ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
УКРАИНЫ.
Оглядываясь на совсем недавнюю историю Германии и Японии, видим, что через двадцать лет, после огромных людских и материальных потерь в жестокой войне, им удалось построить высокоэффективную экономику и демократическую политическую систему.
А вот двадцать лет демократии в Украине привели к деградации экономики. А политическая система ещё далека от демократической. О демократической политике пока ещё весьма примитивное представление. Так в качестве политических программ практически всеми политическими партиями и независимыми кандидатами на различные политические посты использовались социально-экономические достижения развитых стран, критика действующей власти и пиар-технологии.
В настоящее время мировой финансовый кризис обострил экономическую обстановку в стране, а продолжающийся политический кризис вызывает у избирателей недовольство существующей политической системой. Большое число избирателей не доверяют существующим органам государственной власти и не понимают их функций.
В связи с этим большие шансы на выборах (от 40 до 60 % голосов) получит политическая партия, предложившая эффективную и доступную пониманию избирателей программу реформирования политической системы страны.
Но, привычно, реформа у современных украинских бюрократов сводится к очередной перетасовке министерств и госкомитетов. А подлинная проблема не в перестановке чиновничьих кресел, а в направлении деятельности политической системы государства в законное, конституционное русло. Главным является эффективность действующей политической системы. То есть, в какой мере она выполняет стоящие перед ней задачи. Поэтому на первое место выдвигается поиск смысла и цели деятельности современного государства его политической системы.
Проблема в том, что современная государственная политическая система Украине досталась в наследство от СССР, а там, главной задачей политической системы, созданной Й.В. Сталиным, было обеспечение полного произвола и безответственность партноменклатуры по отношению ко всем остальным гражданам. В результате система продолжает прекрасно выполнять эти свои функции и в Украине – ОБЕСПЕЧИВАЯ ПОЛНУЮ БЕЗНАКАЗАННОСТЬ И ВСЕВЛАСТИЕ ЧИНОВНИКОВ!
Анализ политической ситуации, проведенный в НИСтА, даёт все основания считать, что в настоящее время политические партии не делают попыток демонтажа существующей политической системы. Что в первую очередь обусловлено отсутствием должной теоретической базы и доступной идеологии по реформированию политической системы.
Европейское сообщество так же одним из важнейших условий дальнейшего сотрудничества с Украиной ставит реформирование национальной политической системы.
Очевидно, что бы реформировать политическую систему необходимо перенацелить её, и в данном случае нет необходимости в сложных теоретических поисках – согласно статьи 3 Конституции Украины, главной целью государства и его политической системы является защита прав и свобод граждан. И реформирование политической системы в первую очередь должно касаться исполнения системой этой, основной, её функции. И начинать необходимо с анализа того, как справляется с этой задачей современная система, и что необходимо сделать для повышения её эффективности.
Конституция Украины, в статье 3 утверждая в качестве главной обязанности деятельности государства защиту и обеспечение прав и свобод граждан. В 5-й статье Конституция провозглашает народ Украины единственным носителем государственного суверенитета и источником власти в стране. Мы, с менталитетом советских граждан, привыкли рассматривать подобного рода утверждения как декларативные – ни к чему, ни кого не обязывающими. Такое отношение, это всего лишь наследие коммунистической демагогии (сталинской политической системы), когда очень много провозглашалось и обещалось, но реальность была совершенно иной, и люди перестали обращать внимание на «трескучие» заявления. Но демократическое государство этого не терпит, каждое провозглашённое в качестве закона слово должно работать – быть несущим элементом всего здания государственного законодательства! Это основа демократического законодательства, – когда работает закон, а не «телефонное», партийное, подзаконное, или иное право.
Поэтому и к суверенному праву народа Украины, как единственного источника власти, необходимо отнестись самым серьёзным образом, вспомнив, какое значение вкладывали в него прежние суверенные владыки, и как относились они к покушению на свои суверенные права. Покушение на собственную власть они воспринимали как самое страшное государственное преступление и карали самым жестоким образом, и нет ни каких оснований относиться к покушению на суверенные права народа Украины иным образом.
