Клад Чингисхана и Наполеона, сокровища тамплиеров и Романовых, Янтарная комната… Белорусы могут внести свою лепту в этот список утраченных ценностей: одно из самых дорогих и разыскиваемых произведений искусства - крест Ефросиньи Полоцкой.
История реликвии полна невероятных совпадений и неясностей. Местонахождение белорусской святыни до сих пор не установлено, несмотря на то, что ее пытались отыскать коллекционеры, священники и просто неравнодушные люди.
АНГЕЛ
Ефросинья Полоцкая. Это имя белорусы и сегодня вспоминают с уважением и теплотой. Ефросинья, а вернее, Предислава, родилась примерно в 1101 году в богатой семье – ее отец Святослав Всеславич владел Витебской волостью. Мать Софья была дочерью самого Владимира Мономаха. Девочка была первым и долгожданным ребенком. Если верить легенде, в 12 лет перед девицей предстал ангел и сказал, что ее удел – монастырь, который она должна построить на берегу реки Полоты под Полоцком. Девушка отказалась от выгодного брака и тайно от родных избрала для себя служение Господу. Отец негодовал и отказывался признавать право дочери на такой шаг. Как гласят летописи, «скорбел весь дом». Но Предислава постриглась и взяла имя Ефросинья. В монастыре инокиня без дела не сидела - переводила и переписывала книги. Это была тяжелая работа, которой в то время занимались исключительно мужчины. Писали, что называется, на коленке: пергамент держали на ладони левой руки, которая упиралась в колено. Переписчик должен был не только знать грамоту, но и владеть художественными навыками.
На собственные средства Ефросинья построила две церкви в Полоцке, а затем основала мужской и женский монастыри, как велел ангел. В ее обителях жизнь кипела: работали богадельни, мастерские по переписке рукописей, ювелирные и иконописные школы.
КРЕСТ С СЕКРЕТОМ
Большая ценительница золотых дел мастеров Ефросинья привлекала к работе лучших специалистов. Одним из них был Лазарь Богша – ювелир, в тонкостях владевший техникой перегородчатой эмали. Скорее всего, он обучился этому искусству в Византии, где школа перегородчатой эмали считалась лучшей в мире.
Для основанной ею церкви Спасо-Преображения (она сохранилась до наших дней) Ефросинья заказала ювелиру в 1161 году напрестольный крест. Лазарь Богша к этому времени был опытным мастером, о нем знали во многих местах, и заказы ему поступали самые выгодные. Но к этому заказу отношение у него было особое, неспроста на обратной стороне креста он не только начертал свое имя и прозвище, но и целое послание, что тогда вовсе не практиковалось: «Господии, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи». Редчайший случай: не принято было в Древней Руси оставлять на произведениях искусства свои автографы. Поэтому имена мастеров в большинстве своем нам неизвестны, этот крест – приятное исключение.
Для креста Лазарь Богша выбрал за основу кипарис, покрыл его серебряными и золотыми пластинами с изображениями в технике перегородчатой эмали. Изделие украшали восемь драгоценных камней, жемчуг. Крест – шестиконечный, его высота – 52 см, верхнее перекрестие – 14 см, нижнее – 21 см. Картины на кресте – это сцены из жизни Иисуса Христа. Также на нем изображались Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил, Михаил, в центре – апостолы Матвей, Лука, Иоанн, Марк. Крест был с секретом: в специальных ячейках находились частицы гроба Господня с каплями крови Христа, камень из гробницы Иисуса, частицы мощей разных святых и капли их крови. Все эти святыни в ответ на просьбу Ефросиньи прислали из Византии император Мануил Камнин и патриарх константинопольский Лука Хрисоверг, что говорит об авторитете и известности монахини не только на Руси, но и во всем православном мире.
ЗАРОК ИВАНА ГРОЗНОГО
Крест находился в Полоцке 60 лет – до начала XIII века. К этому времени Ефросиньи давно не было в живых – она умерла в 1167 году в Иерусалиме, куда отправилась с паломнической миссией, там же и была похоронена. А напрестольный крест из Спасо-Преображенской церкви перекочевал в Смоленск, куда его вывез вместе с остальными ценностями смоленский князь Мстислав Давыдович. В 1217 году он одержал победу над литовцами, разорявшими Полоцк, и посчитал возможным «прихватизировать» чужое имущество. В Смоленске крест хранился почти три столетия. В конце XV века с него сняли первую копию, не желая постоянно при крещениях опускать в воду уникальную вещь.
Вскоре из Смоленска крест перекочевал в Москву. Это произошло при следующих обстоятельствах. Царь Василий III постоянно соперничал и воевал с княжеством Литовским. Заняв Смоленск, он приказал вывезти оттуда церковные святыни, боясь, что в следующий раз они попадут в руки иноверцев. Василий настолько дорожил крестом, что не захотел отдавать его церковникам, а оставил в своей казне.
Его внук Иван Грозный тоже понимал ценность и значение креста Ефросиньи. У Грозного были большие планы – не только на востоке, но и на западе. Он мечтал получить удобный выход в Балтийское море, чтобы торговать с западными странами. Этим планам противодействовал Ливонский орден и Великое княжество Литовское. Грозный решал спорные вопросы кардинально – война и точка. Зимой 1563 года с большим войском царь подошел к Полоцку. В этот поход русский самодержец взял крест Ефросиньи. Иван Грозный дал своеобразный обет: если Господь сподобит его одержать победу, он вернет крест в Полоцк. Местное население, прослышав об этом, стало молиться о победе «московитам». Русский царь поверг врага и сдержал обещание – оставил крест в городе.
Однако его недруги не желали мириться с поражением. Литовцы заключили союз с поляками, создав новое государство – Речь Посполитую. Но им одним сломить Ивана Грозного было не под силу. Они призвали на помощь турок. Те пошли на Москву войной. Иван Грозный ответил жестко и разбил турок. Однако платой за победу стало разорение страны. Ее слабостью воспользовались поляки и литовцы: Стефан Баторий захватил и разграбил Полоцк. Крест оккупанты не нашли: монахи укрыли его в надежном месте. Но судьба его была предрешена: после Брестской унии Софийский собор, в котором хранилась святыня, перешел под юрисдикцию римского папы.
НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ
В 1812 году над крестом нависла новая угроза – оказаться во Франции. Пришлось снова реликвию замуровывать в стену. Когда войска Наполеона покинули Российскую империю, крест вернули на место.
В 1839 году после упразднения унии крест передали православной церкви. От греха подальше его решили перевезти в Санкт-Петербург. Столичные жители, в том числе императорская семья, встречали древнее сокровище с благоговением. Сам император Николай I приложился к кресту.
После Октябрьской революции изделие Лазаря Богши ждала печальная участь. Большевики изъяли его и уже подумывали продать за границу. Этого не случилось благодаря стараниям минских ученых. Крест вернули сначала в Минск, а затем перевезли в Могилев, в исторический музей. Большевики согласились выставить его на всеобщее обозрение, но посетители часто подходили к необычному экспонату и осеняли себя крестным знамением. Этого новая власть потерпеть не могла, и крест упрятали в сейф горкома партии.
Во время Великой Отечественной войны драгоценность бесследно исчезла. Кто воспользовался ситуацией, неизвестно. По некоторым непроверенным сведениям крест после долгих путешествий оказался в США, в частной коллекции банкира Моргана. Но все попытки выйти на его след были безуспешными. За время его существования было изготовлено несколько копий, и сейчас это еще больше запутывает дело. Верующие надеются: не далек тот день, когда крест Ефросиньи Полоцкой отыщется чудесным образом. Нашлось же потерянное во время войны и не менее ценное Слуцкое Евангелие 1581 года!
Источник: Любовь ШАРОВА
Обсуждения Крест Ефросиньи