Система Лейтнера — это метод для эффективного запоминания и повторения изучаемого материала с использованием флэш-карточек, основанный на интервальных повторениях. Впервые этот инструмент стал применять немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер в 70-х годах XX века. Отсюда и название.
Чаще всего флэш-карточки применяются при изучении языка, но и для запоминания любой другой информации отлично подходят. Вы, например, могли видеть в американских фильмах, как готовясь выступить на свадьбе или важной встрече, авторы записывают на подобных карточках тезисы своей речи. Таким же образом готовятся к экзаменам, учат программирование.
Для работы с карточками существуют специальные приложения для смартфонов, но сделать их можно и вручную. Давайте разберемся с тем, какой вариант лучше, а также в целом поговорим о данном методе.
Цифровой или физический вид?
Вы можете создавать карточки в физическом или цифровом виде. Каждый имеет свои преимущества и недостатки. Определенно более интересно готовить физические колоды, но это также требует больших затрат времени. Также их очень сложно, порой невозможно, обновлять. Вам, скорее всего, придется выбрасывать такую карточку, тогда как в приложении такой проблемы не возникнет. Кроме того, с приложением вы можете в мгновение ока обмениваться карточками с другими пользователями.
Если вы очень загруженный человек, тогда выбор — приложения. Если хотите больше заниматься с детьми, тогда лучше использовать физические карточки. В этом случае придется создавать их своими руками или же покупать готовые: сейчас такие продаются в канцелярских магазинах.
И все же главное преимущество физического носителя в том, что это значительно веселее. Если вы будете заниматься этим не одни, то сам процесс создания карточек принесет массу удовольствия и вовлечет в процесс обучения.
Советы
Если вы используете приложения, прислушайтесь к этим советам, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным.
- Если у вас есть время, создайте свои собственные карточки
Когда вы делаете собственные карточки, то сильнее вовлекаетесь в процесс обучения. Это делает его более осмысленным и способствует запоминанию.
- Отсутствие времени — не оправдание
Более того, это самообман. Флэш-карточки для того и созданы, чтобы ими можно было пользоваться в абсолютно любое время: в очереди, метро, пробке, за ужином и даже принимая ванную.
Как пользоваться карточками, так и создавать их, очень легко. Вы находите время, чтобы отвечать на сообщения в социальных сетях, значит, найдете и на обучение.
- Разбейте учебные сеансы на отрезки по 10-15 минут
И снова поговорим про оправдания: как правило, мы не принимаемся за задачу, если ее полное выполнение требует нескольких часов, а доступно всего полчаса. Словом, мы ленимся, говоря себе: «Все равно работу полностью не сделаю».
С карточками все должно быть иначе. Заранее определите, что даже 10 минут хватит для того, чтобы получить ощутимую пользу. За это время можно повторить больше 100 слов и один этот факт означает, что не нужно себя обманывать и лениться.
К тому же еще раз задумайтесь: ваш «учебник» лежит прямо в кармане. Всего пара секунд и вы можете приступить к изучению слов и правил.
- Пользуйтесь синергией
Синергия — это усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, при котором совместное действие существенно превосходит простую сумму действий каждого из этих факторов.
Кстати, факторами могут быть и люди. Делитесь электронными карточками со своими друзьями.
- Избегайте беспорядка
Если вы думаете, что беспорядок может возникнуть только в случае с физическими карточками, то ошибаетесь. Не скачивайте кучу всего, не прыгайте с колоды на колоду, не загромождайте их обилием изображений и текста. В идеале карточки должны давать учащимся ключевые сведения, которые помогают им достичь целей обучения максимально просто.
Вместо того чтобы заполнять карточки как можно большим количеством данных, делайте их краткими и понятными, чтобы вы имели возможность быстро и эффективно воспринимать и вспоминать информацию.
- Придерживайтесь темы
Во время создания карточек может возникнуть соблазн «изучить все!». Вы захотите не только учить английские слова, но и математику, к примеру.
Каждая коллекция карточек должна быть сосредоточена вокруг определенной темы или предмета. Создание коллекций карточек, содержащих множество разных концепций или идей, обычно приводит к перегрузке, в результате которой вы лишь рассеиваете свое внимание.
- Как можно чаще устраивайте себе экзамены
Многие люди очень боятся слова «экзамен», даже если это всего лишь электронная проверка. Но чем чаще вы будете себя испытывать, тем лучше. Это очень похоже на настоящую практику, поэтому несет неоценимую пользу.
- Убедитесь, что карточки будут доступны на всех устройствах
Авторы многих приложений делают их мультиплатформенными. Это значит, что они доступны на телефонах и ноутбуках. Таким образом, вы можете учиться в транспорте при помощи мобильного приложения, а, придя домой, сесть за рабочее место и заниматься на компьютере.
Важные правила
Без правил в новом деле очень тяжело. Попробуйте придерживаться следующих.
Правило первое: не создавайте карточки лишь ради запоминания фактов
Зазубривание фактов — скучный способ обучения; а если вам скучно, значит, вы делаете что-то неправильно. Вот единственный факт, который вы должны запомнить: карточки могут быть полезными и интересными одновременно. То, что превращается в игру, запоминается намного лучше.
Вместо того чтобы просто читать, что написано на карточке, немного разнообразьте процесс обучения. Вот несколько примеров:
- Объясните, используя свои собственные слова, почему эта информация верна
- Используйте мнемотехнику и аналогии
- Используйте визуальную помощь (картинки, скетчи)
- Попробуйте найти аргументы за и против
- Перечислите как можно больше практических случаев
Правило второе: создайте свою систему обучения
После подготовки карточек необходимо выработать систему обучения. В данном случае дисциплина намного важнее случайных занятий. Выработать базис можно, ответив на некоторые простые вопросы:
- Как часто и когда конкретно вы будете учиться? Вариант: с утра и вечером по 15 минут, которые вы проводите в метро по дороге на работу и с нее.
