Древнейшей цивилизацией долины страны была цивилизация долины Инда - хараппская, названная по имени крупнейшего города - Хараппы (другим ее известным центром являлся Мохенджо Даро). Она существовала на протяжении 3 тысячелетия до н.э. Хараппцы строили благоустроенные каменные города, с развитой системой канализации.
Видимо, в культурном и экономическом отношении их цивилизация была тесно связана с шумерской.
В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам - современному неиндоевропейскому населению страны, сдвинутому, правда, на юг полуострова. Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных (например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов и, еще больше, кельтского Цернунна).
Эта цивилизация погибла по не вполне ясным причинам, одной из которых, по-видимому, было вторжение индоариев.
Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Из истории мы знаем, что, это давало серьезные преимущества над неповоротливыми армиями древневосточных государств, будь то Ближний восток, Центральная Азия или Индостан. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами). Все это, вкупе с воинственностью, позволило индоариям стать хозяевами субконтинента.
Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства (все сказанное относится не только к индоариям, но и вообще индоевропейцам той эпохи в целом). Но совершенно иначе дело обстояло в духовной сфере.
Индоариям принадлежат Веды - замечательный памятник древнейшей религиозной литературы. Существуют четыре веды - Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга напевов), Яджурведа (Книга жертвоприношений), Атхарваведа (Книга заклинаний). Наиболее знаменита и важна с точки зрения сохранения мифологического наследия Ригведа.
Она представляет собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам.
Индоарийское общество характеризуется варновой системой, отраженной в ведах. Первоначально существовали три варны - брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы - жречество олицетворяли религиозно-духовную власть. Кшатрии - военное сословие осуществляли государственно-политическое руководство. Вайшьи - торговцы и земледельцы занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.
Разумеется, это в какой-то мере теоретическая концепция. Из более поздней эпохи мы знаем, что царями становились и брахманы и даже вайшьи, узурпируя тем самым функцию кшатриев. Но все же, данная концепция активно проводилась в общественную жизнь.
В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам - современному неиндоевропейскому населению страны, сдвинутому, правда, на юг полуострова. Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных (например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов и, еще больше, кельтского Цернунна).
Эта цивилизация погибла по не вполне ясным причинам, одной из которых, по-видимому, было вторжение индоариев.
Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Из истории мы знаем, что, это давало серьезные преимущества над неповоротливыми армиями древневосточных государств, будь то Ближний восток, Центральная Азия или Индостан. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами). Все это, вкупе с воинственностью, позволило индоариям стать хозяевами субконтинента.
Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства (все сказанное относится не только к индоариям, но и вообще индоевропейцам той эпохи в целом). Но совершенно иначе дело обстояло в духовной сфере.
Индоариям принадлежат Веды - замечательный памятник древнейшей религиозной литературы. Существуют четыре веды - Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга напевов), Яджурведа (Книга жертвоприношений), Атхарваведа (Книга заклинаний). Наиболее знаменита и важна с точки зрения сохранения мифологического наследия Ригведа.
Она представляет собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам.
Индоарийское общество характеризуется варновой системой, отраженной в ведах. Первоначально существовали три варны - брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы - жречество олицетворяли религиозно-духовную власть. Кшатрии - военное сословие осуществляли государственно-политическое руководство. Вайшьи - торговцы и земледельцы занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.
Разумеется, это в какой-то мере теоретическая концепция. Из более поздней эпохи мы знаем, что царями становились и брахманы и даже вайшьи, узурпируя тем самым функцию кшатриев. Но все же, данная концепция активно проводилась в общественную жизнь.
Обсуждения Хараппская цивилизация