Эта история началась 116 лет назад. Путешествуя по южной оконечности территории, которая называется сейчас Республикой Тыва, сотрудник Минусинского музея Дмитрий Александрович Клеменц обнаружил в непосредственной близости с границей Монголии живописное озеро с островом посредине.
То, что он увидел на самом острове стало сенсацией.
Ученый увидел развалины крепости, которая представляла собой правильный прямоугольник со сложным лабиринтом зданий, напоминавших буддистскую или индуистскую мандолы.
Территория перед восточной стеной была подобием площади перед дворцовым зданием, на которой могли проводиться торжественные и ритуальные церемонии. В глубине площади когда-то находился роскошный дворцовый комплекс - два здания, соединенных между собой на платформе из обожженной серой глины. Крышу здания некогда поддерживали деревянные колонны...
Немногочисленные поздние экспедиции обнаружили, что загадочная крепость погибла в огне пожара. О жителях, некогда населявших ее, можно судить по найденным останкам воина необычно высокого роста с предположительно европеидным типом лица.
В прошлом веке было высказано еще одно сенсационное предположение: крепость была построена в долине, которая позднее была искусственно затоплена. Так образовалось озеро, получившее название Тере-Холь.
До сих пор никто не может ответить на несколько простых вопросов.
Зачем была построена крепость Пор-Бажын?
Кто жил за ее стенами?
Что могла охранять крепость, находившаяся на острове посреди озера?
А может быть, это и не крепость вовсе, а храмовое сооружение?
А что если Пор-Бажын - это северные ворота легендарной и загадочной Шамбалы?
Кто уничтожил крепость?
Как удалось воинам и монахам в то время создать искусственное озеро?
Почему до сих пор не обнаружены останки хотя бы еще одного человека - жителя Пор-Бажына?
Копать нужно
Крепость или дворец?
Григорий Семенов, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ВОСТОКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:
- Когда мне в руки впервые попал план крепости Пор-Бажын, моей первой реакцией было полное изумление. Потому что такого замечательного памятника такой сохранности, в таком необычном месте и необычной планировки мне не попадалось никогда.
Когда я услышал, что есть не только возможность посмотреть на эти частично раскопанные материалы, но и реально изучить этот памятник по возможности полно и даже его реконструировать, то стало еще интереснее. Меня интересуют первые две стадии проекта. Первое, чтобы он был археологически максимально достоверно раскопан. Чтобы в спешке не потерять информацию, которая невосполнима. Ведь при археологических раскопках всегда часть памятника уничтожается. И второе - сделать такую реконструкцию этого памятника, которая была бы достаточно научно достоверной и не вызывала отторжения. Эти две задачи кажутся мне достойными, и ради этого стоит отдать часть своей жизни.
Материальная и идеологическая база этого проекта продумана в МЧС очень хорошо, что внушает надежду, что это не иллюзии, а реальные планы, подкрепленные темпераментом министра. Сергей Шойгу сказал: "С вами или без вас, но этот проект будет сделан". Захотелось, чтобы с нами. Чтобы не попал в руки авантюристов, готовых лишь заработать деньги.
Что такое сам памятник? Крепость ли это, дворец ли это кагана или это культовый, храмовый комплекс - вопрос, который можно решить только в ходе дальнейших археологических раскопок. Посмотрев на кадры аэрофотосъемки этого памятника, от него уже не оторваться. Те тайны, которые скрывает Пор-Бажын, та магическая сила, которая из него исходит, достаточна, чтобы человек, который там побывал, пронес это через всю свою жизнь. В общем, копать нужно.
Я уже начал опрашивать археологов в Санкт-Петербурге, имеющих опыт раскопок сырцовой архитектуры и не завязанных проектами. Собираем команду.
