Как известно, основателем южной школы дзен-буддизма в Китае был простой лесоруб Хуэй Ненг, которого однажды, что называется «торкнуло», и он стал просветленным мастером дзен и основателем школы. При этом дзен можно понимать как просветление, обретение природы Будды.
Этот случай говорит о спонтанной природе дзен, ее мгновенной сущности.
Но мы не знаем, какой сложный жизненный путь прошел этот лесоруб, так как считаю, что дзен никому не дается на халяву, а заслуживается правильным (с точки зрения высших сил, дающих озарение) прохождением своего жизненного пути и всех испытаний, посылаемых нам по судьбе.
Для обретения дзен (просветленности) ищущему даются различные жизненные ситуации, которые заставляют его своей необычностью сменить обычный путь своего понимания жизни, выйти за рамки стереотипного мышления, где и возможно обретение совершенного нового миропонимания и отношения к миру.
По сути, эти жизненные ситуации – это и есть те самые дзенские загадки-коаны, при осмыслении и разгадке которых мы приближаемся к озарению и все больше раскрываем свой потенциал, свою творческую, не стереотипную суть, которая у каждого своя.
При этом эти жизненные ситуации у каждого свои, как и разгадка их смысла. Раньше дзенские учителя и наставники на прямой вопрос учеников: «А что же такое дзен?» либо отмалчивались и уходили, либо били их по лбу палкой или просто сильно гневались. И это было не случайно. Ученик сам должен постичь суть дзен, учитель лишь указывает путь, но учитель никогда не проходит этот путь за ученика.
При этом ситуация дзен (тот же удар палкой по лбу) сначала выводит ученика из привычного мировосприятия, а потом заставляет его искать нестандартные подходы к причинам, побудившим учителя к такому необычному поведению. И таким образом можно достичь реального озарения, а после множества озарений – и просветления, т.е. обрести дзен.
Приведу реальный дзен из моей жизни, несколько ситуаций, которые заставили меня мыслить неординарно и нестереотипно. Ибо настоящий учитель дзен везде и всегда – это сама жизнь.
Я часто покупал на рынке курицу, и никогда не забывал ее на прилавке. Но в этот раз я о чем-то задумался, отдал продавщице деньги за курицу, машинально сделал движение, как-будто я кладу ее в пакет и ушел с рынка. Однако, пройдя сотню метров я понял, что деньги заплатил, а курицу забыл на прилавке. Однако когда я снова подошел к прилавку и попросил дать мне курицу, которую я забыл, продавщица посмотрела на меня невинными глазами и сказала, что никакой курицы я у нее не покупал, и если хочу ее купить, мне снова надо отдавать деньги. Раздосадованный, что я ничего не могу доказать, я ушел с рынка. Конечно, в такой ситуации можно просто надолго обидеться на продавцов и на весь мир. Но я задумался. По-сути, дзенский наставник не зря влепил мне по лбу посохом. И я перестал злиться, и подошел к ситуации по-иному. Ведь я сам был виноват. Я проявил рассеянность и невнимательность, я настолько привык все делать на автопилоте, что и не мыслил по-другому. Я считал, что мое тело само положит курицу в пакет, пока сознание витает в облаках. Но жизнь показала мне, что когда ты делаешь что-либо, тело и дух должны пребывать в единстве и сосредоточенности на необходимом действии.
Сосредоточенность или концентрация на необходимом действии, в данном случае на покупке курицы – это один из краеугольных камней дзен. Вторым краеугольным камнем является размышление. Их нельзя отделять друг от друга. Я же размышлял, но при этом был не сосредоточен на необходимом действии. Эта ситуация заставила меня теперь всегда сосредотачиваться только на покупках, когда я иду на рынок. Я перестал думать черт знает о чем. Это ведь неадекватно, идти на рынок, а при этом думать о том, как устроено мироздание. После этого я никогда не забывал курицу, а о мироздании стал думать только после выхода с рынка. Удар посохом по лбу пошел мне на пользу. Я потерял немного денег, но обрел внимательность и сосредоточенность.
Еще один пример. Я пошел с утра пораньше стричься, на крыльце увидел двух мужчин и спросил, кто из них последний в очереди на стрижку, за кем мне занимать ее. Мужчины начали хохотать, и я поначалу не понял, в чем тут дело, ведь я обратился к ним вежливо, занял за ними очередь. Но вскоре мне стала понятна причина их смеха: они оба показывали мне свои лысые головы и говорили, «как ты считаешь, нам здесь есть еще чего стричь?»
Я сначала почувствовал себя идиотом, но потом стал смеяться вместе с ними. Это был второй удар дзенским посохом по лбу. Во-первых, я был невнимателен, так как привык, что каждый, кто стоит на крыльце парикмахерской, стрижется. Это стереотипное мышление. А именно автоматизмы и стереотипность часто делают нас невнимательными.
