По крайней мере, так ненавязчиво намекала советская пропаганда, особенно во времена гонений на церковь. Тут даже придумывать ничего не надо было, как с Павликом Морозовым. Сам факт сожжения на костре говорил о многом, а о ненужном достаточно было просто промолчать. Дескать, смотрите, как на Западе поступают с инакомыслием и передовыми мыслителями, так что радуйтесь советскому суду, самому справедливому суду в мире!
Между тем, Дж.Бруно никак не смахивал не революционера, по тюрьмам не скитался и тайные кружки не организовывал, а свободно преподавал и путешествовал по Европе, постоянно будучи под покровительством влиятельных лиц государства и церкви.
В 1581 г. Дж.Бруно становится преподавателем Сорбоннского университета в Париже. Сам французский король пригласил Бруно ко двору. В 1585 г. Бруно перебрался в Лондон, где жил под покровительством французского посланника. Потом он обосновался в Оксфорде, столице лучших умов. Затем радушный прием его ждал в Германии в Виттенберге. В 1589 г. он уже в Гельмштедте, в 1590 г. во Франкфурте-на-Майне, где получает солидный гонорар за публикацию своих трудов.
Поэтому неверно считать, что Дж.Бруно страдал за веру или был окружен стеной непонимания. На фоне широкого признания казнь выглядит нонсенсом.
Конечно, нельзя сказать, что вся жизнь мыслителя была безоблачной. Кто хотел сказать нечто оригинальное, тот всегда рисковал перейти дорогу лицам, которые хорошо присосались к утвердившимся в обществе догмам. Но и те были довольно терпимы, а все судебное дело завертелось из-за доноса, вызванного, скорее, бытовыми обстоятельствами.
За что собственно был казнен Дж.Бруно - и поныне во многом покрыто мраком.
Есть разные гипотезы, кому Бруно испортил настроение, и кто при этом пожелал остаться в тени, совершив злодеяние чужими руками. Но уж точно его казнили не за то, что Бруно был атеистом. Наоборот, он был глубоко верующим человеком, желавшим сделать религию еще лучше. Но, как это бывает, лучшее - это враг хорошего. Многим и так было хорошо, а успешный конкурент совсем не нужен.
И уж точно, Дж.Бруно не был ученым. Например, он активно пропагандировал учение Коперника, хотя, по мнению специалистов, совершенно не понимал его, а видел в нем лишь привлекательную религиозную конструкцию, причем считал, что сам Коперник не дорос до религиозного понимания своей системы.
Надо отметить, что поначалу гелиоцентрическая модель давала результаты хуже, чем геоцентрическая, поскольку постулировала круговые орбиты планет, когда на самом деле они эллиптические. Во времена Дж.Бруно модель Коперника не подтверждалась опытом и, мягко говоря, была непригодна к эксплуатации. Поэтому те, кто действительно смыслил в астрономии, - были гораздо более сдержанными в пропаганде нового учения.
Исключительно образованный и умнейший человек, но все же Дж.Бруно - рядовой религиозный проповедник. И если бы не смерть на костре, то он вполне мог затеряться в истории среди гораздо более горячих религиозных споров и войн.
Из мыслей, которые с натяжкой можно отнести к научным, выделяется идея Дж.Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров.
Но это сегодня мы знаем о других солнцах, да и то бесконечность Вселенной сомнительна, а жизнь даже в самых простейших формах так и не обнаружена в космосе. А во времена, когда соперничали геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, - рассказы об иных мирах были столь же нелепы и недоказуемы, как сказка о Колобке.
Любопытно, что идею о множественности миров находят еще у древних пифагорейцев и атомистов, а также у Фомы Аквинского. Так что Дж.Бруно был тут далеко не первым и, будучи широко образованным, наверняка знал о своих предшественниках. Да и без особой подготовки, наверное, многим философствующим бездельникам могла прийти в голову мысль о сходстве звезд и Солнца, но надо было быть очень самоуверенным человеком, чтобы пиариться с такой сумасшедшей идеей, явно ища неприятности с церковью.
Дж.Бруно много публиковался. Если бы его идеи действительно были опасны для церкви, то его проповедническую деятельность быстро прикрыли бы. Наоборот, почти до самой смерти Бруно оставался в официальном сане священника. Так что не взгляды мыслителя сыграли решающую роль в его казни, а политическая интрига.
Дж.Бруно родился как мыслитель в борьбе разных религиозных направлений, каждое из которых по определению претендует на истину и на высшую духовность. И он погиб в борьбе религиозных воззрений, которая сегодня видится бессмысленной и беспощадной. Что ж, он - сын своей эпохи, но он и яркий ее представитель!
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-49020.
Обсуждения Джордано Бруно - революционер?