Пападжи, Нисаргадатта и Рамана

Вопрос:
Вы очень хорошо знаете оба основных направления нео-двайты. Я имею в виду Раману и его последователей с одной стороны и Нисаргадатту и его последователей с другой. Видите ли вы какую-нибудь разницу между ними.
Пападжи, Нисаргадатта и Рамана
Дэвид:
Это вопрос об их последователях или о самих гуру?

Вопрос:
Я думаю, о самих гуру?

Дэвид:
Хорошо. Нисаргадатта и Бхагаван были очень-очень разными, что касается личностей.

Этому все удивляются. Я думаю, у каждого есть представление о том, что просветленная личность ведет себя определенным образом. Он добр, сострадателен, тактичен, безгрешен и все такое. Это специфическое клише – образ просветленного. Мой опыт говорит, что они все разные. Нет никакого шаблона, стереотипа. Каждый по-своему своеобразен - совершенно разные личности, характеры. Они даже учат совершенно по-разному. Часто то, чему учит один, противоречит тому, чему учит другой, даже если вы принимаете обоих в качестве просветленных.

Это несколько парадоксально. Если взять непосредственно Раману и Нисаргадатту, то Рамана предпочитал такой способ учения: сохраняйте покой. Он говорил: это мой высочайший, изначальный метод наставлений. Он говорил: сохранять покой в присутствии джняни – это значит переживать что-то из истинного Я, которое является настоящим состоянием природы джняни.

Он говорил: если вы хотите поговорить со мной, я отвечу на ваши вопросы, но это, по-моему, есть наихудший метод наставлений. Я сижу здесь, пребывая в истинном Я, вы сидите там, ваш ум спокоен. И если вы сможете удерживать свое внимание на мне или на истинном Я, вы начинаете переживать в определенной малой мере то, что я переживаю постоянно. То есть вам нужно просто сидеть здесь и пребывать в покое.

Нисаргадатта же был несколько более традиционен. Ему нравилось, чтобы люди спорили с ним. У него был очень живой, порывистый характер. Он был "street smart", вел бизнес в Бомбее, был торговцем. Ему не нравилось, когда люди попусту транжирят деньги. Просто очень сильно выраженный городской… даже не искушенный, а… знаете выражение "street smart"? Это человек, который знает как выжить в бедном районе большого города третьего мира.

Его метод наставлений был на протяжении долгого времени самым традиционным – когда гуру говорит вам: вы есть ваше истинное Я, вы есть Сознание. И с помощью силы собственного переживания неразделенного с его словом, он пытается заставить вас пережить это состояние, раз за разом повторяя вам, что вы в этом состоянии, и чем это состояние является.

Я думаю, это было так, особенно в последний год его жизни. Он общался много. И каждое утро, когда вы сидели там он в повторяющейся манере просто говорил о Сознании, откуда оно исходит, как проявляется.

И иногда вы думали: “О, я уже выслушал эту историю шесть раз на этой неделе. Зачем мне слушать ее в седьмой?”

В другой раз вы могли сидеть абсолютно неподвижно и внезапно осознать, что описывается именно то состояние, в котором вы находитесь в тот момент. Каким-то образом энергия его слов, которые проходили через ваш ум активизировали то место в центре вас, которое есть сознание и поскольку он дал вам описание того, чем оно является и как проявляется, вы можете просто сидеть там, сознавая, что это суть текущие комментарии вашего собственного состояния в данный момент.

Давая вам эти слова, это знание, которое сами по себе не являются реализацией, он каким-то образом толкает вас в это состояние, в это место временного бытия в Сознании, вызванного энергетикой его присутствия, энергетикой его слов. И пока он был там, полный этой энергии, полной этой решимости убедить вас, вы могли оставаться в том месте.

Когда ты получил знание об этом месте, он частенько мог сказать: ОК. Ты понял. Теперь ты можешь идти. Здесь очень мало места. Чтобы люди, которые уже давно пришли, освободили место для вновь прибывших.

Во время моего последнего посещения он пытался поговорить с кем-то, кто сидел позади меня, а я довольно высокий, как вы вероятно заметили. Он не мог видеть человека, находившегося за мной, и он рассердился на меня.

Он сказал: “Ты занимаешь слишком много места у меня на полу. Ты уже получил Знание. Ты уже получил столько знания, что оно лезет у тебя из ушей и мусорит на пол. Уходи отсюда и освободи место для других, у которых его еще нет”.

