В течение многих столетий в самый разгар зимы, 1 февраля, кельты отмечали особый праздник — Имболк. Считалось, что это время — своеобразная встреча весны, и оно наделено великой сакральной силой, ведь не случайно же его традиции не забыты и по сей день.
Имболк - кельтский праздник весны
Златовласая Бригита
Сегодня многие удивятся — ну как можно встречать весну в самый пик зимней стужи? Ведь до тёплой поры ещё ох как далеко! Однако кельты придавали Имболку очень большое значение и зачастую отмечали его несколько дней — с 29 января до 4 февраля. Причём уделялось немало времени самой подготовке к празднику. И всё благодаря хозяйке сего события.
Согласно старинным преданиям, на Имболк вечно юная богиня Бригита возвращается в мир людей, чтобы прогнать прочь старуху-зиму Каллех. Если верить легендам, после Самайна (этот кельтский праздник отмечается 1 ноября), с наступлением тёмного времени, Бригита теряет свои силы и отправляется на легендарный остров Авалон, дабы там хорошенько отдохнуть. А окрепнув, она, наряженная в ослепительно белые одежды, с длинными распущенными золотистыми волосами, спешит обратно, неся людям долгожданное тепло. Однако для того чтобы оно воцарилось в мире, Бригите прежде всего нужно сместить коварную Каллех, а это, как правило, занимает определённое время.
Веками люди ждали «белую» богиню-весну с нетерпением, ведь на протяжении столетий она была любимицей кельтов. Предание гласит, что эта дочь Дагды (один из главных богов) появилась на свет с «ласковым» пламенем на голове. Причём этот огонь не обжигал, а, напротив, вселял в каждого, кто его видел, веру в свои силы и даровал вдохновение. Вот так и стала Бригита покровительствовать поэтам, учёным, врачам, ремесленникам и даже колдунам и ведьмам. Ну и, конечно же, почиталась она как добрая богиня весны, которая всегда откликается на просьбы людей.
Святая праведница
Популярность Бригиты и народная любовь к ней были настолько велики, что с приходом христианства её имя получила одна из святых. Согласно церковным легендам, одному из ирландских друидов глас Божий поведал, что вскоре у него родится дочь, которую он должен назвать именем чтимой им богини.
Появившаяся на свет малышка с детских лет отличалась исключительной добротой, кротостью и благочестием, а повзрослев, она на месте языческого святилища основала христианское аббатство Келл-Дара (графство на востоке Ирландии) и стала первой его настоятельницей.
Предания гласят, что по молитвам этой игуменьи вершились самые настоящие чудеса. Так монастырские коровы по её благословению давали по десять (!) вёдер молока в день, а с полей обители монахини снимали три (!) урожая в год.
А вот все «лишние» продукты сестры аббатства раздавали бедным людям в окрестных селениях. Кроме того, каждый незаслуженно обиженный и обездоленный человек мог найти приют в монастыре великодушной Бригиты.
Когда же святая скончалась, в память о ней монахини разожгли в одном из храмов огонь, который поддерживали на протяжении нескольких столетий, что косвенным образом указывает на сходство праведницы с языческой богиней. День святой Бригиты Католическая церковь отмечает 1 февраля — в день старинного Имболка.
Уборка и соломенные кресты
Но если верующие люди шли в храмы молиться святой непосредственно 1 февраля, то язычники начинали готовиться к Имболку за несколько дней до самого праздника. Так в домах проводилась генеральная уборка, после которой в комнатах не оставалось ни пылинки. Все помещения в жилище украшали широкими бежевыми и белыми (цвета богини) лентами, а также заготовленными с осени сухими цветами.
Считалось, что в чистый и красивый дом Бригита непременно заглянет в праздничную ночь и наделит его обитателей счастьем и благополучием.
Также накануне Имболка хозяйки принимались плести из сухой соломы специальные обереги в виде свастики — кресты Бригиты. Иногда их изготавливали из прутиков и даже маленьких косточек.