Во-вторых, в глазах мужчин я выглядел идиотом, но вежливым идиотом. Поэтому я заслужил за идиотизм и невнимательность два удара палкой по голове от дзенского наставника, и одно рукопожатие от него за вежливость. Это был мне хороший урок – нее хочешь выглядеть идиотом, будь внимателен. К жизни надо постоянно приспосабливаться, жизнь – это бесконечный поток изменений, даже если и кажется нам стереотипной. В этом главной урок таких ситуаций. Когда мы всегда действуем на автопилоте в расчете на стабильность и привычки, мы становимся идиотами.
Еще одна ситуация. Моя жена сказала мне: «Я пошла мыть твои домашние тапочки». Я согласился и улегся на диван в ожидании, когда она мне их снова принесет. Неожиданно жена пришла из ванной и сказала: «Я пошла мыть тапочки, но забыла их взять». И тут меня торкнуло: по сути, моя жена настолько все делала стереотипно, что пошла мыть не тапочки, а свои представления о тапочках. Я осознал, что у жены возникла потребность омыть свои внутренние тапочки, т.е. изменить свои представления об окружающем мире. Это был дзенский знак. Она подвисла не случайно. И я сделал еще одно важное открытие: тапочки по сути имеют природу пустоты, о чем всегда говорили дзен-буддисты. Т.е. когда мы думаем, что несем в руках тапочки, на самом деле мы несем просто пустоту.
И последняя ситуация. Я покупал в ларьке мороженное, и попросил открыть у продавца ящик с мороженным, при этом в одной руке у меня был пакет с мусором. Он открыл ящик дистанционно (нам был магнитный ключ), я взял вручную открыл ящик, взял мороженое, расплатился с продавцом, потом пошел выкидывать пакет с мусором, однако возвращаясь я увидел, что ящик с мороженым открыт нараспашку. Пришлось мне его закрывать. Эта ситуация заставила меня осмыслить, как работает ящик с мороженым. Я раньше считал, что он закрывается автоматически.
Теперь же я понял, что автоматически он только снимается с магнитного ключа, а открывается и закрывается вручную.
Я обрел не только понимание работы это ящика, но новый жизненный опыт и знания. Я осознал, что недостаточно открыть ящик. Надо еще и закрыть его. Любое дело должно быть завершено.
Вот какой урок вынес я из этой дзенской ситуации. Мне свыше дали намек, что если ты уж начинаешь какое-либо дело, это дело должно быть закончено, а не брошено на полпути. Иначе оно выглядит нелепо и не приглядно. Также теперь я понимаю, что нет простых вещей. Уж куда проще устроен этот ящик. Но и простое часто таит в себе загадки и только на первый взгляд кажется простым.
Быть вечным учеником жизни – это и есть истинное дзен. Мы часто просто автоматически проживаем ее, так и не понимая ее смысл. Поэтому иногда нас заставляют тормознуть, мы зависаем, и начинаем задумываться, после чего часто обретаем новое понимание жизни.
Но мы не знаем, какой сложный жизненный путь прошел этот лесоруб, так как считаю, что дзен никому не дается на халяву, а заслуживается правильным (с точки зрения высших сил, дающих озарение) прохождением своего жизненного пути и всех испытаний, посылаемых нам по судьбе.
Для обретения дзен (просветленности) ищущему даются различные жизненные ситуации, которые заставляют его своей необычностью сменить обычный путь своего понимания жизни, выйти за рамки стереотипного мышления, где и возможно обретение совершенного нового миропонимания и отношения к миру.
По сути, эти жизненные ситуации – это и есть те самые дзенские загадки-коаны, при осмыслении и разгадке которых мы приближаемся к озарению и все больше раскрываем свой потенциал, свою творческую, не стереотипную суть, которая у каждого своя.
При этом эти жизненные ситуации у каждого свои, как и разгадка их смысла. Раньше дзенские учителя и наставники на прямой вопрос учеников: «А что же такое дзен?» либо отмалчивались и уходили, либо били их по лбу палкой или просто сильно гневались. И это было не случайно. Ученик сам должен постичь суть дзен, учитель лишь указывает путь, но учитель никогда не проходит этот путь за ученика.
При этом ситуация дзен (тот же удар палкой по лбу) сначала выводит ученика из привычного мировосприятия, а потом заставляет его искать нестандартные подходы к причинам, побудившим учителя к такому необычному поведению. И таким образом можно достичь реального озарения, а после множества озарений – и просветления, т.е. обрести дзен.
Приведу реальный дзен из моей жизни, несколько ситуаций, которые заставили меня мыслить неординарно и нестереотипно. Ибо настоящий учитель дзен везде и всегда – это сама жизнь.
Я часто покупал на рынке курицу, и никогда не забывал ее на прилавке. Но в этот раз я о чем-то задумался, отдал продавщице деньги за курицу, машинально сделал движение, как-будто я кладу ее в пакет и ушел с рынка. Однако, пройдя сотню метров я понял, что деньги заплатил, а курицу забыл на прилавке. Однако когда я снова подошел к прилавку и попросил дать мне курицу, которую я забыл, продавщица посмотрела на меня невинными глазами и сказала, что никакой курицы я у нее не покупал, и если хочу ее купить, мне снова надо отдавать деньги. Раздосадованный, что я ничего не могу доказать, я ушел с рынка. Конечно, в такой ситуации можно просто надолго обидеться на продавцов и на весь мир. Но я задумался. По-сути, дзенский наставник не зря влепил мне по лбу посохом. И я перестал злиться, и подошел к ситуации по-иному. Ведь я сам был виноват. Я проявил рассеянность и невнимательность, я настолько привык все делать на автопилоте, что и не мыслил по-другому. Я считал, что мое тело само положит курицу в пакет, пока сознание витает в облаках. Но жизнь показала мне, что когда ты делаешь что-либо, тело и дух должны пребывать в единстве и сосредоточенности на необходимом действии.