Я воспринял это как своего рода благословение. Я ушел и никогда уже больше не возвращался.

Он не сказал, что ты уже просветлел, или еще что-то в таком духе. Он просто сказал: “Ты понял. У тебя было переживание. Ты был в том месте, где пребывает каждое существо. Ты знаешь, о чем я говорю”.

В другом разговоре, который у меня с ним был он подтвердил, что то, что он пытается делать, это активизация Сознания внутри вас с помощью энергии его слов.

Ему нравилось, чтобы люди спорили с ним. И, как я думаю, не потому, что он хотел убедить собеседника в своей правоте. Я думаю, это было что-то вроде обмена - когда вы озвучивали свое мнение, старались оправдать свое мнение, свои концепции. А он реагировал обычным образом, дискутируя, - старался так или иначе убедить вас.

И пока это происходило, одновременно из него исходила сила, энергия, шакти, которая показывала вам, кем вы на самом деле являетесь, вынуждала вас понять, что все идеи, которые формулировались в вашем уме суть не что иное как просто концепции. И на самом деле они не имеют никакой ценности, никакого отношения к лежащему под ними Сознанию, которым вы в действительности являетесь.

То есть, ему нравилось хорошенько поспорить с человеком, просто чтобы дать ему возможность, осознать выбор, принимать ли этот Сознание неотъемлемо присутствующее внутри вас или прилепиться к собственном уму, позволить мыслям и идеям увлечь вас.

Был одни такой случай… У нас был памятный спор.

Я хочу сказать, что не был с ним не согласен. А ему нравилось, чтобы люди с ним спорили, ссорились с ним. Ему не нравилось сидеть в покое, как Бхагаван. Нравилось, чтобы люди говорили, были вовлечены в процесс. Он говорил: “Давайте, кто-нибудь задавайте вопросы. У кого есть какие-нибудь сомнения? Если бы у вас не было сомнений, вы бы здесь не сидели. Говорите кто-нибудь, спорьте со мной”. Он вызывал на споры постоянно.

Так вот, в тот день просто так, просто чтобы сказать что-нибудь, я сказал: “Вчера вы говорили это, позавчера то, а сегодня утром третье. Это все не может быть правдой. Это полностью противоречит одно другому”. Я сказал только для того, чтобы посмотреть, что он ответит.

Какое-то время он пытался дать рациональное объяснение всем этим противоречивым и парадоксальные вещам, которые он говорил людям. А я просто для поддержания диалога продолжал говорить, что на прошлой неделе он говорил одно, а сейчас совершенно другое, и что это не может быть правдой.

В конце концов он устал от всего этого и сказал: “Дэвид, ты совершенно не понимаешь сути моих бесед”. Он сказал: “Я не для того даю вам эти слова, это учение, чтобы вы могли уйти, обдумать все это и создать философию, рационально последовательную и свободную от противоречий. Когда я говорю, я высаживаю свои слова в ваше Сознание. Они посажены, они прорастут, расцветут и дадут плоды в свое время. Но только в том случае, если вы не будете о них думать. Главное в моем учении – это доставить их внутрь вас, где вы не будете их обдумывать, сравнивать, спорить со мной, вы просто дадите им поселиться в вас. В этих словах есть сила, и если вы оставите их в покое и не будете изучать их или спорить с ними, они раскроют вам Истину”.

Возвращаясь к различию между ним и Бхагавангом, можно сказать, что его способ был очень традиционным, но очень отличался то того, который был у Бхагавана. Он хотел имплантировать нечто внутрь вас. Он передавал вам свою энергию с помощью силы, неотъемлемо присущей в его словах. Он делал классические утверждения: ты есть Брахман, ты есть истинное Я, ты есть Сознание. И он не просил вас что-то с этим делать. Он не просил вас практиковать бытие в сознании или проверять, так ли это на самом деле. Он просто вкладывал эту Истину внутрь вас через силу своего переживания. Он говорил, что если вы доставите эту Истину в нужное место и не будете обдумывать ее, спорить с ней, то эти слова сами собой проявятся в переживании.

Вопрос:
Что вы чувствуете по отношению к Пападжи СЕЙЧАС?

Дэвид:
Он действительно был великим учителем. Я знал это и когда был там, я это видел ежедневно.

