Однажды Яса, сын богатого торговца оружием, ростовщика и главы торгового сообщества города Варанаси, избалованный родительской любовью и привыкший ни в чём себе не отказывать, пришел в отчаяние от бессмысленности жизни. Узнав, что в роще отдыхает со своими учениками Будда, он прибежал к ним с большой печалью в сердце, как будто потерял близких людей или его преследовали людоедки. Яса предстал перед Учителем в истерзанном виде и дико кричал: «Горе мне! Горе! Как всё гадко и противно!»
В Петербурге в июле снова ходили в дацан, слушали хурал. Передо мной сидела юная девушка с открытыми плечами и хоть бы один лама на нее заругался, чтобы надела на голову мешок или платок! Больше того, в разгар хурала в дацан зашла местная кошка и вначале стала на всех противно орать, а потом нагло разлеглась на передней лавочке, и никто не стал её тревожить, хотя многие сидели на полу. Возможно она является реинкарнацией какого-нибудь монаха. И, похоже, Будда любит всех – и девочку и кошку.
Философия должна быть неудобной, иначе это не философия, а годовой отчёт. Будда был первым, кто предельно честно пришел к выводу, что вся человеческая жизнь, если подвести под неё окончательную черту – страдание. Это истина и крайне неудобная истина. Первая благородная истина Будды гласит, что, когда мы страдаем, это совсем не значит, что что-то идет не так. Напротив, именно так и должно быть. Будда увидел и осознал, что весь ход жизни полностью определяется бесконечно повторяющимися повсеместными убийствами. Всё проходит, а плохое остаётся. Потрясающе: впервые в истории человечества кто-то сказал правду! Будда провозгласил уход из сансары путём растворения в нирване, которая, согласно буддизму Мадхъямики, есть пустота. «То, что имеет начало, имеет и конец. То, что составлено из частей, распадается на части. Стремитесь к освобождению с усердием», – призвал Учитель, покидая этот паскудный мир.
Страдания настолько всеобщи, что от них при жизни никуда не деться, в том числе и с помощью дхармы. Но их можно заметно ослабить, практикуя медитацию осознанности, позволяющую ограничить страдания текущим моментом, не зацикливаясь на будущем и прошлом. Самое печальное в жизни – это когда мы всё время лишаем себя настоящего момента. Но иногда мы сами себе удивляемся. Ничего не оценивая, не погружаясь в «нравится или не нравится», мы, оказывается, способны снова и снова возвращаться в «здесь и сейчас». Для этого важно уметь с изрядной долей иронии постоянно отслеживать свой внутренний диалог.
Воспитывать в себе невозмутимость – вот главное для буддиста, ибо мир, похожий на страшную сказку, не переделать. Нужно не бороться с внутренним диалогом, а брать паузу и отстраняться от него, ибо от сползания в прошлое и будущее, равно как и от страданий, всё равно не уйти. Что же тогда делать с жизнью?
Видимо, страдания необходимо принять и тогда они будут переноситься значительно спокойнее. Это как в случае с изнасилованием, когда советуют расслабиться и получить удовольствие. А что представляет собой наша жизнь, если не непрерывное изнасилование? Начинается она с насильственного выдавливания в мир. Затем человек проходит через детство с его тотальной зависимостью и несвободой. А потом, в течение всей жизни, мы вынуждены зарабатывать себе на жизнь, ежедневно пребывая во власти абсолютно безнравственных идиотов, которые в самых извращенных формах насилуют наш мозг. И заканчивается всё более или менее мучительной насильственной (естественной) смертью, если только человек не разрушает данный сценарий путем самовольного ухода, для которого, однако, обычно требуется что-то посущественнее философских рассуждений.
В психологии выделяют пять стадий принятия неизбежного. 1 стадия – Отрицание (человек отказывается понимать то, что с ним случилось); 2 стадия – Гнев (на этом этапе проявляется агрессия ко всему окружающему миру); 3 стадия – Торг (появляются мысли о том, чтобы договориться о более лучшей участи); 4 стадия – Депрессия (на данном этапе человек может круглые сутки находится в депрессивном состоянии); 5 стадия – Принятие (согласие с неизбежной участью). А поскольку жизнь – это неизлечимая болезнь, которая в 100% случаев заканчивается смертью, все перечисленные стадии можно смело перенести на отношение субъекта к жизни в целом. (К слову – поразительно, но, по моим наблюдениям, большинство женщин (за исключением достаточно трагических случаев) в течение почти всей жизни ухитряются пребывать на первой стадии!)