Определившись с суверенными правами народа, следует определить и его обязанности перед государством, которые так же точно определены Конституцией Украины:
статья 65, обязывает граждан уважать государственную символику и исполнять воинский долг;
статья 67, обязывает граждан платить налоги и раз в год, особенно обращаю внимание на срок, подавать в соответствующие органы декларацию о доходах.
Этим обязанности граждан перед государством (и чиновниками) исчерпываются и, согласно Конституции Украины, любая попытка принудить граждан исполнять обязанности и повинности, не обусловленные Конституцией, будет являться нарушением суверенитета народа Украины, нарушением прав и свобод человека и узурпацией власти, то есть незаконным присвоением властных полномочий.
Таким образом, определились основные критерии законной деятельности государственной административной системы, в основе которых обеспечение прав и свобод граждан и защита суверенных прав народа Украины. В этом и главный национальный интерес Украины, о котором частенько вспоминают при решении международных проблем.
Важным является и представление о свободе, можно долго обсуждать эту проблему, но следует использовать самое элементарное её определение – СВОБОДА – ЭТО КОГДА, НИ КТО И, НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ИСПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ И ПОВИННОСТИ, КОТОРЫЕ НЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЗАКОНОМ.
В какой мере это обеспечено в Украине? Достаточно вспомнить множество повинностей возложенных на граждан Украины произволом чиновников, это:
обязательная прописка (регистрация) по месту жительства, с дискриминацией не прописанных (не зарегистрированных) граждан, что запрещено статьёй 24 Конституции Украины;
Всеобщая паспортизация граждан, с необходимостью замен паспортов по чиновничьему произволу;
Это и трудовые книжки, в которых заносят конфиденциальную информацию о гражданах, и которые дают повод для дискриминации граждан;
Это и обязательные приказы различных государственных органов, издаваемые в отношении, как всех граждан страны, так и отдельных социальных слоёв;
Ежемесячная и ежеквартальная отчётность перед налоговой администрацией и пр. госорганами, я выше обращал внимание на конституционный срок подачи декларации. Деятельность налоговых органов в этом отношении весьма характерна, так как требует использования кассовых аппаратов, ведения специальной отчётности и т.д. Это всё совершенно антиконституционно.
Антиконституционны и различного рода не санкционированные судом проверки со стороны государственных органов – пожарного надзора, экологического, санитарного и прочих. Это явно противоречит основному принципу демократии презумпции невиновности, закреплённому 62 статьёй Конституции Украины.
Незаконны внесудебные штрафные санкции, это нарушение принципа неприкосновенности частной собственности, утверждённом статьёй 41;
Незаконны требования о прохождении обязательных медицинских комиссий, – это явная попытка дискриминации, что преследуется законом, и унижение чести и достоинства граждан. Не говоря уже о нарушении врачебной тайны. Понятий не пустых в цивилизованном мире, уважения к которым требует и статья 28 Конституции;
Это далеко не полный перечень всех незаконных антиконституционных действий административной системы, но уже этого достаточно чтобы привлечь всех её представителей к уголовной ответственности, как того требуют 60, 68 и другие соответствующие статьи Конституции Украины. А ведь ещё долго можно говорить о правах граждан Украины, находящихся на срочной службе в вооружённых силах, армейские уставы так же необходимо согласовать с Конституцией страны и обеспечить права и свободы граждан.
Предавая всю власть чиновникам, существующая политическая система является главной причиной порождающей в стране коррупцию, так как наделяет чиновников всей полнотой контролирующих, запретительных и карающих функций.
Именно эти злоупотребления административной системы и являются главной причиной реформирования. Государство необходимо вернуть в конституционное пространство, в рамки Конституции Украины и в этом главная задача реформы.
Нет ни какого сомнения, что сделать это не может сам государственный аппарат, чиновники жёстко связаны своими обязанностями и служебной иерархией, и всякая попытка с их стороны нарушить привычный способ действий вызовет мощное противодействие.
Согласно Конституции Украины, обеспечить все эти условия реформирования госаппарата обязан президент Украины, в этом основные его конституционные обязанности, в этом он присягал. Жаль только, что не обусловлено Конституцией наказание за нарушение присяги Президентом Украины и депутатами, это досадная недоработка со стороны законодателей и первый повод для вмешательства в Конституцию.
Следует признать, что этим Конституция Украины наделяет Президента Украины не свойственными функциями, так гарантом соблюдения прав граждан является ПАРЛАМЕНТ, именно в этом его историческая функция, именно для этого он и создавался в противовес исполнительной – королевской власти! Депутаты парламента рассматривали и утверждали всякий указ исполнительной власти только в случае не нарушения им прав и свобод граждан страны.
Именно в направлении обеспечения прав и свобод граждан и необходимо проводить системные реформы политической системы Украины, для чего необходимо создать:
– центр по теоретическому исследованию прав человека, так как именно представление о правах человека и их защите является основой политической деятельности;
– разработки центра широко пропагандировать в различных СМИ;
– создать широкую систему политической пропаганды с проведением партийной учёбы, подготовки партийных кадров, для работы в органах государственной власти и местного самоуправления;
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
УКРАИНЫ.
Оглядываясь на совсем недавнюю историю Германии и Японии, видим, что через двадцать лет, после огромных людских и материальных потерь в жестокой войне, им удалось построить высокоэффективную экономику и демократическую политическую систему.
А вот двадцать лет демократии в Украине привели к деградации экономики. А политическая система ещё далека от демократической. О демократической политике пока ещё весьма примитивное представление. Так в качестве политических программ практически всеми политическими партиями и независимыми кандидатами на различные политические посты использовались социально-экономические достижения развитых стран, критика действующей власти и пиар-технологии.
В настоящее время мировой финансовый кризис обострил экономическую обстановку в стране, а продолжающийся политический кризис вызывает у избирателей недовольство существующей политической системой. Большое число избирателей не доверяют существующим органам государственной власти и не понимают их функций.
В связи с этим большие шансы на выборах (от 40 до 60 % голосов) получит политическая партия, предложившая эффективную и доступную пониманию избирателей программу реформирования политической системы страны.
Но, привычно, реформа у современных украинских бюрократов сводится к очередной перетасовке министерств и госкомитетов. А подлинная проблема не в перестановке чиновничьих кресел, а в направлении деятельности политической системы государства в законное, конституционное русло. Главным является эффективность действующей политической системы. То есть, в какой мере она выполняет стоящие перед ней задачи. Поэтому на первое место выдвигается поиск смысла и цели деятельности современного государства его политической системы.
Проблема в том, что современная государственная политическая система Украине досталась в наследство от СССР, а там, главной задачей политической системы, созданной Й.В. Сталиным, было обеспечение полного произвола и безответственность партноменклатуры по отношению ко всем остальным гражданам. В результате система продолжает прекрасно выполнять эти свои функции и в Украине – ОБЕСПЕЧИВАЯ ПОЛНУЮ БЕЗНАКАЗАННОСТЬ И ВСЕВЛАСТИЕ ЧИНОВНИКОВ!
Анализ политической ситуации, проведенный в НИСтА, даёт все основания считать, что в настоящее время политические партии не делают попыток демонтажа существующей политической системы. Что в первую очередь обусловлено отсутствием должной теоретической базы и доступной идеологии по реформированию политической системы.
Европейское сообщество так же одним из важнейших условий дальнейшего сотрудничества с Украиной ставит реформирование национальной политической системы.
Очевидно, что бы реформировать политическую систему необходимо перенацелить её, и в данном случае нет необходимости в сложных теоретических поисках – согласно статьи 3 Конституции Украины, главной целью государства и его политической системы является защита прав и свобод граждан. И реформирование политической системы в первую очередь должно касаться исполнения системой этой, основной, её функции. И начинать необходимо с анализа того, как справляется с этой задачей современная система, и что необходимо сделать для повышения её эффективности.