Скорее всего, жители Пор-Бажына бежали
Севьян Вайнштейн, ПРОФЕССОР ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОР-БАЖЫНА:
- Я участвовал в раскопках с 1957 по 1963 год. Добраться туда можно было лишь на небольшом самолетике или верхом. Как-то раз попали на самолете в грозу. Моя жена испугалась страшно. Там, в этих скалах, не раз бились самолеты. Но все обошлось. Мы - три археолога и 15 рабочих - жили на острове среди озера в палатках, работали, ловили рыбу, отмахивались от мошкары. На острове местами сохранились огромные десятиметровые крепостные стены, внутри - два холма размером 22 на 22 и 18 на 18 метров. Кроме того, внутри крепости, у стен - 27 жилищ с двориками. Раскапывая холмы, мы обнаружили под ними развалины дворца, состоявшего из двух больших помещений. Можно предполагать, что эта крепость и дворец были сооружены уйгурским каганом Баян-чором. Во дворец вели две парадные восьмиступенчатые лестницы, вокруг здания была отмостка из обожженных плит. Сам дворец стоял на высокой платформе. Его кровлю образовывали глиняные черепицы с круглыми концевыми дисками и поддерживали 36 массивных деревянных оштукатуренных колонн, покоившихся на гранитных базах. Поверхность баз была украшена геометрическими рельефными узорами. В процессе раскопок нашли и орнаментальные фрески, преимущественно геометрических форм, выполненные удивительно яркими, теплыми красками с преобладанием красных, оранжевых и желтых тонов. Сохранились следы дощатого пола. Мы держали в руках остатки оружия, сосудов, клад железных криц - заготовок, антропоморфную фигурку из глины. Находок было не так много, потому что дворец погиб в результате пожара, случившегося более тысячи лет назад. Пожар произошел, по-видимому, в результате военного нападения. Неизвестно, что произошло с жителями Пор-Бажына - человеческих останков мы не нашли. Скорее всего они бежали. Мародеры туда не дошли, но рядом сейчас находятся золотые прииски. Мне кажется, что местные рабочие при строительстве дороги подворовывали с острова обожженные кирпичи и плиты. В окрестностях озера мы встретили двух шаманов. Один из них был прославленным "Великим шаманом". Участники экспедиции даже как-то раз присутствовали на ночном камлании.
Это напоминает буддийский монастырь
Тигран Мкртычев, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА:
- Планировка данного памятника мне очень напомнила объект, на котором мне посчастливилось работать в прошлом году в Китае. Это был большой монастырь, по всей видимости, буддийский, который расположен в ущелье Сенгим-агыз недалеко от современного города Турфан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Там, в ущелье по берегам маленькой речки Кара-Ходжа, расположены почти два десятка различных культовых построек, датирующихся с VII по XII века. Часть этих сооружений - буддийские монастыри, часть могла принадлежать представителям другой религии - манихеям. История буддизма - древнейшей мировой религии - тесно связана с Центральной Азией, по территории которой осуществлялась связь между Индией - родиной буддизма - и Китаем, где в раннем Средневековье буддизм достиг больших успехов. И то, что я увидел на фотографиях Пор-Бажына, очень похоже на планировку буддийских монастырей, которая сформировалась в Центральной Азии, вероятно, в VII-VIII веках н.э. и получила широчайшее распространение. С другой стороны, не исключено, что это мог быть и монастырь другой древневосточной религии - манихейства. В истории этой религии, возникшей в III веке в Месопотамии и претендовавшей на роль мировой религии, был эпизод, когда один из уйгурских каганов сделал ее государственной идеологией. Это было в середине VIII века, и до середины IX века манихейство было государственной религией уйгурского каганата, на чьей территории располагается наш памятник. И если буддийские монастыри нам хорошо известны, то манихейские монастыри (манистаны) значительно менее изучены.
Однако это не более чем рабочие гипотезы, которые требуют прежде всего проведения археологических работ, которые позволят выяснить настоящее назначение этого уникального памятника.
Более ста лет назад европейские востоковеды впервые обратились к изучению Центральной Азии. Российские исследователи - Дмитрий Клеменц, Сергей Ольденбург и другие - были одними из первых, кто провел археологические работы в этом регионе.
из первых уст
Сергей Шойгу: Здесь будет русский Шаолинь
Прежде всего этот проект - мое личное увлечение. У меня на родине в Тыве, в Тере-Хольском районе, есть крепость VIII века. Здесь, на прибрежном островке озера Тере-Холь, в 50-е годы прошлого века историком Севьяном Вайнштейном была обнаружена дворцовая постройка уйгурского времени, которая сильно отличается от тех, что находили на территории республики. Это городище очень ценно, но оно разрушается.
В центре был большой буддийский храм. Удивительно, что сохранились стены от него - высотой до восьми метров! Фундамент сохранился, остовы под колонны. Мы предполагаем снарядить экспедицию в крепость в 2007 году, провести основательные раскопки на этом месте и восстановить храм.
Существует подобная крепость в Японии, мы оттуда взяли все материалы. Планируется, что экспедиции будут проходить с 2007 по 2009 год, восстанавливать крепость долго, так что успеем еще посмотреть на нее в электронном виде.
Известно, что в самом храме было 36 деревянных колонн. Мы берем 36 бревен и отдаем в 36 школ. Каждая школа делает одну колонну. К весне 2008 года колонны готовы. Плюс к этому надо восстановить крышу пагоды, воссоздать детали - это сделают в техникумах, институтах.
Выпилить из дерева колонну... Это могут сделать в любой школе, где есть ножовка и рубанок. Изначально в храме использовались сосновые колонны, сейчас будем работать либо с сосной, либо с лиственницей. Пока будет идти работа в школах, участники лагеря продолжат раскопки, специалисты будут изучать историю храма. Кстати, в том же археологическом лагере сотрудники МЧС будут учить молодежь основам безопасности. Ведь крепость находится на острове, туда добраться можно только на вертолетах. Природа там уникальная! Из озера Тере-Холь, окружающего остров, берет свое начало Енисей. Рядом - термальные источники, существующие много сотен лет. В округе живут староверы.
Мы хотим не только воссоздать храм, но и заинтересовать молодежь, "выдавить" из их мозгов все эти "Дома-2". Отбор ребят в экспедицию предполагается начать уже в январе. Всего надо будет отобрать порядка 200 человек.
Первое и основное требование - чтобы человек был заинтересован в этом, чтобы он был любопытен, чтобы он хотел узнать как можно больше. Ведь этот проект, можно сказать, идет от сердца, от души. Я лично в этом заинтересован, сам собираю людей в экспедицию, ищу спонсоров. Я даже нашел того, кто проводил раскопки, - профессора Вайнштейна. Он передал нам все материалы, рассказал, что нашел там не только остатки дерева, но и гранитные отмостки, часть, выложенную из кирпича. Потом я был в Китае, попросил поделиться существующим материалом об уйгурских храмах - в Китае ведь проживает 163 миллиона уйгуров. Кстати, китайцы в 2007 году тоже начинают восстановление аналогичной уйгурской крепости.
Пока идет подготовительный период. Мы уже запросили материалы о таких крепостях из Японии. Отдельно собираемся пригласить в экспедицию студентов строительных, архитектурных, археологических, исторических учебных заведений.
Для меня лично восстановление крепости - это невероятно интересно. У нее потрясающая история. По легенде, изначально она находилась не на острове. Но в результате землетрясения произошел частичный обвал суши, перекрыло русло реки, крепость подтопило, и так она оказалась на острове. Существуют разные версии о тех, кто жил в крепости. Возможно, это были первые "рэкетиры", которые грабили торговцев на "Шелковом пути" и все добро стаскивали на остров. Кто-то эту версию отвергает, кто-то подтверждает. Возможно, там жили монахи-отшельники. Но самое интересное, что крепость очень хорошо сохранилась. Может, благодаря тому, что это крайне труднодоступное место.
В семи километрах от острова есть маленький населенный пункт. Но, конечно, дороги на сам остров нет, все доставляется по воздуху. И, чтобы такое количество людей собрать в труднодоступном месте, надо все меры безопасности попытаться обеспечить. Естественно, возьмем туда врачей, организуем мини-госпиталь. Лагерь сделаем палаточный.
Зимой там минус 45-47 градусов, да и делать там нечего. Зимой как раз надо вести подготовительную работу: отвезти бревна в школы, поработать с историческими материалами, просчитать, во что обойдется содержание студенческого лагеря вместе с медиками и поварами, сколько нужно будет завезти генераторов, палаток и так далее.
Какие условия я хочу соблюсти? С одной стороны, чтобы это не был стопроцентный "новодел". С другой - восстановить исторические детали, чтобы крепость была максимально приближена к своему первоначальному облику. Значит, надо внимательно выбирать архитектора и проектировщика. Но он должен быть причастен к этой культуре, а не относиться к этому как к коммерческому заданию, за которое получит деньги. Я считаю, что мы идем по верному пути - ведь пока все те, кто собирается восстанавливать крепость, делают это на собственном энтузиазме и за свои деньги. Такая азартная бригада собралась!
Мы сделаем там российский Шаолинь, куда смогут поехать все желающие. Да та же самая молодежь и поедет! Там будут преподавать философию, тибетскую медицину, верховую езду, восточные единоборства. Параллельно ребята смогут продолжать раскопки и восстанавливать городище.
Ученый увидел развалины крепости, которая представляла собой правильный прямоугольник со сложным лабиринтом зданий, напоминавших буддистскую или индуистскую мандолы.
Территория перед восточной стеной была подобием площади перед дворцовым зданием, на которой могли проводиться торжественные и ритуальные церемонии. В глубине площади когда-то находился роскошный дворцовый комплекс - два здания, соединенных между собой на платформе из обожженной серой глины. Крышу здания некогда поддерживали деревянные колонны...
Немногочисленные поздние экспедиции обнаружили, что загадочная крепость погибла в огне пожара. О жителях, некогда населявших ее, можно судить по найденным останкам воина необычно высокого роста с предположительно европеидным типом лица.
В прошлом веке было высказано еще одно сенсационное предположение: крепость была построена в долине, которая позднее была искусственно затоплена. Так образовалось озеро, получившее название Тере-Холь.
До сих пор никто не может ответить на несколько простых вопросов.
Зачем была построена крепость Пор-Бажын?
Кто жил за ее стенами?
Что могла охранять крепость, находившаяся на острове посреди озера?
А может быть, это и не крепость вовсе, а храмовое сооружение?
А что если Пор-Бажын - это северные ворота легендарной и загадочной Шамбалы?
Кто уничтожил крепость?
Как удалось воинам и монахам в то время создать искусственное озеро?
Почему до сих пор не обнаружены останки хотя бы еще одного человека - жителя Пор-Бажына?
Копать нужно
Крепость или дворец?
Григорий Семенов, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ВОСТОКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:
- Когда мне в руки впервые попал план крепости Пор-Бажын, моей первой реакцией было полное изумление. Потому что такого замечательного памятника такой сохранности, в таком необычном месте и необычной планировки мне не попадалось никогда.
Когда я услышал, что есть не только возможность посмотреть на эти частично раскопанные материалы, но и реально изучить этот памятник по возможности полно и даже его реконструировать, то стало еще интереснее. Меня интересуют первые две стадии проекта. Первое, чтобы он был археологически максимально достоверно раскопан. Чтобы в спешке не потерять информацию, которая невосполнима. Ведь при археологических раскопках всегда часть памятника уничтожается. И второе - сделать такую реконструкцию этого памятника, которая была бы достаточно научно достоверной и не вызывала отторжения. Эти две задачи кажутся мне достойными, и ради этого стоит отдать часть своей жизни.
Материальная и идеологическая база этого проекта продумана в МЧС очень хорошо, что внушает надежду, что это не иллюзии, а реальные планы, подкрепленные темпераментом министра. Сергей Шойгу сказал: "С вами или без вас, но этот проект будет сделан". Захотелось, чтобы с нами. Чтобы не попал в руки авантюристов, готовых лишь заработать деньги.
Что такое сам памятник? Крепость ли это, дворец ли это кагана или это культовый, храмовый комплекс - вопрос, который можно решить только в ходе дальнейших археологических раскопок. Посмотрев на кадры аэрофотосъемки этого памятника, от него уже не оторваться. Те тайны, которые скрывает Пор-Бажын, та магическая сила, которая из него исходит, достаточна, чтобы человек, который там побывал, пронес это через всю свою жизнь. В общем, копать нужно.
Я уже начал опрашивать археологов в Санкт-Петербурге, имеющих опыт раскопок сырцовой архитектуры и не завязанных проектами. Собираем команду.
