Многие люди (если не большинство) базируют свои поступки на эмоциональной основе. Ощутив по какому-то поводу прилив положительных эмоций человек зачастую очень хочет повторения событий, вызвавших эти эмоции. Или выбирает определенную цель в расчете на то, что в процессе и по мере ее достижения он будет иметь возможность получать эти и другие положительные эмоции. Или стабильно избегать отрицательных эмоций. Подобная логика кажется настолько очевидной, что многие даже не задумываются о том, что подобное воззрение может быть пагубным и недостойным человека как разумного существа. А ведь древние учения неоднократно напоминали человеку эту истину. Впомните Буддизм. Вся суть основных его методик сводится к тому, что человек должен избавляться как от отрицательных, так и от положительных эмоций.
Вполне определенно об этом же говорит еще более древнее Индийское учение санкхьи. Согласно этой концепции существует два извечных начала: пракрити – некая первоматерия, из которой построен весь физический и психический мир и пуруши – дух, что приводит в движение эту костную субстанцию (имеется в виду пракрити). Не вдаваясь в подробности, сразу обращу внимание вот на что. В понятие «практити» входит не только физический мир (пространство, время, частицы, поля, атомы), но и т. н. «психический» мир. Это – не что иное, как весь комплекс как отрицательных, так и положительных эмоций. То есть – они существуют объективно и не являются простой функцией физического объекта под названием МОЗГ. Разумеется, сейчас мало кто из солидных мыслителей будет отрицать связь эмоций с определенными областями мозга. Но связь не означает причину. Записав, к примеру, на магнитофон чей-то бурный смех – мало кто будет отрицать связь этого смеха с записью на магнитной ленте. Но связывать причину смеха с записью на магнитной ленте было бы несолидно.
Если человека убедили, что эмоциональная сфера является главенствующей в определении приоритетов любого практического действия и ментальная работа мозга лишь обслуживает эмоциональную сферу – он в определенном смысле «попал в ловушку». И занимаются подобными убеждениями далеко не какие-то там интеллектуалы. С самого детства практически все родители являются подобного рода учителями для своих детей. И не столько на словах, сколько на деле. На словах-то зачастую говорят, что надо действовать, ориентируясь на разум. А практически показывают ребенку свою полную эмоциональную зависимость от ситуации.
Согласно данному учению – эмоциональная сфера была главным инструментом, с помощью которого боги животного мира управляли своими подопечными. Поначалу и у человека племенные боги ориентировались на привычный «инструментарий». Но если человек хочет существенно подняться выше животного уровня – он просто обязан отодвигать эмоциональную сферу на второй план и подчинять ее ментальной сфере своего разума. Не ЗАДАВЛИВАТЬ (боже упаси!), а именно ПОДЧИНЯТЬ. Если говорить простым языком, то если вам смешно по какому-либо поводу – смейтесь себе на здоровье. Если грустно и тоскливо – можете даже поплакать. Ничего зазорного в этом нет. Но делать на смех и тоску главную ставку при планировании какого-либо практического действия, не поверив все это логическим рассуждением, недостойно разумного человека.
Идущий покорять какую-либо горную вершину прекрасно знает, что большую часть пути ему предстоит испытать весьма неприятные эмоции. Говорят, что он терпит это ради того, что бы в конце пути испытать исключительно сильные положительные эмоции «покорителя вершины». Я же говорю, что последнее – лишь отчасти оправдывает столь трудное и небезопасное мероприятие. Весьма немаловажными являются и другие основания. Человек считает себя здоровым. Но насколько он здоров? Насколько он тренирован? Насколько он способен быть настойчивым и непримиримым в достижении поставленой цели? На многие его внутренние вопросы может дать ответ столь серьезная затея – поход в горы. Возможно человек хочет повысить свой личный статус среди профессионалов альпинистов, которых он знает и которых очень и очень уважает. А как можно повысить этот статус, если не совершишь хотя бы одного восхождения? Да мало ли какие вопросы решает человек, собираясь совершить какое-либо серьезное и рискованное мероприятие? Главное, что бы это было осознанно и всесторонне взвешено.
Вполне определенно об этом же говорит еще более древнее Индийское учение санкхьи. Согласно этой концепции существует два извечных начала: пракрити – некая первоматерия, из которой построен весь физический и психический мир и пуруши – дух, что приводит в движение эту костную субстанцию (имеется в виду пракрити). Не вдаваясь в подробности, сразу обращу внимание вот на что. В понятие «практити» входит не только физический мир (пространство, время, частицы, поля, атомы), но и т. н. «психический» мир. Это – не что иное, как весь комплекс как отрицательных, так и положительных эмоций. То есть – они существуют объективно и не являются простой функцией физического объекта под названием МОЗГ. Разумеется, сейчас мало кто из солидных мыслителей будет отрицать связь эмоций с определенными областями мозга. Но связь не означает причину. Записав, к примеру, на магнитофон чей-то бурный смех – мало кто будет отрицать связь этого смеха с записью на магнитной ленте. Но связывать причину смеха с записью на магнитной ленте было бы несолидно.
Если человека убедили, что эмоциональная сфера является главенствующей в определении приоритетов любого практического действия и ментальная работа мозга лишь обслуживает эмоциональную сферу – он в определенном смысле «попал в ловушку». И занимаются подобными убеждениями далеко не какие-то там интеллектуалы. С самого детства практически все родители являются подобного рода учителями для своих детей. И не столько на словах, сколько на деле. На словах-то зачастую говорят, что надо действовать, ориентируясь на разум. А практически показывают ребенку свою полную эмоциональную зависимость от ситуации.
Согласно данному учению – эмоциональная сфера была главным инструментом, с помощью которого боги животного мира управляли своими подопечными. Поначалу и у человека племенные боги ориентировались на привычный «инструментарий». Но если человек хочет существенно подняться выше животного уровня – он просто обязан отодвигать эмоциональную сферу на второй план и подчинять ее ментальной сфере своего разума. Не ЗАДАВЛИВАТЬ (боже упаси!), а именно ПОДЧИНЯТЬ. Если говорить простым языком, то если вам смешно по какому-либо поводу – смейтесь себе на здоровье. Если грустно и тоскливо – можете даже поплакать. Ничего зазорного в этом нет. Но делать на смех и тоску главную ставку при планировании какого-либо практического действия, не поверив все это логическим рассуждением, недостойно разумного человека.
Идущий покорять какую-либо горную вершину прекрасно знает, что большую часть пути ему предстоит испытать весьма неприятные эмоции. Говорят, что он терпит это ради того, что бы в конце пути испытать исключительно сильные положительные эмоции «покорителя вершины». Я же говорю, что последнее – лишь отчасти оправдывает столь трудное и небезопасное мероприятие. Весьма немаловажными являются и другие основания. Человек считает себя здоровым. Но насколько он здоров? Насколько он тренирован? Насколько он способен быть настойчивым и непримиримым в достижении поставленой цели? На многие его внутренние вопросы может дать ответ столь серьезная затея – поход в горы. Возможно человек хочет повысить свой личный статус среди профессионалов альпинистов, которых он знает и которых очень и очень уважает. А как можно повысить этот статус, если не совершишь хотя бы одного восхождения? Да мало ли какие вопросы решает человек, собираясь совершить какое-либо серьезное и рискованное мероприятие? Главное, что бы это было осознанно и всесторонне взвешено.
Обсуждения О приоритете разума над эмоциями