- Как следует объединять карточки, как часто обновлять их?
- Нужно ли использовать картинки и аудиофайлы?
- Стоит ли создавать свои колоды с нужными темами или же вы ограничитесь тем, что уже создано другими?
Правило третье: учитесь везде
Большое преимущество карточек заключается в том, что они просты и очень практичны в использовании. Вы можете взять с собой физическую колоду куда угодно, а если используете программное обеспечение, то все еще проще.
Это означает, что вы можете заниматься при любой возможности — в автобусе, в лифте, когда ждете в очереди и так далее.
Но не нужно одну неделю учиться как заведенный, а на следующей «перебрать» карточки пару раз. Попытайтесь выровнять количество часов, которые выделяете на обучение.
Правило четвертое: разбивайте сложные концепции на несколько вопросов
Если вы, предположим, учите историю, то наверняка знаете, что некоторые концепции слишком сложны для того, чтобы поместить их на одну карточку.
Поэтому нужно разбить их на несколько блоков. Удивительно, но сам этот процесс позволяет лучше впитывать информацию. Говоря о науке, сложные концепции опираются на более легкие, и если вы их поймете, что изучите в целом.
То же самое можно сказать и об изучении языка. Многие люди создают свои физические карточки для того, чтобы запоминать правила. Но они бывают сложные и громоздкие, поэтому лучше всего их разбить на несколько блоков, каждый из которых будет закрывать один случай использования. Например, изучая Past Perfect, создайте колоду таким образом, чтобы на одной карточке было одно мини-правило. Так, даже не зная все в комплексе, вы намного лучше будете разбираться в деталях.
Правило пятое: произносите ответ вслух
Японские служащие железной дороги разработали для себя правило, согласно которому произносят вслух фразу, означающую действие, которое они только что выполнили. Такой метод дает мозгу понять: «Информация очень важна!». К тому же, этот подход делает запоминание более ярким, так как подключает аудиальный канал.
Это правило особенно важно при изучении иностранного языка. Как мы знаем, когда вы учите, к примеру, английский, то на самом деле это четыре разных языка:
- Чтение на английском
- Говорение и произношение на английском
- Понимание на слух английского
- Письмо на английском
Есть люди, которые умеют прекрасно переводить печатные тексты, но совершенно не умеют произносить иностранные слова вслух. Поэтому при таком подходе вы убиваете сразу двух зайцев.
Правило шестое: не рассматривайте флэш-карточки как волшебную пилюлю
Карточки — отличное средство для обучения, но далеко не единственное. Поэтому лучшее, что можно сделать — объединить этот метод с другими, традиционными и не очень:
- Тесты
- Учебники
- Изучение грамматики и правил
- Занятия с репетитором
- Практика
- Обучающие видео
Карточки дают правильную, но не полную информацию, поэтому комбинируйте ее с чем-то еще, чтобы не осталось слепых пятен в обучении
Правило седьмое: один вопрос — один ответ
Этого правила следует придерживаться в самом начале, когда вы еще только изучаете что-то для себя новое. Не стоит надеяться, что вы быстро будете взбираться на гору, ведь возможны длительные регрессы. Поэтому один вопрос — один ответ.
Через какое-то время вы поймете, что изучили базовый уровень. Только теперь можно усложнять карточки или не упоминать в них то, что вы уже давно изучили. Как понять, что настало время? Только в том случае, если вы ни разу не ошиблись ни в одной карточке в течение недели. Семь дней проверяли себя и ни разу не допустили ошибки. С этого момента можно усложнять.
Правило восьмое: используйте картинки со словами
Этого правила мы уже касались, но учитывая его ценность, нужно сказать о нем еще раз. Добавляйте картинки: это позволит запоминать информацию быстрее. Но это не значит, что можно заменять слова картинками. Только сочетание принесет большую пользу.
Правило девятое: чем проще, тем лучше
Если дополнительная информация не позволит изучить правило или слово лучше, не стоит ее использовать. Может возникнуть соблазн перевести одно английское слово двадцатью аналогами из русского, но не делайте этого. Для начала изучите 2-3 основных значения.
Правило десятое: продуктивность иногда означает прокрастинацию
Когда вы изучаете английский язык, у вас может появиться желание поместить на карточки все слова, с которыми вы сталкиваетесь при просмотре фильма или прочтении книги. Но это не совсем правильно.
В английском есть множество слов, которые нужно выучить в первую очередь. Некоторые из них формируют устойчивые словосочетания, что также необходимо запомнить. Но вот сложные и старинные слова, которые вы можете встречать в книгах, вам, скорее всего, не понадобятся в начале изучения (а то и вовсе никогда).
Правило одиннадцатое: учите, затем запоминайте
Запоминать слова просто на автопилоте — не самая лучшая идея. Для начала заинтересуйтесь этим словом, выясните точно, что оно означает.
То же самое можно сказать и о других предметах. Например, если вы хотите выучить таблицу Менделеева, поинтересуйтесь каждым элементом отдельно, почитайте Википедию и соберите любопытную информацию. Этот прием очень эффективен: вы сможете изучить предмет намного лучше.
Желаем вам удачи!
Источник: Григорий Кшеминский
Обсуждения Что такое флэш-карточки и зачем они вам могут пригодиться?