Старение человека
Это биологический процесс постепенной деградации частей и систем организма человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека.
Это биологический процесс постепенной деградации частей и систем организма человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека.
Кроме того, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические эффекты. Википедия
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода старения: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долго-жителей. По статистисчески доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет. Старость и старение одна из главных проблем человечества. Если верить ВОЗу я уже не первый год нахожусь в старческом возрасте, а гарантии стать долгожителем никто не даёт. Но зато с высоты прожитых лет я имею полное право на эту тему поразмышлять. Ибо как не прекрасна обещанная нам Жизнь Вечная, покидать земную юдоль ни кому не хочется.
Исходя из учения Льва Гумилева о старении этносов как биосоциальном явлении, возникает проблема старости индивида и общества, взаимосвязь этих явлений, положение и место старого чело¬века в стареющем обществе.
Достаточно часто человек, который прошел большую часть своей земной жизни, оказывается на пороге кризиса. Этот возрастной кризис представляет собой переходный этап от одной возрастной стадии к другой, причем, с прогрессивными изменениями в психической и физической жизни человека. Кризис пожилого возраста указывает на переход к периоду потерь, а не приобретений. Поэтому пожилому человеку ничего не остается, как философски смотреть на вещи, становится настоящим философом. К восьмидесяти годам вы уже знаете все.
Вот только как это вспомнить?
Известно учение Платона о трех душах человека: чувственной, яростной и разумной. Три платоновские души в рассматриваемом нами аспекте проецируются на возрастные периоды жизни. В юности естественным образом господствует чувственная душа. У зрелого человека, общественного деятеля, доминирует яростная душа. Когда человек вступает в возраст старости, создаются условия для того, чтобы на первое место вышла разумная душа.
Людей, которые подходят к этому своему рубикону, можно разделить на три основных психотипа: оптимисты, которые предпочитают говорить: никакой я не старик, ведь я все еще способен трудиться детям на пользу, и себе в радость; я любим и могу любить;
реалисты - в их голове курсируют мысли: жизнь прожита, нужно подводить итоги, близкие ушли из жизни, я не востребован, но зато меня можно назвать умудренным жизнью человеком с опытом, который видит несовершенство мира и способен подсказать молодому поколению то, чего они пока не понимают;
пессимисты, которые предпочитают думать, что жизнь прошла, прошло то время, когда был любящим, сильным, любимым, весь мир был в руках, а сейчас толи жизнь, толи смерть. Пожилой человек просто вынужден становиться философом.
Это – защитная реакция против того, чтобы стать брюзгой, который срывает злость на тех, кто моложе. Реальность такова: здоровье уходит, как и родные, друзья. Нет ни надежд, ни планов на дальнейшую долгую и наполненную жизнь. Смерть может прийти в любой момент, и к этому рано или поздно привыкаешь. Стать философом – способ не сойти с ума, не впасть в маразм и бесконечное брюзжание. Кто жить не умел, того помирать не выучишь. Как когда-то подростком, снова и снова, пожилой человек в мучениях ищет смысл жизни, терзается стремлением изменить мир к лучшему. Но теперь это нужно ему не для себя самого, а для детей, внуков, для всего человечества.
Между биологическим возрастом и возрастом души, характера нет прямого линейного соответствия.
Человеческая жизнь — нелинейная система, может быть, самая нелинейная из всех систем, что обусловлено свободой духа, непредсказуемостью каждого выбора. Редко у кого структурно-динамический возраст, возраст души, совпадает с биологическим. Человек преклонных лет бывает моложе и раскрепощённее юных. Прежние возрасты в нас не только продолжают жить, они периодически заостряются, а порой даже впервые по-настоящему пробуждаются, когда их время, казалось бы, давно прошло.
