Примерно в 90 км от Патны, столицы индийского штата Бихар, находятся два религиозных центра - Гая и Бодх-Гая. Они имеют огромное значение для индуистов и буддистов всего мира. В 2002 году ЮНЕСКО провозгласила храм Махабодхи в Бодх-Гае объектом мирового наследия.
Древняя империя Магадха уже 2000 лет тому назад была одним из главных центров науки и культуры к востоку от Гиндукуша. Гая же являлась сердцем Магатхи. Сейчас это священный город, мифологически связанный со многими богами и богинями. Говорят, Гая была божественным существом, небожителем, которого бог Вишну наградил даром очищения от грехов, дающим возможность обычному смертному попасть в рай после земной жизни. Это поверье привлекает сюда тысячи верующих - для совершения молитв и поднесений даров во имя спасения душ умерших родителей и предков. Они стремятся побывать в храме Вишнупад на берегу реки Фалгу, названном так, поскольку, по преданиям, он построен на месте отпечатков ног бога Вишну.
Бодх-Гая ныне город международного значения, с гостиницами, центрами медитации и развитой инфраструктурой. В 1956 году здесь отмечалась 2500-я годовщина буддизма. По этому случаю в Бодх-Гае собрались верующие со всех концов мира. На конференции было решено возвести в месте паломничества еще несколько буддийских храмов и монастырей, отражающих традиции разных стран, включая Шри Ланку, Китай, Таиланд, Японию… Впрочем, тибетский храм был построен еще в 1938 году.
В XII веке храмовый комплекс был затоплен при наводнении, и двор оставался захороненным до 1811 года. После его раскопок в 1884 году он был реконструирован на основе миниатюрной модели, найденной при экскавации. Различные реликвии старого храма хранятся в археологическом музее Бодх-Гаи.
А когда-то здесь, в 13 километрах от города Гая, располагалась лишь небольшая тихая деревушка, ставшая для буддистов самой святой из всех святых. В этом месте началась сага Гаутама Будды. По другую же сторону реки Фалгу дорога ведет к пещерам, где Будда жил аскетом до своего прозрения. Рядом расположен Суджата Астхан, место где деревенская девушка первой предложила ему, уже Просветленному, чашку рисовой каши.
Поиск Пути и Освобождения начался, когда Сиддхартха решил отказаться от роскоши королевской жизни и стать странником, чтобы получить ответы на вопросы о смысле жизни, о существовании и страдании людей. Он сбросил королевские одежды, обрил голову, надел робу аскета. Он ел только то, что получал как милостыню-бхикшу, подвергал себя всевозможным лишениям. Научившись искусству медитации, он занимался духовными практиками в течение 6 лет, однако загадки существования все еще оставались неразрешенными. И тогда он нашел уединенное место на берегу Ниранджаны (ныне - Фалгу) и дал себе клятву не двигаться отсюда, пока не достигнет Истины. И наконец та открылась ему.
Говорят, Будда достиг Окончательного Освобождения (Махапаранирваны) в возрасте 80 лет, в то же день года, когда родился и получил Просветление - в полнолуние месяца вайшакхи (мая). Дата эта, третья среди важнейших событий его жизни, отмечается буддистами всего мира как праздник Будда Пурнима.
Медитация, принесшая Сиддхартхе Гаутаме Совершенное Просветление (самма-самбодхи), длилась 49 дней возле Бодх-Гаи под деревом пипал (бодхи, баньян). Ранее это место называлось буддистами "Самбодхи Махабодхи" или "Бодхи Мандапой".
Существует поверье, что первоначальное дерево баньян, почтительно называемое "Махабодхи", появилось в тот день, когда Сиддхартха родился. Нынешнее же считается пятым по счету с тех давних пор. Посажено оно было в 1880 году. Примечательно следующее… Когда буддизм проник на Цейлон, туда был отправлен саженец дерева бодхи. Потом отростки от него были вновь перевезены в Индию - в Оленью рощу возле Сарнатха. А когда погибло четвертое дерево в Бодх-Гае, на это место посадили отросток от сарнатхского дерева.
На ограде вокруг Махабодхи, куда только можно дотянуться, висят бесчисленные разноцветные ленточки и лоскутки. Их привязывают паломники - в надежде на исполнение самых сокровенных желаний и в знак преклонения перед Буддой и главной святыней своей религии. Каждый из них хотел бы получить хоть один заветный листик Махабодхи. Но срывать листья священного дерева - дело немыслимое. Поэтому люди просиживают здесь часами в ожидании, когда какой-нибудь лист сам упадет на землю.
