Эффект дезинформации

Эффект дезинформации
Мы часто думаем, что наши воспоминания являются безошибочными и содержат в себе точные представления о реальности. Обращаемся к собственной памяти, чтобы узнать, что на самом деле произошло в прошлом, пытаемся выяснить обстоятельства, приводящие к определенным ситуациям.
Воспоминания характеризуют не только наше понимание окружающего мира, но и принимаемые решения и даже черты личности. Однако на самом деле воспоминания под влиянием множества внешних факторов искажаются.

Эффект дезинформации – яркий пример подобного феномена, происходящего в реальной жизни. Он связан с формированием неточных, а в некоторых случаях и ложных, воспоминаний.

Эффект дезинформации

Эффект дезинформации возникает, когда индивидуальный отзыв эпизодических воспоминаний изменяется под воздействием поступающей новой информации. Мы бессознательно меняем свои воспоминания в свете новых данных.

Наиболее известными примерами являются два эксперимента, проведенные психологами Элизабет Лофтус и Джоном Палмером, в которых демонстрировалось, что вопросы, заданные после того, как человек засвидетельствует событие, могут фактически повлиять на его память о нем.

В первом эксперименте участникам были продемонстрированы три различных видеоролика с авариями автомобилей. Одна группа респондентов наблюдала видео с автомобилями, разбивающимся со скоростью 20 миль в час, другая – со скоростью 30 миль в час, а последняя группа – аварию со скоростью 40 миль в час. После участникам эксперимента задали вопрос о скорости авто при аварии.

Вопрос был одинаковым для каждого, за исключением слова, описывающего происшествие. Некоторые слова обозначали, что авария была незначительным столкновением, другие же – сильным ДТП.

Результаты эксперимента показали: слова, используемые для описания аварии, оказали гораздо большее влияние на восприятие скорости движения, чем фактическая скорость автомобиля, наблюдаемая участниками на видео.

Во втором эксперименте респонденты наблюдали похожее видео с двумя автомобилями. Эксперимент заключался в том, что формулировка, описывающая степень тяжести, также была изменена.

Однако звучал другой вопрос: видели ли респонденты разбитые стекла у авто. Исследователи обнаружили, что чем серьезнее обозначалась степень происходящего происшествия, тем вероятнее участники говорили о том, что видели разбитые стекла автомобилей.

Оба исследования показывают, что разница в постановке вопроса после события, может повлиять на наше воспоминание о нем. И даже такие небольшие изменения, как замена обозначающего слова, создают ложные воспоминания о событии.

Изобретение целого события

Существуют различные примеры демонстрирующие, что воспоминания могут меняться и другими способами. Иногда мы заполняем пробелы в памяти, используя присущие нам психологические схемы. Этот процесс похож на воспоминания по умолчанию о таких вещах, как декорации или незнакомые лица.

Как пример – попытка вспомнить ресторан, в котором вы бывали в детстве. Скорее всего, обстановка ресторана, которую вы помните, является общей, а не фактическим его оформлением. Из этого следует, что наша память не всегда может опираться на воспоминания о конкретных деталях. Но что бы мы осознавали и в чем были бы убеждены, будь нам предложено целое событие?

Джеймс Коэн, работающий под началом уже упоминаемой Элизабет Лофтус, создал четыре брошюры и раздал каждому члену своей семьи. В брошюрах содержались истории из детства каждого. Истории в буклетах были правдивы, за исключением одной – истории брата Коэна. В ней описывалось, как в детстве он потерялся в торговом центре, однако незнакомый пожилой мужчина, помог ему найти своих родителей.

Каждому члену семьи было предложено прочитать брошюры и ознакомившись с их содержанием, вспомнить данные события. Брат Коэна вспомнил историю из брошюры, рассказав ее с дополнительными подробностями, изобретенными им самим, и не смог определить ее как ложное событие.

Данный эксперимент показывает, как мы можем принимать обманчивые воспоминания, насытив их собственными и выдуманными деталями. В последующем данный метод был использован в экспериментах Жаклин Пике и Элизабет Лофтус при исследовании внушения неверных воспоминаний.
Эффект дезинформации

Почему возникает эффект дезинформации?

Существует несколько теорий:

  • Одним из объяснений является то, что исходная информация и вводящая в заблуждение информация, полученная после, объединяются в памяти.

  • Другое заключается в том, что неверное знание фактически перезаписывает исходную память события.

  • Исследователи также предположили, что, поскольку вводящая в заблуждение информация более актуальна и свежа в памяти, она легче извлекается.

  • Так же это происходит в случаях, когда соответствующие данные из первоначального события никогда не были предварительно заложены в памяти – обманчивая информация заполняет недостающие пробелы и вписывается в общую картину события.

Факторы, влияющие на эффект дезинформации

  • Время: если обманчивая информация представлена через некоторое время после исходной, она будет более «доступной» в памяти. Это означает, что она намного проще и быстрее извлекается, эффективно блокируя вывод исходной и правильной информации.

  • Обсуждение события с другими участниками: беседа с другими свидетелями после события может исказить оригинальную память в том, что произошло на самом деле. Слова других участников могут конфликтовать с исходной памятью, и эта новая информация может изменить или исказить исходную память о событиях по мере их возникновения.

  • Новости: Чтение новостей и просмотр телевизионных сообщений о происшествии или событии также может способствовать эффекту дезинформации. Люди часто забывают исходный источник информации. Они могут ошибочно полагать, что часть информации, которую они наблюдали лично, в действительности – то, что они слышали в новостном сообщении после происшествия.

  • Неоднократная подверженность неправильной информации: чем чаще люди подвергаются вводящей в заблуждение информации, тем больше вероятность, что они полагают, что дезинформация была частью первоначального события.

В повседневной жизни следует признавать ошибки человеческой памяти и учитывать это при принятии решений. Если вы что-то решаете или выбираете план действий, то очень важно быть уверенным, что ваша память верна.
Эффект дезинформации
Один из самых распространенных сценариев проявления эффекта дезинформации в повседневной жизни – когда мы вспоминаем факты из нашего прошлого. Вспоминая историю или событие, мы начинаем визуализировать его и в конечном итоге можем запутать визуализацией реальную память.

Одна из стратегий, помогающий минимизировать последствия – это вести дневник, записывать новую и важную информацию в ежедневник. И, возможно, он удивит вас, когда вы оглянетесь назад и прочтете старые записи.
Источник: Денис Варяница
×

По теме Эффект дезинформации

Эффект замедления времени

Эффект замедления времени в критических ситуациях, как он был изображен в фильме...
Журнал

Эффект бумеранга

«Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» – было написано под логотипом одной из...
Журнал

Гены и эффект плацебо

Американские ученые нашли генетическое объяснение эффекта плацебо, сообщает...
Журнал

Успокаивающий эффект ароматерапии

Группа японских исследователей под руководством Акио Накамуры (Akio Nakamura...
Журнал

Парниковый эффект, или почему вымерли динозавры

Мы, люди, обитаем на поверхности планеты, и кроме того, человеческий век недолог...
Журнал

Эффект бумеранга

«Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» – было написано под логотипом одной из...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Оставь природу ума, как она есть
Объяснение Ваджры согласно Буддхагупте