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Пушкин
Страх перед старостью во многом внушается человеку современным социумом, средст¬вами массовой информации и усиливается бытовы¬ми заблуждениями и стереотипами: например, о стариках часто думают как о бесполез¬ных, интеллектуально деградирующих людях, кото¬рые уже не в состоянии жить полноценной жизнью, а лишь тягостно доживают её осложняя существование других. Стоит с сожалением признать, что «современ¬ная культура» не признает за старостью никакого соб¬ственного смысла — ей на долю выпадает только символизировать абстрактную жизнь. Если ранее старость ассоциировалась с опытом, мудростью, прозорливостью, властью и знанием, что сопровождалось ее социальным уважением и почи¬танием, то сегодня нарастает тенденция к отрицанию значимости опыта прожитых лет. Распространяюща¬яся повсеместно «геронтофобия» принуждает пожи¬лых людей до последнего пытаться «шагать в ногу» с молодыми, перенимать их привычки и хотя бы внеш¬не сохранять моложавый облик. Старость вытесняется из целостного пространства жизненно¬го пути, «исчезает», не замечается как феномен жиз¬ни, и старики вынуждены стесняться своих лет не только перед молодыми, но даже и в собственном возрастном кругу.
Многие психологические характеристики старо¬сти (консерватизм, осторожность, взвешенность ре¬шений, стремление к спокойствию и порядку, толе¬рантность, тенденция к всепрощению и оправданию и пр.) воспринимаются более молодой частью обще¬ства как препятствующие развитию, мешающие про¬грессу, тормозящие движение к обнов¬лению. Современная установка на «нестарение» за¬хватывает все сферы жизни, поэтому по преимуществу обсуж¬даются вопросы, как сделать старость активной, как дольше сохранить трудоспособность, яркость вос¬приятия, остроту мышления, повысить уровень со¬циальной адаптации. Между тем если физиологическое старение еще можно как-то отсрочить или вытеснить из со-знания, то от реалий старения психологического уйти невозможно, поскольку речь идет о естественной сме-не поколений и не¬минуемом позиционировании себя на шкале «жизнь-¬смерть» и о вопросах своего умирания. Тем более что большинство людей в наше время относятся к Богу и жизни после смерти очень скептически. По¬этому вста¬ет более сложная, чем сохранение активности, задача разработки и закрепления в общественном сознании установки на «принятие старости» вместо «борьбы» с ней.
Старость должна осмыслять¬ся как самостоятельный этап жизни, имеющий свои психологические функции, назначение и ценность для развития. Как писал Г. Гессе, «быть ста¬рым — такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать — такая же почтенная функция, как и любая другая, — при усло¬вии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни. Старость и старение вышли на уровень первоочередных проблем человечества. Относительная доля и абсолютное число престарелых граждан стре¬мительно растет, и проблемы старения и старости становятся гло¬бальными.
Старение всегда психологически сложно для лич¬ности, поскольку именно с его наступлением внут¬ренние противоречия накладываются на противоречия жизненного пути. Старость как бы обо¬рачивает личность к самой себе, сталкивает ее с самой собой перед лицом приближающегося ухода.
В этой ситуации человеку приходится искать ресур¬сы для осуществления длящейся жизни не столько в требованиях и запросах социальной среды, сколько в самом себе. Общим для всех людей бременем Цицерон считал «старость, уже либо надвигающуюся на нас, либо, во всяком случае, приближающуюся к нам». Человек со времени возникновения цивилизации, на протя¬жении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять". Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с имена¬ми основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки.
В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государстве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природны¬ми задатками к управлению людьми и государством. У него старость олицетворяет совер¬шенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме-ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Плато¬на старик - хранитель законов, традиций, истории.
Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного дея¬теля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаём как Катон упрекает молодежь в бездеятельно-сти, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой со¬здать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управле¬нию страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государ¬ства.
В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета старейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронта¬ми", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными ним¬бами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-влас¬тителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."
Призывом почитания предков - живых и умерших - букваль¬но пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в каче¬стве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние стра¬ны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении зани¬мает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, ува¬жению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" са¬мым эффективным методом управления страной, потому что страна- это большая семья.
В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководствовались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль, установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, собраны и записаны традиции, житейские правила и наставления, которыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и старших.
В истории старости отношения "старики и власть", на первый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций теократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым универсалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси.
Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жизненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во властную элиту.
Претензия на власть обосновывалась не длиной седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился властителем дум. Когда же продолжительность жизни значительно выросла и многие страны стали называться "седым обществом", во властную элиту пришли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста "акмэ". По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе.
Возрас¬тная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллектуального превосходства. Напротив, молодежь становится носителем нового, более совершенного и современного научного знания, а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модернизации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое лидирующее положение в обществе.
Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как зна¬ния и культурные ценности эволюционируют с невиданной быст¬ротой". Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть пе-реход от преимущественно аграрного труда к преимущественно ин¬дустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского насе¬ления, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.
В связи с таким раскладом общественных сил и резким разделением общества на противостоящие возрастные группы и происходит пре¬вращение пожилых членов общества в "социальных изгоев". Боль-шинство престарелых занимают консервативные позиции и разде¬ляют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой «места в жизни», с воспоминания¬ми о счастливых "прошлых временах". В целом, уход на пенсию страшен человеку именно потому, что разрушаются системы устоявшихся привычек, связанных с работой. А в динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.
Старость не есть единый, однообразный, неизменяемый ничем период жизни. В старости человек претерпевает не только биологические, но и психологические изменения. На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельнос¬ти, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Если же эта связь обрывается сразу же псле ухода на пенсию, то минуя пер¬вый этап человек попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, об¬суждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно разли¬чить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.
На третьем этапе главным становится забота о личном здо¬ровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, соци¬альный работник, те из членов семьи, которые поддерживают лич¬ный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потреб¬ностей чисто витального характера /еда, покой, сон.../. Эмоциональ¬ность и общение почти отсутствуют.
Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каж¬дого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на ста¬рости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринима¬ет ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравно¬вешен и спокойно смотрит в будущее. Он понимает, что смерть - естественный конец жизни.
Если человек приходит к печальным выво¬дам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чув¬ство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгиба¬ются под его тяжестью. Страх смерти это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного живот¬ного. Именно потому, что это человеческое чувство, оно и может быть преодолено.
Человек — единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности.
Уильям Эрнест Хокинг
Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний. Считать удачи и успехи, и стараться не вспоминать обиды и промахи, и удары судьбы.
Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем пред¬назначении, не могут не вспомнить о своих победах, хотя бы над самим собой. Такие люди обя¬зательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для дру¬гих. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут!
Почему человек становится мудрее только тогда, когда приходит время прощаться с жизнью? Почему одни живут мало, а другие много? Люди бояться умирать потому, что мало успели сделать? Тот, кто успел в жизни больше, уйдет раньше, потому что выполнил свою миссию и нет больше сил? Или раньше уходят те, кто не знает, зачем они здесь?
Кто поможет ответить на бесконечный ряд вопросов. Может быть, ответа на них нет, но есть возможность задуматься. Мы надеемся достигнуть старости, но боимся состариться. Это значит, что мы любим жизнь и страшимся смерти.
Люди чахнут и умирают, когда пропадает основа их веры. При этом самое значимое, ради чего стоит жить, — это выявление всех наших возможностей. Деятельное творчество — не только способ дожить до очень солидного возраста, это — путь к свободе.
Стареть скучно, но это единственная известная возможность жить долго, — говорил Ш. Сент-Бев
По мнению Бердяева смерть есть последнее и самое сильное испытание силы и достоинства человека.
Многие считают, бессмертие человеку даровано Богом, сотворившим его по своему образу и подобию. Глубина этого понятия заложена в высказывании древнегреческого историка, философа и мыслителя Гераклита, провозгласившего, что «люди — это смертные Боги, а Боги — это бессмертные люди».
Пока не пройдена вся жизнь, не израсходован весь лимит жизни и в песочных часах не просыпался весь песок, согласно законам Мироздания, час кончины еще не пробил!
Но как побороть в себе страх перед расставанием? Хорошо, что среди нас есть люди, которые могут смело «посмотреть смерти в глаза», но и они не всегда уверены в своих силах.
Можно долго обсуждать проблемы жизни и смерти. Думать о старости. Каждый эти вопросы решает по-своему. Но хочется согласиться со словами из песни Виктора Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить!»
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода старения: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долго-жителей. По статистисчески доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет. Старость и старение одна из главных проблем человечества. Если верить ВОЗу я уже не первый год нахожусь в старческом возрасте, а гарантии стать долгожителем никто не даёт. Но зато с высоты прожитых лет я имею полное право на эту тему поразмышлять. Ибо как не прекрасна обещанная нам Жизнь Вечная, покидать земную юдоль ни кому не хочется.
