Что общего между Египтом и Северной Осетией? И здесь, и там есть некрополис. Но между ними – большая разница. Долина Царей в Стране пирамид известна на весь мир, а об ее кавказском аналоге даже не все россияне слышали.
В африканской земле захоронены останки царей, а в осетинской покоятся не только представители знатных родов, но и люди простые, небогатые.
МЕРТВЫЕ ДОМА
Сравнения можно продолжать. Кавказское кладбище гораздо моложе египетского собрата: первые захоронения появились здесь в IX веке, а хоронить фараонов в Долине Царей начали с 1539 года до н. э. Но самое важное отличие состоит в том, что древние египтяне находили последнее пристанище в земле, а предков нынешних осетин в землю не закапывали. Североосетинский Город мертвых – это комплекс из 99 полуподземных и наземных каменных склепов, в которые умерших заносили через окно и клали на полку. Когда все свободные полки заполнялись покойниками, «старых» мертвецов укладывали штабелями на пол, освобождая место для «новых». Склепы использовались в течение очень долгого времени и становились пристанищем для целых поколений горцев. В некоторых усыпальницах число покойников достигает сотни.
Город мертвых достиг своего расцвета, если можно так сказать, на рубеже XVIII-XIX веков, когда горцев целыми селениями косили чума и холера. Всего за несколько столетий население Осетии сократилось с двухсот до шестнадцати тысяч человек. «Мертвые дома» служили еще и своеобразным хосписом, в который уходили целыми семьями, когда селение накрывала эпидемия. Люди закрывались в склепах и дожидались своей кончины. Рассчитывать на то, что после смерти соседи или родственники погребут тебя как положено, не приходилось. Останки людей, зараженных чумой, представляли не меньшую опасность, чем сама инфекция, и возиться с трупами никто не желал. На протяжении многих веков в Город мертвых с целью грабежа проникали только те, кто не боялся ни бога, ни черта, ни заразы. Лишь в 60-х годах прошлого века территорию, на которой было разбито кладбище, признали безопасной.
ДОМИКИ НА СКЛОНАХ
Североосетинский Город мертвых – зрелище с определенной точки зрения занятное. Только вообразите: на живописном горном склоне приютилось множество довольно симпатичных домиков. Если не знаешь, для чего они предназначались, можно подумать, что в них живут сказочные гномы.
Усыпальницы представляют собой правильные прямоугольники с одним, максимум с двумя маленькими окошками. Венчали странное сооружение крыши в форме ступенчатых пирамид. Размер имел значение: чем богаче была семья, тем выше и шире строилась усыпальница. Некоторые семьи сооружали под домиком глубокие подземные колодцы. Для прочности и долговечности камни соединяли крепким раствором из сметаны, яиц, молока и извести. У бедняков гробницы были маленькие, с двускатными крышами, а то и вовсе «коробки» из каменных плит.
Гробницы строили на возвышенностях, холмах, склонах гор, продуваемых всеми ветрами, чтобы останки не гнили, а мумифицировались. Благодаря относительно сухому климату и хорошей вентиляции покойники неплохо сохранялись. Обычно их старались на тот свет красиво наряжать. Так, в одном из склепов ученые обнаружили неплохо сохранившийся женский труп в одежде из дорогого иранского шелка. Рядом с мертвецами клали погребальные дары – кувшины с вином, ножи, сабли, сосуды с зерном, украшения. Чем более влиятельным был род, тем больше «подарков» полагалось покойнику. Но от былого богатства сохранилось немного: большинство склепов разорено и разграблено мародерами. И тут невольно напрашивается параллель с египетскими могильниками, которые тоже сильно пострадали от рук любителей легкой наживы.
Недалеко от склепов ученые обнаружили «кладбище» монет, которое по счастливой случайности никто не тронул. Когда аланы и осетины хоронили родственника, они бросали монетку с обрыва. Рассуждали так: если денежка ударится о камень, то душа покойника достигла загробного мира.