Последние несколько лет я работал со старыми аудио-записями начала 90-х, когда он был просто преисполнен огнем. И каждого, кто приходил к нему, он вовлекал в очень короткий диалог, он очень старался пробудить их, показать им, кем они являются. Это тот Пападжи, которого я люблю, уважаю больше всего. И чем больше я вникаю в эти старые диалоги, тем больше… - пожалуй именно “уважение” - правильное слово - тем больше я ощущаю собственную ничтожность по отношению к тому великому существу, которым он являлся.

Даже просто по количеству людей, которым он смог показать, кто они на самом деле. Для меня это нечто исключительное. Обычно в атмосфере ашрама есть гуру, есть преданные, сидящие вокруг, - десять, двадцать, сорок лет. Может быть, у кого-то случается опыт, кто-то обретает просветление - большинство нет. Пападжи говорил, что практически во всех ашрамах, где он побывал, люди впустую тратят свое время, никто не получает прямого переживания. У него была совершенно непреодолимая сила показать почти каждому, кем он на самом деле является, за очень короткий промежуток времени.

Если подумать, это совершенно исключительно. В Лакнау люди просто проходили мимо по улице, понятия не имея, кто такой Пападжи, что проходит какой-то там сатсанг, просто они видели толпу иностранцев и подходили посмотреть, что же происходит, и пять минут спустя с ними случалось удивительное переживание и они вставали и начинали говорить как будто цитировали Упанишады. Как, как такое возможно?! Какой же незаурядной энергетикой обладал этот человек, что совершенно непосвященные люди, которые никогда даже не слышали об истинном Я или Брамане, самоисследовании, гуру и прочем… они могли просто войти в комнату, сесть перед ним и просто от того, как этот человек посмотрел на вас или сказал несколько слов или немного с вами побеседовал, вы неожиданно сбрасывали покров, который окутывал вас тридцать пять миллионов лет бесконечных, бессмысленных реинкарнаций и на самом деле в этот момент непосредственно знали: да, это то, чем я в действительности являюсь.

Какой незаурядный талант! Я никого не знал за всю историю духовности, кто делал бы это день за днем, год за годом, десятилетие за десятилетием.

Даже в отношении людей, у которых не то чтобы не было целей и намерений, но они были абсолютно духовно неподготовлены.

Я наблюдал эту процессию приходящих людей. И он ко всем подходил немножко по разному. С кем-то мог смеяться, шутить, рассказывать истории, с кем-то вести себя как отец. Но в общем-то, у каждого, кто приходил, - особенно в этот период начала 90х - вы могли наблюдать эту абсолютную трансформацию на их лицах. Он останавливал их мыслительный процесс, он на самом деле помещал их в то место, где вы больше не функционируете как индивидуальное существо со своими мыслями и идеями. Он каким-то образом вычищал все накопления, все идеи, концепции – и в этот момент вы действительно знали, о чем он говорит. У подавляющего большинства людей это уходило. Но я должен сказать, что разговаривал со многими, у кого это знание сохранялось десятилетиями и было несколько человек, кто просто заглянули к нему с улицы и в первую же встречу он показал им их истинное Я, и потом двадцать, тридцать, лет спустя они все еще находились в этом состоянии.

Это совершенно удивительно. Люди, настроенные скептически, люди ничего не знавшие ни о нем, ни об учении, могли прийти и после двадцати-тридцати секундного общения с ним вся их жизнь оказывалась трансформированной таким образом, что всю оставшуюся жизнь они - непрерывно или нет, я не знаю - пребывали в истинном Я, сфокусированные на нем и функционирующие из него.

Давайте, я расскажу парочку историй.

Саренда Кау - это одна из моих любимых [историй] - она была женой одного сикского доктора по имени Ганга Сингх. Он уже был почитателем Пападжи какое-то время, а она была… можно наверное так сказать: ортодоксальной приверженкой сикхизма. А сикхская традиция говорит, что вы не должны ходить к ныне живущим гуру. Сикхская традиция утверждает, что все гуру умерли несколько столетий назад, и последний официально признанный сикский гуру сказал, что отныне вашим гуру будет “Гуру-грантха” - сикхское Святое писание. Таким образом, у них сильная традиция неприятия [живущего] гуру как Бога и возможности того, что гуру обладает божественной энергией.