Исходя из учения Льва Гумилева о старении этносов как биосоциальном явлении, возникает проблема старости индивида и общества, взаимосвязь этих явлений, положение и место старого чело¬века в стареющем обществе.
Достаточно часто человек, который прошел большую часть своей земной жизни, оказывается на пороге кризиса. Этот возрастной кризис представляет собой переходный этап от одной возрастной стадии к другой, причем, с прогрессивными изменениями в психической и физической жизни человека. Кризис пожилого возраста указывает на переход к периоду потерь, а не приобретений. Поэтому пожилому человеку ничего не остается, как философски смотреть на вещи, становится настоящим философом. К восьмидесяти годам вы уже знаете все.
Вот только как это вспомнить?
Известно учение Платона о трех душах человека: чувственной, яростной и разумной. Три платоновские души в рассматриваемом нами аспекте проецируются на возрастные периоды жизни. В юности естественным образом господствует чувственная душа. У зрелого человека, общественного деятеля, доминирует яростная душа. Когда человек вступает в возраст старости, создаются условия для того, чтобы на первое место вышла разумная душа.
Людей, которые подходят к этому своему рубикону, можно разделить на три основных психотипа: оптимисты, которые предпочитают говорить: никакой я не старик, ведь я все еще способен трудиться детям на пользу, и себе в радость; я любим и могу любить;
реалисты - в их голове курсируют мысли: жизнь прожита, нужно подводить итоги, близкие ушли из жизни, я не востребован, но зато меня можно назвать умудренным жизнью человеком с опытом, который видит несовершенство мира и способен подсказать молодому поколению то, чего они пока не понимают;
пессимисты, которые предпочитают думать, что жизнь прошла, прошло то время, когда был любящим, сильным, любимым, весь мир был в руках, а сейчас толи жизнь, толи смерть. Пожилой человек просто вынужден становиться философом.
Это – защитная реакция против того, чтобы стать брюзгой, который срывает злость на тех, кто моложе. Реальность такова: здоровье уходит, как и родные, друзья. Нет ни надежд, ни планов на дальнейшую долгую и наполненную жизнь. Смерть может прийти в любой момент, и к этому рано или поздно привыкаешь. Стать философом – способ не сойти с ума, не впасть в маразм и бесконечное брюзжание. Кто жить не умел, того помирать не выучишь. Как когда-то подростком, снова и снова, пожилой человек в мучениях ищет смысл жизни, терзается стремлением изменить мир к лучшему. Но теперь это нужно ему не для себя самого, а для детей, внуков, для всего человечества.
Между биологическим возрастом и возрастом души, характера нет прямого линейного соответствия.
Человеческая жизнь — нелинейная система, может быть, самая нелинейная из всех систем, что обусловлено свободой духа, непредсказуемостью каждого выбора. Редко у кого структурно-динамический возраст, возраст души, совпадает с биологическим. Человек преклонных лет бывает моложе и раскрепощённее юных. Прежние возрасты в нас не только продолжают жить, они периодически заостряются, а порой даже впервые по-настоящему пробуждаются, когда их время, казалось бы, давно прошло.
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Пушкин
Страх перед старостью во многом внушается человеку современным социумом, средст¬вами массовой информации и усиливается бытовы¬ми заблуждениями и стереотипами: например, о стариках часто думают как о бесполез¬ных, интеллектуально деградирующих людях, кото¬рые уже не в состоянии жить полноценной жизнью, а лишь тягостно доживают её осложняя существование других. Стоит с сожалением признать, что «современ¬ная культура» не признает за старостью никакого соб¬ственного смысла — ей на долю выпадает только символизировать абстрактную жизнь. Если ранее старость ассоциировалась с опытом, мудростью, прозорливостью, властью и знанием, что сопровождалось ее социальным уважением и почи¬танием, то сегодня нарастает тенденция к отрицанию значимости опыта прожитых лет. Распространяюща¬яся повсеместно «геронтофобия» принуждает пожи¬лых людей до последнего пытаться «шагать в ногу» с молодыми, перенимать их привычки и хотя бы внеш¬не сохранять моложавый облик. Старость вытесняется из целостного пространства жизненно¬го пути, «исчезает», не замечается как феномен жиз¬ни, и старики вынуждены стесняться своих лет не только перед молодыми, но даже и в собственном возрастном кругу.
