Возвращение в никуда

Возвращение в никуда
Литература - это способ познания небытия через образы несуществующего. Русская литература, по меткому определению Надеждина, представляла собой "сонмище нигилистов". Русские писатели неустанно экспериментируют на путях возвращения в никуда: как в своих книгах, так и в жизни. И в этом заключается их значение.

Молчание язычников. От дохристианской культуры не осталось письменных текстов, кроме "Велесовой книги", подлинность которой ученые не признают. Но мудрые волхвы молчали не просто так. Ведь молчанием познается ничто.

"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - несуществующая книга о несуществующем. Несуществующая потому что её подлинник в 1812 году сгорел. Так что книга еще более сомнительная, чем "Велесова книга". О несуществующем, потому что все её персонажи давно мертвы. И вообще - "а был ли мальчик?"

"ДОМОСТРОЙ" - русский средневековый кодекс семейной жизни. Учит, что молчаливая жена - венец для своего мужа. И правильно - идеальная жена должна все время молчать и думать о пустоте. "И лице иметь скорбное и сморщенное" (с) - Исаак Сирин.

"ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ" - книга повествует о путешествии тверского купца Афанасия Никитина. Сам он плохо представлял, куда и зачем идет. Фактически он шел в никуда. Совсем как мы, когда переехали вначале в Архангельск, а затем в Калининград. Побывали на Белом, Баренцевом и Балтийском морях. Впору сочинять своё "Хождение". Но тогда мой "живой журнал" рискует окончательно превратиться в трэвел - блог.

"ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА". Характерно, что мятежный протопоп закончил свой земной путь в Пустозерске. И этим все сказано. Мне посчастливилось трижды побывать в этих местах. Там теперь стоит город Нарьян-Мар, и количество пустоты многократно увеличилось. Это радует.

ЛОМОНОСОВ. Писал героические оды "высоким штилем". Но лучшее его произведение - описание опыта с электричеством. Да, Ломоносов первым, задолго до изобретения человекообразными американцами электрического стула, ставил опыты по скорейшему переходу в небытие. Отправил в никуда немецкого физика Георга Вильгельма Рихмана: «…Красно-вишнёвое пятно видно на лбу, а вышла из него громовая электрическая сила из ног в доски. Ноги и пальцы сини, башмак разорван, а не прожжён…» Так рассказал о смерти своего коллеги и друга в письме к графу Шувалову М. В. Ломоносов. Там же Ломоносов, написал: «Рихман умер прекрасной смертью». Воистину так.

СУМАРОКОВ. Ненавидел Ломоносова и сочинял на него злобные сатиры и эпиграммы. Когда Ломоносов умер, отреагировал на это событие чисто нигилистически: "Угомонился, дурак, и не будет больше шуметь".

РАДИЩЕВ. Описал еще одно путешествие в никуда."Чудовище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй" - это никакое не Самодержавие, а зримый образ иллюзии мира. Чем-то напоминает танцующего Шиву. Как позднее у Мисимы, за художественным текстом последовало его реальное воплощение. Радищев совершил классическое самоубийство: выпил яду. И не абы какого, а слабого, чтобы хорошенько помучиться и прочувствовать момент. Наконец, после длительной агонии радостно выдохнул и отправился в никуда.

ДЕРЖАВИН - автор знаменитых строк: "Я царь, я раб, я червь, я Бог". В его картине мира все зыбко и условно, и, в сущности, ничего нет:

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.

Ещё два чисто русских, поэтическо-нигилистических пути в никуда:

ИВАН КРЫЛОВ - умер, объевшись блинами (по другой версии - рябчиками в сметане) и оставил нам проникновенные строки об иллюзорности всего этого:

Нет мира для меня, хотя и брани нет;
В надежде, в страхе я; в груди то хлад, то пламень;

То вьюсь я в небесах, то вниз лечу, как камень;
То в сердце пустота , то весь в ней замкнут свет.

