Эпатаж

Вчера на российском телевидении обсуждали бородатую певичку Кончиту на предмет, как к этому явлению относиться, хорошо это, терпимо или плохо. Надо отдать должное устроителям обсуждения, они позаботились, чтобы в нем участвовали представители противоположных взглядов. И группа сторонников певички выступала нахраписто, напирая на то, что певичка с бородой – это эпатаж, а эпатаж – это искусство или, по крайней мере, явление, широко распространенное в искусстве, и потому, как минимум, приемлемое. Я не досмотрел передачу и не знаю, к чему пришли в конце (хотя опыт учит, что скорей всего ни к чему не пришли), но все же решил вставить свои 5 копеек в обсуждение в надежде, что добавлю ясности в предмет.

Во-первых, отождествлять эпатаж с искусством – это, как минимум, нечистоплотно, потому что и дураку понятно, что существует несчетное число произведений искусства, великого к тому же искусства, никакого отношения к эпатажу не имеющего. Одно лишь перечисление не эпатажных шедевров может составить увесистый том. Конечно, бывает и эпатажное искусство и в последнее время оно настолько распространилось, что талантливому творцу, не прибегая к эпатажу, тяжело уже пробиться. Но от этого эпатаж сам по себе искусством не становится, он - лишь инструмент пиара, продвижения искусства, причем, как правило бездарного, а его распространение приводит к снижению планки искусства.

Более мягкая линия защиты сторонников Кончиты – это, что эпатаж, пусть он даже не искусство сам по себе, но имеет место быть в искусстве и даже весьма распространен сегодня, а потому является нормальным, терпимым и приемлемым в силу самого своего существования и распространения. По логике типа: все естественное не безобразно, а все существующее нормально. Это прием, широко распространенный для легитимизации всякой дряни, но логика в нем - только для видимости и рассчитана на дураков. Воровство и убийства ведь тоже имеют место быть, однако даже самые отъявленные либералы не отваживаются зачислить их в норму. (Своя рубашка ближе к телу, да и своя шкура дорога). Существует вообще большая путаница с понятием нормы, далеко выходящая за пределы предмета данного разговора – эпатажа. Не только убийство и воровство мы не признаем за норму, но много еще чего существующего. Например, опасных для общества душевно больных мы ограничиваем в правах, тем самым признавая, что они не есть норма. (Не случайно и язык фиксирует это непризнание, закрепляя за ними название

«ненормальные»). Норма – это результат общественного договора, принятости, но за этой принятостью стоит суровая объективность (если речь идет не просто о моде). И объективность эта – это интерес общества. Убийства и воровство существуют и всегда существовали, но признание их за норму противоречит интересу общества и поэтому они выводятся за норму.

Что касается эпатажа, то эпатаж эпатажу – рознь. Можно ведь заснять на видео, как отрезают человеку голову и утверждать, что и это эпатажное искусство. Если эпатаж служит только саморекламе и не нарушает, и не разрушает принятые нормы морали, то, учитывая рыночный характер экономики, его можно зачислить в пределы нормы. (Не забывая при этом такой нормы, как честная конкуренция, которую практически любой эпатаж нарушает). Ну а если нарушает, то чего ради его считать за норму? Выступление Кончиты – это эпатаж, легитимизирующий сексуальные извращения. Ну а извращение по смыслу слова не может быть нормой.
×

Обсуждения Эпатаж

  • Привет, Валентин! Это не эпатаж, потому что эпатаж делается с целью привлечения к себе внимания. Тут же делавшие иногда старались скрыть свое отношение к содеянному. В других случаях не старались скрыть , но действовали не ради рекламы, а из убеждений. (Убеждения могут быть разными). Или из интересов политических и прочих. Но извращением, в самом широком смысле слова, это можно назвать.
     
  • ....
    А Коломойский, или Тимошенко, или Освенцим Одессы, или Ярош, это что, то же "эпатаж", лигитимизирующие извращения?
    Если да, то какие?
     

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы