Как поведал нам Гераклит, все течет, все меняется. И понравившаяся мудрость пошла гулять по свету. Более того, покою вообще отказывают в праве на существование, "покой нам только снится", но так ли это на самом деле?
Может быть, египетские пирамиды во главе со сфинксом путешествуют по странам и континентам, забегая в гости к туристам?
Может быть, число пи, гравитационная постоянная и другие мировые константы меняются каждый день или каждую минуту? Может быть, свойства химических элементов и элементарных частиц меняются в течение дня?
С позиций диалектики движение и покой - это такие же категории, как форма и содержание, явление и сущность, часть и целое. Одно не существует без другого. Предмет может быть одновременно и частью, и целым. Например, Земля - это часть Солнечной системы, которая в этой паре выступает как целое. И одновременно Солнечная система - это часть Галактики. Аналогично для большинства процессов на нашей планете Земля является покоящейся основой, хотя по отношению к звездам она движется.
Все, что существует в нашем мире, все, что задержалось хотя бы на доли секунды, как трансурановые элементы, - это успело побывать в состоянии покоя и проявить свои индивидуальные качества.
Поэтому считать, что покоя не существует, - это так же нелепо, как отрицать форму и содержание, часть и целое, да и само движение. Потому что движение заметно в основном на фоне относительно неизменных вещей. Так, долгое время в истории Земля считалась неподвижной, поскольку не было других точек отсчета. Да и сегодня для нас в быту, для строителей, транспортников, кулинаров и подавляющего большинства других профессий ни холодно, ни жарко от того, что Земля и Солнечная система несутся где-то в пространстве. А потому покой Земли относительно снующих повсюду граждан - это гораздо более точная и актуальная характеристика Земли, нежели ее движение.
Как и тысячи лет назад, люди по-прежнему говорят о восходе и заходе солнца, а вовсе не о том, что Земля повернулась к Солнцу тем или иным боком. И это отнюдь не поэзия, а отражение практики, в которой наша Земля по большинству показателей остается для нас центром мира.
Научные абстракции часто наделяются фантастическими свойствами, как, например, точки и числовая прямая в математике. Но дело науки не обожествлять фантазии, а видеть их относительность, возвращаться к реальности и использовать свои инструменты на практике.
И совсем другая ситуация, когда в качестве диванных развлечений оперируют однобокими мудростями. Все течет, все меняется - это одна из таких мудростей, упорно игнорирующая неподвижность дивана, стен, видимых из окна домов. Да, эта неподвижность относительна, но относительно и движение. Если бы Солнечная система была единственной во Вселенной, то мы никогда не заметили бы ее движение. Да и сейчас, наверняка, не замечаем изменений, например, протонов, потому для нашего масштаба времени и для наших приборов эти изменения оказываются за кадром. Поэтому, когда говорят, что движение абсолютно, то это есть абстракция и обычное незаконное продолжение до бесконечности частных свойств.
Уж очень всем хочется опереться на что-то надежное и абсолютное в нашем непонятном туманном мире. Однако, миру безразличны наши ярлыки абсолютности. Как свидетельствует опыт, все догмы рушатся или, по крайней мере, уточняются. Поэтому всякие увлечения абсолютностью скорее всего ведут к краху и, как минимум, ограничивают кругозор и мешают исследованиям.
Может быть, число пи, гравитационная постоянная и другие мировые константы меняются каждый день или каждую минуту? Может быть, свойства химических элементов и элементарных частиц меняются в течение дня?
С позиций диалектики движение и покой - это такие же категории, как форма и содержание, явление и сущность, часть и целое. Одно не существует без другого. Предмет может быть одновременно и частью, и целым. Например, Земля - это часть Солнечной системы, которая в этой паре выступает как целое. И одновременно Солнечная система - это часть Галактики. Аналогично для большинства процессов на нашей планете Земля является покоящейся основой, хотя по отношению к звездам она движется.
Все, что существует в нашем мире, все, что задержалось хотя бы на доли секунды, как трансурановые элементы, - это успело побывать в состоянии покоя и проявить свои индивидуальные качества.
Поэтому считать, что покоя не существует, - это так же нелепо, как отрицать форму и содержание, часть и целое, да и само движение. Потому что движение заметно в основном на фоне относительно неизменных вещей. Так, долгое время в истории Земля считалась неподвижной, поскольку не было других точек отсчета. Да и сегодня для нас в быту, для строителей, транспортников, кулинаров и подавляющего большинства других профессий ни холодно, ни жарко от того, что Земля и Солнечная система несутся где-то в пространстве. А потому покой Земли относительно снующих повсюду граждан - это гораздо более точная и актуальная характеристика Земли, нежели ее движение.
Как и тысячи лет назад, люди по-прежнему говорят о восходе и заходе солнца, а вовсе не о том, что Земля повернулась к Солнцу тем или иным боком. И это отнюдь не поэзия, а отражение практики, в которой наша Земля по большинству показателей остается для нас центром мира.
Научные абстракции часто наделяются фантастическими свойствами, как, например, точки и числовая прямая в математике. Но дело науки не обожествлять фантазии, а видеть их относительность, возвращаться к реальности и использовать свои инструменты на практике.
