Русалочка – самый узнаваемый символ Дании. Больше столетия морская дева грустит на камне у набережной Лангелиние, встречая и провожая корабли, заходящие в «Торговую гавань» (так переводится Копенгаген).
Сказочная героиня в столице повсюду – на открытках, брелоках, стаканах, календарях и прочей сувенирной продукции. Несмотря на большую любовь к ней датчан, она не раз становилась жертвой вандалов.
С ЛЕГКОЙ РУКИ ПИВОВАРА
Печальную историю Русалочки знают во всем мире. Во время кораблекрушения она спасла принца от верной гибели и влюбилась в него так сильно, что захотела стать обычной земной девушкой. Обитательница моря обратилась за помощью к колдунье, а та за свои услуги попросила прекрасный голос Русалочки. Морская дева обрела ноги и шанс понравиться принцу, но он предпочел другую. Русалочка могла вернуться в родную стихию, но должна была для этого убить возлюбленного. Девушка предпочла умереть сама. Согласно уговору, она превратилась в морскую пену.
Грустную сказку датский писатель Ганс Христиан Андерсен написал в 1836 году, а через 73 года в Копенгагене поставили балет по мотивам этого произведения. Премьера «Маленькой Русалочки» состоялась 26 декабря 1909 года в Королевском театре Копенгагена. В заглавной партии танцевала Эллен Прис де План, известная прима-балерина и по любопытному совпадению правнучка Йонаса Коллина – крупного чиновника и покровителя Андерсена. Среди преданных поклонников постановки оказался датский предприниматель Карл Якобсен, сын основателя компании по производству пива Carlsberg Якоба Кристиана Якобсена. Страстный коллекционер предметов искусства и меценат, он заказал датскому скульптору Эдварду Эриксону скульптуру Маленькой Русалочки.
Скульптор в это время ваял сразу три фигуры для саркофага датского короля Кристиана IX и королевы Луизы для собора в Роскилле, где по старой традиции хоронили царственных особ. Пивовар наблюдал за работой скульптора и был в восторге от нее. Согласно одной из версий, его так пленила фигура под названием «Грусть», что он предложил скопировать с нее Русалочку. По другой версии, в качестве модели заказчик скульптуры видел только Эллен Прис де План. Говорили, что она покорила не только сцену Королевского театра, но и сердце потомственного пивовара. Однако балерина посчитала неприличным позировать обнаженной, поэтому в качестве модели скульптор использовал собственную жену. Говорят, у Русалочки лишь голова – точная копия знаменитой танцовщицы.
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Открытие памятника назначили на 13 августа 1913 года. Его вдохновитель владелец пивоваренных заводов Карл Якобсен постарался сделать из этого события праздник: пригласил репортеров, фотографов, аристократов, друзей, благо деньги у предпринимателя не переводились. Праздник удался! Гремела музыка, по набережной гуляли нарядные дамы с зонтиками, вспыхивали фотокамеры. Когда со скульптуры сдернули покрывало, люди на берегу пришли в восторг. Русалочка, как живая, сидела на огромном гранитном валуне, помещенном прямо в воду в метре от набережной Лангелиние. Она была так нежна, наивна и беззащитна, что раз и навсегда покорила обитателей Копенгагена. Столичные жители полюбили ее, как родную, а вслед за ними симпатией к ней прониклись и все датчане.
Со временем Русалочка превратилась в символ страны, как Тауэр в Лондоне или Эйфелева башня в Париже. Датчане даже завели традицию: ежегодно день открытия памятника празднуют на государственном уровне. К скульптуре несут цветы, на шею бронзовой девушки водружают венки, возле нее устраивают концерты, благотворительные мероприятия, деньги от которых идут на самые разные нужды. Туристы тоже не обходят Русалочку стороной – возле нее всегда огромное количество желающих сфотографироваться, а то и просто дотронуться до нее.
Зима 1962 года выдалась в Дании чрезвычайно суровой. Даже море покрылось льдом! Фигурка обнаженной и обледенелой Русалочки выглядела так трогательно, что кто-то из датчан не выдержал и закутал ее в шубку. С тех пор завелась традиция «одевать» морскую деву. Летом на нее натягивали модный купальник, осенью накидывали на плечи плащ. Но не все обходились с ней так заботливо!