Ее муж постоянно приглашал ее: приди посмотреть на этого человека, приди посмотреть. А она поначалу противилась, ссылаясь на традиционные сикхские догмы: я не собираюсь посещать ныне живущих гуру, я им не верю. А он убеждал: тебе не нужно спорить или дискутировать с ним - просто приди и посиди рядом, просто побудь в комнате, пока я разговариваю с ним.

И вот наконец она пришла - в очень скептическом настроении, я бы сказал даже неприязненно настроенная, потому что этот человек представлял нечто такое, что шло в разрез с ее религией: живущее воплощение Бога в человеческой форме, она не могла принять этого.

Она совсем не понимала по-английски. Родным языком Пападжи был пунджаби. И ее муж тоже был пунджаби. Так что, казалось бы, им следовало говорить на пунджаби. Но по какой-то причине они стали говорить по-ангийски. И она ничего не могла понять.

Она истолковала это как то, что они намеренно исключают ее из разговора, иначе зачем им говорить по-английски, а не на пунджаби? И она стала делать джапу. Ну это была известная сикхская мантра (Дэвид говорит что-то вроде “Вахай гуру, вахай гуру” - прим. пер.) Она просто села в углу комнаты, делая джапу, всем своим видом показывая, что она - сигх и не собирается вовлекаться в эту чепуху, связанную с гуру. Она настоящий сигх и просто будет сидеть в углу комнаты, а они могут говорить, о чем хотят.

Наконец, он обратился к ней на пунджаби и спросил, что она делает. Она ответила, что делает джапу. А он сказал: “Между концом одной фразы “вахай гуру” и началом следующего повтора “вахай гуру” - что в этом промежутке?”

Она ответила, что не знает. Она сказала: “Я не понимаю, что вы имеете в виду, я просто говорю “вахай гуру, вахай гуру”.

Он сказал: “Давай объясню”.

Ее муж принес два яблока, которые положил перед Пападжи. Он просто положил их на стол. Пападжи сказал: “Вот первое яблоко. Это твое первое “вахай гуру”. А это яблоко номер два - твое второе “вахай гуру”. Теперь смотри. Я убираю яблоко номер один - первое “вахай гуру” закончилось. А теперь я убираю второе - твое второе “вахай гуру” еще не началось. Что осталось?”

Она рассказывала: “В этот момент я сказала “ничто”. И когда я сказала “ничто” я на самом деле стала этим НИЧЕМ”. Она стала пустотой, и действительно пережила это в данный момент.

“Я пришла туда полной скепсиса, и единственное, что он сделал - это был невежлив со мной, не обращал на меня внимания, потом задал этот нелепый вопрос, положил два я блока, убрал одно, потом другое и спросил, что осталось. Я ответила, что ничего… И в этот момент я стала ничем, и с тех пор так ничем и остаюсь”.

Это было может быть году в 92 или 93, когда я говорил с той женщиной. Она была совершенно удивительной. Это была особенная женщина. Она была единственным человеком, которую я видел на сатсангах, и к которой Пападжи относился иначе, чем к другим. Если кто-то из последователей задавал вопрос, и Пападжи хотел узнать еще одно мнение, он оборачивался к ней и спрашивал, что бы она ответила. Серьезно, не в качестве шутки. Я не видел, чтобы он делал это еще с кем-то. Она попала в это состояние на первой же встрече и удержалась в нем. Ее не стало года два тому назад. И насколько я могу судить, она пребывала в этом состоянии постоянно с момента, когда встретила Пападжи, до самой смерти.
×

По теме Пападжи, Нисаргадатта и Рамана

Рама-янтра - психограмма радости

Никто из вас не придет утром на работу неумытым и непричесанным — внешне мы...
Религия

Шри Рамана о сатсанге

- Говорят, что для духовного продвижения достаточно одного взгляда махатмы, а...
Религия

Шри Рамана

1. Предлагая мои приветствия Махарши Рамане, Картикейе в человеческой форме, Я...
Религия

Особенности и польза Мантры Рам

Мантра Рам используется для привлечения защиты со стороны Бога и получения его...
Религия

Круги из камней: как израильская армия учит мыслить вне рамо

Круги из камней, или как израильская армия учит мыслить вне рамок КЕН, МЕФАКЕДЕТ...
Психология

Бегство от Реальности

«Нереализацией» человек лишь оправдывает свою попытку бегства от Реальности и...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы