петра I эксплуатацию горных заводов Урала поручено было тульскому кузнецу раскольнику Никите Демидову, вслед за которым из различных краев туда хлынул поток раскольников. Как писал Пермский архиепископ Палладий, раскольники заполнили главные заводские должности, места волостных голов, писарей селений.
А местные заводы представлялись архиепископу настоящими рассадниками раскола. В то же время первая православная церковь была построена здесь только в 1750 году, спустя почти полвека после запуска горных предприятий.
Староверческий капитализм развивался не по классическим канонам, а по собственным духовным и организационным правилам.
Во второй половине XIX века старообрядческое купечество заявило о себе на всероссийском уровне, трансформировавшись в сплоченную предпринимательскую группу. Так в 1890 году Министерство финансов разрешило крупному купцу-старообрядцу С.И. Мамонтову приобрести Невский механический завод. Существовали фабрики и мануфактуры купцов Морозовых и других купцов старообрядцев.
Если по переписи 1897 года их насчитывалось около двух миллионов, то общественность предполагала более справедливым говорить о двадцати миллионах. Хотя и эти цифры не давали полного представления о положении дел в двух ветвях православия. Большая часть раскольников (прежде всего беспоповцев, не принимавших священство и церковных таинств) числилась обычными православными, не желая в официальном порядке заявлять о своей религиозной идентификации.
Со времени правления Александра II был взят курс на включение староверия в сферу государственного влияния и на подчинение его гражданскому имперскому законодательству. После чего на правительственном уровне уже не было попыток определить истинные параметры раскольничьей общности. Угасанию интереса к старообрядчеству способствовало также полное фиаско революционно-демократических кругов, которые в 60-70-х годах XIX столетия рассчитывали поднять раскол на борьбу с самодержавием.
И уже к концу пореформенного периода раскольничья тематика оказалась далеко на периферии исследований.
Историк Пыжиков рассказывает об огромном пласте нашей истории, неизученной и совершенно незнакомой, охватывающем едва ли не половину нашего населения. Явление старообрядчества это глубокое многослойное напластование разных религиозных общин, которые можно квалифицировать, как Поповство или Беспоповство.
И если поповство можно, как то привязать к священно служению и обрядовому исполнению ритуалов описанных в древних книгах. То беспоповство это направление религии ближе к языческому верованию дохристианского периода времени, когда в разных общинах могут исповедаться разные формы язычества. Существует классификация беспоповских общин. Александр Пыжиков говорит, что старообрядчество было создано не снизу, как это всегда бывает, а сверху в царских палатах.
При этом разрушение церквей, в революционный период проводили массы людей, ведомые беспоповцами, которым чужда была христианская религия, это они входили в революционные комитеты. И окружение Сталина так же было старообрядческим. Известный историк Евгений Спицын, сглаживает это заявление говоря о том, что Сталина окружали не старообрядцы, а люди получившие воспитание в старообрядческой среде.
Здесь соглашусь и не буду спорить ни с одним, ни с другим историком, потому что я это всегда знал и видел своими глазами. В каком смысле знал и видел, то что не заметили ни Пыжиков, ни другие историки. Что все демонстрации и шествия проводимые в СССР на государственные праздники были организованы по типу религиозного крестного хода, когда вместо икон и хоругвей, несли портреты вождей, флаги и транспаранты.
А моральный кодекс строителя коммунизма, по сути своей дублировал христианские заповеди. Здесь видна работа Сталинского окружения, которое выстраивало поведенческие и моральные нормы общества в соответствии своего мировоззрения. Когда старообрядческая церковь выйдя из закулисы, заменила собой, гонимую в тот момент главенствующую православную церковь, разделившуюся, на соглашательскую и зарубежную.
Разбирая весь навороченный клубок разных знаний о церквях и религиях, чтобы не впасть в ересь или богоборчество, надо подходить к этому вопросу с точки зрения эзотерика и атеиста. Занимаясь эзотерикой я равнодушно отношусь ко всем религиям, поэтому данный вопрос будем рассматривать с логической точки зрения, закрыв доступ в эту область знаний профанам и историкам. Начнем с того, что убегая от гонений со стороны власти раскольники бежали на границы государства, и создавая свои общины, в глухих местах в поисках мифического беловодья.