Скорее всего, жители Пор-Бажына бежали
Севьян Вайнштейн, ПРОФЕССОР ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОР-БАЖЫНА:
- Я участвовал в раскопках с 1957 по 1963 год. Добраться туда можно было лишь на небольшом самолетике или верхом. Как-то раз попали на самолете в грозу. Моя жена испугалась страшно. Там, в этих скалах, не раз бились самолеты. Но все обошлось. Мы - три археолога и 15 рабочих - жили на острове среди озера в палатках, работали, ловили рыбу, отмахивались от мошкары. На острове местами сохранились огромные десятиметровые крепостные стены, внутри - два холма размером 22 на 22 и 18 на 18 метров. Кроме того, внутри крепости, у стен - 27 жилищ с двориками. Раскапывая холмы, мы обнаружили под ними развалины дворца, состоявшего из двух больших помещений. Можно предполагать, что эта крепость и дворец были сооружены уйгурским каганом Баян-чором. Во дворец вели две парадные восьмиступенчатые лестницы, вокруг здания была отмостка из обожженных плит. Сам дворец стоял на высокой платформе. Его кровлю образовывали глиняные черепицы с круглыми концевыми дисками и поддерживали 36 массивных деревянных оштукатуренных колонн, покоившихся на гранитных базах. Поверхность баз была украшена геометрическими рельефными узорами. В процессе раскопок нашли и орнаментальные фрески, преимущественно геометрических форм, выполненные удивительно яркими, теплыми красками с преобладанием красных, оранжевых и желтых тонов. Сохранились следы дощатого пола. Мы держали в руках остатки оружия, сосудов, клад железных криц - заготовок, антропоморфную фигурку из глины. Находок было не так много, потому что дворец погиб в результате пожара, случившегося более тысячи лет назад. Пожар произошел, по-видимому, в результате военного нападения. Неизвестно, что произошло с жителями Пор-Бажына - человеческих останков мы не нашли. Скорее всего они бежали. Мародеры туда не дошли, но рядом сейчас находятся золотые прииски. Мне кажется, что местные рабочие при строительстве дороги подворовывали с острова обожженные кирпичи и плиты. В окрестностях озера мы встретили двух шаманов. Один из них был прославленным "Великим шаманом". Участники экспедиции даже как-то раз присутствовали на ночном камлании.
Это напоминает буддийский монастырь
Тигран Мкртычев, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА:
- Планировка данного памятника мне очень напомнила объект, на котором мне посчастливилось работать в прошлом году в Китае. Это был большой монастырь, по всей видимости, буддийский, который расположен в ущелье Сенгим-агыз недалеко от современного города Турфан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Там, в ущелье по берегам маленькой речки Кара-Ходжа, расположены почти два десятка различных культовых построек, датирующихся с VII по XII века. Часть этих сооружений - буддийские монастыри, часть могла принадлежать представителям другой религии - манихеям. История буддизма - древнейшей мировой религии - тесно связана с Центральной Азией, по территории которой осуществлялась связь между Индией - родиной буддизма - и Китаем, где в раннем Средневековье буддизм достиг больших успехов. И то, что я увидел на фотографиях Пор-Бажына, очень похоже на планировку буддийских монастырей, которая сформировалась в Центральной Азии, вероятно, в VII-VIII веках н.э. и получила широчайшее распространение. С другой стороны, не исключено, что это мог быть и монастырь другой древневосточной религии - манихейства. В истории этой религии, возникшей в III веке в Месопотамии и претендовавшей на роль мировой религии, был эпизод, когда один из уйгурских каганов сделал ее государственной идеологией. Это было в середине VIII века, и до середины IX века манихейство было государственной религией уйгурского каганата, на чьей территории располагается наш памятник. И если буддийские монастыри нам хорошо известны, то манихейские монастыри (манистаны) значительно менее изучены.
Однако это не более чем рабочие гипотезы, которые требуют прежде всего проведения археологических работ, которые позволят выяснить настоящее назначение этого уникального памятника.
Более ста лет назад европейские востоковеды впервые обратились к изучению Центральной Азии. Российские исследователи - Дмитрий Клеменц, Сергей Ольденбург и другие - были одними из первых, кто провел археологические работы в этом регионе.
из первых уст
Сергей Шойгу: Здесь будет русский Шаолинь
Прежде всего этот проект - мое личное увлечение. У меня на родине в Тыве, в Тере-Хольском районе, есть крепость VIII века. Здесь, на прибрежном островке озера Тере-Холь, в 50-е годы прошлого века историком Севьяном Вайнштейном была обнаружена дворцовая постройка уйгурского времени, которая сильно отличается от тех, что находили на территории республики. Это городище очень ценно, но оно разрушается.
В центре был большой буддийский храм. Удивительно, что сохранились стены от него - высотой до восьми метров! Фундамент сохранился, остовы под колонны. Мы предполагаем снарядить экспедицию в крепость в 2007 году, провести основательные раскопки на этом месте и восстановить храм.
Существует подобная крепость в Японии, мы оттуда взяли все материалы. Планируется, что экспедиции будут проходить с 2007 по 2009 год, восстанавливать крепость долго, так что успеем еще посмотреть на нее в электронном виде.