За невысокой, но крепкой оградой с калиткой можно подняться на три ступеньки и под придирчивым взглядом охранника прикоснуться к теплому стволу, овеянному ароматическими запахами.
Храм Махабодхи считается одним из образцов архитектуры и скульптуры первых веков нашей эры. В прошлом храму покровительствовали короли Индии, Бенгалии, Аракана, Бирмы, Шри-Ланки. А сейчас в состав Консультативного совета Махабодхи входят представители этих же стран, а также - Лаоса, Сиккима, Таиланда, Камбоджи, Непала и Бхутана.
Когда-то на этом месте находилось более древнее святилище, построенное еще во времена императора Ашоки, т. е. примерно в 260-м году до н.э. Самые же ранние литературные упоминания о Бодх-Гае, как о месте паломничества буддистов, найдены в записях китайских путешественников, которые посетили Индию в V-XI веках.
В частности Хиуен Тсанг, побывавший в Индии между 629 и 640 годами, дает пространное описание храма, сопровождая его сведениями о размерах.
Сейчас храм находится значительно ниже площади, предваряющей подход к нему - за богато украшенной резьбой оградой из "камня Ашоки". Внутренние склоны по периметру выстилает шелковый травяной ковер.
В центре комплекса находится пирамидальная башня высотой в 52 м; четыре подобных же, но меньших, окружают ее. Они покрыты голубоватыми и позолоченными изображениями сцен из жизни Будды и бодхисаттв - богоподобных существ, достигших вершины совершенства и получивших право погрузиться в нирвану. Но бодхисаттвы отказались от такой возможности из сострадания и любви к людям, в стремлении помочь им на пути к спасению.
По лестнице можно подняться во внутреннее помещение, освещенное у входа огромными лампами. В санктуме возвышается скульптура Будды, находящегося в позе медитации и при этом едва касающегося земли, символизируя тем самым момент Освобождения. Глаза его полузакрыты, а загадочная улыбка удовлетворения вселяет надежду на то, что страдания человечества и океаны страстей все же будут преодолены. Первоначально образ был воплощен в черном камне. А сейчас это колоссальная позолоченная скульптура, обращенная лицом к востоку.
В храме можно увидеть все восемь священных и благоприятных знаков, которые ассоциируются с жизнью и учением Будды. Знамя победы означает торжество учения; зонтик власти - его силу; раковина - громкие звуки, пробуждающие сознание; две золотые рыбы - воскрешение и вечную жизнь, а также особое восприятие, поскольку рыбы могут видеть в мутной воде. "Счастливые" сети олицетворяют способность выловить из океана существования жемчужины мудрости; Колесо Закона (Дхармачакра) - распространение учения Будды, "ваза бессмертия" - амриту, нектар, дающий бессмертие; цветок лотоса - высшую цель, просветление.
Отнюдь не нарушая общего ощущения уединенности и торжественности, здесь звучат редкие удары колокола, равнозначные произнесению молитвы, и тихий шепоток паломников, повторяющих главную мантру буддистов "Ом Мани Падме Хум". Они совершающих парикраму - обряд обхода храма, круг за кругом, постепенно приближаясь к нему все ближе.
Между храмом и священным баньяном, в месте, избранном Буддой для медитаций, помещен "бриллиантовый" (по другой версии "алмазный") трон. Это плоская орнаментированная резьбой каменная плита - сохранившаяся часть трона "Ваджрасана" императора Ашоки. Она воплощает образ незыблемости и несокрушимости веры. Рядом стоит осыпанный цветами большой камень (Буддапада) с символическим отпечатком ступней Просветленного в круговом орнаменте.
Говорят, что где бы ни ступала нога Архата, расцветали лотосы. По преданию после прозрения Будда семь дней ходил по дорожке, названной затем Чанкарамана. И сейчас здесь установлены каменные цветы. А на южной стороне главного храма устроен маленький водоем с лотосами - в том самом месте, где купался сам Будда.
Среди нескольких ступ, установленных у храма, главной считается ступа "Открытые глаза". Здесь Будда сидел, с благодарностью глядя на Махабодхи, под сенью которого получил Озарение.
На противоположной стороне центральной площади Бодх-Гая в маленьком аккуратном саду стоит тибетский храм. На первом его этаже находится дхармачакра. "Колесо Закона" вертится практически постоянно - паломники, да и просто туристы, прокручивают его, загадывая желания.