Сосредоточенность или концентрация на необходимом действии, в данном случае на покупке курицы – это один из краеугольных камней дзен. Вторым краеугольным камнем является размышление. Их нельзя отделять друг от друга. Я же размышлял, но при этом был не сосредоточен на необходимом действии. Эта ситуация заставила меня теперь всегда сосредотачиваться только на покупках, когда я иду на рынок. Я перестал думать черт знает о чем. Это ведь неадекватно, идти на рынок, а при этом думать о том, как устроено мироздание. После этого я никогда не забывал курицу, а о мироздании стал думать только после выхода с рынка. Удар посохом по лбу пошел мне на пользу. Я потерял немного денег, но обрел внимательность и сосредоточенность.
Еще один пример. Я пошел с утра пораньше стричься, на крыльце увидел двух мужчин и спросил, кто из них последний в очереди на стрижку, за кем мне занимать ее. Мужчины начали хохотать, и я поначалу не понял, в чем тут дело, ведь я обратился к ним вежливо, занял за ними очередь. Но вскоре мне стала понятна причина их смеха: они оба показывали мне свои лысые головы и говорили, «как ты считаешь, нам здесь есть еще чего стричь?»
Я сначала почувствовал себя идиотом, но потом стал смеяться вместе с ними. Это был второй удар дзенским посохом по лбу. Во-первых, я был невнимателен, так как привык, что каждый, кто стоит на крыльце парикмахерской, стрижется. Это стереотипное мышление. А именно автоматизмы и стереотипность часто делают нас невнимательными.
Во-вторых, в глазах мужчин я выглядел идиотом, но вежливым идиотом. Поэтому я заслужил за идиотизм и невнимательность два удара палкой по голове от дзенского наставника, и одно рукопожатие от него за вежливость. Это был мне хороший урок – нее хочешь выглядеть идиотом, будь внимателен. К жизни надо постоянно приспосабливаться, жизнь – это бесконечный поток изменений, даже если и кажется нам стереотипной. В этом главной урок таких ситуаций. Когда мы всегда действуем на автопилоте в расчете на стабильность и привычки, мы становимся идиотами.
Еще одна ситуация. Моя жена сказала мне: «Я пошла мыть твои домашние тапочки». Я согласился и улегся на диван в ожидании, когда она мне их снова принесет. Неожиданно жена пришла из ванной и сказала: «Я пошла мыть тапочки, но забыла их взять». И тут меня торкнуло: по сути, моя жена настолько все делала стереотипно, что пошла мыть не тапочки, а свои представления о тапочках. Я осознал, что у жены возникла потребность омыть свои внутренние тапочки, т.е. изменить свои представления об окружающем мире. Это был дзенский знак. Она подвисла не случайно. И я сделал еще одно важное открытие: тапочки по сути имеют природу пустоты, о чем всегда говорили дзен-буддисты. Т.е. когда мы думаем, что несем в руках тапочки, на самом деле мы несем просто пустоту.
И последняя ситуация. Я покупал в ларьке мороженное, и попросил открыть у продавца ящик с мороженным, при этом в одной руке у меня был пакет с мусором. Он открыл ящик дистанционно (нам был магнитный ключ), я взял вручную открыл ящик, взял мороженое, расплатился с продавцом, потом пошел выкидывать пакет с мусором, однако возвращаясь я увидел, что ящик с мороженым открыт нараспашку. Пришлось мне его закрывать. Эта ситуация заставила меня осмыслить, как работает ящик с мороженым. Я раньше считал, что он закрывается автоматически.
Теперь же я понял, что автоматически он только снимается с магнитного ключа, а открывается и закрывается вручную.
Я обрел не только понимание работы это ящика, но новый жизненный опыт и знания. Я осознал, что недостаточно открыть ящик. Надо еще и закрыть его. Любое дело должно быть завершено.
Вот какой урок вынес я из этой дзенской ситуации. Мне свыше дали намек, что если ты уж начинаешь какое-либо дело, это дело должно быть закончено, а не брошено на полпути. Иначе оно выглядит нелепо и не приглядно. Также теперь я понимаю, что нет простых вещей. Уж куда проще устроен этот ящик. Но и простое часто таит в себе загадки и только на первый взгляд кажется простым.
Быть вечным учеником жизни – это и есть истинное дзен. Мы часто просто автоматически проживаем ее, так и не понимая ее смысл. Поэтому иногда нас заставляют тормознуть, мы зависаем, и начинаем задумываться, после чего часто обретаем новое понимание жизни.
Обсуждения Мое понимание Дзен