Прочитав, в свое время "Житие" протопопа Аввакума, я долго не мог понять каким образом сотник Петр Бекетов мог "бранить" протопопа и местного архиепископа, прилюдно выказывая им такое неуважение. Наложив один временной поток на другой стало понятно, что протопоп описывал свои страдания в 1672–1673 гг. в то время, когда представителей главенствующей (Никонианской) церкви в Сибири не было.
А в полку Афанасия Пашкова протопоп Аввакум был единственным религиозным деятелем, который и "окормлял" ведущих его на каторгу стрельцов. Только поэтому видя перед собой государственного преступника, боярский сын Петр Бекетов мог "бранить" протопопа Аввакума и архиепископа с ним общающимся. Как уже было сказано, в пермском краю первая православная церковь была построена только в 1750 году.
А в Забайкальском крае, в котором отбывал свою каторгу протопоп Аввакум шедший пешком из Иргенского острога в Нерчинск, православная церковь организовалась только в XIX веке. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 году при Иркутском епископе Михаиле. В местах, заселенных бурятами и эвенками, было создано до 10 миссионерских станов, при которых строились часовни и церкви.
Центром миссии и викариатства с 1879 г. стала Чита, в которую переместилось миссионерское училище при Посольском монастыре. В 1894 г. из состава Иркутской и Нерчинской епархии была выделена самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия с центром в Чите. Первым епископом Забайкальским стал Георгий (Орлов), с 1893 бывший епископом Селенгинским.
В 1895 г. в Забайкальской епархии числились 400 147 православных, 164 780 ламаистов, 40 860 старообрядцев, 6181 иудей, 5941 «язычник», 1914 мусульман и т. д.
Одной из форм миссионерства стали религиозные торжества, крестные ходы, паломничества к святыням и др. Центрами паломничеств были Селенгинский, Посольский и Чикойский монастыри.
В Иргенский миссионерский стан устраивались крестные ходы из соседних сел, паломники приезжали со всего Забайкалья и соседних губерний, чтобы поклониться местным святыням: чудотворной иконе великомученницы Параскевы Пятницы, могилам воинов-землепроходцев из отряда воеводы А. Ф. Пашкова, построивших Иргенский и Нерчинский остроги в XVII в.
Итак, здесь мы видим, что протопоп Аввакум пребывал на Иргени в 1653 году, в 1735 году Г.Миллер в своем описании Нерчинского уезда, рассказывает о часовне на могилами замученных воинов Симеона, Киприана и Иосифа. В начале XVIII века Иргенский острог был упразднён и разобран. Иргень — единственное в Забайкалье место, собиравшее паломников со всех концов края и из соседних губерний — Иркутской, Якутской и областей Амурской и Приморской.
В 1866 году начальником Забайкальской духовной миссии, епископом Вениамином Селенгинским на Иргени, около озера, на самом берегу реки Хилка был установлен миссионерский стан, состоящий из небольшой церкви и домика для миссионера с псаломщиком для приведения так называемых инородцев к православию. Тут есть ряд противоречий, когда раскольники стали селиться на территории Забайкалья задолго до появления здесь миссионеров главенствующей церкви.
И надо полагать, что святыня озера Иргень к которой совершало паломничество население Восточной Сибири, изначально принадлежала староверам, памятные знаки которых есть на Яблоновом хребте. Чем это обусловлено ни кто не знает, может быть чтится память о мятежном протопопе Аввакуме справлявшим свои службы в Иргенском остроге.
Может быть это сакральное место тунгусов, которые ранее здесь проживали и стоящие на перевале шаман-деревья устраивали все религиозные конфессии которые здесь проживали. Впоследствии прибывающих в Забайкалье бурят переориентировали на Алханай для отправления религиозных обрядов, где сочинили соответствующую этому случаю мифологию. Тунгусов в большей части крестили, что ни как не отразилось на их жизни.
Существует документальное свидетельство, где Читинский священник просит вышестоящее руководство способствовать тому, чтобы запретить местному населению ходить организованно в горы в сторону Иргени. Это говорит о том, что главенствующая церковь перехватила инициативу организовав к озеру Иргень крестный ход.