Многие психологические характеристики старо¬сти (консерватизм, осторожность, взвешенность ре¬шений, стремление к спокойствию и порядку, толе¬рантность, тенденция к всепрощению и оправданию и пр.) воспринимаются более молодой частью обще¬ства как препятствующие развитию, мешающие про¬грессу, тормозящие движение к обнов¬лению. Современная установка на «нестарение» за¬хватывает все сферы жизни, поэтому по преимуществу обсуж¬даются вопросы, как сделать старость активной, как дольше сохранить трудоспособность, яркость вос¬приятия, остроту мышления, повысить уровень со¬циальной адаптации. Между тем если физиологическое старение еще можно как-то отсрочить или вытеснить из со-знания, то от реалий старения психологического уйти невозможно, поскольку речь идет о естественной сме-не поколений и не¬минуемом позиционировании себя на шкале «жизнь-¬смерть» и о вопросах своего умирания. Тем более что большинство людей в наше время относятся к Богу и жизни после смерти очень скептически. По¬этому вста¬ет более сложная, чем сохранение активности, задача разработки и закрепления в общественном сознании установки на «принятие старости» вместо «борьбы» с ней.
Старость должна осмыслять¬ся как самостоятельный этап жизни, имеющий свои психологические функции, назначение и ценность для развития. Как писал Г. Гессе, «быть ста¬рым — такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать — такая же почтенная функция, как и любая другая, — при усло¬вии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни. Старость и старение вышли на уровень первоочередных проблем человечества. Относительная доля и абсолютное число престарелых граждан стре¬мительно растет, и проблемы старения и старости становятся гло¬бальными.
Старение всегда психологически сложно для лич¬ности, поскольку именно с его наступлением внут¬ренние противоречия накладываются на противоречия жизненного пути. Старость как бы обо¬рачивает личность к самой себе, сталкивает ее с самой собой перед лицом приближающегося ухода.
В этой ситуации человеку приходится искать ресур¬сы для осуществления длящейся жизни не столько в требованиях и запросах социальной среды, сколько в самом себе. Общим для всех людей бременем Цицерон считал «старость, уже либо надвигающуюся на нас, либо, во всяком случае, приближающуюся к нам». Человек со времени возникновения цивилизации, на протя¬жении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять". Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с имена¬ми основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки.
В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государстве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природны¬ми задатками к управлению людьми и государством. У него старость олицетворяет совер¬шенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме-ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Плато¬на старик - хранитель законов, традиций, истории.
Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного дея¬теля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаём как Катон упрекает молодежь в бездеятельно-сти, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой со¬здать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управле¬нию страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государ¬ства.
В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета старейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронта¬ми", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными ним¬бами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-влас¬тителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."
Призывом почитания предков - живых и умерших - букваль¬но пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в каче¬стве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние стра¬ны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении зани¬мает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, ува¬жению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" са¬мым эффективным методом управления страной, потому что страна- это большая семья.
В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководствовались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль, установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, собраны и записаны традиции, житейские правила и наставления, которыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и старших.
В истории старости отношения "старики и власть", на первый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций теократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым универсалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси.
Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жизненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во властную элиту.
Претензия на власть обосновывалась не длиной седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился властителем дум. Когда же продолжительность жизни значительно выросла и многие страны стали называться "седым обществом", во властную элиту пришли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста "акмэ". По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе.
Возрас¬тная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллектуального превосходства. Напротив, молодежь становится носителем нового, более совершенного и современного научного знания, а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модернизации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое лидирующее положение в обществе.
Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как зна¬ния и культурные ценности эволюционируют с невиданной быст¬ротой". Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть пе-реход от преимущественно аграрного труда к преимущественно ин¬дустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского насе¬ления, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.
В связи с таким раскладом общественных сил и резким разделением общества на противостоящие возрастные группы и происходит пре¬вращение пожилых членов общества в "социальных изгоев". Боль-шинство престарелых занимают консервативные позиции и разде¬ляют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой «места в жизни», с воспоминания¬ми о счастливых "прошлых временах". В целом, уход на пенсию страшен человеку именно потому, что разрушаются системы устоявшихся привычек, связанных с работой. А в динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.