Создавать такие амулеты — символы Солнца — следовало в полной тишине и одиночестве. Когда же работа была закончена, кресты украшались шёлковыми белыми лентами. Готовые обереги женщины окропляли талой водой или же свежим овечьим молоком, после чего вешали их в хлеву и над входной дверью дома.
Считалось, что в ночь Имболка эти заветные украшения получат от Бригиты огромную защитную силу и будут весь год оберегать жилище от нечисти, бед и напастей.
Ночь огней и лакомства для духов
31 января с наступлением сумерек начинались главные обряды праздника. В каждом доме на подоконники выставляли горящие свечи, зажигали все лампы и светильники. Эти огоньки были призваны осветить дорогу богине-путешественнице в мир людей.
Кроме того, в каждом селении на главной площади разводили огромный костёр, символизирующий набирающее силу Солнце, от которого зажигалось множество факелов.
Затем селяне, — вооружённые» этими огнями, обходили вокруг полей и молили богиню поскорее растопить снега и даровать земле плодородие. Считалось, что в заветном обряде непременно должен принять участие каждый житель деревушки. А вот если кто-то в заветную ночь по каким-либо — неуважительным причинам покидал село и (не дай бог) присоединялся к шествию соседей, то такого нарушителя ожидало страшное наказание.
Костёр на площади оставался гореть до утра, а вот люди после обхода полей отправлялись по домам, так как Имболк все же считался семейным праздником. Отмечать его было принято обильной трапезой, для которой, несмотря на то что к февралю заготовленные с осени запасы подходили к концу, варили и жарили множество пряных мясных и молочных блюд. И такая расточительность была не случайной.
Считалось, что если человек в заветную ночь наестся до отвала, то весь год он не будет испытывать недостатка в пище. Ну а после праздничного ужина сотрапезники садились у очага и по очереди принимались рассказывать сказки, всевозможные истории, исполнять баллады и старинные песни. А как же иначе — ведь Бригита - покровительница бардов и писателей, и такое творчество ей, несомненно, приятно.
Но прежде чем сесть за праздничный стол, хозяйке обязательно следовало накормить духов. Для домашних духов она откладывала лучшие кусочки и оставляла эти лакомства на тарелке за очагом. Дворовым же выносила кувшинчик свеженадоенного молока, которое выливала в выкопанную заранее ямку. А вот бродячих духов, что скитаются по свету, не имея своего жилища, у каждого крыльца ждал толстый ломоть хлеба, щедро намазанный маслом.
Заветный плащ
Нередко в небольших городах и сёлах Имболк праздновали несколько дней — до 4 февраля. Молодёжь в это время гуляла и веселилась, не забывая и о старинных обрядах.
Так в некоторых деревушках можно было увидеть на улицах саму «Бригиту», роль которой исполняла самая красивая девушка селения. С распущенными волосами и наряженная в плащ цвета снега «богиня» в сопровождении барышень в белых одеждах заходила в дома, благословляла их владельцев, желая тем всевозможного благополучия, а взамен получала небольшой подарок: монетку, украшение или какое-либо лакомство. Закончив обход села, полученные трофеи девушки делили между собой, восхваляя при этом великую богиню.
Кроме того, считалось, что в заветные дни от Бригиты можно получить ещё одну милость. Люди верили, что на Землю путешественница возвращается в специальном плаще, сшитом из лоскутков белой ткани. А потому накануне праздника многие дамы мастерили копию этой одежды богини и в одну из ночей Имболка оставляли её во дворе дома.
И если наутро наряд оказывался влажным, радости его хозяйки не было предела. Женщина аккуратно отжимала ткань, сливая заветную жидкость в маленькую бутылочку. Считалось, что пара капель этой «водицы Бригиты», добавленных в питьё, могут быстро прогнать самый тяжёлый недуг.
А поэты, потерявшие вдохновение, легко находили его в дни Имболка. Для этого им всего-то и нужно было — испить воды из семи разных источников.
Источник: Елена Муромцева
Обсуждения Имболк. Традиции и история древнего праздника кельтов