Автор эротических стихов ИВАН БАРКОВ - утонул в нужнике. Его творчество современники отчего-то сравнивали с фехтованием в пустоте.

ЖУКОВСКИЙ - в балладе "Светлана" изобразил две параллельных реальности: мир духов ("навь"), который олицетворяет призрак жениха, и материальный мир, явь. На самом деле сон это не сон, а вот не сон это сон. Поэтому именно призрак жениха был по-настоящему подлинным.

ГРИБОЕДОВ - проводил мысль о том, что мир пуст, в нем правят бал Скотинины и Молчалины. Справедливости нет. В подтверждение этой мысли был разорван на клочки возбужденными азиятами.

ПУШКИН. Его главное произведение - "Царь Никита и сорок дочерей". У всех дочерей вместо главного органа была пустота. (И это был не мозг). Поэт нарисовал образы идеальных женщин, которые, следуя учению Будды, "не умножают существование". И, как это свойственно женщинам, не понимают своего счастья. Проблему иллюзорности жизни Пушкин показал в знаменитой новелле "Пиковая дама". Позднее она еще более отчетливо прозвучала в одноименной опере Чайковского: "Что наша жизнь? Игра!" А в образе Ленского из "Евгения Онегина" Пушкин отрепетировал свой будущий переход в небытие с помощью дуэли. Характерны и названия текстов, повяющихся в последнее время в сети и посвященных творчеству Пушкина: "Пушкин и пустота", "Пушкин - наше ничто". Подобное восприятие, безусловно, открывает новый, метафизический смысл творчества поэта.

ЛЕРМОНТОВ - нарисовал идеализированный образ самого себя в книге "Герой нашего времени". На самом деле Лермонтов был крайне несносен и омерзителен в общении. С маниакальным упорством стучался в двери небытия, воюя на Кавказе, и оскорбляя всех подряд, с целью быть убитым в бою или на дуэли. В иллюзорном мире ему было скучно, его сердцем овладела пустота:

Смеялась надо мною ты,
И я презреньем отвечал —
С тех пор сердечной пустоты
Я уж ничем не заменял.
В конце концов, Лермонтов возбудил Мартынова, спровоцировал дуэль, и, скучая, отправился в никуда. Но это уже было вторично, и потому неинтересно, явный плагиат. Зато прогрессивная критика того времени писала, что его Печерин передовая личность, потому что весь мир ставит под сомнение. Ну чем не нигилист?

У ГОГОЛЯ само за себя говорит название его основного произведения: "Мертвые души". Не случайно его, это название, хотела запретить цензура, да, мы все мертвы, ибо нас нет. В повести "Нос" безумный провидец Гоголь рассказал, как от майора Ковалева убежал нос. На месте носа осталось пустое место. А нос принялся вести самостоятельную жизнь и пустился во всевозможные авантюры. Неудивительно, что именно нос, в силу особенностей собственной внешности, заботил странноватого писателя. И в самом деле, на миг представим, что у него, как у сорока дочерей царя Никиты, отсутствовал бы не нос, а что-нибудь другое. И что бы от этого изменилось? Да ничего, ибо Гоголь, следуя заветам Будды, и так уже не увеличивал существование. Больше того, все его основные герои, как-то: Хома Брут, панночка, Чичиков, Хлестаков, майор Ковалев, Поприщин, Акакий Акакиевич - все они холосты, все устремлены в никуда, и не цепляются ногами младенцев за декорации несуществующего мира. И в этом состоит великая заслуга Гоголя перед русской литературой.