Старость не есть единый, однообразный, неизменяемый ничем период жизни. В старости человек претерпевает не только биологические, но и психологические изменения. На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельнос¬ти, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Если же эта связь обрывается сразу же псле ухода на пенсию, то минуя пер¬вый этап человек попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, об¬суждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно разли¬чить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.
На третьем этапе главным становится забота о личном здо¬ровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, соци¬альный работник, те из членов семьи, которые поддерживают лич¬ный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потреб¬ностей чисто витального характера /еда, покой, сон.../. Эмоциональ¬ность и общение почти отсутствуют.
Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каж¬дого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на ста¬рости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринима¬ет ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравно¬вешен и спокойно смотрит в будущее. Он понимает, что смерть - естественный конец жизни.
Если человек приходит к печальным выво¬дам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чув¬ство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгиба¬ются под его тяжестью. Страх смерти это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного живот¬ного. Именно потому, что это человеческое чувство, оно и может быть преодолено.
Человек — единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности.
Уильям Эрнест Хокинг
Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний. Считать удачи и успехи, и стараться не вспоминать обиды и промахи, и удары судьбы.
Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем пред¬назначении, не могут не вспомнить о своих победах, хотя бы над самим собой. Такие люди обя¬зательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для дру¬гих. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут!
Почему человек становится мудрее только тогда, когда приходит время прощаться с жизнью? Почему одни живут мало, а другие много? Люди бояться умирать потому, что мало успели сделать? Тот, кто успел в жизни больше, уйдет раньше, потому что выполнил свою миссию и нет больше сил? Или раньше уходят те, кто не знает, зачем они здесь?
Кто поможет ответить на бесконечный ряд вопросов. Может быть, ответа на них нет, но есть возможность задуматься. Мы надеемся достигнуть старости, но боимся состариться. Это значит, что мы любим жизнь и страшимся смерти.
Люди чахнут и умирают, когда пропадает основа их веры. При этом самое значимое, ради чего стоит жить, — это выявление всех наших возможностей. Деятельное творчество — не только способ дожить до очень солидного возраста, это — путь к свободе.
Стареть скучно, но это единственная известная возможность жить долго, — говорил Ш. Сент-Бев
По мнению Бердяева смерть есть последнее и самое сильное испытание силы и достоинства человека.
Многие считают, бессмертие человеку даровано Богом, сотворившим его по своему образу и подобию. Глубина этого понятия заложена в высказывании древнегреческого историка, философа и мыслителя Гераклита, провозгласившего, что «люди — это смертные Боги, а Боги — это бессмертные люди».
Пока не пройдена вся жизнь, не израсходован весь лимит жизни и в песочных часах не просыпался весь песок, согласно законам Мироздания, час кончины еще не пробил!
Но как побороть в себе страх перед расставанием? Хорошо, что среди нас есть люди, которые могут смело «посмотреть смерти в глаза», но и они не всегда уверены в своих силах.
Можно долго обсуждать проблемы жизни и смерти. Думать о старости. Каждый эти вопросы решает по-своему. Но хочется согласиться со словами из песни Виктора Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить!»
P.S. Текст не является абсолютно оригинальным. Это рерайтинг
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-47103.
Обсуждения Старость
Кран не починил
Жизнь уж прожита
Капает она
Тут жена встаёт
И леща даёт
Крантик закрути
Вентиль поверни
Как вы думаете почему в качестве иллюстрации к публикации я выбрал изображение старого пня?
Большинство старцев имеют ослиную упёртость, тупость выжившего из ума, твердолобые в своих суждениях и верующих в непогрешимое прошлое, типа коммунизма, который должен был уже наступать. Назвать сие мудростью может только преждевременно состарившийся молодец с философическо маразматическим складом ума. Власть находится у тех, кто обладает средствами власти. финансы, соц. значимость, военная поддержка и партийная принадлежность.
Хорошо, что среди молодёжи есть люди, которые смогут упокоить старика, ожидающего смерти и суметь убедить особо мудрых старых пердунов, чтобы они смело смотрели смерти в глаза. И тогда слова ЦОЯ можно переформатировать в том, что стоит таки жить, чтобы потом, так или иначе умереть.