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ
Утром 23 апреля 1964 года жители Копенгагена ахнули: Русалочка была обезглавлена. На поиски головы полиция кинула лучших ищеек. Криминалисты попытались снять с Русалочки отпечатки пальцев, но затея не увенчалась успехом: на «теле» морской обитательницы туристы оставили сотни отпечатков. Детективы с собаками прочесывали берег, водолазы ныряли на морское дно, но найти преступников не помогла даже внушительная сумма, обещанная за информацию о вандалах: сначала 3 тысячи крон, а затем 7 тысяч.
О порче памятника скорбела вся страна. Да что там Дания! Об инциденте писали чуть ли не все газеты мира. Американский журнал «Лайф» посвятил этому событию передовицу, а одна португальская газета даже указала, что обезглавленная Русалочка – это символ мира, который потерял голову.
Власти решили восстановить скульптуру, благо сохранились гипсовые слепки работы самого Эриксона. Операция по восстановлению выглядела так: мощный подъемный кран поднял скульптуру вместе с 4-тонным камнем и погрузил в грузовик. Памятник перевезли в мастерскую, где за его восстановление взялся Пауль Расмуссен – сын человека, который отливал Русалочку.
1 июня 1964 года скульптура вернулась на прежнее место. Датчане ликовали. На мероприятии присутствовали важные гости, самым почетным среди них была 85-летняя балерина Эллен Прис де План, ставшая прообразом Русалочки. К памятнику приставили полицейского, а ночью его стали освещать прожектором. В вышедшем в Копенгагене в 1974 году путеводителе говорилось: «Над Русалочкой был установлен надзор, и за прошедшие десять лет ничего подобного впредь не повторялось...»
ЗАЛОГ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ
Составитель справочника явно поторопился. Не прошло и полугода, как кто-то отпилил у Русалочки правую руку. Спустя два дня двое молодых людей явились в полицейский участок с повинной. Они выпили лишнего, и их потянуло на «подвиги». Когда протрезвели и поняли, что натворили, то решили вернуть руку. То ли совесть у ребят заговорила, то ли испугались наказания. Преступникам грозило до трех лет лишения свободы и возмещение круглой суммы за порчу имущества! Слуги закона приняли во внимание явку с повинной и наказали вандалов лишь за «порчу коммунального имущества».
С тех пор бедная Русалочка не знает покоя. Какие только испытания не пришлось ей пережить! Дважды – в 1990 и 1998 годах – на ее голову снова покушались. Морскую деву обливали краской, сбрасывали с постамента, а 11 сентября 2003 года взорвали. В 1984 году члены экологической организации «Гринпис» бросили к ее ногам японский флаг с пятнами крови – в знак протеста против вылова японцами китов. В 2004 году кто-то одел ее в паранджу и написал на ней фразу «Труция в ЕС?», протестуя против вступления Турции в Европейский Союз. На международный женский день в 2006 году к ее руке был приклеен фаллоимитатор, а сама скульптура облита краской. В 2007 году на Русалочку надели хиджаб и мусульманское платье.
В соответствии с условиями, которые поставил создатель скульпторы Эриксон, памятник не может быть отлит еще раз в натуральную величину и установлен нигде, кроме Копенгагена. Поэтому датчане стараются сохранить оригинал, несмотря на многочисленные попытки уничтожить или осквернить его.
Единственный раз за свою более чем вековую «жизнь» морская дева покинула привычное место. В 2010 году Русалочка отправилась в длительное путешествие - в Шанхай на Всемирную торговую выставку. Она представляла свою страну в павильоне, посвященном Дании. Тогда были предприняты беспрецедентные меры по ее охране. Во время отсутствия Русалочки датчане использовали видеоинсталляцию.
Сегодня копии Русалочки можно увидеть в разных городах мира - в Берне, Джакарте, Солт-Лейк-Сити. Многократно ее пытались перекупить, но датчане не продают шедевр ни за какие деньги. Они верят: пока дочь Нептуна сидит на своем месте, с Данией и ее жителями ничего плохого не случится.
Источник: Любовь ШАРОВА
Обсуждения Русалочка и варвары