По словам одного из критиков, сперва тягостное, а потом странное чувство постигло Николая Гоголя, когда появилась книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Неожиданное неприятие его позиции взбудоражило писателя, а вскоре его поглотила пустота.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН... Его роман "Господа Головлевы" Святополк-Мирский считал самым мрачным произведением в русской литературе. Но это еще не все. В сцене алкогольного бреда Степана Головлева мы внезапно встречаем проникновенное прозрение о пустоте:

"Комната, печь, три окна в наружной стене, деревянная скрипучая кровать и на ней тонкий притоптанный тюфяк, стол с стоящим на нем штофом - ни до каких других горизонтов мысль не додумывалась. Но, по мере того, как убывало содержание штофа, по мере того, как голова распалялась, - даже и это скудное чувство настоящего становилось не под силу. Бормотанье, имевшее вначале хоть какую-нибудь форму, окончательно разлагалось; зрачки глаз, усиливаясь различить очертания тьмы, безмерно расширялись; самая тьма, наконец, исчезала, и взамен ее являлось пространство, наполненное фосфорическим блеском. Это была бесконечная пустота , мертвая, не откликающаяся ни единым жизненным звуком, зловеще-лучезарная. Она следовала за ним по пятам, за каждым оборотом его шагов. Ни стен, ни окон, ничего не существовало; одна безгранично тянущаяся, светящаяся пустота . Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было. Еще несколько усилий - и он был у цели.

...Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть. Ненависть без протеста, ничем не обусловленная, ненависть к чему-то неопределенному, не имеющему образа... Хорошо бы опохмелиться в такую минуту; хорошо бы настолько поднять температуру организма, чтобы хотя на короткое время ощутить присутствие жизни, но днем ни за какие деньги нельзя достать водки. Нужно дожидаться ночи, чтобы опять дорваться до тех блаженных минут, когда земля исчезает из-под ног и вместо четырех постылых стен перед глазами открывается
беспредельная светящаяся пустота".

ТУРГЕНЕВ. В свои романы любил вставлять образы псевдореволюционеров и псевдонигилистов, наподобие Базарова, бьющих себя в грудь и устраивающих сцены перед представителями привелегированного сословия. На самом деле ни о тех, ни о других Тургенев ничего не знал, ибо жил за границей и все придумывал. Тем не менее, достаточно убедительно показал, что в перспективе и у Базарова и у его оппонентов братьев Кирсановых — пустота. Впрочем, как и у всех нас.

Самый скандальный роман писателя НИКОЛАЯ ЛЕСКОВА, который навсегда подорвал его репутацию в либеральных кругах, называется "Некуда". Лесков был прав: разумеется, некуда. Только в никуда.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Практически всю сознательную жизнь его преследовали страх смерти (ярким выражением которого стали повести "Смерть Ивана Ильича" и "Записки сумасшедшего") и ощущение бессмысленности жизни. "Жизнь, представляющаяся мне ничем и есть ничто", - утверждал этот матерый человечище. Не удивительно, что, по справедливому замечанию Стефана Цвейга: "взор этого гиганта был устремлен в пустоту". В повести "Отец Сергий" Лев Толстой отрепетировал свой уход в никуда, а в возрасте 82 лет действительно сбежал из дома. Но простудился и, на станции Астапово Тульской железной дороги, угодил в ту самую пустоту, в которую в течение своей жизни так напряженно вглядывался.

ЧЕХОВ. Это весьма нетипичный для русской классической литературы автор. Почти ничего не понимал в ничто. "Ничто не проходит бесследно...", - говорил он и ошибался. Ничто никуда не проходит, оно было, есть и будет, а вот человек устремлен в никуда. Впрочем, эту устремленность в целом разделял и Чехов. "Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься", - как-то написал он. Кроме того, в отличие от многих других писателей, которые, подобно Толстому, много рассуждали о небытии, но к практике перейти пугались, сам Чехов возвратился в никуда достаточно рано.