Эпикур считал, что жизнь человека отравлена страхом перед богами и страхом смерти. На самом деле страх (одна из главных причин депрессии) возникает как естественная реакция на приближение к истине. Обратная сторона страха – надежда, они всегда ходят парно и подпитывают друг друга. Если есть надежда, значит, есть страх, и наоборот. Именно поэтому в книге «Сны воинов пустоты» я в своё время написал, что надежда умирает первой. Это высказывание нужно понимать именно так! Уничтожение надежды представляет собой первый шаг на пути принятия. Мой личный опыт свидетельствует о том, что, когда я забываю это своё жизненное правило, расплата не заставляет себя ждать. (Впрочем, существует ещё тонкое различие между надеждой и мечтой. Скажем, если у повара закончились продукты, а на кухне много больших тараканов, почему бы не сделаться их царём? Тогда, сидя у плиты, можно представить, что ты находишься в небесном дворце, а под тобой бегают толпы слуг. Хорошо теплой ночью дремать в одиночестве и рассказывать тараканам о своих горестях... Ведь они-то знают, что в тараканьих бегах все призы и поражения тоже тараканьи. )
Отказываясь от надежды, мы приходим к отчаянию (безысходности), бесстрашно признавая ничтожность любых наших усилий и неизбежность хаоса и страданий. Однако в данном контексте безысходность не стоит смешивать с крайней формой депрессии – скорее это философское отчаяние в духе Кьеркегора. В тибетском языке такое состояние обозначается словом «йетангче», которое можно перевести как «предельную усталость», когда человек, подобно Ивану-царевичу в замечательной рок-балладе Юрия Хоя, давно уже сыт по горло, ибо всё, мягко говоря, достало. Бывает, человек устаёт настолько, что его оставляют любые надежды на возможность куда-нибудь спрятаться, включая такие формы зависимости, как повседневная рутина, потребление, алкоголь или религиозные мифы. Именно в таком ключе можно понимать финальный посыл моей книги «Сны воинов пустоты»: что бы ни случилось, не теряйте отчаяния! Храните отчаяние и продолжайте странствовать по безысходности, где важно идти, но не приходить.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50182.
Обсуждения Размышления у петербургского дацана
Этак и я могу.
Вот мои истины.
1. Чтобы жить надо есть. Но еда это не вся жизнь.
2. Чтобы жить хорошо, надо спать. Но сон не есть жизнь.
3. Чтобы быть чистым надо мыться. Но важнее чистота души.
4 . Чтобы развиваться надо общаться. Но общение бывает излишним.
И так далее и тому подобное.
Таких мыслей бесконечное количество.
Так вот квинэсенция от Вадима.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БЕЗСМЫСЛЕННА И ПУСТА, НО ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ТО ЖЕ
Я думаю что понял вашу логику.
Если человек честен с собой то это так и есть.
Но можно же себя обмануть.
Не правда опьяняет а ЛОЖЬ.
Большинство людей живет в пьяном угаре лжи что их жизнь что то представляет для мироздания и людей.
Ответом для таких людей, может быть только смех.
Это как клоун который вышел на сцену и изображает то есть ломает комедию.
Это смешно и только.
Итог. Жизнь продолжается. Но нельзя все ставить на жизнь.
Эта штука не надежная.
Получается, что плохое это не "все"?
>> Храните отчаяние и продолжайте странствовать по безысходности, где важно идти, но не приходить.
Мой опыт говорит мне, что на самом деле, в этом состоянии что-то есть. (Господин Д'Сад оценил бы)))
И поговаривают, что Будда в итоге все-таки куда-то пришел (до того как отравился грибами). Или эти разговоры тоже из области "религиозных мифов"?
С Надеждой в Пустоте.