Изящные колонны поддерживают свод этого храма с большим алтарем. В его центре - фигура грядущего, последнего воплощения Будды, Майтрейи. На стенах - фрески с образами Будды, а также божеств тибетского пантеона, хранителей ворот в потусторонние миры, трехглазых чудовищ в танце смерти - с оскаленными клыками и обнаженными мечами, нежных нимф (дакини), купающихся в облаках радужных цветов и дымке благовонных палочек, смешанном с запахом мускуса.
Авалокитешвара, бодхисаттва безграничного милосердия, хранитель буддизма в Тибете, изображен с четырьмя руками - две соединены в молитвенном жесте, а две другие держат цветок лотоса и четки.
С черного фона одной стены на пришедщих смотрит Драгоценный Гуру - Падмасамбхава, держащий в руках чашу из человеческого черепа и скипетр, излучающий молнию. "Рожденный лотосом" почитается тибетцами как второй исторический Будда, распространивший учение на их родине.
На потолке храма нанесена мандала. В центре ее тонко выписанной геометрической композиции изображен Будда, а по углам четыре хранителя ворот. Они приносят удачу и благословение всем, кто проходит под мандалой.
Тайский храм, в отличие от тибетского, кажется почти игрушечным. Он имеет легкие формы, красные крыши, словно бы вложенные одна в другую над белейшими стенами и колоннами, и пышное, яркое оформление. Каменные драконы у входа отгоняют злых духов. Статуя Будды здесь создана из разных элементов, включающих камень, металл, дерево… Вид храма-теремка навевает мысли скорее не о страданиях мира, а о загадках бытия.
Согьял Ринпоче, высокий Учитель и Мастер современности писал: "Когда мы говорим "Будда", то естественно думаем об индийском принце Гаутаме Сиддхартхе, который достиг просветления в шестом веке до нашей эры, и чьему учению о духовном пути, известном сейчас как буддизм, следуют миллионы людей. Однако слово "Будда" имеет более глубокое значение. Это человек - любой человек - который полностью пробудился от неведения и раскрыл свой огромный потенциал мудрости. Будда - это тот, кто окончательно покончил со страданием и тщетностью, кто открыл длительное и бессмертное счастье и душевный мир.
Однако в наш скептический век многим из нас это состояние может показаться скорее похожим на фантазию или мечту, или то, что нам самим совершенно недоступно. Но важно помнить, что Будда был таким же человеком, как вы или я. Он никогда не претендовал на божественность, он просто знал, что обладает природой будды, семенем просветления, и что все остальные тоже этим владеют… Это и есть та благая весть, которую Будда принес нам в результате своего просветления в Бодх-Гае и которая оказалась вдохновляющей для столь многих людей".
Бодх-Гая ныне город международного значения, с гостиницами, центрами медитации и развитой инфраструктурой. В 1956 году здесь отмечалась 2500-я годовщина буддизма. По этому случаю в Бодх-Гае собрались верующие со всех концов мира. На конференции было решено возвести в месте паломничества еще несколько буддийских храмов и монастырей, отражающих традиции разных стран, включая Шри Ланку, Китай, Таиланд, Японию… Впрочем, тибетский храм был построен еще в 1938 году.
В XII веке храмовый комплекс был затоплен при наводнении, и двор оставался захороненным до 1811 года. После его раскопок в 1884 году он был реконструирован на основе миниатюрной модели, найденной при экскавации. Различные реликвии старого храма хранятся в археологическом музее Бодх-Гаи.
А когда-то здесь, в 13 километрах от города Гая, располагалась лишь небольшая тихая деревушка, ставшая для буддистов самой святой из всех святых. В этом месте началась сага Гаутама Будды. По другую же сторону реки Фалгу дорога ведет к пещерам, где Будда жил аскетом до своего прозрения. Рядом расположен Суджата Астхан, место где деревенская девушка первой предложила ему, уже Просветленному, чашку рисовой каши.
Поиск Пути и Освобождения начался, когда Сиддхартха решил отказаться от роскоши королевской жизни и стать странником, чтобы получить ответы на вопросы о смысле жизни, о существовании и страдании людей. Он сбросил королевские одежды, обрил голову, надел робу аскета. Он ел только то, что получал как милостыню-бхикшу, подвергал себя всевозможным лишениям. Научившись искусству медитации, он занимался духовными практиками в течение 6 лет, однако загадки существования все еще оставались неразрешенными. И тогда он нашел уединенное место на берегу Ниранджаны (ныне - Фалгу) и дал себе клятву не двигаться отсюда, пока не достигнет Истины. И наконец та открылась ему.