У ДОСТОЕВСКОГО, как я уже показал в статье "Нигилизм Достоевского", мир постоянно разворачивает свою ложную реальность, следуя закону перераспределения зла. Следовательно, как давным-давно убедились первые христианские отшельники, «пустынные отцы», человек, подчинённый миру, злу подчинён. «Законов природы нельзя прощать», - говорит подпольный протагонист Достоевского. Природа есть то, что следует уничтожить. Идея неприятия не только социально-политического устройства России, но и мира в целом характерна для наиболее интеллектуально - мощных, таинственных персонажей Достоевского: это подпольный парадоксалист, Свидригайлов, Ипполит, Ставрогин, Кириллов, Иван Карамазов. И это не случайно - ведь всякий интеллектуализм, доведённый до своего логического завершения, заканчивается нигилистическим бунтом. Герои, отрицающие мир, пока ещё не могут его победить, но, в отличие от абсолютно искусственных, схематичных персонажей наподобие князя Мышкина, и карикатурно изображенных участников кружка Нечаева, они не побеждены миром. В этом состоит экзистенциальный и онтологический смысл философских произведений Достоевского, и всей классической русской литературы.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-46054.
×

Обсуждения Возвращение в никуда

  • Человеку свойственна мания величия. Поэтому, придумав религии, он обозначил себя как цель и смысл сотворения мира, венец природы. На самом деле наша галактика по сравнению с остальной вселенной это все равно что отдельная песчинка и целый пляж. То же самое можно сказать и относительно расширяющейся вселенной и окружающей её бесконечной пустоты. В такой системе координат не только отдельный человек, но и все человечество в целом это не просто случайность, а даже арифметическая погрешность. Нечто на уровне нулевой точки, то есть, ничто.
     
  • Прочитал Ваше произведение и понял какой я счастливый, что мало прочитал из вышеперечисленных авторов. Да и то что когда-то давно учил уже под забылось.
    По моему случайность-это главная составляющая ХАОСА, а закономерность упорядочивает хаос, правда ненадолго и в известных пределах, доступном диапазоне восприятия.
    Так происходит и с мыслителями, которые называют пустотой то, что недоступно в ощущении и не впечатляет.
    На тему вымысла много чего насочиняли, в том числе и у меня имеется кое-что. Правда на вопрос о тoм, откуда мне известно многим я отвечаю, что от ВЕРБЛЮДА, это сразу у особо впечатлительных отбивает охоту задавать подобные вопросы. Полностью согласен с Вашим утверждением, что в мире мыслеобразов очень много бутафории и мне нравится ход Ваших мыслей.
    Вот мне очень интересно получить от вас исчерпывающий ответ на вопрос: " НЕУЖЕЛИ ВЫ ВПРАДУ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВСЯ СЛОЖНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ, КОТОРАЯ ДОСТУПНА В ОЩУЩЕНИИ-РЕЗУЛЬТАТ СТЕЧЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ?" к примеру, наличие Вас, Надеждина и прочей классической литературы. Может это действительно мистерия БУФФ.«Мастерская П. Н. Фоменко»
     
  • Любой, даже самый тупой студент, интересней в общении чем вы. Потому что он хотя бы без претензий. И мозги у него свежие. Идите культивировать свой старческий маразм в другое место.
     
  • Ничего не понял. Что Вы тут написали? Какой-то вздор. Причем здесь научное общество с меркантильными целями? А доказательная база для следователя не должна дать правдоподобную картину преступления?
    Причем здесь общепринятые штучки? Где у Вас логика? Не вижу. Похоже, нет смысла в разговоре с человеком, лишенным логики. Прощайте. Творите дальше свою пустоту. Я еще не начал разговор о смысле происхождения человечества, но уже понятно, что это не для Вас.
     
  • Вы очень далеки от научного сообщества с его конвенциональностью, если думаете, что диссертацию никто не защитит, если не объяснит, зачем это. В советах сидят не идиоты и понимают, что диссертацию защищают для получения ученой степени, все остальное бутафория. Преступников судят на основе собранной доказательной базы. Ваш принцип правдоподобия никак не является общепринятым, поскольку в научном контексте я впервые о нем слышу. И главное -ваша, с позволения сказать, модель, переносящая на неживую природу чисто человеческое понимание смысла, совершенно не в моем вкусе. По мне так даже гипотеза о Господе Боге намного эстетичнее. А о вкусах не спорят, поскольку это контрпродуктивное толчение воды в ступе, когда никому никого невозможно переубедить..
     
  • Да забудьте Вы про первобытного человека, будто жили в его шкуре в тех условиях и что-то можете сказать о нем.
    Люди давно уже строят модели, не видя объекта. Модели строения атома, модели строения нутра земли, модели солнца, вселенной, модели развития процессов, и Большой взрыв - модель, и Бог - модель. И Ваша смерть - модель и осознание Вами окрестностей - модель, и будущее человечества - модель. И во всем этом обязательно присутствует смысл. Никто не защитит диссертацию, если не объяснит, для чего это, что это делает в общей системе. Во всех доказательствах моделях, версиях, предположениях есть только один доказательный принцип - правдоподобие, подкрепленное фактами. По этому принципу всегда судят преступников, то есть - он общепринятый.
     
  • Правдоподобие не есть признак доказательности. критерием доказательности служат верификация и фальсификация. А смысл это придуманное людьми понятие и к природе оно абсолютно неприменимо. Это равносильно поведению первобытного человека, убежденного в том, что неживой предмет мыслит и с ним возможно разговаривать. Это и есть дологическое мышление первобытного дикаря. Никакой логики - ни формальной, ни математической в произвольных утверждениях нет.
     
  • Отвечаю - данное представление имеет логическое происхождение.
    Логика из всех возможных построений выбирает это. По указанным критериям. Это не имеет никакого значения, принимает её кто-нибудь или нет. Потому что логика - подарок не для всех.
    Попробуем логику на Вашем утверждении, что Вы Наполеон. Смотрим в паспортные данные, прописку, по месту работы, опрашиваем свидетелей и вызываем санитаров. Они подтверждают, что Вы - Наполеон. Нет доказательной силы, нет правдоподобия. Докажите, что Вы Наполеон хоть единым аргументом? А данная версия обладает доказательной силой - силой правдоподобия. Хотите знать в чем смысл всех происходящих событий? Вот он изложен здесь.
    Только прошу учесть, когда я говорю о логике, то вовсе не имею ввиду её уродливое понимание, выраженное в геометрии и алгебре, а логику смыслов. Логику привязывающую одни комплекс процессов с необходимостью в нем в другом комплексе. Или когда заряженный потенциал будущего вызывает процессы его достижения в настоящем.
     
  • Вы не ответили на вопрос: ваши утверждения имеют теоретическое или эмпирическое происхождение. То, что лично вам это представляется наиболее правдоподобным, а все остальное человечество пребывает в неведении, доказательством служить не может. Мне, например, наиболее правдоподобным представляется тот неоспоримый факт, что я Наполеон Бонапарт. Причем, при минимуме исходных штучек: я и Бонапарт :)
     
  • Насчет происхождения вселенной я не знаю более правдоподобной версии, чем описанная. Тут есть и обоснование и причина и цель и смысл происходящего. И главное - минимум неопределимых исходных штучек. Правда, в укороченном изложении. Можете дать другую с такими качествами? Думаю, вряд ли.
    А вот насчет той же случайности. Можете привести в качестве примера хоть один эксперимент, где бы она проявилась? Бабские рассуждения о кирпиче на голову не принимаются. Не принимаются и рассуждения о броуновских столкновениях. Поскольку там система упругих ударов при заданных условиях.
     
  • А откуда вы это знаете? Вы это узнали теоретически или эмпирически?
     
  • Генератор вселенских законов в Боге. Он их генерировал для связывания энергии в корпускулы, в тела, в материю с целью нейтрализации её действия во вселенной. Большой взрыв - это момент распространения законов Бога в ответ на проникновение в него энергии.А потом выброс через черные дыры прочь из вселенной.
    А случайности в принципе быть не может по закону жесткой связи причин и следствий. Нет, не было и быть не может. Заплатка на невежестве.
     