После открытия миссионерского стана, сюда стали приезжать для торжественного отправления богослужения епископы-начальники миссии. А со времени образования в Забайкалье самостоятельной епархии стали приезжать правящие архиереи, когда на праздники в Иргени собиралось до 10000 человек. В начале XX века миссионерский Иргенский стан, усилиями Забайкальской Духовной миссии, благоустроился и разросся.
И было образовано поселение с хозяйственными постройками для 200 голов разного скота, засеяно 50 десятин пахотной земли. В 1878 году была построена небольшая деревянная церковь, а затем в 1881 был выстроен большой пятиглавый трехпрестольный храм в честь, почитаемой в Забайкалье, иконы Божией Матери «Знамение». Сейчас этой церкви нет.
С 1999 года к святому месту возобновился пеший крестный ход, более 80 километров проходят его участники по забайкальской земле с иконами, крестами и молитвами. Как уже было сказано миф об Иргенских мучениках содержит много неточностей и противоречий, но как говорится миф не есть историческое событие. Он миф, призванный дать объяснение событию, о котором он повествует.
Тут надо сразу оговориться, что в составе Забайкалья ранее были и Читинская область и Бурятия, поэтому это было единое административное пространство, на котором с 1851 года располагалось Забайкальское Казачье Войско. А до этого момента сюда переселялись староверы. Вся история раскола соотносится с периодом освоения Сибири и сюда бежали раскольники в поисках лучшей доли, самостоятельно или переселялись по указу Екатерины II, когда была объявлена религиозная амнистия.
Раскольники переселялись в сопровождении государственных чиновников из Польши и Белоруссии, в 1765—1766 годах и первые партии осели в разных точках Забайкалья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году. Переселённые старообрядцы приходили большими семьями с имуществом и получили от местных жителей название семейские.
Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на обширных территориях Забайкалья и благодаря особенностям жизни, связанным с их религиозным мировоззрением, не смешались с «православными» и сохранили свою самобытность. Об укреплении начал веротерпимости (Указ от 17 апреля 1905 года, Указ о веротерпимости) — законодательный акт, именной указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости.
Подписан 17 (30) апреля 1905 года. Согласно Указу, всем российским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение. Старообрядческая самобытность формировалась в соответствии принятой в согласии мировоззренческой парадигмы, когда насчитывалось до 30 разных согласий: «ветковское», "белокриницкое", "федосеевцы", "филипповцы", "самокрещенцы" и другие.
Большинство учёных разделяют старообрядческое движение на два согласия - поповское (приемлющих священство) и беспоповское (не приемлющих священство), а под термином «раскольники» подразумевают различные старорусские сектантские общины. Такое деление основывается на правительственной классификации раскольничьего движения, разделявшей секты по степени «государственного вреда».
Когда люди идут в раскол для удовлетворения душевных потребностей, которого они лишены в господствующей церкви. Этим и объясняется упорство раскольников, которые не хотят духовного рабства, образовывая множество разных сект. Мы под раскольниками понимаем старообрядцев, предводительствуемых протопопом Аввакумом и Никитой Пустосвятом, которые именуются поповцами или беглопоповцами.
Другую часть старообрядцев называемую беспоповцами Александр Пыжиков относит к большому спектру мировоззренческих ценностей, некоторые из которых не имеют ни чего общего с привычными религиозными образами. В эзотерике эти мировоззрения называются "деревенская магия".
Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, составляет свыше 2 млн человек. Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия), имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния) насчитывающая до миллиона прихожан. Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, большая часть которых не зарегистрирована.
Говорят, что в 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами, к чему это привело пока не известно. И есть информация об организованных встречах старообрядцев разных согласий.
Организация религиозной жизни государства происходит при соблюдении многосложных процессов, состоящих из особого мироощущения, соответствующего поведение и специфических действий, основанных на вере в сверхъестественное и священное. Разные направления религии рассматривают разные социально-исторические типы мировоззрения при формировании основных форм духовной культуры человечества основанных на мифологии и философии.
Говоря о философии сложно представить равенство мировоззрений разных людей. Я присутствовал на одной из первых конференций «Православие и общество: грани взаимодействия», проводимых отделением Российского исторического общества в Забайкальском крае. Откуда вышел в полном несогласии с выводами этой конференции.
Во первых, я был не согласен с тем, что существование Адама и Евы это научно признанный факт, а не логическое объяснение появлению человечества на нашей планете. А потом, мне не понравилась дискуссия студента говорящего о пассионарной теории Льва Гумилева и одного из благочинных, который высмеивал доводы докладчика.
В этом диалоге я был полностью на стороне студента, но не стал публично его поддерживать и спорить со священником, который сейчас пребывает в сане митрополита. В этот момент в зале не было священника старообрядческой церкви, который мог бы поспорить с представителем традиционной церкви, как говорится, на равных. Больше я на подобные мероприятия не ходил.
Так, что не будем разбираться, кто прав из двух церквей, разногласия которых состоят в прочтении церковных книг, как писать имя Иисус, какие делать поклоны и сколькими перстами молиться. Поэтому, не будем упражняться в схоластике, а посмотрим на этот спор с точки зрения атеиста, равнодушного и к одной и к другой религии.
Отметив при этом, что в споре саддукеев с фарисеями, где у палке конец, а где начало, логика говорит о том, что началом у палки является тот конец, который был ближе к стволу дерева из которого сделана палка. Действия царственных особ, волей судьбы оказавшихся в роли арбитра, в споре двух православных церквей образовавшихся в результате раскола, это стремление привести обе стороны к единоверию.
Возможность диалога между спорящими сторонами была представлена, когда лидер раскола протопоп Аввакум и патриарх Никон в присутствии царя спорили о вопросах вероучения. Этот диалог был продолжен, другой лидер раскола Никита Пустосвят со своими сторонниками и руководитель обновленной церкви могли обмениваться своими доводами в присутствии правящего монарха.
Этот диалог, едва не закончился "мордобоем", когда спорящие не пришли ни к какому результату, разругавшись окончательно. Аналогом здесь можно представить существующее в народе предание о том, что Святитель Николай (Чудотворец), при проведении I Вселенского Собора защищая веру не стерпев богохульства Ария, бил его по лицу. За что Святитель Николай был лишен преимущества его архиерейского сана — омофора и заключен в тюремную башню.
Были потом гонения на самого Святителя Николая, но здесь мы видим, что императоры стремились не допускать разногласий среди епископов, собирающихся для утверждения церковных догматов. Здесь мы видим завершение религиозного спора, когда наказаны оба спорщика, но церковь остается одна. Та же самая Византийская церковь из которой вышли и древнее православие отстаиваемое раскольниками, и новое толкование истин, которое представляет патриарх Никон.
Людям знакомым с эзотерикой, о религиях известно несколько больше чем обычному человеку из общества, поэтому обсуждая вопросы раскола православия, мы поступим не ординарно. Мы посмотрим на эту проблему со стороны, с точки зрения индуса или или перса.
Не говоря о том, что существует нелепица с рождением Иисуса Христа, когда называются разные годы по отношению к такому временному событию, как Рождество Христово (РХ).
Итак Господь в лице своего сына Иисуса создает апостольскую церковь, которая впоследствии превращается в Христианскую церковь.
Вторым примером, будет термин "Цезаре папизм", который означает то обстоятельство, что христианской церковью руководил Римский император, который изначально руководил как католической и православной церковью, так и всеми ересями христианства. Эта информация не для дискуссии с разными демагогами богословия, а взгляд со стороны, с позиции индуса или перса, как уже было сказано.
Следующим маркером будет иконоборчество случившееся в византийском стане, произошедшее после того, как Римский император Константин в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь). А представляющие христианскую религию в Риме епископы стали зваться папами (главный) возглавляющими римскую церковь. Иконоборчество, по нашим соображениям, началось с того, что император обнаружил среди предназначенных для поклонения изображений императоров и изображение римских епископов. Император божий помазанник, а папа простолюдин, вот и вся подоплека произошедшего скандала.