МЕСТЬ КРАСАВИЦЫ
Кажется, сама природа противится тому, чтобы люди тревожили старинные захоронения. 20 сентября 2002 года в 20 часов 08 минут с ледника Колка сорвалась лавина изо льда, грязи и обломков горных пород и со скоростью 150-200 км в час помчалась вниз, сметая все на своем пути. Дома, базы отдыха, линии электропередач – ледник прошелся, как каток, по тому, что было сооружено человеком. В результате его схода в Кармадонском ущелье погибла съемочная группа фильма «Связной» Сергея Бодрова-младшего. Сель унес жизни 19 человек, 106 числятся пропавшими без вести, в том числе 42 человека из съемочной группы.
Накрывший Кармадонское ущелье оползень не дошел до Даргавса, однако дорога из села во Владикавказ, проходившая через Кармадонское ущелье, оказалась заблокирована. Людям не оставалось ничего другого, как бросить дома и покинуть деревню. Единственной дорогой, ведущей в Даргавс, оставался 14-километровый серпантин, проходящий через Куртатинское ущелье. Но этот путь полон опасностей. Так некогда большая и густонаселенная деревня прекратила свое существование. И сегодня здесь снова царит тишина и покой. Как и положено на кладбище.
Ученые до сих пор разводят руками и не могут объяснить, почему с Колки неожиданно сорвалась глыба льда. Они знали, что ледник может показать свой строптивый нрав, но ожидали этого не раньше, чем в 2030 году. Почему сель сошел раньше времени – большой вопрос.
А вот аксакалы утверждают, что эта земля давно проклята. И в доказательство своих слов приводят легенду.
Однажды несколько джигитов повстречали в горах девушку необыкновенной красоты. Они стали спорить, кто из них достоин жениться на красавице, но никто не желал уступать. Тогда юноши обратились за советом к старейшинам. К их удивлению, старцы и сами прониклись к ней страстью. Чтобы избежать вражды и кровопролития, деды решили девушку убить. Как только расправа свершилась, началось светопреставление. Люди стали разлагаться заживо. Некоторые пытались бежать из этих краев, но проклятие настигало их и там. Трупы закапывали в землю, но земля не принимала их и выталкивала наверх. Тогда останки стали обкладывать камнями… Так в этом проклятом месте появились первые необычные могильники - наземные.
НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ
Рассказывая о Городе мертвых, невозможно не упомянуть об еще одной достопримечательности Даргавса – родовых башнях знатных осетинских семей. К сожалению, сохранились немногие из них. А когда-то на территории Северной Осетии располагалась целая система этих вышек, и построены они были так, чтобы в поле зрения каждой из них было как минимум две других. Самая внушительная – башня Мамсуровых, якобы ведущих свой род от легендарного царя Тага. Башня гордо возвышается над долиной на 16 метров. Построить такую «пагоду» мог лишь богатый род. В народе говорили, что за каждый обтесанный камень Мамсуровы платили строителям одной овцой. В башне четыре этажа, которые сообщались между собой с помощью межэтажных лестниц и люков. Башня служила одновременно крепостью и жилым помещением. В ней находилось все необходимое для жизни: очаг, вырезанные из дерева кресла для главы рода, низкие трехногие столики для еды, выдолбленная из дерева кадушка для воды, кровати, лавки, полки для посуды. В случае опасности семья взбиралась в башню по деревянной лестнице, лазы и окна наглухо закрывались. На крыше разводили костер – для предупреждения соседей об опасности. Вторая по значимости башня – семьи Аликовых – располагалась прямо над Городом мертвых. С ее вершины хорошо просматривались все подступы к Даргавсу.
Жизнь горцев простой не назовешь: постоянные набеги неприятелей, кровная месть, эпидемии, сходы лавин, частые неурожаи. Возводя свои бастионы, горцы надеялись на лучшее. И, действительно, в тяжелую минуту башни спасали от неминуемой гибели, а в мирное время помогали феодалам собирать дань с одиночных торговцев и караванов, а иногда и грабить их. Со временем эти сооружения стали объектами культа: горцы их почитали как святыни, веря, что в них обитают добрые духи.
Источник: Влад РОГОВ
Обсуждения Город мёртвых