Известно, что в самом храме было 36 деревянных колонн. Мы берем 36 бревен и отдаем в 36 школ. Каждая школа делает одну колонну. К весне 2008 года колонны готовы. Плюс к этому надо восстановить крышу пагоды, воссоздать детали - это сделают в техникумах, институтах.
Выпилить из дерева колонну... Это могут сделать в любой школе, где есть ножовка и рубанок. Изначально в храме использовались сосновые колонны, сейчас будем работать либо с сосной, либо с лиственницей. Пока будет идти работа в школах, участники лагеря продолжат раскопки, специалисты будут изучать историю храма. Кстати, в том же археологическом лагере сотрудники МЧС будут учить молодежь основам безопасности. Ведь крепость находится на острове, туда добраться можно только на вертолетах. Природа там уникальная! Из озера Тере-Холь, окружающего остров, берет свое начало Енисей. Рядом - термальные источники, существующие много сотен лет. В округе живут староверы.
Мы хотим не только воссоздать храм, но и заинтересовать молодежь, "выдавить" из их мозгов все эти "Дома-2". Отбор ребят в экспедицию предполагается начать уже в январе. Всего надо будет отобрать порядка 200 человек.
Первое и основное требование - чтобы человек был заинтересован в этом, чтобы он был любопытен, чтобы он хотел узнать как можно больше. Ведь этот проект, можно сказать, идет от сердца, от души. Я лично в этом заинтересован, сам собираю людей в экспедицию, ищу спонсоров. Я даже нашел того, кто проводил раскопки, - профессора Вайнштейна. Он передал нам все материалы, рассказал, что нашел там не только остатки дерева, но и гранитные отмостки, часть, выложенную из кирпича. Потом я был в Китае, попросил поделиться существующим материалом об уйгурских храмах - в Китае ведь проживает 163 миллиона уйгуров. Кстати, китайцы в 2007 году тоже начинают восстановление аналогичной уйгурской крепости.
Пока идет подготовительный период. Мы уже запросили материалы о таких крепостях из Японии. Отдельно собираемся пригласить в экспедицию студентов строительных, архитектурных, археологических, исторических учебных заведений.
Для меня лично восстановление крепости - это невероятно интересно. У нее потрясающая история. По легенде, изначально она находилась не на острове. Но в результате землетрясения произошел частичный обвал суши, перекрыло русло реки, крепость подтопило, и так она оказалась на острове. Существуют разные версии о тех, кто жил в крепости. Возможно, это были первые "рэкетиры", которые грабили торговцев на "Шелковом пути" и все добро стаскивали на остров. Кто-то эту версию отвергает, кто-то подтверждает. Возможно, там жили монахи-отшельники. Но самое интересное, что крепость очень хорошо сохранилась. Может, благодаря тому, что это крайне труднодоступное место.
В семи километрах от острова есть маленький населенный пункт. Но, конечно, дороги на сам остров нет, все доставляется по воздуху. И, чтобы такое количество людей собрать в труднодоступном месте, надо все меры безопасности попытаться обеспечить. Естественно, возьмем туда врачей, организуем мини-госпиталь. Лагерь сделаем палаточный.
Зимой там минус 45-47 градусов, да и делать там нечего. Зимой как раз надо вести подготовительную работу: отвезти бревна в школы, поработать с историческими материалами, просчитать, во что обойдется содержание студенческого лагеря вместе с медиками и поварами, сколько нужно будет завезти генераторов, палаток и так далее.
Какие условия я хочу соблюсти? С одной стороны, чтобы это не был стопроцентный "новодел". С другой - восстановить исторические детали, чтобы крепость была максимально приближена к своему первоначальному облику. Значит, надо внимательно выбирать архитектора и проектировщика. Но он должен быть причастен к этой культуре, а не относиться к этому как к коммерческому заданию, за которое получит деньги. Я считаю, что мы идем по верному пути - ведь пока все те, кто собирается восстанавливать крепость, делают это на собственном энтузиазме и за свои деньги. Такая азартная бригада собралась!
Мы сделаем там российский Шаолинь, куда смогут поехать все желающие. Да та же самая молодежь и поедет! Там будут преподавать философию, тибетскую медицину, верховую езду, восточные единоборства. Параллельно ребята смогут продолжать раскопки и восстанавливать городище.
Обсуждения Раскопки крепости