На Руси, как и в Византии, первыми святыми имеющие свои персональные иконы так же являются правители государства: Равноапостольные князья Владимир и Ольга. Князья Борис и Глеб, Андрей Боголюбский и др. А далее, поговорим про раскол, что мы знаем о расколах, после разногласий христианских епископов Ария и Николая (Чудотворца). По приказу императора Константина в Никее (325 г.) по итогам I Вселенского собора, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены. Затем последователи арианства добились возвращения в лоно церкви и когда их окончательно отделили точно установить сложно.
Канонические правила Антиохийского собора 341 года устанавливают наказание в виде лишение сана священникам, которые уклонились в раскол. На протяжении истории церковная практика допускала как лишение сана бывших иереев-раскольников, так и снисходительное отношение к священникам и епископам, возвращающихся из раскола. К примеру, на VII-м Вселенском соборе принимали решение о возвращении в сущем сане иконоборческого епископата исходя из личной вины каждого епископа.
В христианской церкви с VIII века, после скандала с иконами, в раскол пошел римский епископ (папа) налаживающий связи с германскими императорами. Зарождение католической религии, мы освящать не будем, но Константинопольский Собор 1054 года, приведший к расколу Восточной и Западной Церквей, разделил их на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную).
А далее мы уже все знаем о том, что согласно Повести временных лет, в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена». А затем в 988 году крестился князь Владимир Святославич, приняв христианство по греческому обряду, что послужило началом христианизации российского государства.
Тут есть небольшая детализация, заключающаяся в том что в течение первого тысячелетия Греция была провинцией Римской империи. Таким образом и Римские и Греческие христианские епископы формально были подчинены Константинопольскому императору до 1054 года. И князю Владимиру Святославичу не было ни какой нужды посылать разные посольства, чтобы узнать что такое христианство.
Реформа патриарха Никона 1650—1680-х годов, направленна на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. Реформа была поддержана царем Алексеем Михайловичем и рядом других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов.
Реформа РПЦ привела к расколу, когда государственная церковь реформирована по изменениям произошедшим в греческой православной церкви. А раскольники (поповцы) требуют оставить старые религиозные догмы греческой, той же самой православной церкви. И там греческая церковь, и здесь греческая церковь.
Не занимаясь вопросами эсхатологии с тонкостями мироощущения и выяснять, кто прав в данном противостоянии, обратим внимание на другую часть староверов, - беспоповцев, которых как уже было сказано достаточно много согласий. Часть из этих беспоповцев исповедуют, якобы древние языческие религии, как заявил мне один из оппонентов, что ихние боги это Сварожичи.
При этом надо знать, что древнее язычество утрачено полностью, и ни какие Веды, даже прочитанные с выражением, ни какой ценности не имеют. Даже если неоязычники начнут ходить в холщевых штанах и в лаптях, ни кто из них не приблизится к мифам про "бел, горюч, камень Алатырь" о котором упоминал Александр Пыжиков. Историк старообрядец не успел охватить всего культурного пласта и видимо этого не надо сейчас торпедировать, когда в постсоветские годы проявилось много разных около религиозных и оккультных сект.
Глядя на староверов беспоповцев, которые не имеют "писанных" религиозных текстов и пользующихся, какими то религиозными принципами сохраняемыми в памяти человека. И которые ни кои образом не возможно проконтролировать. Мы можем увидеть аналог сохранение истин в народной памяти, которое называется ведовство, включающее в себя знахарство, колдовство, волшебство. Знания которых передается от носителя приемникам в устной форме. И так, как эти сохраняемые традиции, постоянно преследовались властями всех уровней, то и сохраниться они могли, в большей степени, только в староверческой среде.
По отношению к староверам есть еще один момент, который ни историк Пыжиков, ни другие историки не рассматривали увлекшись критикой взглядов историка Льва Гумилева. Тем не менее у того же Льва Гумилева мы читаем о казаках, которые крепкие телом и духом, готовые к любым лишениям, совершали свои путешествия, не зная чем они закончится.
Эти люди обладали какой-то особой, сверхъестественной силой и выдержкой, в освоении Сибири, Приморья и побережья Северных морей сталкивались с невероятными трудностями. А жизнь здесь была, далеко не сахар и требовала невероятных усилий физических и духовных, когда отсидевшись в Нерчинском остроге защитники Албазинской крепости вернулись назад. Выслав вперед 200 конных казаков Бейтона, 27 августа 1685 года на пепелище Албазина прибыл на стругах сам Толбузин с войском из 514 служилых людей и 155 промысловиков и крестьян, которые до зимы отстроили заново город и несколько деревень.
Вместо привычных для Сибири бревенчатых стен за глубоким рвом новый Албазинский острог окружили земляные валы, в центре которых находились засыпанные срубы. Албазин был оснащен мощной по сибирским меркам артиллерией — тяжелая мортира, стрелявшая пудовыми ядрами, восемь медных пушек и три легких затинных пищали.
Из боеприпасов имелось — 112 пудов пороха и 60 пудов свинца. Благодаря тому, что удалось собрать богатый урожай 1685 года, продовольствия в крепости должно было хватить на 2 года защитникам города из более 800 чел., в состав которых входили как служилые казаки, так и промысловые люди и крестьяне.
Здесь надо отдельно отметить несколько фактов о промышленниках и крестьянах, которые говорят о том, что купечество осваивало сибирские просторы следом за первопроходцами. А какие крестьяне из окрестных селений укрывались в Албазине во время его осады. Это и были старообрядцы селившиеся рядом с острогами и в данном случае можно разоблачить миф о том, что декабристы учили сибиряков ведению сельского хозяйства. Это не декабристы, которые сами себя не могли прокормить, а раскольники разрабатывали пахотные земли выращивая зерновые, для пополнения хлебных запасов сибирских острогов.
Судьба Албазина решалась посольством Ф.А. Головина и цинскими представителями. Итогом этих переговоров, в ходе которые российской стороной делалось множество уступок, явилось заключение Нерчинского договора. Когда Ф. Головин направил А. Бейтону в Албазин указ - "построенный город Албазин разорить без остатку, и впредь с обеих сторон в нем крепости и жилища никакова не иметь". Одновременно в Аргунский острог был послан указ о перенесении крепости на другой берег реки.
Воевода А. Бейтон доложил об уничтожении Албазина и исходе из него русской военной силы в Нерчинск и другие остроги. Говоря о периоде защиты Албазина, мы можем видеть развернутую картину, когда по некоторым сведениям можно определять мотивацию и состояние первопроходцев.
Так получив известия о положении в Албазине и вокруг него, Нерчинский воевода Власов направил в крепость "даурского сына боярского" Игнатия Милованова с 26 служилыми людьми. Которые должны были обеспечить перегон для осажденных 20 коров и сообщить, что больше осажденным отправить нечего.
Другая картинка истории, во время первой осады Албазина, когда Нерчинский воевода Иван Власов подготовил отряд для похода на помощь Албазину, состоящий из 100 человек с 2 пушками. Что могли сделать эти сто человек против десятитысячной маньчжурской армии, но люди готовы были "стоять насмерть".
Этот отряд встретился с отступающими албазинцами и вернулся с ними в Нерчинск. Во время второй осады, нерчинский воевода Власов, не имевший полной информации о положении под Албазином, послал на стругах из Нерчинска под Албазин в разведку сына боярского Григория Лоншакова с 70 казаками. Отряд сумел скрытно подойти к Албазину, где к нему присоединилось 20 казаков и крестьян, не успевших укрыться в остроге до подхода маньчжуров.
Эти сведения говорят о том, что у первопроходцев психология личности имела отличительные черты, которые рисуют художники в изображениях боярыни Морозовой или Никиты Пустосвята. Человека истового и "упоротого" в своем самосознании. И если разбираться детально, то практически все первопроходцы были воспитаны по канонам старообрядческой церкви.
Договорятся между собой две части русской православной церкви или нет, вопрос открытый и мы помним, что в расколе находится старообрядческая церковь. Профессор Татьяна Черниговская, говорит по поводу, какого-либо спора, о том что переубедить спорящих не возможно, без специального психологического воздействия.
На вопрос почему государство ограничивает количественное существование религиозных конфессий в стране, разрешая традиционные религии и запрещая религии новоделы. Отвечают, потому, что мы знаем, что случилось с соломоновым царством, после того, как в нем возникло сорок религий. Оно развалилось и перестало существовать.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50229.
Обсуждения Старообрядцы