  • Случайность не нуждается ни в каких генераторах именно в силу того, что она случайность. Искать о вселенной какой-то смысл - это аналогично дологическому мышлению первобытных дикарей, которые переносили на окружающее свои наивные представление о самих себе. Ну и где же генератор вселенских законов?
     
  • Нельзя ли по подробней и осмысленней. Где генератор случайности? Положим, где генератор вселенских законов не сложно определить, а генератор случайности где? Причем смысл в законах понятен, а в чем смысл случайности? В ней есть закономерность или нет? Если есть, то какая закономерность?
     
  • Откуда закономерность? Где генератор вселенской закономерности...и т.д. по тексту. Все это голословные утверждения, за которыми кроется все та же старая добрая пустота:)
     
  • Откуда случайность? Где генератор вселенской случайности и по каким законам она распространяется по мирозданию? Ну не знают этого придумщики случайности. Придумали её по глупости. На всё есть четкие причины, основания, необходимости и есть детерминированные переходы из состояния в состояние. Не надо говорить об этой глупости.
     
  • Думаю, вселенная и жизнь случайны. Ни для чего. Слепо. Но, к счастью, обе давешние версии подразумевают, что это безобразие не продлится вечно. Тем они и хороши.
     
  • Я не вижу ничего вразумительного в давешних версиях. Они не дают ответов на главные вопросы - по какой причине начался этот процесс? То есть какую проблему должна решить вселенная, как процесс, идущей в режиме необратимого времени? На какой результат направлен? Из чего появились природные законы энергия, пространство? Что положено в логику развития вселенной? То есть почему природные законы начали работать так, а не иначе? Для чего появилась жизнь?
     
  • Можно придумать свои придумки, но зачем? Это означает открывать заново Америку, а сама идея неплоха.
     
  • И та версия и другая представляется весьма сомнительными. Библию писали ребята, которые ничего путного о причине начала не придумали. А в основу теории Большого взрыва другие ребята решили положить ими же придуманную сингулярность, не слишком мучаясь разъяснениями, что это за штука, отчего и с какой стати она вдруг возникла. Впрочем, дали нам своё понимание, будто вдруг из неведомой точки понеслось такое бурное развитие, что не вкладывается ни в какое понимание, с чего бы вдруг, откуда взялась эта ненормальная точка, в которой непонятно откуда взявшиеся законы сошли с ума. Ну не придумали ничего более внятного. Ссылаться на эти придумки не стоит.
     
  • Согласно Библии Бог сотворил мир именно из ничего. Согласно теории Большого Взрыва Вселенная мгновенно развернулась из нулевой точки и продолжает расширяться. Выходит, что пустота не таки пуста.
     
  • Надо понимать, что если всё уходит в пустоту, то всё и получилось из пустоты. Однако, я вижу предметы, наблюдаю гармонию природы, а это никак не пустота. Из пустоты ничего получиться не может, она же - пустота. То есть нет ничего. Нет ни причин, ни следствий, нет времени, нет и самой пустоты.
     

По теме Возвращение в никуда

Как правильно отдохнуть в отпуске, никуда не спеша

Как нужно проводить отпуск, чтобы после него вы возвращались свежими и...
Журнал

Возвращение к природе

Их называют по-разному – «органические» или «экологически чистые». В Англии и...
Журнал

Возвращение геоцентризма

Американский учёный доктор Майкл Лонго (Michael J. Longo) из университета...
Журнал

Быстрое возвращение молодости

Многие из опрошенных говорили о значительном улучшении протекания (или исцелении...
Журнал

Возвращение группы Soundgarden

Бывший вокалист Soundgarden и успешный сольный исполнитель Крис Корнелл написал...
Журнал

Возвращение в Саттон Ху

Обнаружены ранее неизвестные фотографии с раскопок захоронения англосаксонского...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы