В истории открытий часто бывает так, что открытие приписывается кому-то другому, более «маститому», чем сам открыватель. Так и произошло в истории открытий, связанных с Забайкальским водоразделом, когда они были приписаны не открывателям, а другим людям.
К чему это может привести, расскажем в серии статей «Яблоновый хребет».
Какими путями-дорогами пользовались для передвижения древние жители Забайкалья можно легко догадаться по тем обстоятельствам, что в некоторые населенные пункты Забайкальского края до сего дня нет ни каких дорог и туда можно попасть только по рекам. Летом водным путем поднимались люди по воде в верховья реки, возвращаясь оттуда «сплавом», а зимой на санях по «зимнику», по льду той же скованной морозом реки.
Водный путь связан с понятием волок, - это название происходит от слова «волочить» (тащить), и означает перевал в верховьях рек различных бассейнов, по которому все путешествующие люди в древности преодолевали горы. Через волок тащили корабли с товарами сухим путем – «волоком», перетаскивая суда из верховья одной реки в верховье другой реки и обозначение «перевал» буквально означает переваливание через горы.
След на земле одинокого путника, стремящегося попасть в какое-то известное ему место, исчезает практически сразу после того, как пройдет этот путник. Несколько человек идущих в одном направлении оставляют тропу, которую можно отыскать в траве или кустарнике. Постоянно использующаяся тропа, по которой идет много народа превращается в дорогу.
По этим протоптанным тропам, по рекам, перевалам и волокам шли в Забайкалье первооткрыватели в XVI – XVII веках, последовательно осваивая территорию. С рубки зимовья в1638 году енисейским казаком Максимом Перфильевым с отрядом в 36 человек началось в Забайкалье строительство поселений. Через три года из Енисейска пришел сюда отряд Курбата Иванова поставивший зимовье в Западном Забайкалье.
В 1652 году из Енисейска в Забайкалье отправился Петр Бекетов с очередной экспедицией, который должен был идти «...на Иргень озеро и на великую реку Шилку», чтобы «поставить два острога в самых крепких и угожих местах» для «ясачного збору и вновь земли приводу» в подданство России. А 24 сентября (3 октября) 1653 г. казаки пришли на озеро Иргень, на восточном берегу, которого был заложен острог.
Одновременно с Иргенским острогом в долине реки Ингоды Петр Бекетов, со своими казаками, срубил зимовье, амбар для хранения государевой казны и перевозимых запасов, и три казачьи избы. Так был организован наиболее известный в Забайкалье Ингодинский («Иргенский») волок, а поселение (плотбище) считают началом истории города Читы.
Об этом говорит, и история села «Засопошного», возникшего (по материалам археологической экспедиции И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева) в конце XVII века в трех верстах к юго-западу от устья реки Читы. Здесь было организовано строительство плотов, а впоследствии возникла небольшая деревня, состоявшая из нескольких домов с огородами и «заезжей избой» с кузнечно-ремесленной мастерской.
Впервые топоним «Плотбище» появился на чертеже Амурского бассейна 1690 года, который вошел в атлас С. У. Ремезова. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. Затем С.У.Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертеж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 году. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.
В 1693 году Забайкалье посетил Избранд Идес, который пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». Написание реки «Цета», краеведы посчитали ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У.Ремезову, когда оно было опубликовано на немецком языке в только в 1704 году.
Обнаруженное разногласие в обозначении названия поселения Плотбище, обозначенное Ремезовым на реке Ингоде, в то время как Избрандт Идес отмечает место поселения на реке Цете, может быть разрешено тем обстоятельством, что оба исследователя правы. И обозначают на своих картах, место поселения Плотбище правильно, в соответствии с тем, что они видели своими собственными глазами.
Произошло это недоразумение потому, что к тому времени существовало два самостоятельных волока. Иргенский, с выходом на реку Ингоду, которым воспользовался Нерчинский воевода Афанасий Пашков, поднимавшийся по реке Хилку, об этом волоке упоминает и протопоп Аввакум. Второй волок с выходом на реку Чита, служил казакам и промышленникам, идущим со стороны поселений с северного направления.
Я считаю, что сведения Избрандта Идеса являются более достоверными, нежели предположение современного исследователя об ошибке в написании названия реки Цета, потому что Идес мог руководствоваться описанием системы передвижения первопроходцев с участием не только Иргенского, но и Читинского переволока. На старых картах и описаниях есть и такие ориентиры как сдвоенные названия: по Хилке на Шилку (Хилка – Шилка); Чика – Чита…
С основанием плотбища в устье реки Читы, здесь начинается дальнейшее строительство плотов, на которых русские землепроходцы сплавлялись до Нерчинского острога, основанного в 1653 году. Куда сходились основные дороги, ведшие в Восточное Забайкалье и на Амур. Поэтому вскоре здесь было построен поселок с временным жильем и амбаром.
В 1701 году, С.У.Ремезов составил и включил в свой атлас «Чертеж земли Нерчинского города». На этом чертеже – на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части – обозначено поселение под названием «Слобода Читинская». В 1719 – 1720 гг. в «Сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.
Какими путями-дорогами пользовались для передвижения древние жители Забайкалья можно легко догадаться по тем обстоятельствам, что в некоторые населенные пункты Забайкальского края до сего дня нет ни каких дорог и туда можно попасть только по рекам. Летом водным путем поднимались люди по воде в верховья реки, возвращаясь оттуда «сплавом», а зимой на санях по «зимнику», по льду той же скованной морозом реки.
Водный путь связан с понятием волок, - это название происходит от слова «волочить» (тащить), и означает перевал в верховьях рек различных бассейнов, по которому все путешествующие люди в древности преодолевали горы. Через волок тащили корабли с товарами сухим путем – «волоком», перетаскивая суда из верховья одной реки в верховье другой реки и обозначение «перевал» буквально означает переваливание через горы.
След на земле одинокого путника, стремящегося попасть в какое-то известное ему место, исчезает практически сразу после того, как пройдет этот путник. Несколько человек идущих в одном направлении оставляют тропу, которую можно отыскать в траве или кустарнике. Постоянно использующаяся тропа, по которой идет много народа превращается в дорогу.
По этим протоптанным тропам, по рекам, перевалам и волокам шли в Забайкалье первооткрыватели в XVI – XVII веках, последовательно осваивая территорию. С рубки зимовья в1638 году енисейским казаком Максимом Перфильевым с отрядом в 36 человек началось в Забайкалье строительство поселений. Через три года из Енисейска пришел сюда отряд Курбата Иванова поставивший зимовье в Западном Забайкалье.
В 1652 году из Енисейска в Забайкалье отправился Петр Бекетов с очередной экспедицией, который должен был идти «...на Иргень озеро и на великую реку Шилку», чтобы «поставить два острога в самых крепких и угожих местах» для «ясачного збору и вновь земли приводу» в подданство России. А 24 сентября (3 октября) 1653 г. казаки пришли на озеро Иргень, на восточном берегу, которого был заложен острог.
Одновременно с Иргенским острогом в долине реки Ингоды Петр Бекетов, со своими казаками, срубил зимовье, амбар для хранения государевой казны и перевозимых запасов, и три казачьи избы. Так был организован наиболее известный в Забайкалье Ингодинский («Иргенский») волок, а поселение (плотбище) считают началом истории города Читы.
Об этом говорит, и история села «Засопошного», возникшего (по материалам археологической экспедиции И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева) в конце XVII века в трех верстах к юго-западу от устья реки Читы. Здесь было организовано строительство плотов, а впоследствии возникла небольшая деревня, состоявшая из нескольких домов с огородами и «заезжей избой» с кузнечно-ремесленной мастерской.
Впервые топоним «Плотбище» появился на чертеже Амурского бассейна 1690 года, который вошел в атлас С. У. Ремезова. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. Затем С.У.Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертеж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 году. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.
В 1693 году Забайкалье посетил Избранд Идес, который пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». Написание реки «Цета», краеведы посчитали ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У.Ремезову, когда оно было опубликовано на немецком языке в только в 1704 году.
Обнаруженное разногласие в обозначении названия поселения Плотбище, обозначенное Ремезовым на реке Ингоде, в то время как Избрандт Идес отмечает место поселения на реке Цете, может быть разрешено тем обстоятельством, что оба исследователя правы. И обозначают на своих картах, место поселения Плотбище правильно, в соответствии с тем, что они видели своими собственными глазами.
Произошло это недоразумение потому, что к тому времени существовало два самостоятельных волока. Иргенский, с выходом на реку Ингоду, которым воспользовался Нерчинский воевода Афанасий Пашков, поднимавшийся по реке Хилку, об этом волоке упоминает и протопоп Аввакум. Второй волок с выходом на реку Чита, служил казакам и промышленникам, идущим со стороны поселений с северного направления.
Я считаю, что сведения Избрандта Идеса являются более достоверными, нежели предположение современного исследователя об ошибке в написании названия реки Цета, потому что Идес мог руководствоваться описанием системы передвижения первопроходцев с участием не только Иргенского, но и Читинского переволока. На старых картах и описаниях есть и такие ориентиры как сдвоенные названия: по Хилке на Шилку (Хилка – Шилка); Чика – Чита…
С основанием плотбища в устье реки Читы, здесь начинается дальнейшее строительство плотов, на которых русские землепроходцы сплавлялись до Нерчинского острога, основанного в 1653 году. Куда сходились основные дороги, ведшие в Восточное Забайкалье и на Амур. Поэтому вскоре здесь было построен поселок с временным жильем и амбаром.
В 1701 году, С.У.Ремезов составил и включил в свой атлас «Чертеж земли Нерчинского города». На этом чертеже – на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части – обозначено поселение под названием «Слобода Читинская». В 1719 – 1720 гг. в «Сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-46384.
Обсуждения Яблоновый хребет. История открытий. Забайкальский край