Такое привычное слово «обида». А попробуйте объяснить, что такое обида. Это что-то такое, что портит состояние и настроение. А раз портит, значит можно назвать порчей. Вот только откуда берется эта «порча»? Стоит только немножко вслушаться в язык, и мы заметим, что люди говорят: «Я обиделся», «Вот возьму и обижусь на вас всех», «Не обижайся!», «Почему ты обиделся?» и т. п. Получается, что обижаемся мы сами. Сами портим себе жизнь. Но почему? Зачем?
«Почему?» и «Зачем?» – очень разные вопросы. Давайте начнем с вопроса «Зачем?». Зачем мы обижаемся? Может показаться, что такого вопроса не существует. Может показаться, что обида естественная реакция: тебя обидели – ты обиделся. Может показаться, что обида образуется сама по себе и мы тут не причем. Как можно заподозрить, что мы имеем какие-то выгоды от обиды. Какие уж тут выгоды, одно расстройство! Однако вспомните сами, наверняка было такое (особенно в детстве), когда обижаться уже вроде бы не на что и уже хочется заняться своими делами, но вы продолжаете дуть губы и строить из себя обиженного. Есть моменты, когда обида заполоняет, но это состояние проходит, и к вам возвращается способность думать и осознавать. Нет, нет, да и приходят мысли о том, чтобы прекратить обижаться. Начинается внутренний диалог, который часто решается в пользу продолжать обижаться. В моменты, когда обида заполонила, труднее отследить, что мы обижаемся сами. По мере повышения самоосознавания вы заметите, что и в самые болезненные моменты выбор обижаться мы делаем самостоятельно… Получается, что вопрос «Зачем?» правомерен. И очень важен. Для работы с обидами он оказывается корневым.
Зачем мы обижаемся? Ради каких выгод? Что получаем взамен? Чего добиваемся в итоге? Мы обижаемся, главным образом, для того, чтобы воздействовать на обидчика. Например, что-то до него донести, или сделать ему больно, или что-то от него получить. Даже если вы, обижаясь, выкидываете этого человека из своей жизни, вы делаете это, желая оказать воздействие на него. Вы вымораживаете частичку своей души с тем, чтобы отгородиться от него и наказать его. Чтобы почувствовать, насколько действенное это воздействие, вспомните свои ощущения, когда на вас обижался близкий вам человек. Обида очень действенна. Она разрушает и убивает. Отношения и близость. Из-за обид вы теряете людей, становитесь одиноким и черствым.
Давайте сделаем следующий шаг в нашем исследовании и разберемся, как образуется обида. Для того, что обидеться, нужен повод или хотя бы его видимость. Поводом для обиды может быть все, что может задевать. Чаще всего, обижаются на нарушение справедливости и причинение душевной боли. Также можно обидеться, если тебе выказали неуважение или принизили твое достоинство. Поводом для обиды может стать и нарушение общественных договоров, например, договора о том, что при дамах неприлично выражаться матом, или договора не разглядывать физическое тело.
Таким образом, повод для обиды возникает, если кто-то ущемил или оказал болезненное воздействие на одно из твоих тел: душу или личность. Я не включила в этот список физическое тело. Для того, чтобы воздействие на физическое тело вызвало обиду, оно должно как-то задевать либо вашу личность, либо вашу душу. Если не задевает, с вашим телом можно делать все, что угодно, хоть резать и пересаживать органы. Это будет больно, но не обидно. Прямым поводом для обиды является ущемление души или ее отражения в обществе – личности.
Повод – это еще не причина. Остается открытым вопрос – почему мы так легко сваливаемся именно в обиду? Почему не решаем проблему с ущемлением каким-либо другим способом? Ведь можно было бы не обижаться, а, например, отплатить обидчику той же монетой или разобраться с человеком, если он тебе очень дорог. Мы же предпочитаем обидеться – удержать рвущийся из нас порыв как-то ответить (и даже набухнуть за счет этого), а затем напринимать решений, отгораживающих нас стеной от нашего обидчика. Ответ на этот вопрос глубже, чем может показаться. Используешь ли ты в качестве инструмента обиду или нет, определяется твоим собственным выбором. А выбор делается исходя из того, ради чего ты живешь и насколько высоки твои цели. Вот так! Ни больше, ни меньше.
Если ты живешь как ребенок, у которого нет настоящего дела, тебе нечем себя занять. И ты грязнешь во взаимоотношениях. Они становятся осью твоего мира: кто как на тебя посмотрел, кто что сказал. Ты ничего собой не представляешь, и это невыносимо, поэтому ты тщательно следишь за всеми знаками, которые тебе об этом напоминают. Ты становишься обидчивым.
Если же ты взялся за дело, которое так велико, что требует от тебя идти на самом пределе, обижаться будет для тебя непозволительной роскошью. Стоит тебе впустить в себя обиду, и твое дело снова не состоится. Ты не будешь обижаться не потому, что такой правильный как пионер-комсомолец. Ты не будешь обижаться, потому что в твоем случае это неразумно. Это разрушит твое дело, а вместе с ним и твою мечту.
А если однажды ты выберешь жить жизнью души, тогда тебе станет важным не оставлять долгов, извлекать уроки из всех жизненных ситуаций, проходить по жизни достойно. Поэтому ты изменишь свое отношение к обидам, обида перестанет быть для тебя желанной и естественной, ты будешь учить свою душу не обижаться.
Источник: Становление
Обсуждения Жизнь без обид