Говорят, Будда достиг Окончательного Освобождения (Махапаранирваны) в возрасте 80 лет, в то же день года, когда родился и получил Просветление - в полнолуние месяца вайшакхи (мая). Дата эта, третья среди важнейших событий его жизни, отмечается буддистами всего мира как праздник Будда Пурнима.
Медитация, принесшая Сиддхартхе Гаутаме Совершенное Просветление (самма-самбодхи), длилась 49 дней возле Бодх-Гаи под деревом пипал (бодхи, баньян). Ранее это место называлось буддистами "Самбодхи Махабодхи" или "Бодхи Мандапой".
Существует поверье, что первоначальное дерево баньян, почтительно называемое "Махабодхи", появилось в тот день, когда Сиддхартха родился. Нынешнее же считается пятым по счету с тех давних пор. Посажено оно было в 1880 году. Примечательно следующее… Когда буддизм проник на Цейлон, туда был отправлен саженец дерева бодхи. Потом отростки от него были вновь перевезены в Индию - в Оленью рощу возле Сарнатха. А когда погибло четвертое дерево в Бодх-Гае, на это место посадили отросток от сарнатхского дерева.
На ограде вокруг Махабодхи, куда только можно дотянуться, висят бесчисленные разноцветные ленточки и лоскутки. Их привязывают паломники - в надежде на исполнение самых сокровенных желаний и в знак преклонения перед Буддой и главной святыней своей религии. Каждый из них хотел бы получить хоть один заветный листик Махабодхи. Но срывать листья священного дерева - дело немыслимое. Поэтому люди просиживают здесь часами в ожидании, когда какой-нибудь лист сам упадет на землю.
За невысокой, но крепкой оградой с калиткой можно подняться на три ступеньки и под придирчивым взглядом охранника прикоснуться к теплому стволу, овеянному ароматическими запахами.
Храм Махабодхи считается одним из образцов архитектуры и скульптуры первых веков нашей эры. В прошлом храму покровительствовали короли Индии, Бенгалии, Аракана, Бирмы, Шри-Ланки. А сейчас в состав Консультативного совета Махабодхи входят представители этих же стран, а также - Лаоса, Сиккима, Таиланда, Камбоджи, Непала и Бхутана.
Когда-то на этом месте находилось более древнее святилище, построенное еще во времена императора Ашоки, т. е. примерно в 260-м году до н.э. Самые же ранние литературные упоминания о Бодх-Гае, как о месте паломничества буддистов, найдены в записях китайских путешественников, которые посетили Индию в V-XI веках.
В частности Хиуен Тсанг, побывавший в Индии между 629 и 640 годами, дает пространное описание храма, сопровождая его сведениями о размерах.
Сейчас храм находится значительно ниже площади, предваряющей подход к нему - за богато украшенной резьбой оградой из "камня Ашоки". Внутренние склоны по периметру выстилает шелковый травяной ковер.
В центре комплекса находится пирамидальная башня высотой в 52 м; четыре подобных же, но меньших, окружают ее. Они покрыты голубоватыми и позолоченными изображениями сцен из жизни Будды и бодхисаттв - богоподобных существ, достигших вершины совершенства и получивших право погрузиться в нирвану. Но бодхисаттвы отказались от такой возможности из сострадания и любви к людям, в стремлении помочь им на пути к спасению.
По лестнице можно подняться во внутреннее помещение, освещенное у входа огромными лампами. В санктуме возвышается скульптура Будды, находящегося в позе медитации и при этом едва касающегося земли, символизируя тем самым момент Освобождения. Глаза его полузакрыты, а загадочная улыбка удовлетворения вселяет надежду на то, что страдания человечества и океаны страстей все же будут преодолены. Первоначально образ был воплощен в черном камне. А сейчас это колоссальная позолоченная скульптура, обращенная лицом к востоку.
В храме можно увидеть все восемь священных и благоприятных знаков, которые ассоциируются с жизнью и учением Будды. Знамя победы означает торжество учения; зонтик власти - его силу; раковина - громкие звуки, пробуждающие сознание; две золотые рыбы - воскрешение и вечную жизнь, а также особое восприятие, поскольку рыбы могут видеть в мутной воде. "Счастливые" сети олицетворяют способность выловить из океана существования жемчужины мудрости; Колесо Закона (Дхармачакра) - распространение учения Будды, "ваза бессмертия" - амриту, нектар, дающий бессмертие; цветок лотоса - высшую цель, просветление.
