Бытие в современной философии человека рассматривается неотрывно от достижений прогресса, который да один век поднял человека на новые высоты существования утвердив в понимании своей исключительности в сравнении с природой, которую он преобразовывает. Безусловно, что прогресс это не плод труда обывателя, обычный человек (людь) всего лишь потребитель, который без снабжения мыслителями и творцами деградирует до родоплеменного строя и вернётся в пещеры, но это не предмет повествования.
Преодолев ограничения расстояний с помощью информационных и транспортных техник человек создал новое для себя бытие. Однако рациональное, культурное и моральное содержание этого бытия человека с точки зрения философии осталось неизменным, или почти неизменным качественно. Говоря проще – человечество всё то же, с теми же проблемами и ценностями человека как в философии, так и вне её.
За этот же век к власти приходили тоталитарные идеологии, хотя и рассматривавшие образ человека как творца и хозяина своего бытия, но загонявшие его в рамки своих суждений и фундаментальных критериев расы, класса и так далее. То есть образ человека в их философии рисовался как принимаемый по определённым признакам в среду функционеров, но ограничиваемый весьма жестоко в своих свободах и компетенциях, что сродни средневековой инквизиции. Эти режимы не только привели к политическим, социальным, бытовым и другим конфронтациям и конфликтам, но и создали прецедент актуальный до сих пор.
Современный человек с точки зрения философии выглядит как неуверенное существо ведомое производственными возможностями в потреблении материального и обязанностями в участии в этом самом производстве. Оставлю зависимости и внушаемость людей от расширенного потребления. Ситуация такая, что человек лишился уверенности в будущем, настроя и надежды на лучшие изменения заменяемые связанными с производством мыслями о товарах – их произведении и потреблении. На фоне таких процессов в промышленности, культуре в целом, в философии и искусстве в частности появился постмодернизм.
В постмодернизме как культурном течении разочарование в идеалах прогресса, который не решил всех проблем кроме производственных, но создал ряд новых. В парадигме этого мнения концепция человека в философии предупреждает о опасности, в тоже время констатируя наступление, кризиса в социуме из-за производственного пресыщения, когда не существует не только товарное изобилие, но и информационное удовлетворяющее запросы любого достатка. Естественно качество информации оставляет желать лучшего, на самом деле желание возникает в уничтожении такой информации. Пример низкокачественной информации и услуг сравнимых с «фастфудом» пока заполняет большей своей частью Интернет, но уже успешно вторгается через мобильные устройства доступа к последнему; да и люди не сопротивляются потреблению этого низкокачественного информационного потока. Такая ситуация не оставляет почти никаких мотивов к духовному поиску для человека; так что получается в техногенном социуме мыслить смогут только скептики?
Но сущность человека в философии как разумного существа стремящегося к пониманию мира и духовному росту не изменилась, необходимо лишь приложить труд основанный на желании раскрыть в себе эту потенцию и реализовать возможности, которые предоставляет разум. В противном случае любой обречён на воспроизводство готовых упрощённых моделей поведения и мышления, если это можно назвать мышлением.
Источник: Algimantas Sargelas