Конституция Украины, в статье 3 утверждая в качестве главной обязанности деятельности государства защиту и обеспечение прав и свобод граждан. В 5-й статье Конституция провозглашает народ Украины единственным носителем государственного суверенитета и источником власти в стране. Мы, с менталитетом советских граждан, привыкли рассматривать подобного рода утверждения как декларативные – ни к чему, ни кого не обязывающими. Такое отношение, это всего лишь наследие коммунистической демагогии (сталинской политической системы), когда очень много провозглашалось и обещалось, но реальность была совершенно иной, и люди перестали обращать внимание на «трескучие» заявления. Но демократическое государство этого не терпит, каждое провозглашённое в качестве закона слово должно работать – быть несущим элементом всего здания государственного законодательства! Это основа демократического законодательства, – когда работает закон, а не «телефонное», партийное, подзаконное, или иное право.
Поэтому и к суверенному праву народа Украины, как единственного источника власти, необходимо отнестись самым серьёзным образом, вспомнив, какое значение вкладывали в него прежние суверенные владыки, и как относились они к покушению на свои суверенные права. Покушение на собственную власть они воспринимали как самое страшное государственное преступление и карали самым жестоким образом, и нет ни каких оснований относиться к покушению на суверенные права народа Украины иным образом.
Определившись с суверенными правами народа, следует определить и его обязанности перед государством, которые так же точно определены Конституцией Украины:
статья 65, обязывает граждан уважать государственную символику и исполнять воинский долг;
статья 67, обязывает граждан платить налоги и раз в год, особенно обращаю внимание на срок, подавать в соответствующие органы декларацию о доходах.
Этим обязанности граждан перед государством (и чиновниками) исчерпываются и, согласно Конституции Украины, любая попытка принудить граждан исполнять обязанности и повинности, не обусловленные Конституцией, будет являться нарушением суверенитета народа Украины, нарушением прав и свобод человека и узурпацией власти, то есть незаконным присвоением властных полномочий.
Таким образом, определились основные критерии законной деятельности государственной административной системы, в основе которых обеспечение прав и свобод граждан и защита суверенных прав народа Украины. В этом и главный национальный интерес Украины, о котором частенько вспоминают при решении международных проблем.
Важным является и представление о свободе, можно долго обсуждать эту проблему, но следует использовать самое элементарное её определение – СВОБОДА – ЭТО КОГДА, НИ КТО И, НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ИСПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ И ПОВИННОСТИ, КОТОРЫЕ НЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЗАКОНОМ.
В какой мере это обеспечено в Украине? Достаточно вспомнить множество повинностей возложенных на граждан Украины произволом чиновников, это:
обязательная прописка (регистрация) по месту жительства, с дискриминацией не прописанных (не зарегистрированных) граждан, что запрещено статьёй 24 Конституции Украины;
Всеобщая паспортизация граждан, с необходимостью замен паспортов по чиновничьему произволу;
Это и трудовые книжки, в которых заносят конфиденциальную информацию о гражданах, и которые дают повод для дискриминации граждан;
Это и обязательные приказы различных государственных органов, издаваемые в отношении, как всех граждан страны, так и отдельных социальных слоёв;
Ежемесячная и ежеквартальная отчётность перед налоговой администрацией и пр. госорганами, я выше обращал внимание на конституционный срок подачи декларации. Деятельность налоговых органов в этом отношении весьма характерна, так как требует использования кассовых аппаратов, ведения специальной отчётности и т.д. Это всё совершенно антиконституционно.
Антиконституционны и различного рода не санкционированные судом проверки со стороны государственных органов – пожарного надзора, экологического, санитарного и прочих. Это явно противоречит основному принципу демократии презумпции невиновности, закреплённому 62 статьёй Конституции Украины.
