3 марта российские последователи индуизма встретят "бенгальский Новый год". Так называют великий праздник Гаура-пурнима. "Пурнима" означает "полнолуние", а "гаура" - "золотой". В действительности, Гаура-пурнима - это день явления знаменитого индийского святого Шри Чайтаньи (1486-1534), которого называли Гаурангой за золотистый цвет тела.
Шри Чайтанья родился на земле исторической области Навадвипа ("девять островов"), на территории нынешней Западной Бенгалии. Он прославился тем, что возродил и поднял не небывалый уровень древнюю традицию "бхакти" (служение Богу с преданностью и любовью). С религиозной точки зрения, Шри Чайтанью считают "самым милостивым воплощением Кришны", а с социальной - великим реформатором, последовательно выступавшим против монополии кастового брахманизма на духовное освобождение души.
Во времена Шри Чайтаньи проповедью "санкиртаны" (массового пения имен Бога) были охвачены вся Бенгалия, Орисса, области центральной и даже традиционно консервативной дравидийской (южной) Индии - практически весь Индостан, включая Восточную Бенгалию (ныне Бангладеш). Шри Чайтанья установил дхарму (божественный, незыблемый закон) для нынешней эпохи - совместное пение святых имен Бога. Он проповедовал учение "непостижимого единства и различия" живого существа (души) и Всевышнего Бога. Шри Чайтанья оказал сильнейшее влияние не только на реформы религиозных доктрин Веданты, но и на традиционное театральное искусство. Именно Шри Чайтанью считают основоположником народного бенгальского театра "Джатра".
Современные вайшнавы (кришнаиты), в том числе, последователи Общества сознания Кришны, считаются продолжателями учения Шри Чайтаньи. Жизнеописание Шри Чайтаньи приводится в таких священных для гаудия-вайшнавов (последователей бенгальского вишнуизма), как Чайтанья-чаритамрита, Чайтанья-мангала и Чайтанья-бхагавата, сообщает пресс-служба Российского общества сознания Кришны.
В этот день вайшнавы-чайтаньиты постятся до восхода Луны (именно в такое время суток родился Шри Чайтанья) и поют мантры с именами Кришны. Принято раздавать друг другу подарки духовного содержания.
Особый размах Гаура-пурнима приобретает в Западной Бенгалии, где расположены главные храмы вайшнавов - прежде всего, в Маяпуре, духовном центре кришнаитов всего мира.
В западном мире традиция бенгальского вайшнавизма начала широко распространяться, начиная с конца 60-х гг. прошлого века благодаря известному вайшнавскому саньяси (монаху) Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977), основавшему Общество сознания Кришны.
По времени Гаура-пурнима почти совпадает с другим популярнейшим индийским праздником - Холи, праздником "красок". На Холи принято осыпать друг друга цветной пудрой или обливать красками, а также публично сжигать огромное чучело ведьмы Холики. Впрочем, первоначально Холи имел чисто религиозное содержание, связанное с Кришной.
Во времена Шри Чайтаньи проповедью "санкиртаны" (массового пения имен Бога) были охвачены вся Бенгалия, Орисса, области центральной и даже традиционно консервативной дравидийской (южной) Индии - практически весь Индостан, включая Восточную Бенгалию (ныне Бангладеш). Шри Чайтанья установил дхарму (божественный, незыблемый закон) для нынешней эпохи - совместное пение святых имен Бога. Он проповедовал учение "непостижимого единства и различия" живого существа (души) и Всевышнего Бога. Шри Чайтанья оказал сильнейшее влияние не только на реформы религиозных доктрин Веданты, но и на традиционное театральное искусство. Именно Шри Чайтанью считают основоположником народного бенгальского театра "Джатра".
Современные вайшнавы (кришнаиты), в том числе, последователи Общества сознания Кришны, считаются продолжателями учения Шри Чайтаньи. Жизнеописание Шри Чайтаньи приводится в таких священных для гаудия-вайшнавов (последователей бенгальского вишнуизма), как Чайтанья-чаритамрита, Чайтанья-мангала и Чайтанья-бхагавата, сообщает пресс-служба Российского общества сознания Кришны.
В этот день вайшнавы-чайтаньиты постятся до восхода Луны (именно в такое время суток родился Шри Чайтанья) и поют мантры с именами Кришны. Принято раздавать друг другу подарки духовного содержания.
Особый размах Гаура-пурнима приобретает в Западной Бенгалии, где расположены главные храмы вайшнавов - прежде всего, в Маяпуре, духовном центре кришнаитов всего мира.
В западном мире традиция бенгальского вайшнавизма начала широко распространяться, начиная с конца 60-х гг. прошлого века благодаря известному вайшнавскому саньяси (монаху) Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977), основавшему Общество сознания Кришны.
По времени Гаура-пурнима почти совпадает с другим популярнейшим индийским праздником - Холи, праздником "красок". На Холи принято осыпать друг друга цветной пудрой или обливать красками, а также публично сжигать огромное чучело ведьмы Холики. Впрочем, первоначально Холи имел чисто религиозное содержание, связанное с Кришной.
Обсуждения Бенгальский Новый год