Освоение Сибири происходило поэтапно, когда отряды казаков первопроходцев, добравшись до какого-то определенного места, закреплялись, там ставя остроги и затем, отдохнув и набравшись сил, шли дальше. Таким образом, Чита оказалась промежуточным пунктом между острогом на Иргени и Нерчинским острогом. Читинский острог был построен много позже и тут есть интересные моменты, когда в Читинский острог прибывали отряды первопроходцев с двух сторон из Енисейского острога и Якутского острога, об этом будет сказано позже.
Итак, в середине 17 века отряд казаков, под командой Петра Бекетова выйдя из Иргенского острога, перевалил Яблоновый хребет и вышел в долину реки Ингоды, где построили первое зимовье и организовали «плотбище, « на котором собирали плоты для сплава по реке. Эти плоты в дальнейшем были использованы для строительства Нерчинского острога, который долгое время был столицей Забайкалья и Дальнего востока. Само зимовье, вероятно, было на месте современной деревни Засопка, находящееся недалеко от озера Кенон в котором и зимой можно было ловить рыбу для питания.
На прилагаемых фотографиях можно проследить путь казаков Петра Бекетова до реки Ингода. Здесь на фотографии естественным ориентиром является построенное к 2020 году общежитие ЗабИЖТ. На фотографиях путь первопроходцев можно отследить с правой стороны семи этажного дома, где вдалеке видны горы главного водораздела Сибири Яблонового хребта. Там за хребтом находится цепь высокогорных озер, откуда из острога, построенного на озере Иргень, и вышел отряд казаков Петра Бекетова.
Обойдя озеро Кенон (которое за деревьями плохо видно) отряд прошел по тому месту, где расположена деревня Засопка (слева от общежития ЗабИЖТ по фронту второй фотографии) к реке Ингода, которую за домами плохо видно. Здесь река Ингода делает петлю, пересекая хребет Черского, и дальше течет вдоль хребта Черского, на котором видимо и рубили деревья для плотов. За спиной в паре километров находится Титовская сопка (палеовулкан), откуда возможно тоже брался лес для плотов.
А за Титовской сопкой течет уже река Чита, по названию которой и был назван острог Читинский, потом Читинск, потом город https://www.sunhome.ru/prose/chita.html?edit. В устье этих рек впоследствии и было перенесено «плотбище» с реки Ингоды, где на левом берегу реки Читы и построили Читинский острог. Зимовьем (плотбищем) воспользовался отряд воеводы Афанасия Пашкова, который направлялся в Нерчинский острог и вел с собой первого каторжника протопопа Аввакума.
К этому же зимовью прошло много позже и посольство Спафария зимой 1676 года, направляющееся в Нерчинский острог. Путь, по которому шел отряд Петра Бекетова, назывался Иргенским волоком. Эта дорога, по которой уже практически не ездят сохранилась до сего дня. Этот волок относился к пути из Енисейского острога, а впоследствии был обнаружен второй волок на реку Читу, который показал что существует дорога в другую сторону к Якутскому острогу.
По Иргенскому волоку в строящийся Читинский острог прибыли и декабристы дорога которых проходила так же мимо озера Кенон и не доезжая до того места, где расположен учебный комплекс ЗабИЖТ уходила на Московский тракт, идущий по Титовской сопке, а там через переправу через реку Читу в острог Читинский. Тут интересная картина получается. Озеро Кенон, которое за зданием ЗабИЖТ не видно находится на стыке двух речных долин реки Читы, которая остается у нас за спиной.
И реки Ингоды, которая идет вдоль Яблонового хребта виднеющегося на фотографиях вдалеке на горизонте. И здесь делая эту фотосессию, я объединил некоторые исторические моменты, связанные с названием реки Читы. Моя точка зрения о том, что название это произошло от грязи озера Угдан, где впервые и было зафиксировано название реки Читы в описании пути царского посланника Н.Г.Спафария: «Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали».
Эта экспедиция через Яблоновый хребет, вышла к реке Чите между селами Угдан и Бургень. И именно здесь, в пределах угданских грязей, впервые прозвучало название реки Чита, которая разливаясь, заливала и озеро Угдан. Отсюда Спафарий, не останавливаясь, ушел на Иргенский волок, не упомянув, какого-либо селения, значит, их не существовало. По Иргенскому волоку, экспедиция Спафария пришла к зимовью, откуда дальше по льду реки Ингода пошла в Нерчинский острог.
Существует множество версий, которые вытаскивают молодые исследователи желающие поучаствовать в этом конкурсе названий. Я хочу остановиться на двух из них. Одну приписывают местному краеведу Ю. Руденко, как «озерная река». Вторая версия у В. А. Никонова, который трактует происхождение слова от нивхского «Читы» – «колодец». О том, что река Читаhttps://www.sunhome.ru/prose/chita.html разливаясь, заливала и озеро Угдан это известно. А с колодцем я увязал ситуацию, посмотрев на панораму пути первопроходцев.
Яблоновый хребет можно увидеть на горизонте на протяжении более 100 км. И обе реки текут вдоль Яблонового хребта навстречу друг другу, и разделяет их только озеро Кенон, перед которым эти реки поворачивают на встречу друг другу. И все три эти объекта находятся в пределах границ современного города Чита. И тут слово колодец кажется уместным, если не с топографической точки зрения то с эзотерической. Эзотерика постепенно входит в нашу жизнь.
Не заостряя внимания на названии самого https://www.sunhome.ru/journal/146386 хребта интерпретируемого, по моему убеждению, неправильно, отмечу то обстоятельство, что эзотерика присутствует и здесь. Приблизительно в 30 километрах вправо от Иргенского волока есть гора «Водораздельная», на которой местные краеведы показывают студентам, как вода с вершины этой горы стекает в трех направлениях. Это уникальное место истока «в три моря» обнаружил бурятский учитель географии Тимур Ухимович Жалсарайн.
Но местные чиновники решили, что эта гора достойна носить имя Палласа. Несколько раньше именем того же Палласа лишили права первооткрывателя Избранта Идеса присудив первенство названия Яблонового хребта местным бурятам, которые пришли сюда намного позже Идеса. В последствии местные энтузиасты назвали гору Палласа, - «Великий исток». Но большой популярности эта географическая особенность не получила.
Как бы то ни было я хочу добавить к открытию Жалсарайна свою картинку единого энергетического центра. С одной стороны Яблонового хребта из одного из высокогорных озер вытекают два истока в разные стороны, в направлении озера Байкал и в направлении реки Лены. А внизу с другой стороны Яблонового хребта с разных сторон текут две реки навстречу друг другу к озеру Кенон. Интересный факт с точки зрения энергетики.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-48907.
Обсуждения Читинское зимовье