Незаконны внесудебные штрафные санкции, это нарушение принципа неприкосновенности частной собственности, утверждённом статьёй 41;
Незаконны требования о прохождении обязательных медицинских комиссий, – это явная попытка дискриминации, что преследуется законом, и унижение чести и достоинства граждан. Не говоря уже о нарушении врачебной тайны. Понятий не пустых в цивилизованном мире, уважения к которым требует и статья 28 Конституции;
Это далеко не полный перечень всех незаконных антиконституционных действий административной системы, но уже этого достаточно чтобы привлечь всех её представителей к уголовной ответственности, как того требуют 60, 68 и другие соответствующие статьи Конституции Украины. А ведь ещё долго можно говорить о правах граждан Украины, находящихся на срочной службе в вооружённых силах, армейские уставы так же необходимо согласовать с Конституцией страны и обеспечить права и свободы граждан.
Предавая всю власть чиновникам, существующая политическая система является главной причиной порождающей в стране коррупцию, так как наделяет чиновников всей полнотой контролирующих, запретительных и карающих функций.
Именно эти злоупотребления административной системы и являются главной причиной реформирования. Государство необходимо вернуть в конституционное пространство, в рамки Конституции Украины и в этом главная задача реформы.
Нет ни какого сомнения, что сделать это не может сам государственный аппарат, чиновники жёстко связаны своими обязанностями и служебной иерархией, и всякая попытка с их стороны нарушить привычный способ действий вызовет мощное противодействие.
Согласно Конституции Украины, обеспечить все эти условия реформирования госаппарата обязан президент Украины, в этом основные его конституционные обязанности, в этом он присягал. Жаль только, что не обусловлено Конституцией наказание за нарушение присяги Президентом Украины и депутатами, это досадная недоработка со стороны законодателей и первый повод для вмешательства в Конституцию.
Следует признать, что этим Конституция Украины наделяет Президента Украины не свойственными функциями, так гарантом соблюдения прав граждан является ПАРЛАМЕНТ, именно в этом его историческая функция, именно для этого он и создавался в противовес исполнительной – королевской власти! Депутаты парламента рассматривали и утверждали всякий указ исполнительной власти только в случае не нарушения им прав и свобод граждан страны.
Именно в направлении обеспечения прав и свобод граждан и необходимо проводить системные реформы политической системы Украины, для чего необходимо создать:
– центр по теоретическому исследованию прав человека, так как именно представление о правах человека и их защите является основой политической деятельности;
– разработки центра широко пропагандировать в различных СМИ;
– создать широкую систему политической пропаганды с проведением партийной учёбы, подготовки партийных кадров, для работы в органах государственной власти и местного самоуправления;
Обсуждения Проблемы реформирования политической системы
Однако ж, "оглядываясь на совсем недавнюю историю Германии и Японии", недурно было бы посмотреть и на более давнюю историю, откуда идут традиции чести, уважения, порядка, дисциплины. А в недавних войнах немецкий солдат и японский самурай - это далеко не то же, что, например, итальянский фашист.
Поэтому эффективность любой политической системы в первую очередь зависит от людей, от убеждений, знаний, традиций, религии. По мне так при деловых и достойных людях заработала бы любая система, хоть с политбюро. И ни одна система не заработает, когда моя хата с краю и закон - что дышло. Если можно в два счета поменять закон так, что осужденный оказывается невиновным, то зачем вообще закон? Если считается нормальной работа конституционного суда под грохот барабанов, то зачем тогда этот суд?
В Европе, наоборот, с древнейших времен исповедовалось: закон - превыше всего. Конклав кардиналов тщательнейшим образом изолировался. Хотя казусов со следованием букве закона не счесть, но есть и понимание, что иначе будет хуже. Поэтому немцы и японцы наверняка не стали бы делать многое из того, что позволяют мои дорогие и любимые родичи.
Можно было бы пообсуждать некоторые Ваши идеи, но не знаю, насколько Вы расположены к дискуссиям. Скажем, по-вашему, существующая система порождает коррупцию. Тогда приведите пример страны, где не было бы коррупции. Или еще: "наделяет чиновников". А кого наделять? У Вас "нет никакого сомнения, что сделать это не сможет сам государственный аппарат". Значит, постулируется революция, хоть бы и под руководством президента? Центр исследований - это здорово, но не окажется ли это очередной говорильней, имитирующей кипучую деятельность? Н.В.Невесенко