Отнюдь не нарушая общего ощущения уединенности и торжественности, здесь звучат редкие удары колокола, равнозначные произнесению молитвы, и тихий шепоток паломников, повторяющих главную мантру буддистов "Ом Мани Падме Хум". Они совершающих парикраму - обряд обхода храма, круг за кругом, постепенно приближаясь к нему все ближе.
Между храмом и священным баньяном, в месте, избранном Буддой для медитаций, помещен "бриллиантовый" (по другой версии "алмазный") трон. Это плоская орнаментированная резьбой каменная плита - сохранившаяся часть трона "Ваджрасана" императора Ашоки. Она воплощает образ незыблемости и несокрушимости веры. Рядом стоит осыпанный цветами большой камень (Буддапада) с символическим отпечатком ступней Просветленного в круговом орнаменте.
Говорят, что где бы ни ступала нога Архата, расцветали лотосы. По преданию после прозрения Будда семь дней ходил по дорожке, названной затем Чанкарамана. И сейчас здесь установлены каменные цветы. А на южной стороне главного храма устроен маленький водоем с лотосами - в том самом месте, где купался сам Будда.
Среди нескольких ступ, установленных у храма, главной считается ступа "Открытые глаза". Здесь Будда сидел, с благодарностью глядя на Махабодхи, под сенью которого получил Озарение.
На противоположной стороне центральной площади Бодх-Гая в маленьком аккуратном саду стоит тибетский храм. На первом его этаже находится дхармачакра. "Колесо Закона" вертится практически постоянно - паломники, да и просто туристы, прокручивают его, загадывая желания.
Изящные колонны поддерживают свод этого храма с большим алтарем. В его центре - фигура грядущего, последнего воплощения Будды, Майтрейи. На стенах - фрески с образами Будды, а также божеств тибетского пантеона, хранителей ворот в потусторонние миры, трехглазых чудовищ в танце смерти - с оскаленными клыками и обнаженными мечами, нежных нимф (дакини), купающихся в облаках радужных цветов и дымке благовонных палочек, смешанном с запахом мускуса.
Авалокитешвара, бодхисаттва безграничного милосердия, хранитель буддизма в Тибете, изображен с четырьмя руками - две соединены в молитвенном жесте, а две другие держат цветок лотоса и четки.
С черного фона одной стены на пришедщих смотрит Драгоценный Гуру - Падмасамбхава, держащий в руках чашу из человеческого черепа и скипетр, излучающий молнию. "Рожденный лотосом" почитается тибетцами как второй исторический Будда, распространивший учение на их родине.
На потолке храма нанесена мандала. В центре ее тонко выписанной геометрической композиции изображен Будда, а по углам четыре хранителя ворот. Они приносят удачу и благословение всем, кто проходит под мандалой.
Тайский храм, в отличие от тибетского, кажется почти игрушечным. Он имеет легкие формы, красные крыши, словно бы вложенные одна в другую над белейшими стенами и колоннами, и пышное, яркое оформление. Каменные драконы у входа отгоняют злых духов. Статуя Будды здесь создана из разных элементов, включающих камень, металл, дерево… Вид храма-теремка навевает мысли скорее не о страданиях мира, а о загадках бытия.
Согьял Ринпоче, высокий Учитель и Мастер современности писал: "Когда мы говорим "Будда", то естественно думаем об индийском принце Гаутаме Сиддхартхе, который достиг просветления в шестом веке до нашей эры, и чьему учению о духовном пути, известном сейчас как буддизм, следуют миллионы людей. Однако слово "Будда" имеет более глубокое значение. Это человек - любой человек - который полностью пробудился от неведения и раскрыл свой огромный потенциал мудрости. Будда - это тот, кто окончательно покончил со страданием и тщетностью, кто открыл длительное и бессмертное счастье и душевный мир.
Однако в наш скептический век многим из нас это состояние может показаться скорее похожим на фантазию или мечту, или то, что нам самим совершенно недоступно. Но важно помнить, что Будда был таким же человеком, как вы или я. Он никогда не претендовал на божественность, он просто знал, что обладает природой будды, семенем просветления, и что все остальные тоже этим владеют… Это и есть та благая весть, которую Будда принес нам в результате своего просветления в Бодх-Гае и которая оказалась вдохновляющей для столь многих людей".
Обсуждения Бодхгая