И совсем другая ситуация, когда в качестве диванных развлечений оперируют однобокими мудростями. Все течет, все меняется - это одна из таких мудростей, упорно игнорирующая неподвижность дивана, стен, видимых из окна домов. Да, эта неподвижность относительна, но относительно и движение. Если бы Солнечная система была единственной во Вселенной, то мы никогда не заметили бы ее движение. Да и сейчас, наверняка, не замечаем изменений, например, протонов, потому для нашего масштаба времени и для наших приборов эти изменения оказываются за кадром. Поэтому, когда говорят, что движение абсолютно, то это есть абстракция и обычное незаконное продолжение до бесконечности частных свойств.
Уж очень всем хочется опереться на что-то надежное и абсолютное в нашем непонятном туманном мире. Однако, миру безразличны наши ярлыки абсолютности. Как свидетельствует опыт, все догмы рушатся или, по крайней мере, уточняются. Поэтому всякие увлечения абсолютностью скорее всего ведут к краху и, как минимум, ограничивают кругозор и мешают исследованиям.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-46629.
Обсуждения Всё ли течёт?
Копать от забора до обеда! Вот их философия.
Хотя ученные ну очень любят этот терми АБСОЛЮТ.
Как то
абсолютный ноль,
абсолютно черное тело и так далее.
Читаем вот это
"Глава 1 Абсолютные понятия
Из книги Мистика и философия спецслужб автора Соколов Дмитрий Сергеевич
Глава 1 Абсолютные понятия Вопрос: Что такое новая философия?Ответ: Современная философия не может пока выйти из кризисного состояния. Обычная (ортодоксальная) точная наука не продвинулась дальше законов Ньютона. А дальнейшее познание мира требует большего.Из чего же..."
Ты знаешь, кто нос сфинксу отломал? Не знаешь, и для тебя бы было лучше, чтоб не знал.
Я глаз открыл и офигел
Второй открыл и одурел
В квартире маленькой моей
Стоял и сфинкс среди теней
И пирамиды тут стояли
Как жаль что это друзья не понимали
Когда же я глаза закрыл
И вновь открыл чтоб лицезреть
И сфинксы те и пирамиды
Лишь увидал пустую тару
Вчера гулял я друзей
Потом не помню, вот теперь
Я тут и пирамиды и сфинксы
Все со мной, не хорошо
Опохмелится нечем
Вот беда а мне мерещатся
Тут пирамиды и сфинксы
И другие картины
При этом под "мог" я не подразумеваю способность выдавать абсолютную истину или даже значительную часть относительной.
Категории диалектики хороши тем, что не привязаны к одной философской системе. Они одинаково устраивали и Г.Гегеля и К.Маркса. Поэтому, если смотреть из партера, то у разных героев могут наблюдаться самые противоположные выводы, сущности и формы. Но в каждой конкретной философской системе эти выводы обычно хорошо согласуются со всем остальным.
По-моему, квантовые исследования здесь ни при чем. И ни одна физическая модель не решит философских проблем. А нужную конкретику, на мой взгляд, я уже достаточно предоставил. Не только ученые, но и домохозяйки, наверное, не будут возражать, что Земля есть часть Солнечной системы, а Солнечная система есть часть Галактики, т.е. один и тот же объект, в данном примере Солнечная система, может выступать и как часть, и как целое. Аналогично любой конкретный предмет! Несколько сложнее с более абстрактными категориями диалектики, но, наверное, и слепому видно, что практически всюду нетрудно выделить форму и содержание, явление и сущность, и т.д.
С другой стороны, поддерживаю Вашу критику "отрицания отрицания" и "единства противоположностей". Однако, всякая критика не может отвергнуть то, что хотя бы изредка попадаются "отрицания" и "единство", по крайней мере, не реже, чем ситуации, описанные в Семизаконии.
Успехов Вам в исследовании абсолютности и др.!
Может быть с позиций диалектики что-то существует постоянно и незыблемо, а что-то постоянно меняется включая и константы? Может да, а может и нет. Надо применить теорию относительности с квантовыми исследованиями. Нужна конкретика и предметность в рассуждениях. Например Земля, или планеты, или чёрная дыра или белая или исчезающие млечные пути, ведущие к новым константам и квадратуре элипса или круготуре квадрата. И вообще, как это мы легкомысленно относимся по отношению к этим дырам, находясь в покое или в беспокойстве, а психика наша тоже как-то не очень, или очень индивидуальна по отношению к пустословию?
Считаю нелепым и неверным в каком-то смысле, как диалектические отрицание отрицания, так идиматерщинное единство борьбы двух или трёх или бесконечное множество возникающих ПОСТОЯННО в мозгах противоположностей вместе с константами, которыетразнятся в локальном четвёртом измерении на фоне исторических точек отсчёта. Особенно, если это касается подавляющего большинства профессионалов разных профессий, профессоров математики и арихметики и тргашей, возомнивших себя высокодуховными пророками и теоретиками нового учения не буду перечислять их в целях экономии времени и места. НЕ говоря уже об академиках, снующихся в движении вместе с гражданами планеты Земля, которая так и норовит повернуться к солнцу не тем боком. Не буду больше оперировать однобокими мудростями, а просто отнесусь к относительности нерподвижности движения как двигателю покоя с ярлыком абсолютности. Извините, если нагнал туману и не исследовал абсолютность до конца. Как-то под настроение получилось само собой.